5. Срок введения в действие - с 1 июля 1998 года | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОБЪЕКТАХ ГОРНОРУДНОЙ И НЕРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСГОРТЕХНАДЗОРУ РОССИИ И ПРОВЕРКЕ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ ПО НАДЗОРУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ ПО УКАЗАННОМУ ВИДУ НАДЗОРА
5. Оформление результатов обследований
По результатам всех проведенных обследований выдаются обязательные для исполнения руководителями предприятий предписания.
Рекомендуемая форма предписания по результатам комплексных и целевых обследований приведена в Приложении 4, предписания по результатам оперативных обследований - в Приложении 5. В процессе проведения комплексной проверки предприятия инспекторам следует выдавать промежуточные предписания руководителям цехов (участков) на устранение выявленных нарушений по форме оперативного обследования.
5.1. В предписание по комплексному обследованию рекомендуется включать основные нерешаемые технические и организационные вопросы, оказывающие влияние на общее состояние промышленной безопасности. В констатационной части предписания должен быть приведен краткий анализ причин производственного травматизма, дана объективная оценка состояния промышленной безопасности по основным вопросам, а также кратко приведены основные недостатки по состоянию промышленной безопасности в работе руководителей предприятий, служб и участков и достаточности принимаемых ими мер по улучшению состояния промышленной безопасности, с конкретными примерами допускаемых нарушений. Если из-за приведенных нарушений имели место несчастные случаи, следует об этом указать в предписании, как подтверждение того, что руководителями предприятий не принимаются надлежащие меры к устранению причин, приводящих к случаям травматизма.
В предписании не следует приводить сведений описательного характера, загромождать его приложениями в виде справок, копий, докладных записок, чертежей, а также перечислять невыполненные пункты ранее выданных предписаний. Вместе с тем, в той части акта, где оценивается состояние промышленной безопасности на проверенном объекте, в подтверждение выявленных недостатков следует в обобщенном виде указать, как выполнялись ранее предъявленные в предписаниях требования.
В предлагающей части предписания должны быть четко сформулированы требования об устранении нарушений с указанием конкретных сроков.
Предписание по комплексному обследованию должно составляться не более чем на 10 - 13 страницах и не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых вручается руководителю предприятия, второй остается у руководящего работника управления округа, территориального управления (отдела по надзору управления округа), возглавлявшего обследование, и третий экземпляр вместе с копиями промежуточных предписаний передается для контроля за выполнением инспектору, закрепленному за данным предприятием.
Итоги обследования должны обсуждаться руководителем проверки на совещании руководителей и специалистов предприятия.
В необходимых случаях руководители отдела по надзору управления округа, региональной горнотехнической инспекции, территориального управления должны требовать от соответствующих организаций по результатам обследования издать приказ и довести его до сведения всех руководящих работников и специалистов организации с тем, чтобы ими были приняты меры к устранению аналогичных недостатков.
5.2. В констатационной части предписания по целевому обследованию должны быть отражены все недостатки и упущения в обеспечении безопасности по проверяемым видам работ.
По результатам целевых обследований ряда объектов должно быть подготовлено обобщенное предписание в целом по предприятию с предложениями, которое вручается руководителю предприятия. Если целевые обследования проводятся одновременно по группе предприятий, относящихся к одному ведомству, то выдаются акты - предписания руководителю каждого предприятия, а обобщенное предписание направляется руководителю соответствующего органа управления с предложениями, решение которых зависит от этого органа.
В случаях проведения целевых обследований, предусмотренных планами работ Госгортехнадзора России, кроме предписаний подготавливается обобщенная справка для представления в Госгортехнадзор России.
5.3. По результатам каждого оперативного обследования объекта, которое должно проводиться, как правило, один день, государственным горнотехническим инспектором в тот же день должно выдаваться предписание.
Если участок, исходя из его сложности, обследуется более одного дня, выдается одно предписание по результатам проверки участка в целом.
В случае одновременного проведения оперативного обследования группой инспекторов выдается одно предписание за подписью всех участников проверки.
Предписание по результатам оперативного обследования составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых вручается под расписку руководителю (директору, начальнику или главному инженеру) организации (предприятия), а другой остается у инспектора для контроля за его выполнением.
5.4. Во время проведения обследований при выявлении нарушений, требующих запрещения работ, должно выдаваться предписание на приостановку работ, как правило, с наложением пломбы (Приложение 6).
5.5. В предлагающей части предписаний при необходимости рекомендуется давать предложения о привлечении к ответственности лиц, допустивших неудовлетворительное состояние промышленной безопасности, а также не обеспечивших выполнение в установленные сроки ранее выданных предписаний.
5.6. Количество обследований и посещений подконтрольных объектов
Количество посещений подконтрольных организаций инспектором определяется руководством управления округа, территориального управления в зависимости от удаленности предприятий от места дислокации инспектора и затрат времени на переезд, но в любом случае должно быть не менее 60% рабочих дней, а количество обследований в месяц должно составлять не менее 7.
При этом следует иметь в виду следующее:
При проведении комплексного обследования в количество посещений включаются все дни, затраченные непосредственно на проверку состояния технической безопасности на участках работ, а обследование считается по количеству проверенных предприятий.
При проведении оперативного контроля каждое посещение объекта с выдачей предписания на устранение выявленных нарушений одновременно считается и обследованием.
Маршрут обследования инспектор должен определять таким образом, чтобы оно заканчивалось, как правило, в один день.
В случаях, когда на объекте оперативное обследование осуществляется инспектором в течение нескольких дней с выдачей одного предписания, обследование считается одно, а количество посещений считается по числу дней, в течение которых инспектор находился непосредственно на участках работ.
Участие в проведении испытаний машин, оборудования, приборов и устройств безопасности, в приемке в эксплуатацию блоков, горизонтов, сопровождавшееся спуском в шахту или посещением открытых горных работ, считается также обследованием.
Участие в расследовании аварий, несчастных случаев, утрат взрывчатых материалов считается как посещение.
Не относится ни к посещениям, ни к обследованиям участие инспекторского состава в совещаниях, собраниях, проводимых предприятиями или общественными организациями по вопросам промышленной безопасности, участие в работе комиссий по приемке экзаменов, а также время, затрачиваемое для прибытия на предприятия и отъезд. Эти мероприятия фиксируются в дневниках как проведенная работа государственного горнотехнического инспектора и должны осуществляться сверх числа рабочих дней, предусмотренных планами и графиками на проведение обследований.
