ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 1998 г. N 3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ -
ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
Госгортехнадзор России постановляет:
Утвердить Инструкцию по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.
Первый заместитель Начальника
Госгортехнадзора России
Е.А.МАЛОВ
СПРАВКА О ПРОЕКТЕ ИНСТРУКЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
В течение 1997 года специалистами ГИАПа совместно со специалистами Госгортехнадзора России и предприятий - изготовителей капролактама была переработана Инструкция по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.
Необходимость переработки Инструкции по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама была вызвана прежде всего тем, что за последние годы произошли значительные изменения условий железнодорожных перевозок опасных грузов, изменились и организационно - правовые отношения между поставщиками и потребителями жидкого капролактама. Введены в действие Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. N 50, в которых нашли отражение современные требования к обеспечению безопасности перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом. Вагоностроительным заводом АО "Азовмаш" (г. Мариуполь, Украина) налажен серийный выпуск новой модели вагона - цистерны для перевозки жидкого капролактама с улучшенными технико - экономическими показателями, внесен ряд изменений в серийное производство вагона - цистерны для перевозки жидкого капролактама модели 15-1552, существенно влияющие на безопасность перевозки.
Учитывая проблемы, возникающие в процессе перевозки жидкого капролактама железнодорожным транспортом, в переработанную Инструкцию были включены новые разделы: "Надзор, техническое освидетельствование и ремонт цистерн" и "Локализация аварийных ситуаций и ликвидация их последствий при транспортировке цистерн с жидким капролактамом по железной дороге".
Проект новой Инструкции рассылался на отзыв заинтересованным предприятиям и скорректирован с учетом их замечаний и предложений.
Проект Инструкции был рассмотрен отделом по надзору на железнодорожном транспорте, Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, Управлением по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, Техническим управлением. Высказанные в ходе рассмотрения замечания и предложения были учтены в окончательной редакции.
Отдел по надзору на железнодорожном транспорте и Управление по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности просят утвердить Инструкцию по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.
Начальник отдела по надзору
на железнодорожном транспорте
В.С.КРУТЯКОВ
Начальник Управления по надзору
в химической, нефтехимической
и нефтеперерабатывающей
промышленности
А.А.ШАТАЛОВ
Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 19 января 1998 г. N 3
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО
КАПРОЛАКТАМА
РД 03-184-98
Разработана Научно - исследовательским и проектным институтом азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ОАО "ГИАП") с участием изготовителя цистерн (АО "Азовмаш") и с учетом предложений предприятий и организаций промышленности минудобрений и химических волокон.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает требования к безопасности при организации и осуществлении работ по заполнению железнодорожных вагонов - цистерн (далее по тексту - цистерн) жидким капролактамом предприятием - поставщиком при перевозке этого продукта по железной дороге и по сливу его предприятием - потребителем.
1.2. Настоящая Инструкция обязательна для всех организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей (независимо от форм собственности и организационно - правовой формы), расположенных на территории России, которые осуществляют налив и слив железнодорожных цистерн жидким капролактамом (предприятия - поставщики и предприятия - потребители), являются владельцами цистерн, грузоотправителями, грузополучателями, а также осуществляют транспортно - экспедиционное обслуживание.
1.3. Настоящая Инструкция распространяется на подготовку и выполнение операций налива, слива, перевозки жидкого капролактама в специализированных железнодорожных цистернах, а также на техническую документацию, регламентирующую проведение этих операций.
Инструкция не распространяется на обслуживание экипажного оборудования цистерны и элементов ее крепления к раме.
1.4. Все операции по транспортированию жидкого капролактама должны производиться с учетом технических требований, установленных ГОСТ 7850-86. Капролактам. Технические условия с изменениями N 1 от 27.10.89, N 2 от 03.03.92, N 3 от 21.10.94 и ГОСТ ЭД1 7850-86. Капролактам. Технические условия.
1.5. Организация перевозок цистерн с жидким капролактамом по железной дороге, изготовление, ремонт и эксплуатация цистерн для перевозки жидкого капролактама должны осуществляться в соответствии с настоящей Инструкцией, Правилами перевозок грузов, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, а также нормативно - технической документацией МПС и Госгортехнадзора России, регламентирующей перевозки опасных грузов наливом в цистернах по железной дороге.
1.6. Операции слива (налива) жидкого капролактама должны проводиться в соответствии с производственными инструкциями, разработанными на основе действующей нормативно - технической документации, технологического регламента сливо - наливного цеха (пункта), технической документации завода - изготовителя цистерн и настоящей Инструкции.
1.7. Цистерны для перевозки жидкого капролактама должны быть приписаны к станциям слива (налива).
1.8. Должностные лица, ответственные за исправное состояние и безопасный слив и налив цистерн, а также ответственные по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией цистерн, должны назначаться из числа руководящих работников и специалистов, прошедших проверку знаний в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 19.05.93 N 11.
1.8. Права и обязанности ответственных лиц определяются должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЦИСТЕРНАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
2.1. Жидкий капролактам должен перевозиться по железной дороге только в специализированных цистернах модели 15-1441, модели 15-1552 и модели ЖАЦ-44, переоборудованной под перевозку капролактама.
Перевозка любых других грузов в этих цистернах запрещается.
