Приложение 2. МЕЖРЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

Приложение 2

МЕЖРЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

Межреспубликанская программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее по тексту - Межреспубликанская программа), разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", определяет цели и устанавливает особенности предоставления льгот и проведения приватизации, а также ограничения исходя из возможности приватизации объектов и предприятий, расположенных в данном регионе.

Межреспубликанская программа является неотъемлемой частью государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и дополняет ее в части создания системы мер, учитывающих региональные особенности осуществления приватизации на Крайнем Севере и приравненных к ним местностям.

1. Положения Межреспубликанской программы распространяются на государственные и муниципальные предприятия, находящиеся на следующих территориях:

Республика Алтай - Кош-Агачский и Улаганский районы;

Республика Бурятия - г. Северобайкальск; Баргузинский, Баунтовский, Курумканский, Окинский, Муйский и Северо-Байкальский районы;

Республика Коми;

Республика Карелия - г. Костомукша, г. Петрозаводск, г. Сортавала; Беломорский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоузский, Калевальский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский районы;

Республика Саха (Якутия);

Республика Тыва - Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы; территория Шинаанской сельской администрации; Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский, Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тео-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский районы; г. Кызыл.

Красноярский край - гг. Игарка, Лесосибирск, Норильск, Енисейск; Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский районы; Эвенкийский автономный округ;

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ;

Приморский край - г. Дальнегорск; Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский районы; рабочий поселок Восток; Богуславецкий, Вострецовский, Дальне-Кутский, Измалихинский, Мельничный, Рощинский, Таежненский сельсоветы Красноармейского района;

Хабаровский край - гг. Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань; Аяно-Майский, Охотский, Ваненский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, им. Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Туруро - Чумиканский, Ульчский, Амурский районы, в том числе рабочий поселок Эльбан; Вознесенский, Паалинский, Ачанский, Джуенский, Альминский сельсоветы;

Чукотский автономный округ;

Ненецкий автономный округ;

Амурская область - гг. Тында, Зея; Зейский, Селенджинский, Тындинский районы;

Архангельская область;

Иркутская область - гг. Братск, Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут; Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть - Кутский районы;

Камчатская область;

Магаданская область;

Мурманская область;

Пермская область - Гайнский, Косинский, Кочевский районы;

Коми-Пермяцкий автономный округ;

Сахалинская область;

Томская область - гг. Кедровый, Колпашево, Стрежевой; Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский, Чаинский районы;

Тюменская область - Уватский район;

Ямало-Ненецкий автономный округ;

Ханты-Мансийский автономный округ;

Читинская область - Каларский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокочинский районы;

все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей.

Требования, установленные настоящей Межреспубликанской программой, обязательны для исполнения органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территориях, указанных в настоящем пункте.

Вопросы приватизации объектов собственности, не определенные настоящей Межреспубликанской программой, регламентируются Программой, Основными положениями и местными программами приватизации, принятыми в соответствии с ними.

2. Особенности целей приватизации

Наряду с главными целями приватизации в Российской Федерации, указанными в разделе 1 Основных положений, дополнительными целями приватизации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются:

достижение рационального сочетания традиционного хозяйственного комплекса народов Севера и индустриальных производств;

содействие рациональной занятости населения и социальному развитию регионов;

создание реальных условий для осуществления реализации права

собственности населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также общинно-хозяйственных коллективов, предприятий и отдельных лиц из числа малочисленных народов Севера.

3. Дополнительные ограничения на приватизацию

3.1. Запрещается приватизация объектов и предприятий культуры, физической культуры и спорта, расположенных в арктической зоне Крайнего Севера, местах расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, старательских поселках.

3.2. При приватизации предприятий, организаций и их структурных подразделений, находящихся на балансе предприятий, осуществляющих работы вахтово-экспедиционным методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая предприятия грузового автотранспорта, а также предприятия, осуществляющие грузовые перевозки вахтово-экспедиционным методом, решение о приватизации принимается непосредственно Госкомимуществом России на основе заключения Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике и соответствующего федерального органа исполнительной власти.

