5. Отпуск нефтепродуктов нефтебазами и наливными пунктами (станциями)

5. Отпуск нефтепродуктов нефтебазами и наливными
пунктами (станциями)

Отгрузка нефтепродуктов железнодорожным транспортом

5.1. Нефтепродукты перевозятся в железнодорожных цистернах, бункерных полувагонах, а расфасованные в тару - в крытых вагонах в соответствии с ГОСТ 1510-84.

Для перевозки нефтепродуктов используются железнодорожные цистерны:

- с универсальным сливным прибором (трафареты "Бензин - нефть", "Мазут"), а также 4- и 8-осные цистерны грузоподъемностью 60, 90, 120 тонн (трафарет "Бензин");

- с верхним сливом (трафарет "Бензин");

- со сливным прибором старой конструкции (трафарет "Нефть").

В цистернах, имеющих трафарет "Бензин", разрешается перевозить только светлые нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и др.

5.2. Цистерны, бункерные полувагоны и крытые вагоны под налив и погрузку нефтепродуктов подготавливаются согласно ГОСТ 1510-84 железной дорогой за свой счет. Пригодность их к перевозке нефтепродуктов в коммерческом отношении определяется отправителем, который несет ответственность за сохранность качества нефтепродуктов.

5.3. Нефтепродукты наливаются в железнодорожные цистерны до уровня наполнения, предусмотренного "Правилами перевозок грузов" МПС, не допуская перелива.

Для сокращения потерь светлых нефтепродуктов от испарений в процессе налива и во избежание образования пены и зарядов статического электричества верхний налив в цистерны необходимо проводить по рукавам (трубам), доходящим до дна цистерны.

5.4. Нефтепродукты отгружаются маршрутами, отдельными партиями и одиночными цистернами.

Масса нефтепродуктов в каждой цистерне, а также масса нефтепродуктов, расфасованных в бочки, бидоны и другую тару при отпуске в крытых вагонах или контейнерах, определяется грузоотправителем. Тара должна иметь маркировку по ГОСТ 1510-84 с указанием массы брутто и нетто, наименования нефтепродукта и т.д.

5.5. На расфасованный нефтепродукт грузоотправителем составляется спецификация и вместе с паспортом качества прикладывается к железнодорожной накладной.

5.6. После окончания налива и определения массы налитого (погруженного) нефтепродукта железнодорожные цистерны (вагоны) пломбируются пломбами грузоотправителя.

5.7. При определении массы нефтепродуктов объемно-массовым методом грузоотправитель указывает в накладной тип цистерн, полное наименование и марку нефтепродукта, плотность при температуре измерения уровня, уровень (или объем), процент содержания воды и массу в каждой цистерне.

При определении массы нефтепродуктов взвешиванием одиночных цистерн или груженого состава в накладной указывается полное наименование и марка нефтепродуктов в каждой цистерне или суммарная масса нефтепродукта одной марки в нескольких цистернах.

5.8. При перевозках нефтепродуктов маршрутами и группами цистерн по одной железнодорожной накладной паспорт качества должен быть приложен в количестве не менее 5 экз., которые могут быть использованы в случаях отцепки цистерн по технической неисправности или другим причинам.

При отгрузках маршрутами авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей паспорта качества должны быть приложены на каждую цистерну.

При отгрузке нефтепродуктов на распылительные пункты паспорта качества должны быть приложены на каждую цистерну.

5.9. На каждый наливной маршрут цистерн составляется ведомость налива и отгрузки нефтепродуктов формы N 18-НП (Приложение 8), которая вместе с приложенными квитанциями передается в бухгалтерию и служит основанием для расчетов с покупателями и списания нефтепродуктов с подсчета материально ответственных лиц. Ведомость подписывается руководством предприятия и работником, на которого возложены обязанности по ее составлению.

Отгрузка нефтепродуктов водным транспортом

5.10. Судно должно подаваться под погрузку в технически исправном состоянии, подготовленным в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-76.

5.11. Перед погрузкой представители нефтебазы и пароходства совместно измеряют остаток нефтепродукта в танках судна, на что составляется акт формы ГУ-36.

5.12. Масса нефтепродуктов при наливе судов определяется грузоотправителем.

5.13. Капитан (шкипер) нефтеналивного судна, прибывшего под погрузку, должен представить акт N 2 формы ГУ-36 на остаток нефтепродукта. Представитель нефтебазы с участием представителя пароходства должен сверить фактическое наличие с данными по акту N 2. При превышении допустимого по ГОСТу 1510-84 остатка необходимо потребовать от пароходства подготовки судна в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84.

5.14. В случае определения массы нефтепродукта при погрузке по измерениям в судне пробы отбираются из судна согласно требованиям ГОСТ 2517-80.

