ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРУДА

ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ ЗА ДИСПЛЕЯМИ

Рекомендации включают в себя вопросы организации труда и организации рабочего места операторов разного типа за дисплеями. При разработке настоящих Рекомендаций использованы результаты собственных исследований, отечественные и зарубежные литературные данные.

Основные разделы Рекомендаций предназначены для администрации ВЦ и подразделений, специалисты которых постоянно работают за видеотерминалами. Рекомендации по режимам труда и отдыха, организации отдыха, двигательной активности могут быть использованы непосредственно операторами.

1. Введение

В докладе на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса тов. Горбачев М.С. определил роль микроэлектроники, вычислительной техники, приборостроения, всей индустрии информатики как катализатора современного научно-технического прогресса, отметил их решающее влияние на эффективность средств труда, технологических систем во всех отраслях. Применение системы автоматизированного проектирования в конструкторских бюро резко повышает производительность труда и сокращает сроки проектирования. Но эффективность новой техники, влекущей за собой революционные перемены в производстве, зависит не только от наращивания выпуска, но и от умелого комплексного использования ее в народном хозяйстве.

В нашей стране до 1980 года среднегодовой прирост дисплейной техники составил 23%, на период 1984 - 1990 гг. он прогнозировался в размере 80%. Соответственно этому происходит рост численности операторов за видеотерминалами.

В процессе эксплуатации дисплейной техники проявляются проблемы организации труда операторов, организации их рабочего места, от чего существенно зависит эффективность их работы.

Анализ 35 терминалов вычислительных машин, выпускаемых в США, показал, что ни один из них не удовлетворяет современным требованиям эргономики.

В нашей стране эксплуатируются как отечественные, так и импортные видеотерминалы. Ими оснащаются дисплейные залы и отдельные рабочие места.

В настоящее время по отечественным и зарубежным данным каждый второй постоянно работающий за дисплеем жалуется на усталость глаз или зрительное напряжение, боли в спине, руках и голове. Связаны эти жалобы с неправильной установкой дисплеев, отблесками на экране, неудачным фоном, размерами и начертанием символов, блестящей клавиатурой, жестко связанной с экраном, неудобной позой, нерациональным режимом труда и отдыха.

Конструирование и изготовление дисплеев с учетом эргономических требований и рекомендаций, а также выбор видеотерминала в соответствии с решаемой задачей, с организацией конкретного рабочего места позволили бы обеспечить работу оператора за экраном без особых ограничений. Однако на практике чаще всего приходится иметь дело с приобретенным оборудованием, когда технические и технологические параметры уже реализованы.

Наиболее острой явилась проблема состояния зрительного аппарата и обеспечения его высокой работоспособности при зрительно-напряженных работах, которая потребовала формирования специального научно-практического направления - офтальмоэргономики.

В настоящее время во многих странах разрабатываются эргономические требования к дисплеям, рабочим местам, организации и режиму труда и отдыха операторов на основе экспериментальных исследований.

При разработке настоящих Рекомендаций использованы результаты собственных исследований, отечественные и зарубежные литературные данные. Исследования носили комплексный характер: изучался характер и содержание работы за дисплеями, ее количественные и качественные параметры, оценивалась работоспособность, рассчитывался показатель утомления, оценивалось состояние внимания, органов зрения, сердечно-сосудистой системы операторов, санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда. Исследованию подверглись операторы ввода информации за дисплеями фирмы Видеотон (ВНР), а также инженеры и научные сотрудники, реферировавшие литературные источники с использованием венгерского и советского оборудования.

Кроме того, была проведена экспертная оценка условий труда и состояния операторов за другим оборудованием и с другими производственными задачами: операторов за отечественными графическими дисплеями в системе САПР - раскладка на швейной фабрике, операторов справочно-информационной службы Аэрофлота, за рабочим местом французского производства и операторов - программистов ВЦ Союзвнештранса, работающих с финскими видеотерминалами.

Результаты исследований были обсуждены секцией эргономики Всесоюзной конференции "Методы и средства отображения информации в автоматизированных системах управления и проектирования" в 1981 г. в г. Киеве и секцией офтальмоэргономики школы - семинара "Проектирование, оценка и оптимизация функционирования систем "человек - техника" в 1985 г. в г. Севастополе.

Результаты исследований операторов ввода информации опубликованы.

Настоящие Рекомендации включают в себя вопросы организации труда и организации рабочего места операторов за дисплеями. Основные разделы Рекомендаций предназначены для администрации ВЦ и подразделений, специалисты которых постоянно работают за терминалами. Отдельные рекомендации с целью профилактики переутомления (режим труда и отдыха, организация отдыха, двигательной активности) могут быть использованы непосредственно операторами.

