VI. МАШИНИСТЫ КРАНОВ (КРАНОВЩИКИ)

VI. МАШИНИСТЫ КРАНОВ (КРАНОВЩИКИ)

УКАЗАНИЯ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМАТИВАМИ ЧИСЛЕННОСТИ

Нормативы численности машинистов кранов (крановщиков), управляемых из кабины, приведены в карте 72.

При пользовании этими нормативами расчет численности крановщиков производится по следующим формулам:

Явочная численность :

,

где - норматив численности;

- количество кранов, управляемых из кабины.

Списочная численность :

,

где - коэффициент невыходов крановщиков.

Пример расчета численности машинистов кранов (крановщиков) по нормативам приводится далее. Численность машинистов железнодорожных кранов и их помощников определяется по соответствующим единым нормам (см. приложение к сборнику).

Пример расчета

Необходимо определить численность крановщиков в сборочном цехе предприятия.

Исходные данные. В пролетах цеха действуют во всех сменах шесть электромостовых кранов , коэффициент невыходов крановщиков .

Расчет. По карте 72, поз. 1 определяем норматив численности крановщиков .

С учетом исходных данных определяем явочную численность крановщиков :

.

Затем - списочную численность :

.

Округлив расчетное значение до 1, получим число - 7 крановщиков.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Машинисты кранов (крановщики) обслуживают в цехах предприятия электрические мостовые краны.

Управление краном осуществляется из кабины.

Управление кранами с пола, а также стропление грузов в этом случае осуществляется основными производственными рабочими цеха, имеющими соответствующие права.

Показатели режима работы крана, определенные по рекомендациям ВНИИПТмаша, приводятся ниже.

─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────
     Наименование и условное     │Средний коэффициент использования крана
 обозначение режима работы крана ├────────────────────┬────────────────────
                                 │по грузоподъемности │ по времени работы
                                 │       крана        │  в течение суток
─────────────────────────────────┼────────────────────┼────────────────────
 Легкий (Л)                      │        0,4         │        0,4
 Средний (С)                     │        0,65        │        0,45
 Тяжелый (Т)                     │        0,9         │        0,5
 Весьма тяжелый (ВТ)             │        1,0         │        0,65
─────────────────────────────────┴────────────────────┴────────────────────

Обслуживаемые крановщиками рабочие места (технологическое оборудование) участка (пролета) цеха расположены в порядке, обеспечивающем необходимый при передвижении крана обзор, а также видимость сигналов вызова крана, окончания застропки или расстропки грузов (деталей, узлов, изделий).

Опасные при перемещении грузов зоны на участке (в пролете) цеха окрашены в условные цвета, обозначены соответствующими знаками или огорожены.

Вызов крана производится по сигналу (движением руки или свистком) мастером участка или бригадиром производственной бригады. На отдельных предприятиях кран вызывается по телефону.

────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────
 НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ МАШИНИСТОВ КРАНОВ│    Основное и вспомогательное
              (крановщиков)             │           производство
                                        ├──────────────────────────────────
                                        │            Карта 72
────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────
                             Содержание работы

 1. Приемка  крана,  опробование  и   периодическая  смазка  его  основных
    механизмов.
 2. Подъем,   перемещение   и   опускание   грузов    (включая     заливку
    расплавленного металла в формы) с помощью крана.
 3. Передвижение крана к различным рабочим местам в пролете.
 4. Сдача смены.
    В состав рабочего времени крановщика также  входят  регламентированные
 его перерывы в связи  с  ожиданием  окончания  застропки  или  расстропки
 груза и вызова крана.

─────────┬───────────────────────────────────────────┬────────┬────────────
    N    │         Наименование вида кранов          │ Режим  │Численность
 позиции │                                           │ работы │крановщиков
         │                                           │ крана  │в смену на
         │                                           │        │ один кран
─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼────────────
    1    │Мостовые  электрические,   управляемые   из│  Все   │     1
         │ кабины                                    │ режимы │
─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼────────────
    2    │Краны-штабелеры мостового типа, управляемые│ То же  │     1
         │ из кабины                                 │        │
─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼────────────
    3    │Краны   мостовые   электрические;    краны-│    "   │     -
         │ штабелеры,  управляемые  с  пола; а  также│        │
         │ однобалочные,    грейферные   и    прочие,│        │
         │ управляемые с пола                        │        │
─────────┴───────────────────────────────────────────┴────────┴────────────

Примечания:

1. При определении явочной численности крановщиков следует иметь в виду, что норматив по поз. 3 не установлен, так как в этом случае краном управляет основной производственный рабочий.

2. В литейных, кузнечных и гальванических цехах, независимо от объема работ и загрузки крана, разрешается иметь одного крановщика в смену.

3. В случаях эпизодической загрузки нескольких кранов в одном цехе менее половины смены допускается обслуживание двух и более кранов.