Из отобранных проб составляется средняя и разливается в три (при экспорте - в пять) бутылки, на которые наклеиваются этикетки формы N 19-НП (Приложение 9) за подписью представителей нефтебазы и пароходства.

Одна бутылка с пробой предназначается для анализа при приеме-сдаче, вторая за печатью пароходства передается для хранения (на случай арбитражного анализа) в лабораторию нефтебазы, а третья за печатью нефтебазы вручается капитану (шкиперу) судна для передачи грузополучателю.

В случае определения массы нефтепродукта при погрузке по измерениям в береговых резервуарах пробы отбираются из резервуаров по ГОСТ 2517-80.

5.15. Танки нефтеналивных судов после погрузки в каждом отдельном случае пломбируются по согласованию между грузоотправителем и пароходством.

5.16. Нефтегрузы оформляются:

при речных перевозках - документами формы ГУ-9, которые состоят из накладной, дорожной ведомости, квитанции, копии дорожной ведомости и корешка дорожной ведомости;

при морских перевозках - коносаментом формы КСр-7, таймщитом формы Э-16 и накладной.

Данные об измерениях нефтепродуктов в резервуарах и танках судна до и после погрузки указываются в накладной формы ГУ-9 или акте формы КСР-7 с указанием способа измерений.

К перечисленным документам прикладывается паспорт качества погруженного нефтепродукта и капитанская проба, которая вручается капитану (шкиперу) судна.

5.17. Если нефтепродукт адресуется двум или нескольким грузополучателям одного управления или госкомнефтепродукта союзной республики, то такую перевозку оформляют одним комплектом документов. При этом в графе "Пункт назначения" указывают дальний (конечный) пункт назначения, а массу нефтепродукта по каждому пункту назначения указывают на свободном поле документа и заверяют подписью грузоотправителя.

Отпуск нефтепродуктов автомобильным транспортом

5.18. Нефтебазы отпускают нефтепродукты потребителям в строгом соответствии с выделенными фондами по нарядам на поставку нефтепродуктов, поступающих от территориальных (областных) управлений или госкомнефтепродуктов союзных республик.

5.19. Наряд предназначен для поставки выделенных фондов на нефтепродукты прикрепленным потребителям.

5.20. На основании наряда каждому потребителю открывается карточка учета исполнения договора (наряда, заказа) формы N 20-НП (Приложение 10), в которой отражается масса отпущенных нефтепродуктов и все изменения по фондам.

Данные о поставке нефтепродуктов заносятся в карточку на основании товарно-транспортных накладных или накладной на отпуск талонов на нефтепродукты по форме N 2-НП.

5.21. В том случае, когда потребитель представляет нефтебазе заказ на централизованную доставку нефтепродуктов в течение месяца (с разбивкой по декадам и дням), составляется форма N 21-НП (Приложение 11), на основании которой нефтебаза составляет график отгрузки нефтепродуктов.

5.22. Ежедневно на основании графика отгрузки составляется суточный приказ на доставку нефтепродуктов по форме N 22-НП (Приложение 12).

Суточный приказ составляется в двух экземплярах работником нефтебазы и передается в фондовую группу для отметки о наличии у потребителей фондов. Один экземпляр передается для выписки товарно-транспортной накладной, а второй - остается в фондовой группе для контроля.

После отгрузки нефтепродуктов в суточном приказе проставляются номера товарно-транспортных накладных и масса фактической отгрузки за день.

5.23. Нефтепродукты потребителям доставляются централизованно или самовывозом.

5.24. Автоцистерны с нефтепродуктами должны пломбироваться нефтебазой в соответствии с действующими правилами перевозок (по ГОСТ 1510-84), за исключением тех случаев, когда нефтепродукты вывозятся автотранспортом получателя (самовывозом). При этом пломбированию подлежат автоцистерны, в которых перевозятся автобензин марок А-76, АИ-93 и А-98.

5.25. Нефтебазы по согласованию с потребителем и с разрешения своей вышестоящей организации, могут производить поставку нефтепродуктов в счет выделенных фондов с других нефтебаз своего управления. На такую поставку нефтебаза-фондодержатель выдает направление на отгрузку нефтепродуктов по форме N 23-НП (Приложение 13) в двух экземплярах. Первый экземпляр направления служит основанием для выдачи потребителю соответствующих нефтепродуктов и внутрисистемных расчетов, а второй - для расчетов за автоперевозки между потребителем и нефтебазой-фондодержателем.

5.26. По требованию потребителя может проводиться выборочное контрольное взвешивание расфасованных нефтепродуктов. При отсутствии расхождений в измерении массы брутто с указанной на таре масса нефтепродукта определяется по трафарету тары.

5.27. Нефтепродукты отпускаются в технически исправную тару потребителей (самовывозом) по предъявлении ими доверенности и свидетельства территориального органа Госстандарта.