Разделы по организации рабочего места и санитарно-гигиеническим условиям труда применимы для операторов различного профиля: по вводу информации, программистов и пользователей.

Раздел по режимам труда и отдыха может быть использован с обязательным учетом нагрузки: временем работы за экраном, характером работы и видом видеотерминала. Для операторов ввода информации, инженеров и научных сотрудников, реферирующих литературу за экраном, на основе данных психофизиологических исследований приводится расчет общего времени на отдых исходя из 61 - 46% времени работы за дисплеем. Оно составляет 4 - 4,5% времени смены (не считая 2% на личные надобности). При увеличении времени работы за экраном видеотерминала и повышении его плотности время на отдых может быть увеличено до 12% времени смены.

Рекомендации предназначены научным и практическим работникам, занимающимся проблемами нормирования, организации и условий труда.

Рекомендации по организации рабочего места могут быть также полезны проектировщикам дисплейной техники.

Рекомендации одобрены секцией Ученого совета НИИ труда "Организация, нормирование и условия труда".

2. Условия труда операторов за дисплеями

Видеотерминалы могут быть представлены моно- и полиэкранами, базироваться на электроннолучевых трубках, жидких кристаллах и т.д.; подавать изображение буквенное, цифровое, графическое, двуцветное (позитивное и негативное), цветное и др.

При работе с ними человек осуществляет целый ряд функций, основными из которых являются: программирование, ввод информации, работа в диалоговом режиме.

Применение видеотерминалов существенно ускоряет решение многих народно-хозяйственных задач, расширяет возможности человека, вносит удобство в работу. Все это несомненно можно считать положительными моментами. Однако новые перспективные виды трудовой деятельности за дисплеями сопровождаются и негативными моментами: повышенной утомляемостью операторов, зрительным напряжением и др.

Практика эксплуатации различных автоматизированных систем с дисплеями порождает многочисленные вопросы, касающиеся количества и качества труда операторов за экранами, организации, охраны и условий их труда, их работоспособности и здоровья.

В отечественной и зарубежной литературе эти вопросы освещены пока еще не полностью. Выводы о последствиях работы за дисплеями часто противоречивы.

Одни исследователи констатируют наличие неблагоприятных для человека последствий. Другие, сравнивая состояние человека после работы за дисплеем и той же работы традиционными (додисплейными) способами, отмечают отсутствие существенных различий.

Среди неблагоприятных последствий, по литературным данным, первые места занимают симптомы зрительного напряжения и перенапряжения, усталости и болей в группах мышц, связанных с поддержанием вынужденной позы.

К другим негативным моментам авторы относят боязнь облучения, потери или серьезного нарушения зрения. Недостаточно психологически подготовленные к работе за дисплеями люди часто испытывают тревогу неправильными действиями испортить оборудование, опасение не справиться с выполнением задания т.п. Предполагается также прогрессирование ощущения социальной изоляции операторов.

Среди исследователей, отметивших негативные последствия, нет единого мнения при анализе причин. Одни из них считают это следствием самой работы за дисплеем. Другие приписывают изменения в состоянии человека другим факторам, главными из которых являются нарушения эргономических требований в организации рабочего места: свето- и цветорешения интерьера, блики на экране, близкое расположение экрана от глаз, неудобная рабочая поза и т.д., отсутствие рационального режима труда.

И действительно, различия в видах оборудования, характере выполняемых работ, организации труда и рабочего места, условиях труда вносят своеобразие в оценку возможных последствий постоянной работы за дисплеем.

Так или иначе, с одной стороны, объективно существует большое количество жалоб операторов, постоянно работающих за видеотерминалами, с другой, - запросы специалистов о том, как учесть человеческий фактор при разработке проектов организации труда вновь создаваемых служб.

Все это и обусловило актуальность разработки настоящих Рекомендаций, которые базируются на комплексном изучении условий труда операторов, их работоспособности и здоровья, эффективности их труда.

Психофизиологические исследования проводились в соответствии с методикой, принятой в НИИ труда и подробно изложенной в "Интегральной оценке работоспособности...".

Для оценки производственной нагрузки использовались данные о выработке и качестве выполнения заданий каждого оператора ввода информации, фотографии рабочего дня. О трудовой нагрузке инженеров и научных сотрудников за терминалами судили по данным самофотографий.

На рабочих местах операторов проводилась оценка санитарно - гигиенических и психофизиологических элементов условий труда.

