ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПИСЬМО
от 9 января 1997 г. N АР-19/74
ОБ УЧАСТИИ КОМИТЕТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В УЧРЕЖДЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
В связи с многочисленными запросами комитетов по управлению имуществом о возможности их участия в учреждении хозяйственных обществ и в соответствии с Планом мероприятий по рассмотрению Госкомимуществом России предложений, высказанных руководителями комитетов на совещании 4 - 5 ноября 1996 года (п. 3), сообщаем, что статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" государственным органам, в том числе комитетам по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, и органам местного самоуправления, в том числе комитетам по управлению имуществом муниципальных образований, запрещено выступать участниками, в том числе учредителями, хозяйственных обществ (акционерных обществ, обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и вкладчиками в товариществах на вере). При этом не имеет значения состав участников такого общества (например, наличие иностранного капитала).
Исключение из этого правила составляют только случаи учреждения комитетами по управлению государственным имуществом акционерных обществ в процессе приватизации в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации.
Вместе с тем статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что от имени соответствующих образований осуществляют имущественные права органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На уровне Российской Федерации полномочиями по управлению федеральной собственностью в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации наделено Правительство Российской Федерации. Таким образом, участником (учредителем) хозяйственных обществ, созданных не в процессе приватизации, с внесением в качестве вклада федеральной собственности от имени Российской Федерации может выступать Правительство Российской Федерации. Госкомимущество России либо другой, определенный Правительством орган, может выступать в качестве учредителя (участника) такого общества лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации по их специальному поручению от имени Российской Федерации.
На уровне субъекта Российской Федерации его Конституцией (Уставом) либо законом должен быть определен орган государственной власти, наделенный полномочиями по управлению собственностью субъекта (Администрация, Правительство и др.). Такой орган в порядке, установленном нормативными актами субъекта, может дать специальное поручение комитету по управлению государственным имуществом области выступить учредителем (участником) хозяйственного общества от имени соответствующего субъекта Российской Федерации.
Аналогичный порядок принятия подобных решений должен существовать при учреждении хозяйственных обществ от имени муниципальных образований.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 разъяснено, что, если хозяйственное общество (товарищество) создано и зарегистрировано до 08.12.94 (до введения в действие гл. IV Гражданского кодекса Российской Федерации) и его учредителем выступал государственный орган, орган местного самоуправления, то после введения Кодекса в действие, учредителем (участником) признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в зависимости от принадлежности собственности, внесенной в качестве вклада.
По мнению Госкомимущества России, замена учредителя (участника) хозяйственных обществ осуществляется в следующем порядке: орган государственной власти, уполномоченный выступать в имущественных отношениях от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования), например, Администрация, издает соответствующий акт, в котором объявляет о замене учредителя (участника) хозяйственного общества на соответствующий субъект Федерации, а также определяет орган, который впредь будет представлять соответствующий субъект Российской Федерации в данном хозяйственном обществе. Данный документ будет являться основанием к внесению изменений в реестр акционеров акционерного общества.
А.Р.КОХ