Утверждена
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П
(в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом"
от 27.04.2017 N 1/365-П)

ЕДИНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Назначение и область применения

1.1. Назначением Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций (далее - Антикоррупционная политика) является установление основных принципов противодействия коррупции, методологических подходов и инструментов, следование которым позволяет:

1) формировать регламентные, методические и организационные основы противодействия коррупции (в том числе Кодекс этики и служебного поведения работников Госкорпорации "Росатом" и иные локальные нормативные акты антикоррупционной направленности);

2) информировать организации атомной отрасли о правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

3) обеспечивать:

исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создавать условия, затрудняющие возможности коррупционного поведения и обеспечивающие снижение уровня коррупции;

соблюдение работниками Госкорпорации "Росатом" (далее - Корпорация) и ее организаций норм антикоррупционного поведения;

применение мер принуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.2. Антикоррупционная политика издана во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять консультационное и методическое обеспечение в сфере противодействия коррупционным и иным правонарушениям, в части, касающейся Корпорации.

1.3. Антикоррупционная политика является основой для разработки регламентирующих и методических документов любых групп процессов в части, обеспечивающей антикоррупционную направленность этих документов.

1.4. Антикоррупционная политика применяется при осуществлении Корпорацией и ее организациями планирования, регламентации, организации, контроля исполнения, выработки и принятия корректирующих мер и иных управляющих воздействий во всех операционных процессах, содержащих риски коррупционных или иных правонарушений, и распространяется на работников Корпорации вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

1.5. Пользователями Антикоррупционной политики являются все работники Госкорпорации "Росатом" и ее организаций.

2. Термины и сокращения

2.1. Антикоррупционной политикой новые термины не вводятся.

2.2. В Антикоррупционной политике используются следующие сокращения:

Сокращение
Расшифровка
Активы
ресурсы Корпорации и ее организаций, включая объекты гражданских прав (государственные бюджетные и собственные денежные средства Корпорации; инфраструктура и производственная среда в т.ч. ядерные установки и материалы; информация, в т.ч. составляющая государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну и т.д.)
Безопасность
отсутствие недопустимого (существенного) риска, связанного с возможностью нанесения ущерба - оптимальный баланс многих факторов, (включая поведение человека), позволяющий свести устранимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого (не существенного) уровня
Должностные лица
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организациях Корпорации
Защита активов
деятельность, направленная на противодействие коррупционным и иным правонарушениям
Иные правонарушения
действия (бездействие) и решения граждан, организаций и (или) их должностных лиц, препятствующие и (или) создающие угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в отношении их активов
Коррупция
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ)
Подразделения защиты активов
подразделения защиты активов управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов, организаций, входящих непосредственно в контур управления Корпорации, и подразделения защиты активов организаций, входящих в контур управления управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов
Предупреждение коррупции
деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений
Противодействие коррупции
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

3. Основные принципы антикоррупционной деятельности,
подходы к ее осуществлению, а также применяемые инструменты

3.1. Противодействие коррупции в Корпорации и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ:

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников, при этом не допускается установление в локальных нормативных актах Корпорации и (или) ее организаций требований к работникам об информировании работодателя или уполномоченных им лиц об обстоятельствах взаимодействия работников с правоохранительными и (или) иными органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими государственный (муниципальный) контроль (надзор);

2) законность (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений;

3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций - доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;

5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - участники операционных процессов (подпроцессов, процедур) при выявлении на любой стадии их реализации признаков коррупционных и (или) иных правонарушений информируют об этом подразделение защиты активов и (или) должностное лицо, определенное в качестве ответственного за противодействие коррупции, независимо от решения вопроса о дальнейшей реализации соответствующего процесса (подпроцесса, процедуры);

7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции - привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.