Офтальмологические исследования того же контингента проведены по следующим показателям: ближайшей точки ясного видения, ближайшей точки конвергенции, времени восприятия последовательного контрастного образа. Результаты были использованы для комплексного анализа.

Результаты исследований подтвердили большое, хотя и различное, количество жалоб операторов дисплеев на общую усталость, зрительное напряжение, головную боль, усталость мышц рук и спины.

Было установлено несоблюдение требований санитарных норм СН 245-71 по площади и объему помещения на одного работающего; по температуре воздуха в помещении при работающей вентиляции, по уровню освещенности рабочих мест.

Отмечено несоответствие организации рабочих мест эргономическим требованиям. При этом случайная мебель обусловила вынужденную рабочую позу, произвольная расстановка оборудования привела к слепящему действию светопроемов, а также к большой разнице в освещенности документа и экрана.

Стремление в режиме труда и отдыха сократить время обеденного и регламентированных перерывов и увеличить тем самым свободное от работы время привело к такому зрительному перенапряжению, что операторы вынуждены были отказаться от чтения, просмотра телепередач и других занятий под контролем зрения, т.е. от полноценного использования "сэкономленного" времени.

Неполадки в работе информационной системы выражались не только в снижении эффективности труда операторов, но и в значительном изменении их эмоционального состояния в сторону возбуждения с вероятными осложнениями межличностных отношений и психологического климата коллектива.

Производственная нагрузка операторов ввода информации была следующей: в среднем за смену отрабатывалось 40000 символов, время работы за экраном составляло 61% времени смены, учет сложности осуществлялся по специально разработанной шкале с помощью коэффициентов, скорость обработки 10 символов у опытных операторов составляла 4 - 9 сек. Несмотря на то, что нормированные задания по количеству символов, как правило, выполнялись и перевыполнялись (сдельная оплата труда), надежность оператора, т.е. качество (безошибочность) его работы, была значительно ниже требуемого уровня.

У опытных операторов ввода из физиологических показателей к концу дня достоверно ухудшились только два: критическая частота мельканий (КЧМ) и статическая выносливость. Показатель утомления составил 30 отн. ед., что находится в диапазоне умеренных величин производственного утомления. Показатели гемодинамики практически не изменялись, состояние внимания несколько ухудшалось. Средняя величина усталости, по оценке самих операторов, составила 1,59 балла (1 - легкая, 2 - средняя усталость). К вечеру усталость не нарастала, к началу следующего дня практически исчезала. Отмечено большое количество жалоб на усталость глаз, резь, жжение, рябь в глазах, туман перед глазами, слезотечение, покраснение век и т.д. Эти симптомы сопровождались жалобами на снижение резкости видения, трудность сосредоточения внимания.

И показатель утомления, и величина усталости, и количество специфических симптомов - все эти показатели были связаны с величиной производственной нагрузки.

Из полученных данных следует, что при умеренном утомлении, оценке усталости до средней, позднем появлении усталости, сравнительно быстром снятии этого ощущения и небольшой доле работы за экраном яркая выраженность симптоматики зрительного напряжения и низкая надежность оператора ввода информации находятся в некотором противоречии. Поэтому потребовалось детальное объективное офтальмологическое исследование.

Результаты такого исследования по трем изученным показателям выявили лишь тенденцию к ухудшению, изменения по ним к концу дня оказались статистически не достоверны. Субъективные симптомы не подтвердились объективно.

Нагрузка при реферировании характеризовалась следующим образом: 46% рабочего времени занимала работа за экраном, все виды прямого ввода (без предварительной подготовки и подготовленного заранее материала) занимали 36,3% времени смены. На традиционное выполнение работ уходило около 50% времени смены. Специалисты выполняли следующие функции:

- разметку литературных материалов для последующей обработки: выбор зарубежных статей и индексирование для самостоятельного реферирования или отсылки внештатным референтам;

- реферирование литературного материала;

- подготовку к вводу в ЭВМ рефератов внештатных референтов, переводов (редактирование, индексирование);

- прямой ввод без предварительной подготовки иностранного или русского материала в систему для печати с помощью дисплея (при этом возможны варианты сложности);

- прямой ввод подготовленных материалов;

- чтение, разбор содержания и правку статей - рефератов, подготовленных машиной в виде распечатки;

- чтение и правку ксерокопий;

- чтение сигнальных экземпляров публикаций и составление списка опечаток;

- обработку запросов и некоторые другие.