3.3. Участие иностранных инвесторов в приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких предприятий промышленности, строительства и автомобильного транспорта (с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1994 года до 20 млн. рублей) допускается только по решению органов местного самоуправления, а в местах проживания малочисленных народов Севера, по согласованию с региональными ассоциациями малочисленных народов Севера.

Решение о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов принимается Правительством Российской Федерации или высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в зависимости от вида собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов и предприятий.

3.4. Решение о приватизации объектов и предприятий традиционного хозяйственного комплекса народов Севера принимается по согласованию с региональными ассоциациями малочисленных народов Севера и представителями коллективов малочисленных народов Севера.

Под объектами и предприятиями традиционного хозяйственного комплекса народов Севера понимаются предприятия, на которых не менее половины членов трудового коллектива принадлежит к малочисленным этническим общностям, относящимся к коренному населению данной территории, расположенные в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера и использующие в качестве исходного сырья для производства продукции побочные продукты традиционных промыслов (оленеводства, охоты, добычи рыбы и морского зверя, сбора дикоросов), а также объекты производственной инфраструктуры, обслуживающие данные предприятия, в том числе предприятия по переработке и хранению оленьих кож, пантов, субпродуктов, переработке рыбы, морского зверя и морепродуктов, предприятия и мастерские по выделке оленьих шкур, обработке и изготовлению изделий из пушнины, предприятия по изготовлению изделий народных художественных и кустарных промыслов, пошиву меховой одежды, обуви, по заготовке сырья для изготовления медикобиологических препаратов.

4. (Утратил силу)

5. Особенности выбора способа приватизации

При определении способа приватизации учитываются:

размер предприятия (среднесписочная численность работающих и балансовая стоимость основных фондов), его социально - экономическое значение для решения задач общероссийского характера и данной территории;

отраслевые особенности приватизируемого предприятия; целесообразность сохранения профиля предприятия; экологическая обстановка в зоне деятельности предприятия; монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по отношению к потребителям их товаров и услуг, а также к поставщикам материальных ресурсов;

потребность в инвестициях, в том числе иностранных;

мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия;

мнение региональных ассоциаций малочисленных народов Севера и представителей хозяйственных коллективов малочисленных народов Севера, если объекты приватизации непосредственно размещены в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

6. Дополнительные способы приватизации

6.1. При приватизации предприятий традиционного хозяйственного комплекса народов Севера (с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1994 г. свыше 20 млн. рублей) путем их преобразования в акционерные общества открытого типа всем членам трудового коллектива предоставляется право безвозмездного получения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 50 процентов от величины уставного капитала. Эти акции распределяются среди членов трудового коллектива по решению его собрания (конференции).

Остальные акции продаются в порядке, предусмотренном пунктом 5.4 Методических рекомендаций (пункт 3.4 Основных положений) с учетом особенностей, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Фонд акционирования работников предприятия в данном случае не образуется.

6.2. При приватизации предприятий традиционного хозяйственного комплекса народов Севера (с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1994 г. менее 20 млн. рублей) товариществу, созданному не менее чем половиной от общего числа работников, предоставляется право на приобретение предприятия по остаточной балансовой стоимости в течение трех месяцев после утверждения плана приватизации данного предприятия.

