8. Восстановление связи на первичных сетях при аварийных и чрезвычайных ситуациях

8. Восстановление связи на первичных сетях
при аварийных и чрезвычайных ситуациях

8.1. Организация работ по восстановлению связи при аварийных ситуациях

8.1.1. Настоящие рекомендации устанавливают порядок устранения аварий (аварийных состояний, отказов) технических средств на предприятиях первичных сетей.

8.1.2. Аварийное состояние линий передачи, линейных и сетевых трактов и каналов передачи определяет сменный персонал ЛАЦ (СТО-ИП) предприятий первичных сетей на основании сигналов аппаратуры, заявок вторичных сетей и других пользователей.

8.1.3. Восстановительные работы на первичных сетях при возникновении аварийных ситуаций организуются немедленно и в объемах, обеспечивающих восстановление действия трактов и каналов передачи в кратчайшие сроки, и проводятся беспрерывно до восстановления нормального режима функционирования первичных сетей независимо от времени суток, условий и других факторов.

8.1.4. После локализации конкретных аварийных состояний технических средств непосредственное руководство восстановительными работами осуществляет руководитель эксплуатационного предприятия первичной сети.

8.1.5. Аварийно - восстановительные работы на объектах и линиях передачи первичных сетей должны проводиться в соответствии с действующими инструкциями и руководствами по строительству и технической эксплуатации различных технических средств при строгом выполнении правил техники безопасности и настоящих Правил.

8.1.6. Восстановление узлов, линий передачи, трактов и каналов передачи при авариях технических средств первичных сетей производится в соответствии с рекомендациями раздела 13 книги 2 настоящих Правил. Порядок устранения аварий на кабельных и радиорелейных линиях передачи первичных сетей приведен соответственно в книге 3 и книге 4 (часть 1) настоящих Правил.

8.1.7. Для оперативного руководства аварийно - восстановительными работами и для помощи в их выполнении в срочном порядке должны быть организованы временные каналы служебной связи с местом производства работ. В зависимости от технических возможностей служебная связь может быть телефонной проводной, радиотелефонной или комбинированной.

8.1.8. Последовательность и расчетные сроки восстановительных работ различных технических средств первичных сетей регламентируются технологическими картами, которые разрабатываются на эксплуатационных предприятиях заблаговременно в плановом порядке в соответствии с алгоритмом устранения аварий для каждой линии передачи и утверждаются руководством ТЦМС, ОАО "Электросвязь" и др. В технологических картах на устранение аварий различных технических средств первичных сетей при нормировании времени выполнения отдельных операций по ликвидации аварий должны учитываться передовые методы труда, применение современных транспортных средств и механизмов, измерительных приборов и приспособлений.

8.1.9. Анализ аварий и отказов

8.1.9.1. После каждого случая аварии эксплуатационное предприятие первичной сети производит расследование причин и обстоятельств, вызвавших аварию. Расследование аварий производится комиссиями, состав которых определяется руководством предприятия. В процессе расследования необходимо:

- установить характер, причину и виновных в аварии;

- рассмотреть и оценить:

1) организацию работ предприятия первичной сети по устранению аварии;

2) оперативность действия технического персонала;

3) точность локализации места аварии;

4) эффективность используемых при устранении аварий приборов, механизмов и приспособлений;

5) эффективность профилактических мероприятий, направленных на предупреждение аварий (проведение технадзора за состоянием технических средств, плановых и контрольных измерений и т.п.);

6) обстоятельства, способствовавшие возникновению аварии;

- провести подробный анализ времени восстановления связей и наметить пути его сокращения;

- определить меры, исключающие возникновение подобных аварий в дальнейшем;

- привлечь к ответственности виновных.

8.1.9.2. С целью выявления недостатков и совершенствования методов эксплуатации технических средств все предприятия первичных сетей ежегодно должны:

- производить анализ всех отказов:

1) по типам технических средств;

2) по характеру и причинам;

3) по структуре времени простоя и времени восстановительных работ;

- рассчитывать основные показатели надежности;

- на основании произведенного анализа разрабатывать мероприятия по повышению эксплуатационной надежности технических средств.

8.1.10. На все случаи аварий технических средств на предприятиях первичных сетей должны составляться акты. Один экземпляр акта должен направляться дирекции соответствующего оператора первичной сети.

8.2. Организация работ по восстановлению связи при чрезвычайных ситуациях

8.2.1. При организации и проведении аварийно - спасательных, аварийно - восстановительных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) имеет право в приоритетном порядке использовать для связи и передачи информации тракты и каналы передачи первичных сетей.

Порядок взаимодействия органов МЧС России и Госкомсвязи России по вопросам организации связи в условиях ЧС определен Временным положением от 27/28.02.96 N 1232, утвержденным зам. министра МЧС России и зам. министра связи России.

8.2.2. Организация работ по восстановлению связи на СМП и ВзПС при ЧС проводится под общим руководством управления связи МЧС России и его региональных органов во взаимодействии с Комиссией по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Госкомсвязи России (КЧС Госкомсвязи России) и соответствующими региональными комиссиями при операторах связи. Положение о КЧС Госкомсвязи России утверждено и введено в действие Приказом Минсвязи России от 09.08.96 N 89.

8.2.3. КЧС Госкомсвязи России при организации работ по восстановлению связи при чрезвычайных ситуациях привлекает и использует информацию и оперативные возможности, которыми располагает группа анализа состояния сетей, создаваемая в рамках ГЦУМС ОАО "Ростелеком".