Показатель утомления составил 38 отн. ед., т.е. несколько больше, чем у операторов ввода, однако, в том же умеренном диапазоне. Четыре основных физиологических показателя референтов достоверно ухудшались к концу рабочего дня. Артериальное давление и частота пульса имели тенденцию к повышению. Показатель внимания имел тенденцию к улучшению. Величина усталости составила 2,11 балла, т.е. несколько больше средней. К началу нового дня усталость часто не проходила. Число специфических жалоб было значительным, хотя и ниже, чем у операторов ввода информации.

Показатель утомления изменялся в соответствии с временем работы за экраном.

Результаты офтальмологического исследования показали, что изменения в зрительном аппарате к концу рабочего дня не достоверны.

Таким образом, проведенное исследование показало, что объективные показатели работоспособности, изменяющиеся в соответствии с изменением производственной нагрузки операторов разных типов за дисплеями, являлись адекватными, хотя и не лимитировали их деятельность.

Зрительное напряжение при работе за дисплеями в течение рабочего дня не вызывало достоверных ухудшений изученных офтальмологических показателей, т.е. не выявлено специфических изменений в рецепторном зрительном аппарате.

Показатели надежности (безошибочности) работы операторов ввода информации являются главными ограничителями деятельности. Они зависят от специфических субъективных ощущений.

Высокая оценка величины усталости и ее симптомов, особенно зрительных, большей частью связана с отмеченными недостатками в организации труда, с нарушениями санитарных норм, эргономических требований.

Соблюдение требований научной организации труда вызвало бы меньшие изменения как в объективных, так и в субъективных показателях работоспособности.

Это подтверждается результатами повторного обследования после внедрения мероприятий по совершенствованию условий труда и совпадает с заключениями других исследователей.

По мнению офтальмологов, период адаптации к этому виду работ занимает период от 1 до 3 лет. Повторный опрос операторов ввода информации через 3 года подтвердил это мнение практическим отсутствием жалоб.

Отечественная практика показала, что правильная психологическая подготовка будущих операторов к работе на новом оборудовании позволяет значительно снизить уровень тревожности, сократить период адаптации, повысив тем самым эффективность работы операторов дисплеев.

В связи с изложенным предлагаются следующие рекомендации.

3. Рекомендации

3.1. Рабочие места операторов дисплеев следует размещать в отдельных специально выделенных помещениях, отвечающих гигиеническим требованиям в отношении площади, условий естественного освещения и вентиляции.

3.2. Для работы за дисплеями более подходят помещения с северной, северо-восточной или северо-западной ориентацией светопроемов.

3.3. Площадь помещения должна соответствовать требованиям санитарных норм - не менее 4,5 кв. м на одного работающего. Объем производственного помещения на одного работающего должен быть не менее 15 куб. м (СН 245-71).

3.4. Рабочее место оператора состоит из стола с размещенным на нем экраном, клавиатурой и подставкой под документы, кресла, подставки для ног.

3.5. Размеры стола зависят от размеров экрана. Ориентировочные размеры: длина - 160 см, ширина - 90 см, общая площадь 1,44 кв. м. Высота стола должна регулироваться в соответствии с антропометрическими данными оператора в пределах 68 - 84 см.

3.6. Целесообразно расположение клавиатуры отдельно от экрана. Это обеспечивает выбор оптимального положения, высоты и наклона всех составляющих оборудования рабочего места оператора.

3.7. Экран должен находиться ниже уровня глаз прямо или с наклоном на оператора, для чего используется приспособление регулирования угла наклона по отношению к горизонту в 88 - 105 град. Подвижность экрана вокруг оси по вертикали должна составлять +/- 10 град. Угол зрения, при котором обеспечивается оптимальное различение символов на экране, находится в пределах 20 - 30 мин. Экран должен отстоять от глаз оператора на расстоянии 40 - 90 см. Оптимальное расстояние при высоте символов 2,5 мм - 50 см; при высоте символов 3 - 4 мм его можно увеличить до 80 см.

3.8. Документы должны читаться оператором с подвижной подставки, высота и наклон которой регулируются. Подставка должна находиться в одной плоскости и на одной высоте с экраном и наклоняться от 30 до 70 град. Наклон документа в 60 град. позволяет максимально сократить отблеск от него.

3.9. Рабочее кресло должно быть подвижно с тем, чтобы оператор мог периодически менять позу. Короткие подлокотники кресла должны обеспечивать положение рук чуть выше уровня стола.

3.10. Подставка для ног рекомендуется размерами 40 x 30 x 15 см с углом наклона 30 град., без перемещения по полу.