2.2. Цистерны, используемые для перевозки жидкого капролактама, должны соответствовать следующим основным требованиям:
котел цистерны, ее рабочее и конструктивное оборудование должны удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Госгортехнадзором России 18.04.95, Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов МПС, изд. 1976 года);
котел цистерны, нагревательные устройства, арматура и другие элементы конструкции, соприкасающиеся с капролактамом, должны быть изготовлены из нержавеющей стали, марка которой определяется в соответствии с ГОСТ 5632-72 и указывается в проекте и технической документацией завода - изготовителя;
конструкция цистерны должна обеспечивать возможность создания "азотной подушки", т.е. атмосферы инертного газа - азота особой чистоты (содержание кислорода в азоте не более 0,0005% об.), отвечающего требованиям ГОСТ 9293-74. Азот газообразный и жидкий. Технические условия (с Изменениями N 1 от 28.12.79, N 2 от 27.09.85 и N 3 от 03.04.91);
должна быть обеспечена возможность полного слива капролактама путем передавливания его азотом с давлением до 0,2 МПа (2 кгс / кв. см);
должна быть обеспечена герметичность цистерны для поддержания избыточного давления азота на всем пути следования цистерны (как наполненной, так и опорожненной) и исключения утечек капролактама;
цистерна должна иметь устройство для разогрева капролактама в стационарных условиях и эффективную тепловую изоляцию;
все штуцера и арматура цистерны, предназначенные для подключения ее к коммуникациям, должны иметь стандартные фланцы. Присоединительные размеры аналогичных фланцев у всех цистерн должны быть одинаковыми.
2.3. Цистерны должны иметь соответствующую отличительную окраску котла, знаки опасности, а также трафареты о наименовании груза, станции и дороги приписки. Порядок окраски цистерн, нанесения на них знаков опасности, трафаретов и пр. устанавливается в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка и Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов МПС).
2.4. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на цистерну после выдачи разрешения на ее эксплуатацию должны быть нанесены регистрационный номер, разрешенное давление, число, месяц и год следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания.
2.5. До начала эксплуатации цистерна должна быть зарегистрирована в органах Госгортехнадзора как сосуд, работающий под давлением.
2.6. При передаче цистерны новому владельцу (арендатору) она должна быть снята с учета в региональном органе Госгортехнадзора и передана вместе с паспортом новому владельцу (арендатору), который должен ее зарегистрировать до начала эксплуатации в органе Госгортехнадзора по месту нахождения нового владельца (арендатора).
3. ПОДГОТОВКА ЦИСТЕРН К ОПЕРАЦИЯМ
НАЛИВА ИЛИ СЛИВА КАПРОЛАКТАМА
3.1. Поверхность кожуха изоляции цистерны, рама и другие наружные устройства цистерны, прибывшей на предприятие по железной дороге, должны быть тщательно очищены (отмыты) от грязи и пыли, после чего цистерна подвергается техническому осмотру.
3.2. Технический осмотр прибывшей цистерны осуществляется в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными инструкциями по эксплуатации каждой модели цистерн (документация завода - изготовителя). При этом:
3.2.1. Лицо, ответственное за исправное состояние цистерн и их безопасную эксплуатацию, перед каждым наливом (сливом) должно проверять: соблюдение сроков ремонта и технического освидетельствования цистерны; соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов; исправность крепления крышки арматурного люка, арматуры, отсутствие механических повреждений предохранительных клапанов; отсутствие видимых повреждений кожуха изоляции котла; наличие пломб, заглушек, величину остаточного давления азота; наличие и содержание сопроводительных документов; отсутствие постороннего продукта.
3.2.2. Техническое обслуживание, осмотр и определение пригодности экипажной части цистерны (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно - тяговых устройств и др.) проводятся работниками вагонного хозяйства железной дороги.
3.3. Результаты технического осмотра заносятся должностным лицом, ответственным за исправное состояние цистерн, в специальный журнал, листы которого пронумерованы и прошнурованы.
3.4. Выявленные при техническом осмотре дефекты и неисправности цистерны должны быть полностью устранены владельцем цистерны до налива капролактама и отправки цистерны предприятию - потребителю.
При обнаружении в цистерне постороннего продукта предприятие - поставщик должен предварительно определить его состав, а также произвести его удаление и промывку котла конденсатом водяного пара с последующей осушкой подогретым воздухом до температуры стенок котла около 65° C.
3.5. При обнаружении предприятием - потребителем в прибывшей цистерне постороннего продукта или дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию цистерны, предприятие - потребитель должен известить об этом предприятие - поставщика и владельца цистерны. Предприятие - поставщик обязан дать необходимые указания и, при необходимости, командировать специалистов.
3.6. В прибывшей по железной дороге цистерне должно быть остаточное давление азота не менее 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см).
3.7. Контрольный замер давления азота в прибывшей цистерне предприятие - поставщик или предприятие - потребитель производят при помощи манометра, стационарно установленного на цеховой линии подачи азота особой чистоты в цистерну (после последнего запорного вентиля) при подключении цистерны.
3.8. Температуру капролактама в цистерне при наливе допускается принимать равной температуре в хранилище, из которого капролактам заливается в цистерну.
3.9. Предприятие - потребитель замеряет температуру жидкого капролактама в каждой цистерне переносной термопарой при опускании ее в установленные на цистерне термокарманы (на трех уровнях).
3.10. Уровень капролактама в цистерне замеряется опусканием в резервный штуцер штокметра по ГОСТ 18987-73 (в токе выходящего из цистерны азота).
3.11. Для проверки качества жидкого капролактама проба в количестве не менее одного литра отбирается через пробоотборник (кран), находящийся на линии слива капролактама из цистерны, или из средней части цистерны через специальный пробоотборник, установленный в арматурном люке.
3.12. Для отбора проб жидкого капролактама должна применяться специально подготовленная тара - снабженные плотными крышками бидоны из нержавеющей стали или эмалированные (с гарантией целостности эмалевого покрытия), стеклянные или фарфоровые банки.
Тара для анализа должна быть тщательно очищена и промыта горячей водой, затем бидистиллятом просушена, продута и заполнена азотом, содержащим не более 0,0005% об. кислорода, закрыта в среде азота плотной крышкой и обернута полиэтиленовой пленкой.
После наполнения тару закрыть крышкой, плотно обернуть горловину и крышку полиэтиленовой пленкой; наклеить на тару этикетку с указанием наименования предприятия - изготовителя капролактама, наименования продукта, номера партии, даты изготовления и даты отбора пробы продукта, после чего немедленно передать пробу на анализ в лабораторию.