В случае отказа работников предприятия приватизация осуществляется на аукционе или на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.3 (Утратил силу)

6.4. При приватизации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, расположенных в отдельных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в соответствии с разработанным Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политики и согласованным с Госкомимуществом России списком), разрешается по решению соответствующих комитетов по управлению имуществом их продажа на конкурсах, обязательными условиями которых являются: сохранение в течение трех лет уровня реализации конкретных видов товаров, работ, услуг с учетом имеющегося спроса; запрещение перерывов в работе приватизируемого объекта в течение более двух месяцев после купли - продажи и (или) суммарно в течение шести месяцев календарного месяца; согласование изменений графика работы приватизируемого объекта в сторону сокращения в местной администрации; а также выполнение покупателем одного из следующих условий:

недопущения снижения объемов производства (реализации) товаров, работ, услуг (в пределах имеющегося спроса);

соблюдение установленных экологических нормативов, а также восстановление нарушенного состояния окружающей среды;

финансирование строительства природоохранных объектов и объектов социальной сферы;

сохранение числа рабочих мест, в том числе резервирование рабочих мест для представителей малочисленных народов Севера;

необходимые объемы инвестиций в развитие производства.

6.5. Приватизация законсервированных объектов и законсервированных предприятий добывающей промышленности осуществляется исключительно на инвестиционных конкурсах со скидкой в размере 50 процентов с соблюдением обязательных условий инвестиций в природоохранные работы и в расконсервирование предприятий в течение шести месяцев с момента приобретения права собственности.

6.6. Приватизация предприятий, признанных экологически опасными, проводится только на коммерческом или инвестиционном конкурсе с обязательным условием инвестирования в улучшение экологического состояния окружающей среды в соответствии со списком, составленным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике и утвержденным Госкомимуществом России.

6.7. При приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по предложению трудового коллектива и с согласия местных органов самоуправления разрешается включать объекты соцкультбыта, находящиеся на балансе предприятия, в состав приватизируемого имущества.

6.8. При преобразовании аэропортов регионального и местного значения, предприятий транспорта, обслуживающих арктическую зону Крайнего Севера, морских портов регионального и местного значения и портопунктов в акционерные общества открытого типа и принятии решения о закреплении пакета акций в государственной (муниципальной) собственности они передаются в управление органам власти субъектов Российской Федерации.

6.9. При приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, члены их трудовых коллективов и приравненные к ним лица пользуются льготами, предусмотренными Основными положениями, вне зависимости от выбранного способа приватизации, а также дополнительными льготами, определенными настоящей Межреспубликанской программой.

6.10. Для определения размеров компенсаций трудовым коллективам, не получившим права собственности по итогам проведения конкурса, принимается минимальный размер месячной оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации, в расчете на одного работающего с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

6.11. Право льготного приобретения акций акционерных обществ открытого типа, образуемых на базе предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распространяется на бывших работников предприятия, выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее пяти лет - для мужчин и трех лет и шести месяцев - для женщин.

6.12. Трудовым коллективам предприятий с сезонным характером производства, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственного сырья, рыбы и морепродуктов и приватизируемых в соответствии с местными программами, в период массового поступления этого сырья и соответствующего увеличения оборотных средств предоставляется отсрочка очередных платежей за объекты приватизации до окончания расчетов за реализацию продукции, но не более шести месяцев.

6.13. При приватизации предприятий горнодобывающей промышленности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы, предусмотренные настоящей Межреспубликанской программой для членов их трудовых коллективов, распространяется также на бывших работников эти предприятий, проработавших на них не менее пяти лет - для мужчин и трех лет и шести месяцев - для женщин, независимо от места проживания, и тех членов старательских артелей, арендующих имущество этих предприятий, которые проработали в них не менее пяти сезонов.

6.14. Если предприятие расположено вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но осуществляет работы на основе вахтово-экспедиционного метода в размере не менее 75 процентов от общего объема предоставляемых работ (услуг), то на членов коллектива данных предприятий распространяются льготы, предоставляемые коллективам предприятий, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случае, если в режиме вахтово-экспедиционного метода работают отдельные подразделения предприятия, то на работников этих подразделений распространяются льготы, предусмотренные для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том случае, если данное подразделение приобретает статус юридического лица в процессе приватизации предприятия. На остальные подразделения предприятия данные льготы не распространяются.