3.11. Для искусственного освещения помещения и рабочих мест операторов применяется система общего освещения с использованием люминесцентных ламп нейтрально белого или теплого белого света с индексом цветопередачи не менее 70 (R > или = 70).

3.12. Освещенность рабочих мест (в горизонтальной плоскости в зоне размещения клавиатуры и рабочих документов) должна быть в пределах от 300 до 500 лк.

3.13. На рабочем месте должно быть обеспечено соответствующее распределение яркости в поле зрения оператора. В рабочей зоне отношение яркостей поверхностей не должно превышать 3 : 1, а между рабочей поверхностью стола и окружающими поверхностями (стен, оборудования и т.п.) - 10 : 1.

Этого можно достигнуть правильным подбором коэффициентов отражения: клавиатура должна быть матового исполнения с коэффициентом отражения p = 0,4 - 0,6; поверхность стола также должна быть матовой с p < или = 0,5. Окружающие поверхности должны иметь следующие коэффициенты отражения: потолок 0,7 - 0,8; стены - 0,4 - 0,6; пол 0,3 - 0,5.

Выбор цветовой отделки помещения должен проводиться в соответствии с требованиями СН 181-70 и "Руководства по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий" (М.: Стройиздат, 1978 г.); окраске внутренних поверхностей следует придавать матовую фактуру.

3.14. Для освещения дисплейных залов применяются светильники с люминесцентными лампами. Выбор светильников должен проводиться с учетом возможности обеспечения на рабочем месте требуемой освещенности, а также исключения засветок экранов и бликов отражения на них.

С этой целью рекомендуется применять светильники типа УСП-5-2х40, УСП-35-2х40, ЛВ003-2х40-002 с непрозрачными боковыми стенками и перекрытые снизу рассеивателями из замутненного оргстекла или ПХВ пленки.

При использовании светильников с люминесцентными лампами необходимо принимать меры по ограничению пульсации освещенности в пределах до 10%.

3.15. Для исключения засветок экранов прямыми световыми потоками светильники общего освещения должны располагаться между рядами рабочих столов с достаточным боковым смещением, при этом линии светильников размещаются параллельно световым проемам.

3.16. С целью исключения на экранах дисплеев ярких пятен на рабочем месте не должно быть блестящих предметов больших размеров; одежда операторов должна быть по возможности темной; все предметы сзади оператора должны иметь низкую яркость (не более 40 кд/м2); при рядовом размещении оборудования нельзя допускать, чтобы дисплеи были повернуты экранами друг к другу, в случае, если это имеет место, необходимо между ними устанавливать перегородки.

3.17. Во избежание засветок экранов и снижения перепадов яркости в поле зрения при естественном освещении рабочие столы операторов нужно размещать дальше от окон и таким образом, чтобы оконные проемы находились сбоку от работающих, а естественный свет падал с левой стороны. Окна должны снабжаться светорассеивающими шторами (p = 0,5 - 0,7) или регулируемыми жалюзи. При южных ориентациях световых проемов наиболее эффективным средством для создания благоприятной световой среды в помещении и снижения теплового воздействия инсоляции является использование на окнах пленки с металлизированным покрытием.

3.18. При исправной аппаратуре излучение от видеотерминалов находится в пределах фона.

3.19. Работа дисплеев сопровождается выделением тепла. Для поддержания нормального микроклимата необходим достаточный объем вентиляции. Организация воздухообмена в помещении должна соответствовать требованиям СНиП 11-33-75 "Микроклиматические параметры" и ГОСТу 12.1.005-76 "ОСБТ. Воздух рабочей зоны".

3.20. Рабочее место за экраном практически бесшумное. Шум в дисплейных залах могут производить кондиционеры, телефонные звонки, печатные машинки. Уровни шума на рабочих местах операторов не должны превышать 50 дбА согласно ГОСТ 12.1.003-83 "Шум. Общие требования безопасности".

3.21. Режим труда и отдыха. Рассчитанное по показателю утомления операторов, занятых работой за экраном дисплея 46 - 61% времени смены, суммарное время на внутрисменный отдых должно быть продолжительностью 20 - 22 мин. Кроме того, 2% времени смены операторам должно отводиться на личные надобности. Выполнение операторами других функций в оставшееся время с физиологической точки зрения рассматривается как смена деятельности и играет положительную роль, профилактируя излишнее снижение работоспособности.

Согласно типовому режиму труда и отдыха общее время регламентированных перерывов предлагается распределить следующим образом: до работы - 7 мин. вводной гимнастики, два перерыва по 5 и 8 - 10 мин. во второй половине рабочего дня с интервалом 1,5 часа. Сигналы о перерывах могут подаваться ЭВМ через дисплеи.