3.13. До присоединения сливо - наливных коммуникаций к цистерне следует осмотреть рукава и другие элементы сливо - наливных трубопроводов, обнаруженные дефекты должны быть устранены.
3.14. Для слива (налива) капролактама применяются металлорукава из нержавеющей стали тип 4655А по ОСТ 1.03.662, для подачи теплоносителя и азота - резиновые рукава.
3.15. Перед каждым разогревом цистерны перед наливом ее нагревательные устройства должны быть опрессованы азотом с давлением 0,15 МПа (1,5 кгс/кв. см) без заметного снижения давления в течение 20 минут.
При обнаружении пропуска в каком-либо элементе системы обогрева он должен быть отключен. Разогрев цистерны в этом случае производится с помощью других (исправных) нагревательных элементов. При обнаружении пропуска в обогревающей рубашке сливного сифона, слив капролактама производится через съемный сифон.
3.16. Разогрев цистерны до температуры 80 - 85° C летом и 85 - 90° C зимой осуществляется путем подачи в ее нагревательные устройства горячей воды или насыщенного водяного пара.
Давление и температура теплоносителя не должны превышать рабочие параметры нагревательных устройств, установленные паспортом цистерны, и требований сохранения качества продукта.
3.17. После разогрева цистерны и отключения подачи теплоносителя нагревательные элементы должны быть освобождены от воды продувкой до полного удаления из них влаги.
4. НАЛИВ КАПРОЛАКТАМА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ
4.1. До начала заполнения капролактамом цистерна должна пройти полный цикл подготовки в соответствии с требованиями раздела 3 и пункта 8.12 настоящей Инструкции.
4.2. Разогретая цистерна заполняется азотом особой чистоты до содержания кислорода в котле цистерны не более 0,0005% об.
Содержание кислорода в азоте определяется по ГОСТ 9293-74 лабораторией.
4.3. Наливаемый в цистерну капролактам должен иметь температуру не ниже 80° C и не выше 95° C.
Запрещается перелив цистерны. В случае перелива цистерны излишки капролактама должны быть удалены.
4.4. Масса капролактама, налитого в цистерну, не должна превышать грузоподъемности цистерны.
4.5. Количество капролактама, залитого в цистерну, определяется взвешиванием ее на вагонных весах или замером уровня согласно пункта 3.10 настоящих Правил.
Уровень капролактама переводится в весовые единицы по калибровочным таблицам (справочное Приложение 3) с учетом плотности капролактама (справочное Приложение 1).
4.7. После замера уровня и взятия пробы капролактама на анализ давление в котле цистерны подачей азота особой чистоты поднимается до 0,15 МПа (1,5 кгс/кв. см), с которым она отправляется потребителю.
4.8. На арматуру цистерны, подготовленной к отправке, должны быть установлены заглушки на давление не ниже 0,2 МПа (2,0 кгс/см), поставляемые заводом - изготовителем цистерны с комплектом сливо - наливной арматуры. Затем фланцевые соединения проверяют на плотность заливом арматурного люка водой.
Плотность признается удовлетворительной, если количество всплывающих в залитом водой люке пузырьков газа не превышает в течение одной минуты 30 штук.
По окончании проверки вода из арматурного люка должна быть полностью удалена.
4.9. Каждая цистерна при отправке потребителю сопровождается документом, удостоверяющим качество капролактама.
Документ заполняется и подписывается начальником смены цеха (пункта) налива и должен содержать:
наименование предприятия - изготовителя и его товарный знак;
наименование продукта, сорт;
масса нетто;
номер партии или номер цистерны, индекс производства;
условия заполнения цистерны жидким капролактамом (давление азота, содержание в нем кислорода, температура продукта при заполнении);
дату изготовления;
показатели качества капролактама по проведенным испытаниям.
Этот документ упаковывается в полиэтиленовый пакет, который вкладывается в арматурный люк цистерны. Затем арматурный люк закрывается и пломбируется.
5. СЛИВ КАПРОЛАКТАМА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН
5.1. Прибывшая по железной дороге цистерна с жидким капролактамом до опорожнения предприятием - потребителем должна пройти полный цикл подготовки в соответствии с требованиями раздела 3 и пункта 8.12 настоящей Инструкции.
5.2. Слив капролактама из цистерны предприятие - потребитель производит выдавливанием продукта азотом особой чистоты, содержащим не более 0,0005% об. кислорода и имеющим давление не более 0,2 МПа (2 кгс/кв. см).
5.3. Если температура капролактама в цистерне, поступившей для слива, ниже 75° C, цистерна должна быть разогрета в соответствии с пунктами 3.15, 3.16 настоящей Инструкции.
5.4. Время на разогрев капролактама и слив его из цистерны в теплое время года не должно превышать 13 часов, в холодное время года (средняя температура суток ниже 0° C) - 20 часов.
5.5. Предприятие - потребитель должно обеспечить полноту слива капролактама из цистерны.
5.6. После слива капролактама подготовленная к возврату предприятию - поставщику цистерна должна иметь давление азота не менее 0,05 МПа ( 0,5 кгс/кв. см) с учетом выполнения требований пункта 3.6 настоящей Инструкции.
5.7. Давление и чистота азота при отправке цистерны, а также запись о полноте слива капролактама указываются в документе, сопровождающем порожнюю цистерну при ее доставке предприятию - поставщику. Документ составляется и подписывается начальником смены цеха (подразделения) слива капролактама.