7. Меры социальной защиты населения в процессе приватизации

7.1. Средства, поступающие в Федеральный фонд поддержки предпринимательства, могут расходоваться также на предоставление единовременных пособий, на обустройство по новому месту жительства для лиц, переезжающих в регионы России, в которых ощущается недостаток рабочей силы, и на село в связи с потерей работы.

7.2. В случае, если по условиям приватизации предусматривалось резервирование части рабочих мест для малочисленных народов Севера, ассоциациям малочисленных народов Севера предоставляется право контроля за условиями найма и занятости лиц из числа малочисленных народов Севера как на предприятиях традиционного хозяйственного комплекса, так и на других предприятиях, расположенных в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

8. Порядок взаимоотношения государственных органов, осуществляющих приватизацию

8.1. При принятии решений о приватизации государственной и муниципальной собственности в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера учитывается мнение региональных ассоциаций малочисленных народов Севера, представляющих интересы этнических групп.

8.2. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти разрабатывают, согласовывают с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и представляют в Госкомимущество России рекомендации по учету особенностей предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в процессе приватизации при осуществлении полномочий собственника.

8.3. При наличии дефицита в финансировании органов, осуществляющих приватизацию (комитетов по управлению имуществом и фондов имущества) регионов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Госкомимущество России и Российский фонд федерального имущества оказывают им финансовую помощь.

9. Образование целевых финансовых фондов за счет средств, полученных от приватизации

9.1. Денежные средства, полученные от приватизации и поступающие в распоряжение соответствующих органов местного самоуправления, помимо фондов, образуемых в соответствии с Основными положениями, направляются на образование следующих целевых фондов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

фонда поддержки лиц, потерявших работу и пожелавших переехать в регионы России, в которых ощущается недостаток рабочей силы, или заняться сельскохозяйственной деятельностью. Средства фонда расходуются на оплату выезда и обустройство мигрантов по новому месту жительства;

фонда осуществления природоохранных мероприятий;

фонда экономического и культурного развития малочисленных народов Крайнего Севера.

9.2. Порядок образования и расходования целевых фондов, а также размеры средств, направляемых на указанные цели, определяется Правительством Российской Федерации.

10. Требования к местным программам приватизации

10.1. Местные программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрабатываются соответствующими комитетами по управлению имуществом и принимаются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) с учетом мнений ассоциаций малочисленных народов Севера в той ее части, которая касается среды их жизнедеятельности.

10.2. Местные программы приватизации должны быть разработаны (переработаны) в соответствии с требованиями настоящей Межреспубликанской программы и утверждены (переутверждены) не позднее чем в месячный срок после ее опубликования. Местные программы должны быть опубликованы в органах печати соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) и представлены в Госкомимущество России.

10.3. Местные программы должны:

не противоречить Программе, Основным положениям и настоящей Межреспубликанской программе;

не включать в себя предложения по приватизации предприятий, которые не подлежат приватизации, не вводить дополнительные ограничения на приватизацию предприятий;

включать перечни конкретных предприятий (групп предприятий), подлежащих приватизации, с выделением предприятий, расположенных в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

включать прогнозы получения средств от приватизации, порядок и направления их использования;

учитывать неоднородность территории внутри административно-территориальных образований по природно-климатическим параметрам, степень их освоения и транспортную доступность;

учитывать возможные социальные последствия ликвидации малоэффективных предприятий прежде всего в малых городах и населенных пунктах с одноотраслевым характером производства;

содержать конкретные меры по демонополизации и созданию конкурентной среды по согласованию с соответствующими территориальными управлениями Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, социальной защите населения, поддержке и развитию предпринимательства, защите окружающей среды и использованию для этого средств внебюджетных фондов и иностранных инвестиций.

Территориальные комитеты по управлению имуществом с согласия соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) могут вносить изменения в местные программы приватизации.

Контроль за выполнением местных программ приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях возлагается на Госкомимущество России и Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.