2. Основные требования к ветрозащитным системам

2. Основные требования к ветрозащитным системам

2.1. Ветрозащитные системы должны:

надежно удерживать краны на месте при действии ветра как рабочего, так и нерабочего состояния;

не создавать каких-либо препятствий или помех нормальной эксплуатации крана;

быть доступными и удобными при эксплуатации и ремонте крана.

2.2. В состав ветрозащитной системы в общем случае входят следующие составные части:

противоугонные устройства (противоугонные захваты, остановы или стопоры) с устройством (приспособлением) для приведения их в действие;

тормозная система механизма передвижения крана;

устройство для замера силы ветра.

Дополнительные указания по составу ветрозащитных систем приводятся ниже, в соответствующих разделах РД.

2.3. Для обеспечения удерживания крана должны быть выдержаны следующие условия:

а) при действии ветра рабочего состояния:

                 SUM P  >= n (F   + F    + W  ),             (2.1)
                      т     т  вр    укл    тр

    где:
    SUM P   -  сумма  тормозных  усилий  всех  тормозов  механизма
         т
передвижения крана, приведенных к ободьям ходовых колес;

                       SUM P  <= мю SUM R ,                  (2.4)
                            т            т

    здесь:
    мю - коэффициент сцепления между ободом колеса и рельсом;
    SUM R   -  сумма  вертикальных  нагрузок  на тормозные ходовые
         т
колеса,  определенная с учетом действия нагрузок от  ветра  F    и
                                                             вр
уклона F   ;
        укл
    n  - запас тормозного усилия; n  > 1,20;
     т                             т
    F   - ветровая нагрузка рабочего состояния;
     вр
    F    -  горизонтальная  составляющая  масса  крана  от  уклона
     укл
кранового пути;
    W   - сопротивление от сил трения в ходовых колесах;
     тр
    б) при   действии   ветра  нерабочего  состояния  для  кранов,
снабженных противоугонными захватами, остановами или стопорами:

         SUM P   >= n   [(F   + F   ) - (SUM P  + W  )],     (2.2)
              уд     уд    вн    укл          т    тр

    где:
    SUM P     -  сумма  удерживающих  усилий  всех  противоугонных
         уд
устройств крана;
    n   - запас удерживающего усилия; n   > 1,20;
     уд                                уд
    F   - ветровая нагрузка нерабочего состояния;
     вн
    в) при   действии   ветра  нерабочего  состояния  для  кранов,
удерживаемых только тормозами:

                n  (F   + F   ) >= (SUM P  + W  ).           (2.3)
                 уд  вн    укл           т    тр

Примечания. 1. Указания по назначению численных значений величин, входящих в формулы (2.1) - (2.4), приведены в Приложении 1.

2. При расчетах по формуле (2.1) производят проверку как для случая движения крана с грузом, так и без груза. При этом расположение грузовой тележки в пролете и направление движения крана принимают наиболее неблагоприятными для распределения нагрузок на ходовые колеса.

2.4. Работоспособность ветрозащитных систем должна быть обеспечена при условии устройства и содержания крановых путей в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), действующей нормативной документации и руководства по эксплуатации крана.

2.5. При отношении пролета крана к базе более 3:1 противоугонные устройства должны устанавливаться с обеих сторон крана, на обеих нитках рельсовых путей. Клещевые захваты, охватывающие с нижних сторон головку кранового рельса, при стыковке рельсов с помощью накладок, должны устанавливаться не менее двух на каждую сторону крана.

2.6. Проектирование, изготовление, ремонт и модернизацию захватов должны выполнять только организации и предприятия, имеющие оформленные в установленном порядке лицензии Госгортехнадзора России (разрешения) на право проведения работ соответствующих видов применительно к грузоподъемным кранам.

2.7. В инструкцию по эксплуатации крана следует включать требования к проверке (испытаниям) ветрозащитных устройств с указанием величины и способа приложения испытательной нагрузки.

2.8. Серийное изготовление противоугонных захватов рекомендуется проводить по технической документации, согласованной с ОАО "ВНИИПТМАШ".