3.22. Время регламентированных перерывов, часть обеденного перерыва, а также микропаузы целесообразно использовать для активного отдыха и глазной гимнастики по предлагаемой ниже схеме.

3.23. При более интенсивной работе за экраном или большей ее длительности (80% времени смены и более) время на отдых может быть увеличено до 12% времени смены. Из этого расчета предоставляются перерывы на отдых и общение по 5 - 10 мин. каждый час работы или 15 - 20 мин. каждые два часа работы.

3.24. Психологическая подготовка должна быть направлена на преодоление временных трудностей периода адаптации с целью его сокращения. Прежде всего необходимо повысить мотивацию к труду за видеотерминалом путем разъяснения более широких технических возможностей аппаратуры, повышения удобства работы, уменьшения трудоемкости отдельных операций по сравнению с традиционным их выполнением, а также по мере освоения оборудования.

Необходимо снять тревожность операторов по поводу ощущений социальной изоляции, а также боязни облучиться, потерять зрение, испортить оборудование, не справиться с задачей и т.п.

Целесообразно подчеркнуть необходимость предупреждения временной повышенной усталости глаз за счет рационального режима труда и отдыха и активного использования регламентированных перерывов и микропауз для специальных упражнений, снижающих зрительное и позное напряжение, восстанавливающих работоспособность.

3.25. Медицинский отбор операторов видеотерминалов и профосмотры должны проводиться в соответствии с Приказом Минздрава СССР N 700 от 19 июня 1984 г. (приложения 1, 3 п. 4.9).

3.26. Операторы, имеющие дефекты зрения, должны быть обследованы окулистом с целью подбора специальных очков, фокусное расстояние которых соответствует требованиям работы за дисплеями.

Приложение 1
к Временным рекомендациям
по совершенствованию условий труда
операторов за дисплеями

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Вариант 1 (длительность 3 - 5 мин.)

Исходное положение: сидя в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения совсем легко, без напряжения.

1. Взгляд направить влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо - и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить, чтобы не было задержки дыхания. Повторить от 1 до 10 раз.

3. Круговые движения глаз - от 1 до 10 кругов влево и вправо. Вначале быстрее, потом - как можно медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторить несколько раз.

Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз.

Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

6. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно, всего 10 раз в среднем темпе.

7. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин.). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

Вариант 2 (длительность 1 - 2 мин.)

1. При счете 1 - 2 фиксация глаз на близком (на расстоянии 15 - 20 см) объекте, при счете 3 - 7 взгляд переводится на дальний объект, при счете 8 взгляд снова переводится на ближний объект.

2. При неподвижной голове на счет 1 поворот глаз по вертикали вверх, при счете 2 - вниз, затем - снова вверх. Повторить 15 - 20 раз.

3. Закрыть глаза на 10 - 15 с., открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз), проделать несколько круговых движений глазами справа налево и обратно (5 раз). Свободно без напряжения направить взгляд вдаль.

Вариант 3 (длительность 2 - 2,5 мин.)

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении "сидя", откинувшись на спинку стула.

Смотреть прямо вперед перед собой в течение 2 - 3 с., затем на 3 - 4 с. опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 30 с.

Поднять глаза кверху, опустить их книзу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3 - 4 раза (длительность 8 с.).

Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движения против часовой стрелки. Повторить 3 - 4 раза (длительность 15 с.).

Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 с., открыть на 3 - 5 с. Повторить 4 - 5 раз (длительность 30 - 50 с.).

Приложение 2
к Временным рекомендациям
по совершенствованию условий
труда операторов за дисплеями

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В организации двигательной активности выделяются два направления. Первое из них обеспечивает общее повышение уровня физического развития, состояния здоровья, увеличение адаптационных возможностей организма. Условия для таких занятий и активного отдыха создаются на предприятиях, в учреждениях, в спортивных сооружениях, местах отдыха и т.д.

Сюда относятся занятия в спортивных секциях, в группах здоровья, группах физической подготовки, участие в соревнованиях, самостоятельные занятия по различным системам (К. Купер, 1975; Макеева Н.Н., Темкин И.Б., 1976; Микулин А.А., 1977 и др.). Средствами активного отдыха являются поезда здоровья, туристские походы и т.п.

Второе направление - специальная, тесно связанная с особенностями производственной деятельности производственная физическая культура.

В режиме труда и отдыха работникам операторского труда необходимо использовать целую систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, которая складывается из различного сочетания форм производственной гимнастики.