Этот документ упаковывается в полиэтиленовый пакет, который вкладывается в арматурный люк цистерны, после чего он закрывается и пломбируется.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ЦИСТЕРН
С ЖИДКИМ КАПРОЛАКТАМОМ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
6.1. Организация перевозки цистерн с жидким капролактамом по железной дороге, а также требования безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций при перевозке цистерн с жидким капролактамом устанавливаются Правилами перевозок грузов МПС (Сборник правил, изд. 1976 г.), Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МПС СССР 10.12.83, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, и другими нормативно - техническими документами Госгортехнадзора России и МПС России, регламентирующими перевозки опасных грузов наливом в цистернах по железной дороге.
6.2. Взаимоотношения между железной дорогой и предприятиями - поставщиками, потребителями, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами цистерн осуществляются в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Инструкцией о порядке выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижных составов предприятий и организаций независимо от их подведомственности и форм собственности (Инструкция N ЦД/76, утвержденная МПС 22.09.92), а также соответствующими разделами Правил перевозок грузов.
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И РЕМОНТ ЦИСТЕРН
7.1. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны обеспечить содержание цистерны, ее рабочего и конструктивного оборудования в исправном состоянии и безопасные условия их работы.
7.2. Организация контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией, права и обязанности лиц, ответственных за контроль технического состояния и эксплуатацию цистерн, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию цистерн, должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
7.3. Технические освидетельствования должны проводиться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, до пуска в работу, периодически в процессе эксплуатации и в необходимых случаях - внеочередному техническому освидетельствованию.
Внеочередное техническое освидетельствование цистерн должно быть проведено в следующих случаях:
после схода цистерны с рельсов, повреждения котла цистерны вследствие аварийных происшествий и инцидентов;
после ремонта или реконструкции котла цистерны с применением сварки или пайки элементов, работающих под давлением;
если котел цистерны был демонтирован и установлен на новую раму;
по предписанию органов Госгортехнадзора России или ответственного работника по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией цистерны или владельца цистерны.
7.4. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны обеспечить проведение текущего и плановых ремонтов котлов, конструктивного и рабочего оборудования в объеме и в сроки, предусмотренные для каждой модели цистерны предприятием - изготовителем в их паспортах и инструкциях по эксплуатации или нормативно - технической документацией МПС России и Госгортехнадзора России.
7.5. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны вести учет осмотров, ревизий, ремонтов, гидравлических испытаний котлов, рабочего и конструктивного оборудования в ремонтных журналах.
Сведения о ремонте и проверке качества, замене рабочего и конструктивного оборудования должны заноситься в паспорт цистерн. Акты на ревизию, ремонт и регулировку предохранительных клапанов должны храниться с паспортами на предохранительные клапаны.
7.6. Ремонт котлов цистерн, конструктивного и рабочего оборудования должен производиться организацией, имеющей разрешения (лицензии) Госгортехнадзора на выполнение такого вида работ.
Ремонт с применением сварки котлов должен производиться по технологии, разработанной предприятием - изготовителем или другой организацией, имеющей разрешения (лицензии) Госгортехнадзора на выполнение такого вида работ.
7.7. Запрещается использование для перевозки капролактама, цистерн, у которых до срока плановых ремонтов осталось менее 15 суток.
Запрещается использование для перевозки капролактама вагонов - цистерн, выработавших нормативные сроки эксплуатации, установленные предприятием - изготовителем цистерн или соответствующей нормативно - технической документацией.
Разрешение на дальнейшую эксплуатацию может быть выдано совместно МПС России и Госгортехнадзором России после выполнения плановых ремонтных работ и при наличии заключения о возможности продолжения эксплуатации вагонов - цистерн, выданного экспертной организацией, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России.
7.8. Производство ремонтных работ производится по наряду - допуску установленной формы.
8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ СЛИВА - НАЛИВА
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
8.1. Требования техники безопасности и промышленной санитарии при проведении операций слива (налива) жидкого капролактама устанавливаются настоящей Инструкцией, технологическим регламентом, производственными инструкциями и соответствующими разделами Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
8.2. Оборудование и сооружения сливо - наливных эстакад должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии и иметь:
твердые, ровные, стойкие против проливов капролактама и горячей воды покрытия с уклоном не более 5° C, а также лестницы, мостки, трапы, которые зимой должны быть очищены от снега и льда и, при необходимости, посыпаны песком;
заземление трубопроводов и металлоконструкций сливо - наливной эстакады;
достаточную освещенность в темное время суток;
аптечку и средства первой помощи;
средства индивидуальной защиты;
средства пожаротушения.
8.3. Трубопроводы, по которым производится подача жидкого капролактама, должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".
8.4. Все выявленные неисправности оборудования и коммуникаций должны быть устранены до начала работ по сливу (наливу) капролактама. При этом ремонтные работы с применением открытого огня или работы, при которых возможно искрообразование, должны проводиться в соответствии с требованиями Типовой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрыво - пожароопасных объектах, утвержденной Госгортехнадзором СССР 07.05.74.
8.5. Порядок подготовки, обучения, инструктажа, проверки знаний и допуска к работе персонала цеха (пункта) слива - налива жидкого капролактама определяется требованиями ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ и действующим законодательством.
8.6. Все работающие на сливо - наливном пункте должны:
знать и соблюдать правила и приемы безопасного ведения операций слива - налива;
знать отличительные признаки и основные свойства капролактама и азота;
знать об опасности их воздействия на организм человека;
знать местонахождение средств индивидуальной защиты, средств локализации аварийных ситуаций и уметь ими пользоваться;
знать устройство, правила обращения и уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты и первичными средствами пожаротушения;
уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
8.7. Персонал сливо - наливного пункта должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и индивидуальными предохранительными (защитными) приспособлениями в зависимости от характера и условий выполняемых работ в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.
Кроме этого, на сливо - наливном пункте или подразделении предприятия, к которому относится сливо - наливной пункт, должен храниться аварийный запас спецодежды, спецобуви, противогазов и других предохранительных приспособлений в расчете на смену с наибольшей численностью работающих.
