VI. "Общемашиностроительные типовые нормы, нормативы численности и нормативы времени обслуживания для вспомогательных рабочих цехов основного и вспомогательного производства" (утв. постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 02.03.1979 N 73/5-4)
VI. МАШИНИСТЫ КРАНОВ (КРАНОВЩИКИ)
УКАЗАНИЯ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМАТИВАМИ ЧИСЛЕННОСТИ
Нормативы численности машинистов кранов (крановщиков), управляемых из кабины, приведены в карте 72.
При пользовании этими нормативами расчет численности крановщиков производится по следующим формулам:
Явочная численность :
,
где - норматив численности;
- количество кранов, управляемых из кабины.
Списочная численность :
,
где - коэффициент невыходов крановщиков.
Пример расчета численности машинистов кранов (крановщиков) по нормативам приводится далее. Численность машинистов железнодорожных кранов и их помощников определяется по соответствующим единым нормам (см. приложение к сборнику).
Пример расчета
Необходимо определить численность крановщиков в сборочном цехе предприятия.
Исходные данные. В пролетах цеха действуют во всех сменах шесть электромостовых кранов , коэффициент невыходов крановщиков
.
Расчет. По карте 72, поз. 1 определяем норматив численности крановщиков .
С учетом исходных данных определяем явочную численность крановщиков :
.
Затем - списочную численность :
.
Округлив расчетное значение до 1, получим число - 7 крановщиков.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Машинисты кранов (крановщики) обслуживают в цехах предприятия электрические мостовые краны.
Управление краном осуществляется из кабины.
Управление кранами с пола, а также стропление грузов в этом случае осуществляется основными производственными рабочими цеха, имеющими соответствующие права.
Показатели режима работы крана, определенные по рекомендациям ВНИИПТмаша, приводятся ниже.
─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────
Наименование и условное │Средний коэффициент использования крана
обозначение режима работы крана ├────────────────────┬────────────────────
│по грузоподъемности │ по времени работы
│ крана │ в течение суток
─────────────────────────────────┼────────────────────┼────────────────────
Легкий (Л) │ 0,4 │ 0,4
Средний (С) │ 0,65 │ 0,45
Тяжелый (Т) │ 0,9 │ 0,5
Весьма тяжелый (ВТ) │ 1,0 │ 0,65
─────────────────────────────────┴────────────────────┴────────────────────
Обслуживаемые крановщиками рабочие места (технологическое оборудование) участка (пролета) цеха расположены в порядке, обеспечивающем необходимый при передвижении крана обзор, а также видимость сигналов вызова крана, окончания застропки или расстропки грузов (деталей, узлов, изделий).
Опасные при перемещении грузов зоны на участке (в пролете) цеха окрашены в условные цвета, обозначены соответствующими знаками или огорожены.
Вызов крана производится по сигналу (движением руки или свистком) мастером участка или бригадиром производственной бригады. На отдельных предприятиях кран вызывается по телефону.
────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ МАШИНИСТОВ КРАНОВ│ Основное и вспомогательное
(крановщиков) │ производство
├──────────────────────────────────
│ Карта 72
────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────
Содержание работы
1. Приемка крана, опробование и периодическая смазка его основных
механизмов.
2. Подъем, перемещение и опускание грузов (включая заливку
расплавленного металла в формы) с помощью крана.
3. Передвижение крана к различным рабочим местам в пролете.
4. Сдача смены.
В состав рабочего времени крановщика также входят регламентированные
его перерывы в связи с ожиданием окончания застропки или расстропки
груза и вызова крана.
─────────┬───────────────────────────────────────────┬────────┬────────────
N │ Наименование вида кранов │ Режим │Численность
позиции │ │ работы │крановщиков
│ │ крана │в смену на
│ │ │ один кран
─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼────────────
1 │Мостовые электрические, управляемые из│ Все │ 1
│ кабины │ режимы │
─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼────────────
2 │Краны-штабелеры мостового типа, управляемые│ То же │ 1
│ из кабины │ │
─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼────────────
3 │Краны мостовые электрические; краны-│ " │ -
│ штабелеры, управляемые с пола; а также│ │
│ однобалочные, грейферные и прочие,│ │
│ управляемые с пола │ │
─────────┴───────────────────────────────────────────┴────────┴────────────
Примечания:
1. При определении явочной численности крановщиков следует иметь в виду, что норматив по поз. 3 не установлен, так как в этом случае краном управляет основной производственный рабочий.
2. В литейных, кузнечных и гальванических цехах, независимо от объема работ и загрузки крана, разрешается иметь одного крановщика в смену.
3. В случаях эпизодической загрузки нескольких кранов в одном цехе менее половины смены допускается обслуживание двух и более кранов.
