2. "РД 24.090.102-01. Основные требования безопасности к устройству и эксплуатации ветрозащитных систем мостовых и козловых кранов" (утв. ОАО ВНИИПТМАШ)
2. Основные требования к ветрозащитным системам
2.1. Ветрозащитные системы должны:
надежно удерживать краны на месте при действии ветра как рабочего, так и нерабочего состояния;
не создавать каких-либо препятствий или помех нормальной эксплуатации крана;
быть доступными и удобными при эксплуатации и ремонте крана.
2.2. В состав ветрозащитной системы в общем случае входят следующие составные части:
противоугонные устройства (противоугонные захваты, остановы или стопоры) с устройством (приспособлением) для приведения их в действие;
тормозная система механизма передвижения крана;
устройство для замера силы ветра.
Дополнительные указания по составу ветрозащитных систем приводятся ниже, в соответствующих разделах РД.
2.3. Для обеспечения удерживания крана должны быть выдержаны следующие условия:
а) при действии ветра рабочего состояния:
SUM P >= n (F + F + W ), (2.1) т т вр укл тр где: SUM P - сумма тормозных усилий всех тормозов механизма т передвижения крана, приведенных к ободьям ходовых колес; SUM P <= мю SUM R , (2.4) т т здесь: мю - коэффициент сцепления между ободом колеса и рельсом; SUM R - сумма вертикальных нагрузок на тормозные ходовые т колеса, определенная с учетом действия нагрузок от ветра F и вр уклона F ; укл n - запас тормозного усилия; n > 1,20; т т F - ветровая нагрузка рабочего состояния; вр F - горизонтальная составляющая масса крана от уклона укл кранового пути; W - сопротивление от сил трения в ходовых колесах; тр б) при действии ветра нерабочего состояния для кранов, снабженных противоугонными захватами, остановами или стопорами: SUM P >= n [(F + F ) - (SUM P + W )], (2.2) уд уд вн укл т тр где: SUM P - сумма удерживающих усилий всех противоугонных уд устройств крана; n - запас удерживающего усилия; n > 1,20; уд уд F - ветровая нагрузка нерабочего состояния; вн в) при действии ветра нерабочего состояния для кранов, удерживаемых только тормозами: n (F + F ) >= (SUM P + W ). (2.3) уд вн укл т тр
Примечания. 1. Указания по назначению численных значений величин, входящих в формулы (2.1) - (2.4), приведены в Приложении 1.
2. При расчетах по формуле (2.1) производят проверку как для случая движения крана с грузом, так и без груза. При этом расположение грузовой тележки в пролете и направление движения крана принимают наиболее неблагоприятными для распределения нагрузок на ходовые колеса.
2.4. Работоспособность ветрозащитных систем должна быть обеспечена при условии устройства и содержания крановых путей в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), действующей нормативной документации и руководства по эксплуатации крана.
2.5. При отношении пролета крана к базе более 3:1 противоугонные устройства должны устанавливаться с обеих сторон крана, на обеих нитках рельсовых путей. Клещевые захваты, охватывающие с нижних сторон головку кранового рельса, при стыковке рельсов с помощью накладок, должны устанавливаться не менее двух на каждую сторону крана.
2.6. Проектирование, изготовление, ремонт и модернизацию захватов должны выполнять только организации и предприятия, имеющие оформленные в установленном порядке лицензии Госгортехнадзора России (разрешения) на право проведения работ соответствующих видов применительно к грузоподъемным кранам.
2.7. В инструкцию по эксплуатации крана следует включать требования к проверке (испытаниям) ветрозащитных устройств с указанием величины и способа приложения испытательной нагрузки.
2.8. Серийное изготовление противоугонных захватов рекомендуется проводить по технической документации, согласованной с ОАО "ВНИИПТМАШ".