Система использования форм производственной
гимнастики для операторов за видеотерминалами

┌───┬───────────────────────┬────────┬───────────────────────────┐
│ N │ Формы производственной│Длитель-│ Основное назначение формы │
│п/п│       гимнастики      │ ность  │                           │
├───┼───────────────────────┼────────┼───────────────────────────┤
│ 1 │            2          │   3    │           4               │
├───┴───────────────────────┼────────┼───────────────────────────┤
│                           │        │                           │
│1. Вводная гимнастика      │ 7 мин. │Подготовка организма к вы- │
│                           │        │полнению определенной тру- │
│                           │        │довой деятельности, сокра- │
│                           │        │щение периода врабатывания │
│2. Физкультурная минутка   │ 1 - 2  │Снижение усталости мышц рук│
│   после двух часов работы │  мин.  │                           │
│3. Физкультурная минутка   │ 1 - 2  │Улучшение подвижности поз- │
│   после трех часов работы │  мин.  │воночника, увеличение кро- │
│                           │        │вообращения в области ниж- │
│                           │        │них конечностей и таза     │
│4. Профилактические приемы │0,5 - 1 │Отдых мышц рук, улучшение  │
│                           │  мин.  │осанки                     │
│5. Физкультурная минутка,  │ 1 - 2  │Снижение усталости мышц    │
│   спустя час после обеда  │  мин.  │рук и улучшение осанки     │
│6. Физкультурная пауза в   │ 5 - 7  │Снижение общего утомления, │
│   середине второй полови- │  мин.  │включение в активную дея-  │
│   ны рабочего дня         │        │тельность всех мышечных    │
│                           │        │групп, не принимающих      │
│                           │        │участия в рабочих опера-   │
│                           │        │циях                       │
│7. Физкультурная минутка   │ 2 - 3  │Снижение усталости мышц    │
│   за час до конца работы  │  мин.  │рук, шеи и спины, улучше-  │
│                           │        │ние кровообращения в об-   │
│                           │        │ласти таза и нижних ко-    │
│                           │        │нечностей                  │
└───────────────────────────┴────────┴───────────────────────────┘

Вводная гимнастика представляет собой комплекс физических упражнений, выполняемых в начале смены с целью сокращения периода врабатывания и быстрейшего достижения и поддержания высокой, устойчивой работоспособности на протяжении почти всей первой половины рабочей смены.

Схема комплекса вводной гимнастики

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (наклоны и повороты).

3. Упражнения общего воздействия (бег, прыжки, приседания).

4. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (наклоны с движением рук).

5. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (повороты с движением рук и ног).

6. Упражнения на точность движений.

7. Упражнения на координацию движений рук и ног.

8. Упражнения на внимание.

Физкультурная пауза представляет собой комплекс физических упражнений, выполняемых в процессе труда с целью срочного активного отдыха, поддержания работоспособности и ликвидации неблагоприятных влияний профессиональной деятельности, укрепления здоровья трудящихся.

Проводится физкультпауза в течение 5 - 7 минут один - два раза в смену во время регламентированных перерывов.

Схема комплекса физкультурной паузы

1. Упражнения в потягивании.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (повороты с движением рук и ног).

3. Упражнения для мышц туловища, рук и ног, более динамичное и широкое по амплитуде (наклоны, повороты с движением рук и ног).

4. Упражнения общего воздействия на организм (бег, прыжки, приседания и их комбинации).

5. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (повороты, наклоны, махи ногами).

6. Упражнения для расслабления мышц рук.

7. Упражнения на внимание или координацию движений.

Помимо регламентированных перерывов, в течение которых проводится вводная и производственная гимнастика (физкультурная пауза), для активного отдыха и восстановления работоспособности могут быть использованы микропаузы в работе, не входящие во время на отдых.

В это время проводятся индивидуально физкультурные минутки (3 - 5 раз в смену) и профилактические приемы (могут проводиться ежечасно).

При этом занимающийся самостоятельно определяет время для выполнения одной из форм активного отдыха, исходя из субъективных ощущений и производственных возможностей. Ценность этих форм производственной гимнастики заключается в том, что частое их применение (ежечасно) не требует специально выделенного времени.

Физкультурные минутки не имеют твердых схем подбора упражнений в комплексы. Они состоят из 2 - 3 физических упражнений (иногда используется самомассаж), которые подбираются с определенной целевой направленностью - снять утомление с мышц кисти, или плечевого пояса и шеи, или мышц спины, мышц ног и т.д. Исследования показали, что в данном случае их последовательность не имеет существенного значения для эффективности. И только в комплексе физкультурной минутки для снятия общего утомления рекомендуется первым давать упражнение на потягивание, а затем - упражнения для мышц туловища, рук и ног.