3.2. При осуществлении антикоррупционной деятельности в Корпорации и ее организациях применяются следующие методологические подходы:

1) системно-ситуационный подход - противодействие коррупции обеспечивается в ходе осуществления всех видов финансово-хозяйственной деятельности при участии в них, в установленном порядке, структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям;

2) ролевой подход - каждый участник, факт, объект организационной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в Корпорации, а также ее контрагенты одновременно рассматриваются в ролях субъекта и объекта безопасности, источника и объекта угрозы коррупционного и иного правонарушения;

3) риск-ориентированный подход - планирование и осуществление деятельности структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям, на основе анализа и оценки выявленных рисков, присущих операционным процессам, реализуемым в Корпорации, а также сосредоточение антикоррупционных усилий на объектах, ранее подвергавшихся коррупционному воздействию;

3.3. В противодействии коррупции Корпорацией и ее организациями используются следующие типовые инструменты:

1) моделирование угроз, вариантов их реализации, уязвимостей, используемых источниками угроз, возможных потерь и масштабов потенциального ущерба;

2) автоматизация процессов управления антикоррупционными процессами;

3) контроллинг (планирование, учет, анализ состояния и (или) уязвимости) активов Корпорации и (или) ее организации, а также подверженности работников коррупциогенным факторам (воздействиям), непрерывная оценка приемлемости выявленных рисков, вероятности, направлений и масштабов их реализации на базе сбора, анализа и обобщения соответствующей информации;

4) информирование, как выработка на основании результатов контроллинга предложений и проектов решений о применении управляющих и (или) корректирующих воздействий.

5) методология, как организационное, консультативное и методическое обеспечение по следующим (но не исключительно) вопросам:

соблюдение работниками Корпорации и ее организаций ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (далее - требования к служебному поведению);

консультативная помощь в применении на практике требований к служебному поведению;

правовое просвещение работников;

проведение служебных проверок;

проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками и гражданами, претендующими на замещение должностей в Корпорации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

подготовка, в том числе антикоррупционная экспертиза, проектов локальных нормативных и нормативных правовых актов, в том числе о противодействии коррупции;

взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

4. Структурные подразделения и должностные лица
Корпорации и организаций Корпорации, ответственные
за реализацию Антикоррупционной политики

4.1. Ответственность за реализацию Антикоррупционной политики (обеспечение следования ее принципам и подходам, применения инструментов) в Корпорации и ее организациях закрепляется за подразделениями и (или) должностными лицами, осуществляющими защиту активов, работу с персоналом, правовую работу при координирующей роли и (или) непосредственном участии структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за защиту активов.

5. Нормативные ссылки

5.1. Конституция Российской Федерации.

5.2. Федеральные законы:

а) от 25.12.2008 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

б) от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

в) от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

г) Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ).

5.3. Указы Президента Российской Федерации:

а) от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";

б) от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам";

в) от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции";

г) от 11.04.2014 N 226 "О национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции".

5.4. Постановления Правительства Российской Федерации:

а) от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

б) от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349-1 Трудового кодекса Российской Федерации";

в) от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению";

г) от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации".

5.5. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, изданные Минтруда России 08.11.2013.

6. Порядок внесения изменений в Антикоррупционную политику

6.1. Ответственным за актуализацию Антикоррупционной политики является Департамент защиты активов Корпорации.

6.2. Когда инициатором изменений выступает не Департамент защиты активов Корпорации, то инициатор внесения изменений представляет в Департамент защиты активов Корпорации обоснование практической целесообразности предлагаемых изменений.

6.3. Решение о целесообразности внесения изменений в Антикоррупционную политику принимает генеральный директор Корпорации по представлению заместителя генерального директора по безопасности Корпорации.

6.4. Проект изменений Антикоррупционной политики после оценки их целесообразности проходит процедуру согласования в соответствии с регламентирующими и методическими документами по процессу "Документационное обеспечение управления" группы процессов "Административное управление".

7. Контроль и ответственность работников за несоблюдение
требований Антикоррупционной политики

7.1. Работники Корпорации и ее организаций несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение локальных нормативных актов Корпорации и ее организаций, изданных в соответствии с Антикоррупционной политикой.

7.2. Руководители Корпорации и ее организаций несут персональную ответственность за несоблюдение соответственно в Корпорации и ее организациях принципов Антикоррупционной политики.

7.3. Контроль за соблюдением требований Антикоррупционной политики в Корпорации и ее организациях осуществляют Департамент защиты активов Корпорации, а также подразделения и (или) должностные лица организаций Корпорации, на которых возложены обязанности по противодействию коррупционным и иным правонарушениям.