Ответственность за обеспечение работающих исправными защитными и аварийно - спасательными средствами, за своевременную их замену несут руководящие работники и специалисты, непосредственно руководящие работой сливо - наливного цеха (пункта), что определяется должностными инструкциями.
8.8. Спецодежда и спецобувь должна соответствовать действующим ГОСТ или ТУ и быть пригодной по размерам.
8.9. Запрещается допуск персонала к исполнению обязанностей без соответствующей спецодежды, необходимых предохранительных приспособлений, противогазов марки А или БКФ в исправном состоянии.
8.10. Наличие индивидуальных средств защиты должно ежедневно проверяться сменным мастером (начальником смены) сливо - наливного пункта.
Периодическая проверка технического состояния противогазов проводится газоспасательной службой (отрядом) предприятия, на котором расположен сливо - наливной пункт.
8.12. При проведении подготовительных и сливо - наливных операций необходимо выполнение следующих требований:
8.12.2. Цистерны должны быть надежно сцеплены и закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь слива (налива) другого подвижного состава, а при невозможности перевода стрелок в такое положение должны предусматриваться другие технические мероприятия, исключающие такую возможность.
8.12.3. При сливе - наливе капролактама цистерна должна быть заземлена.
8.12.4. Запрещается производить налив (слив) капролактама во время грозы.
8.12.4. Лица, не имеющие отношения к обслуживанию цистерн, не должны находиться в зоне проведения работ.
8.12.5. Убедиться в исправности перекидных мостиков на цистерну и ограждения площадки и пр., зимой дополнительно - в отсутствии на них наледи.
8.12.6. На работнике, осуществляющем открытие люка цистерны и обслуживание арматуры, расположенной на нем, должен быть монтажный пояс, закрепленный за металлоконструкции ограждения площадки цистерны.
8.12.7. Крышки арматурного люка цистерны после их открытия должны быть закреплены для исключения их заклинивания и падения.
8.13. Отбор проб для анализов следует производить в противогазе марки А или БКФ и резиновых перчатках, пользоваться только специальными пробоотборниками.
8.14. При замере уровня капролактама в цистерне штокметром следует соблюдать меры предосторожности, связанные с характером воздействия азота на организм человека (по возможности находиться с подветренной стороны, не опускать голову в ток азота, проверить давление струи выходящего из люка азота - слабое и т.п.).
8.15. При проведении внутреннего осмотра котла цистерны, его чистке и промывке, ремонтных работ в котле цистерны должны выполняться требования Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденной Госгортехнадзором, а также требования по технике безопасности, изложенные в отраслевых правилах и производственных инструкциях.
8.16. Запрещается проведение любых ремонтных работ (снятие арматуры, замена прокладок, подтягивание болтов и других резьбовых соединений и др.) на цистерне и коммуникациях, находящихся под давлением.
8.17. Запрещается устранение любых утечек через находящееся под давлением разъемное соединение или уплотнение путем их дополнительной затяжки в процессе выполнения работ.
О выявленных нарушениях должно быть сообщено старшему по смене.
8.18. При обнаружении при внешнем осмотре утечки сливщик - наливщик должен немедленно сообщить об этом старшему по смене и действовать в соответствии с требованиями рабочей инструкции.
Должны быть приняты меры по сливу продукта из поврежденной цистерны в имеющиеся свободные емкости или цистерны, приняты меры по недопущению попадания продукта в канализацию и его уборке.
8.19. Запрещается эксплуатация цистерн, если: истек срок очередного технического освидетельствования; при освидетельствовании или в процессе эксплуатации цистерны обнаружены дефекты, снижающие ее надежность и безопасность; требуется проведение плановых видов ремонта; истек срок эксплуатации.
9. ЛОКАЛИЗАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ЛИКВИДАЦИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ
ЦИСТЕРН С ЖИДКИМ КАПРОЛАКТАМОМ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
9.1. При возникновении аварийных ситуаций на сливо - наливном пункте или на территории, на которой он расположен, следует действовать по плану локализации аварийных ситуаций, разработанному в соответствии с Временными рекомендациями по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико - технологических объектах, утвержденными Госпроматомнадзором СССР 05.07.90.
9.2. При возникновении пожара, тепловое воздействие которого может привести к опасному нагреву цистерны, необходимо перевезти ее в безопасное место, а при невозможности перевозки принять меры по исключению перегрева поверхности цистерны.
9.3. Загорание капролактама гасить тонкораспыленной водой или воздушно - механической пеной.
9.4. В случае возникновения аварийной ситуации с цистерной, заполненной жидким капролактамом, при перевозке ее по железной дороге персонал дороги действует в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (аварийная карточка N 48).
9.5. При необходимости участия в ликвидации аварийной ситуации специалистов предприятия - поставщика или предприятия - получателя жидкого капролактама или применения каких-либо специальных средств, которыми они располагают, таковые должны быть направлены на место аварии немедленно по получении требования железной дороги об этом и таким видом транспорта, который обеспечит их прибытие на место в кратчайшие сроки.
9.6. Предприятия - поставщики (потребитель) должны иметь бригады, укомплектованные квалифицированными специалистами и рабочими, обученными способам и мерам ликвидации аварий при перевозке капролактама в железнодорожных цистернах.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦИСТЕРН
10.1. Лица, допустившие нарушение (несоблюдение) настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 1
Справочное
ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАПРОЛАКТАМА
1. Капролактам.
Химическая формула: C H ON Мол. масса 113,16 6 11
Горючее белое кристаллическое вещество, очень гигроскопичен; в твердом виде хорошо смачивается водой.
В расплавленном виде - бесцветная жидкость.
Капролактам растворим в воде, бензоле, этаноле, хлороформе.
Растворимость в воде при 0° C - 525 граммов в 100 граммах воды.
Температуры, °C:
плавления - 69 - 71;
кипения - 262,5;
вспышки - 135;
самовоспламенения - 400.