На работах, требующих напряжения зрения, рекомендуется, запрокинув голову назад, на 1 - 2 мин. закрыть глаза.

Если первые три формы по структуре представляют собой комплекс упражнений, то четвертая форма производственной гимнастики - профилактические приемы - это не комплекс, а отдельные приемы, используемые с определенной целью. С их помощью можно снять напряжение с мышц (расслабить мышцу потряхиванием, применить прием самомассажа), снизить возбудимость центральной нервной системы (умывание холодной водой, использование приемов психорегулирующей тренировки, расслабление) или повысить ее возбудимость в тех случаях, когда утомление проявляется в развитии тормозного процесса - сонное состояние, апатия и т.д. (динамические движения, силовые напряжения), нормализовать периферическое или мозговое кровообращение (самомассаж нижних и верхних конечностей, массаж шеи и плеч, изометрические напряжения мышц конечностей и др.).

Восстановительно-профилактическая гимнастика - комплекс, снимающий утомление с органов, систем, частей тела, несущих основную профессиональную нагрузку, способствующий интенсификации восстановительных процессов после работы. Восстановительная гимнастика является действенным профилактическим средством профессиональных заболеваний.

Занятия проводятся в течение 15 мин. сразу после работы индивидуально или с малыми группами. Если нет возможности проводить занятия непосредственно после работы, то следует рекомендовать индивидуальные занятия дома.

Средствами восстановления являются специальные физические упражнения преимущественно на расслабление в сочетании с гидропроцедурами, элементами самомассажа, аутотренинга и дыхательные упражнения.

Для получения положительного эффекта от всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающей как групповые, так и индивидуальные формы занятий, необходима широкая разъяснительная и агитационно-пропагандистская работа по правильному и целесообразному использованию средств физической культуры в режиме труда.

Ответственность за внедрение производственной гимнастики в режим труда и отдыха лежит на администрации предприятия или учреждения. Она возлагается приказом на заместителя руководителя, а при отсутствии заместителя - на начальника отдела или инженера по охране труда. Вся организационная работа по внедрению производственной гимнастики проводится инструкторами - методистами и работниками цеха здоровья (если такой имеется).

В масштабе предприятия в работе по организации производственной гимнастики принимают участие заместитель руководителя предприятия, учреждения, методический совет по производственной гимнастике, инструктор - методист, работники отделов ТБ и ОТ, службы НОТ, редакций многотиражки и радиовещания, медицинские работники, общественные организации (ФЗМК, Комитет ВЛКСМ, Совет физкультуры).

В масштабе структурного подразделения работу проводят начальник отделения, представители общественных организаций (профорг, комсорг, физорг), инструкторы - общественники.

Формы и средства физическое культуры общеоздоровительной направленности призваны обеспечить человеку - труженику рациональный двигательный режим, который позволит достигнуть и сохранить на долгие годы высокий уровень состояния здоровья, общей и профессиональной работоспособности.

Модель рационального двигательного режима приводится ниже.

Модель рационального двигательного режима

┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│      Характеристика      │               Женщины               │
│   двигательного режима   ├───────────────┬─────────────────────┤
│                          │   до 30 лет   │    старше 30 лет    │
├──────────────────────────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Объем двигательной актив- │               │                     │
│ности в часах в неделю    │  6 - 10 час.  │     2 - 6 час.      │
│                          │               │                     │
│Распределение недельного  │  5 - 6 раз +  │    2 - 3 раза +     │
│объема двигательной актив-│   6 - 7 раз   │     6 - 7 раз       │
│ности                     │   утренняя    │      утренняя       │
│                          │  гимнастика   │     гимнастика      │
│                          │               │                     │
│Количество видов занятий  │       4       │         2           │
│физическими упражнениями  │               │                     │
│                          │               │                     │
│Наиболее рациональные виды│Плавание. Лыжи.│Утренняя и производ- │
│занятий физическими упраж-│Спортивные     │ственная гимнастика +│
│нениями                   │игры.          │                     │
│                          │Активный отдых.│    один из видов    │
│                          │Утренняя и про-│(плавание, спортивные│
│                          │изводственная  │игры, активный отдых)│
│                          │гимнастика     │                     │
│                          │               │                     │
│Суммарная недельная ин-   │  4000 - 5000  │     4000 - 5000     │
│тенсивность               │     к/кал     │        к/кал        │
└──────────────────────────┴───────────────┴─────────────────────┘