8.2.4. Постоянно действующим рабочим органом КЧС Госкомсвязи России является Управление по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям (УМПЧС) Госкомсвязи России, в состав которого входит ситуационный центр.

8.2.5. Централизованное управление организацией и восстановлением связи в ЧС осуществляет Национальный центр управления комплексом электросвязи (НЦУ КЭ), оперативно создаваемый на основе группы анализа, диспетчерской службы ГЦУМС и ситуационного центра Госкомсвязи России, а также групп (диспетчерских служб) управления главного центра управления вторичными сетями, центра управления спутниковой связи, центров управления связью федеральных министерств (ведомств) и др.

НЦУ КЭ должен взаимодействовать с соответствующими структурами НЦУ сетями стран, администрации связи которых входят в РСС, при проведении совместных мероприятий при ЧС.

Количество участников НЦУ КЭ определяется характером ЧС, его масштабами, продолжительностью и т.п.

8.2.6. Управление СМП и ВзПС в ЧС должно рассматриваться в общем процессе управления сетями электросвязи, входящими в ВСС России.

В целях обеспечения высокой готовности первичных сетей к функционированию в ЧС группа анализа ГЦУМС должна обеспечивать:

- подготовку схем организации связи по СМП и ВзПС во всех регионах страны;

- оперативный контроль за изменением состояния сетей операторов связи;

- анализ нарушений в работе сетей;

- контроль за ходом восстановления связей при повседневной эксплуатации СМП и ВзПС;

- контроль трафика и планирование мероприятий, направленных на устранение избыточного трафика в предвиденных ситуациях;

- разработку предложений по подготовке обходных путей для ввода их в ЧС;

- контроль наличия стационарных резервных средств связи и готовности их к использованию для быстрого ввода в ЧС;

- сбор и анализ данных о работе первичных сетей и их элементов для возможного использования при ЧС. Подготовка предложений по повышению надежности, качества работы и эффективности использования средств связи;

- защиту информации от потерь и несанкционированного доступа.

8.2.7. В функции ситуационного центра входят:

- непрерывное оперативное взаимодействие с КЧС организаций связи;

- формирование баз данных о силах и средствах связи в организациях связи, наличии и состоянии аварийно - восстановительного резерва;

- организация автоматизированного обмена информацией по чрезвычайным ситуациям с взаимодействующими организациями;

- сбор оперативной информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, анализ обстановки в районах ЧС и выполнения задач силами и средствами организаций связи и взаимодействующих органов "Российской системы по предупреждению и ликвидации ЧС", своевременное доведение до руководства Госкомсвязи России информации о чрезвычайных ситуациях для принятия мер;

- составление картографической информации о состоянии связи в районах возникновения ЧС, причиненном ущербе, силах и средствах, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, и ходе выполнения намечаемых с этой целью мер и работ;

- оценка степени разрушения объектов связи в зонах ЧС, выбор сил и средств, привлечение которых в конкретной ситуации наиболее целесообразно для быстрейшего восстановления выведенных из строя средств связи;

- оперативная выдача необходимой текущей информации о состоянии систем связи на территории Российской Федерации, нарушениях в их работе, принимаемых мерах по восстановлению и их результатам;

- автоматизированная обработка поступающей информации с целью прогнозирования и оценки обстановки в случае чрезвычайных ситуаций, изучение и анализ характера ЧС, определение мер по их предупреждению и повышению живучести средств связи.

8.2.8. Региональное управление организацией и восстановлением связи в ЧС осуществляет региональный центр управления (РЦУЧС), оперативно создаваемый на основе диспетчерской службы ТЦМС (АО "Электросвязь"), а также диспетчерских групп операторов связи. РЦУЧС обеспечивает организацию и восстановление связи на своей территории самостоятельно или в зависимости от ситуации с привлечением сил и средств НЦУ КЭ.

8.2.9. На РЦУЧС должно возлагаться решение задач, аналогичных группе анализа ГЦУМС, кроме вопросов взаимодействия по линии РСС.

8.2.10. Для оперативного решения вопросов, связанных с организацией связи в ЧС, на СМП и ВзПС должны быть созданы сети служебной связи между ГЦУМС, РЦУЧС и ведомствами, участвующими в ликвидации последствий ЧС.

8.2.11. Для повышения надежности и живучести систем управления СМП и ВзПС при ЧС должно предусматриваться создание как основных, так и запасных пунктов управления, дополнительных каналов связи.

Кроме того, в случае необходимости должно обеспечиваться децентрализованное управление первичными сетями в пределах регионов.

8.2.12. В каналах оперативно - технологической связи должен быть обеспечен уровень защиты информации, соответствующий ее статусу и определенный требованиями нормативных документов.

8.2.13. Технические средства пунктов управления должны стыковаться между собой физически (по входным и выходным интерфейсам), программно (должны применяться единые стандартные протоколы обмена в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серий М, X, G) и информационно (объекты информационного контроля должны иметь единые наименования, классификацию и признаки технического состояния).

Базы данных ГЦУМС, ситуационного центра и РЦУЧС должны быть защищены от несанкционированного доступа путем использования сертифицированной подсистемы разграничения доступа.

Порядок и условия взаимодействия органов управления первичными сетями в ЧС определены соответствующими документами.

8.2.14. Порядок восстановления различных видов технических средств СМП и ВзПС при ЧС аналогичен проведению соответствующих работ при аварийных ситуациях.