Нижний концентрационный предел распространения пламени аэровзвеси (предел воспламенения, предел взрываемости, предел зажигания) - 43 г/куб. м
Максимальное давление взрыва - 730 кПа.
Минимальное взрывоопасное содержание кислорода (МВСК) - 12% об.
Теплота сгорания - 29750 кДж/кг (7100 ккал/кг).
ПЛОТНОСТЬ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ:
┌──────────────┬────────────────┬────────────────┬───────────────┐ │ Температура, │ Плотность, │ Температура, │ Плотность, │ │ °C │ кг/куб. м │ °C │ кг/куб. м │ ├──────────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤ │ 70 │ 1023 │ 85 │ 1010 │ │ 75 │ 1018 │ 90 │ 1006 │ │ 80 │ 1014 │ 95 │ 1002 │ └──────────────┴────────────────┴────────────────┴───────────────┘
Относительная плотность паров капролактама к плотности воздуха - 3,8.
Теплота плавления - 142,35 кДж/кг.
Теплоемкость жидкого капролактама в интервале температур 70 - 90° C - 2,847 кДж/кг К.
Теплопроводность при температуре 80° C - 0,152 Вт/м К.
Вязкость в зависимости от температуры, кв. м/с:
-6 70° C - 12,35 x 10 , -6 75° C - 9,94 x 10 , -6 80° C - 8,4 x 10 , -6 90° C - 6,17 x 10 .
Коэффициент теплоотдачи от расплавленного капролактама к стенке котла - 93,04 Вт/кв. м К.
Коэффициент объемного расширения расплавленного капролактама - 0,00076 1/К.
Давление насыщенных паров капролактама в зависимости от температуры, кПа:
69,15° C - 0,048 160° C - 4,0 100° C - 0,26 190° C - 13,33 120° C - 0,66 230° C - 43,3 140° C - 1,6 262,5° C - 101,0
По степени воздействия на организм человека капролактам относится к вредным веществам 3 класса опасности по ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
Предельно допустимая концентрация аэрозоля в воздухе рабочей зоны - 10 мг/куб. м.
При попадании на кожу может вызвать дерматит, при попадании в организм вызывает судороги, изменения внутренних органов и расстройство нервной системы.
При горении капролактама выделяется обильный дым, содержащий вредные вещества: оксид азота, аммиак, оксид углерода.
По физико - химическим показателям капролактам должен соответствовать требованиям ГОСТ 7850-86 (с Изменениями N 1, 2, 3 и экспортным дополнением ГОСТ ЭД-1 7850-86).
Приложение 3
Справочное
ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
1552.00.000
┌─────┬────────┬──────┬─────────┬──────┬─────────┬─────┬─────────┐ │Н, дм│ V, дм │ Н, дм│ V, дм │ Н, дм│ V, дм │Н, дм│ V, дм │ ├─────┼────────┼──────┼─────────┼──────┼─────────┼─────┼─────────┤ │ 0,1 │ 5,0 │ 2,5 │ 2476,3 │ 4,9 │ 6872,6 │ 7,3 │ 12319,0 │ │ 0,2 │ 26,1 │ 2,6 │ 2630,9 │ 5,0 │ 7081,9 │ 7,4 │ 12562,2 │ │ 0,3 │ 64,6 │ 2,7 │ 2788,4 │ 5,1 │ 7293,0 │ 7,5 │ 12806,6 │ │ 0,4 │ 114,5 │ 2,3 │ 2948,8 │ 5,2 │ 7505,9 │ 7,6 │ 13052,0 │ │ 0,5 │ 173,7 │ 2,9 │ 3111,9 │ 5,3 │ 7720,4 │ 7,7 │ 13298,5 │ │ 0,6 │ 240,9 │ 3,0 │ 3277,8 │ 5,4 │ 7936,6 │ 7,8 │ 13546,0 │ │ 0,7 │ 315,2 │ 3,1 │ 3446,3 │ 5,5 │ 8154,4 │ 7,9 │ 13794,5 │ │ 0,8 │ 396,0 │ 3,2 │ 3617,4 │ 5,6 │ 8373,8 │ 8,0 │ 14043,9 │ │ 0,9 │ 482,8 │ 3,3 │ 3791,1 │ 5,7 │ 8594,7 │ 8,1 │ 14294,4 │ │ 1,0 │ 575,2 │ 3,4 │ 3967,2 │ 5,8 │ 8817,2 │ 8,2 │ 14545,7 │ │ 1,1 │ 672,8 │ 3,5 │ 4145,7 │ 5,9 │ 9041,1 │ 8,3 │ 14798,0 │ │ 1,2 │ 775,4 │ 3,6 │ 4326,6 │ 6,0 │ 9266,6 │ 8,4 │ 15051,2 │ │ 1,3 │ 882,7 │ 3,7 │ 4509,8 │ 6,1 │ 9493,5 │ 8,5 │ 15305,2 │ │ 1,4 │ 994,4 │ 3,8 │ 4695,2 │ 6,2 │ 9721,8 │ 8,6 │ 15560,1 │ │ 1,5 │ 1110,5 │ 3,9 │ 4882,9 │ 6,3 │ 9951,4 │ 8,7 │ 15815,8 │ │ 1,6 │ 1230,7 │ 4,0 │ 5072,8 │ 6,4 │ 10182,5 │ 8,8 │ 16072,3 │ │ 1,7 │ 1354,9 │ 4,1 │ 5264,8 │ 6,5 │ 10414,9 │ 8,9 │ 16329,6 │ │ 1,8 │ 1482,9 │ 4,2 │ 5458,9 │ 6,6 │ 10648,6 │ 9,0 │ 16587,7 │ │ 1,9 │ 1614,6 │ 4,3 │ 5655,0 │ 6,7 │ 10883,5 │ 9,1 │ 16846,5 │ │ 2,0 │ 1749,9 │ 4,4 │ 5853,1 │ 6,8 │ 11119,8 │ 9,2 │ 17106,1 │ │ 2,1 │ 1888,7 │ 4,5 │ 6053,2 │ 6,9 │ 11357,2 │ 9,3 │ 17366,3 │ │ 2,2 │ 2030,8 │ 4,6 │ 6255,3 │ 7,0 │ 11595,9 │ 9,4 │ 17627,3 │ │ 2,3 │ 2176,1 │ 4,7 │ 6459,2 │ 7,1 │ 11835,8 │ 9,5 │ 17888,9 │ │ 2,4 │ 2324,7 │ 4,8 │ 6665,0 │ 7,2 │ 12076,8 │ 9,6 │ 18151,2 │ │ 9,7 │18414,1 │ 12,1 │ 24864,2 │ 14,5 │ 31415,8 │16,9 │ 37825,0 │ │ 9,8 │18677,6 │ 12,2 │ 25136,9 │ 14,6 │ 31687,4 │17,0 │ 38085,3 │ │ 9,9 │18941,7 │ 12,3 │ 25409,7 │ 14,7 │ 31958,8 │17,1 │ 38344,8 │ │10,0 │19206,3 │ 12,4 │ 25682,6 │ 14,8 │ 32229,8 │17,2 │ 38603,7 │ │10,1 │19471,6 │ 12,5 │ 25955,7 │ 14,9 │ 32500,6 │17,3 │ 38861,7 │ │10,2 │19737,3 │ 12,6 │ 26228,9 │ 15,0 │ 32771,0 │17,4 │ 39119,1 │ │10,3 │20003,6 │ 12,7 │ 26502,1 │ 15,1 │ 33041,1 │17,5 │ 39375,6 │ │10,4 │20270,4 │ 12,8 │ 26775,5 │ 15,2 │ 33310,9 │17,6 │ 39631,3 │ │10,5 │20537,7 │ 12,9 │ 27048,8 │ 15,3 │ 33580,2 │17,7 │ 39886,2 │ │10,6 │20805,4 │ 13,0 │ 27322,3 │ 15,4 │ 33849,2 │17,8 │ 40140,2 │ │10,7 │21073,5 │ 13,1 │ 27595,7 │ 15,5 │ 34117,8 │17,9 │ 40393,4 │ │10,8 │21342,1 │ 13,2 │ 27869,1 │ 15,6 │ 34386,0 │18,0 │ 40665,0 │ │10,9 │21611,1 │ 13,3 │ 28142,5 │ 15,7 │ 34653,7 │18,1 │ 40897,0 │ │11,0 │21880,5 │ 13,4 │ 28415,9 │ 15,8 │ 34921,0 │18,2 │ 41167,4 │ │11,1 │22150,3 │ 13,5 │ 28689,2 │ 15,9 │ 35187,7 │18,3 │ 41396,4 │ │11,2 │22420,4 │ 13,6 │ 28962,5 │ 16,0 │ 35454,0 │18,4 │ 41645,4 │ │11,3 │22690,8 │ 13,7 │ 29235,7 │ 16,1 │ 35719,8 │18,5 │ 41892,9 │ │11,4 │22961,6 │ 13,8 │ 29508,7 │ 16,2 │ 35985,0 │18,6 │ 42139,4 │ │11,5 │23232,6 │ 13,9 │ 29781,7 │ 16,3 │ 36249,7 │18,7 │ 42384,8 │ │11,6 │23504,0 │ 14,0 │ 30054,5 │ 16,4 │ 36513,8 │18,8 │ 42629,1 │ │11,7 │23775,5 │ 14,1 │ 30327,2 │ 16,5 │ 36777,3 │18,9 │ 42872,4 │ │11,8 │24047,4 │ 14,2 │ 30599,6 │ 16,6 │ 37040,2 │19,0 │ 43114,6 │ │11,9 │24319,5 │ 14,3 │ 30871,9 │ 16,7 │ 37302,5 │19,1 │ 43356,6 │ │12,0 │24591,7 │ 14,4 │ 31144,0 │ 16,8 │ 37564,1 │19,2 │ 43595,4 │ │19,3 │43834,1 │ 21,7 │ 49138,1 │ 24,1 │ 53302,7 │ │ │ │19,4 │44071,6 │ 21,8 │ 49338,2 │ 24,2 │ 53441,4 │ │ │ │19,5 │44307,8 │ 21,9 │ 49536,4 │ 24,3 │ 53576,7 │ │ │ │19,6 │44542,8 │ 22,0 │ 49732,5 │ 24,4 │ 53708,4 │ │ │ │19,7 │44776,5 │ 22,1 │ 49926,6 │ 24,5 │ 53836,4 │ │ │ │19,8 │45008,9 │ 22,2 │ 50118,6 │ 24,6 │ 53960,6 │ │ │ │19,9 │45239,9 │ 22,3 │ 50308,4 │ 24,7 │ 54080,8 │ │ │ │20,0 │45469,6 │ 22,4 │ 50496,1 │ 24,8 │ 54196,9 │ │ │ │20,1 │45697,9 │ 22,5 │ 50681,6 │ 24,9 │ 