1. Введение

1. Введение

Настоящие Методические рекомендации разъясняют, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", порядок применения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 (далее именуется Программа), с учетом указов Президента Российской Федерации от 28 июня 1994 г. N 1374 "О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации", от 20 июля 1994 г. N 1498 "О дополнительных мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации" и от 22 июля 1994 г. N 1535 "Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (далее именуются Основные положения), а также опыта и результатов проведения приватизации в 1992 - 1993 годах.

Далее по тексту дается систематическое изложение Программы в редакции, вытекающей из Основных положений (отличия от первоначального текста Программы выделены курсивом). Нумерация разделов Методических рекомендаций соответствует нумерации разделов Программы, ссылки на Основные положения и другие нормативные акты в необходимых случаях даются в постраничных примечаниях.

1.1. Главными целями приватизации государственных и муниципальных предприятий после завершения срока действия приватизационных чеков являются:

повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников;

привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;

содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).

1.2. Объекты и предприятия государственной и муниципальной собственности исходя из возможности их приватизации распределяются на следующие группы:

объекты и предприятия государственной собственности, приватизация которых запрещена;

объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства Российской Федерации;

объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее именуется Госкомимущество России) с учетом мнения отраслевых министерств;

объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется в соответствии с Программой по решению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и местными программами приватизации;

объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, подлежащие обязательной приватизации.

Приватизация объектов государственной (муниципальной) собственности, не имеющих ограничений на приватизацию, осуществляется на основании решений территориальных комитетов по управлению имуществом или подаваемых любыми лицами заявок на приватизацию.

В случае подачи заявки на приватизацию предприятия от трудового коллектива или любого иного стороннего физического или юридического лица, признаваемого покупателем в процессе приватизации, соответствующий комитет по управлению имуществом обязан принять решение о приватизации предприятия с обязательным уведомлением заявителя о принятом решении.

Приватизация государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепленных за ними объектов социальной инфраструктуры (в том числе жилых помещений, расположенных в зданиях учебного, производственного, социального и культурного назначения), клинических баз учреждений медицинского образования, а также учреждений и организаций здравоохранения (за исключением аптечных учреждений и предприятий) до принятия соответствующего федерального закона не осуществляется.

1.3. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности", от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и разделом 4 Основных положений. После принятия Земельного кодекса Российской Федерации указанный порядок должен быть приведен в соответствие с ним.

1.4. Принятые до утверждения Основных положений решения о приватизации государственных (муниципальных) предприятий подлежат обязательному выполнению.

Продажа государственных (муниципальных) предприятий, акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, планы приватизации которых были утверждены до 1 июля 1994 г., осуществляется в соответствии с утвержденными планами приватизации и порядком оплаты, установленным Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1994 г. N 1374 "О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации".

Акции акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий до утверждения Основных положений, за исключением закрепленных в установленном порядке в государственной собственности, подлежат продаже до 1 января 1995 г.

Акции акционерных обществ, подлежащие в соответствии с утвержденными до 1 июля 1994 г. планами приватизации продаже на специализированных чековых аукционах и не проданные до принятия Основных положений, продаются на аукционах или по конкурсу за деньги.

1.5. Вопросы приватизации объектов собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также муниципальной собственности решаются субъектами Федерации на основе законодательства Российской Федерации о приватизации, включая особенности, ограничения и принципы, определенные Программой и Основными положениями.

Способы приватизации, требования и льготы, предоставляемые при приватизации, установленные Программой и Основными положениями, обязательны для исполнения органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Не допускается введение указанными органами ограничений на приватизацию предприятий и иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, не предусмотренных Программой и Основными положениями.