54308,7 │ │ │ │20,2 │45924,8 │ 22,6 │ 50864,8 │ 25,0 │ 54416,0 │ │ │ │20,3 │46150,2 │ 22,7 │ 51045,7 │ 25,1 │ 54518,6 │ │ │ │20,4 │46374,2 │ 22,8 │ 51224,2 │ 25,2 │ 54616,2 │ │ │ │20,5 │46596,7 │ 22,9 │ 51400,3 │ 25,3 │ 54708,6 │ │ │ │20,6 │46817,6 │ 23,0 │ 51673,9 │ 25,4 │ 54795,4 │ │ │ │20,7 │47037,0 │ 23,1 │ 51873,9 │ 25,5 │ 54878,2 │ │ │ │20,8 │47254,8 │ 23,2 │ 51913,6 │ 25,6 │ 54950,5 │ │ │ │20,9 │47471,0 │ 23,3 │ 52079,4 │ 25,7 │ 55017,1 │ │ │ │21,0 │47685,5 │ 23,4 │ 52242,6 │ 25,8 │ 55076,9 │ │ │ │21,1 │47898,3 │ 23,5 │ 52403,0 │ 25,9 │ 55126,8 │ │ │ │21,2 │48109,4 │ 23,6 │ 52560,5 │ 26,0 │ 55165,3 │ │ │ │21,3 │48318,8 │ 23,7 │ 52715,1 │ 26,1 │ 55186,3 │ │ │ │21,4 │48526,4 │ 23,8 │ 52866,7 │ │ │ │ │ │21,5 │48732,2 │ 23,9 │ 53015,2 │ │ │ │ │ │21,6 │48936,1 │ 24,0 │ 53160,6 │ │ │ │ │ └─────┴────────┴──────┴─────────┴──────┴─────────┴─────┴─────────┘
ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
1441.00.000
┌─────┬────────┬──────┬─────────┬──────┬─────────┬─────┬─────────┐ │Н, дм│ V, дм │ Н, дм│ V, дм │ Н, дм│ V, дм │Н, дм│ V, дм │ ├─────┼────────┼──────┼─────────┼──────┼─────────┼─────┼─────────┤ │ 0,1 │ 5 │ 3,1 │ 3543 │ 6,1 │ 9937 │ 9,1 │ 17918 │ │ 0,2 │ 28 │ 3,2 │ 3713 │ 6,2 │ 10188 │ 9,2 │ 18208 │ │ 0,3 │ 69 │ 3,3 │ 3886 │ 6,3 │ 10441 │ 9,3 │ 18500 │ │ 0,4 │ 122 │ 3,4 │ 4061 │ 6,4 │ 10696 │ 9,4 │ 18792 │ │ 0,5 │ 186 │ 3,5 │ 4239 │ 6,5 │ 10952 │ 9,5 │ 19085 │ │ 0,6 │ 258 │ 3,6 │ 4436 │ 6,6 │ 11210 │ 9,6 │ 19379 │ │ 0,7 │ 338 │ 3,7 │ 4636 │ 6,7 │ 11469 │ 9,7 │ 19674 │ │ 0,8 │ 412 │ 3,8 │ 4838 │ 6,8 │ 11730 │ 9,8 │ 19970 │ │ 0,9 │ 493 │ 3,9 │ 5025 │ 6,9 │ 11973 │ 9,9 │ 20276 │ │ 1,0 │ 579 │ 4,0 │ 5215 │ 7,0 │ 12218 │10,0 │ 20565 │ │ 1,1 │ 671 │ 4,1 │ 5407 │ 7,1 │ 12464 │10,1 │ 20863 │ │ 1,2 │ 769 │ 4,2 │ 5602 │ 7,2 │ 12711 │10,2 │ 21163 │ │ 1,3 │ 871 │ 4,3 │ 5799 │ 7,3 │ 12960 │10,3 │ 21463 │ │ 1,4 │ 979 │ 4,4 │ 5998 │ 7,4 │ 13211 │10,4 │ 21764 │ │ 1,5 │ 1091 │ 4,5 │ 6200 │ 7,5 │ 13462 │10,5 │ 22065 │ │ 1,6 │ 1208 │ 4,6 │ 6403 │ 7,6 │ 13715 │10,6 │ 22368 │ │ 1,7 │ 1342 │ 4,7 │ 6609 │ 7,7 │ 13970 │10,7 │ 22671 │ │ 1,8 │ 1480 │ 4,8 │ 6834 │ 7,8 │ 14225 │10,8 │ 22975 │ │ 1,9 │ 1623 │ 4,9 │ 7061 │ 7,9 │ 14516 │10,9 │ 23279 │ │ 2,0 │ 1769 │ 5,0 │ 7291 │ 8,0 │ 14793 │11,0 │ 23584 │ │ 2,1 │ 1919 │ 5,1 │ 7522 │ 8,1 │ 15072 │11,1 │ 23890 │ │ 2,2 │ 2073 │ 5,2 │ 7755 │ 8,2 │ 15351 │11,2 │ 24197 │ │ 2,3 │ 2230 │ 5,3 │ 7990 │ 8,3 │ 15632 │11,3 │ 24504 │ │ 2,4 │ 2391 │ 5,4 │ 8227 │ 8,4 │ 15914 │11,4 │ 24811 │ │ 2,5 │ 2555 │ 5,5 │ 8466 │ 8,5 │ 16197 │11,5 │ 25120 │ │ 2,6 │ 2723 │ 5,6 │ 8707 │ 8,6 │ 16481 │11,6 │ 25429 │ │ 2,7 │ 2893 │ 5,7 │ 8949 │ 8,7 │ 16766 │11,7 │ 25738 │ │ 2,8 │ 3051 │ 5,8 │ 9194 │ 8,8 │ 17053 │11,8 │ 26048 │ │ 2,9 │ 3212 │ 5,9 │ 9440 │ 8,9 │ 17340 │11,9 │ 26358 │ │ 3,0 │ 3376 │ 6,0 │ 9688 │ 9,0 │ 17628 │12,0 │ 26669 │ │12,1 │ 26981 │ 15,6 │ 38064 │ 19,1 │ 49051 │22,6 │ 59248 │ │12,2 │ 27293 │ 15,7 │ 38383 │ 19,2 │ 49357 │22,7 │ 59520 │ │12,3 │ 27605 │ 15,8 │ 38701 │ 19,3 │ 49662 │22,8 │ 59791 │ │12,4 │ 27918 │ 15,9 │ 39019 │ 19,4 │ 49967 │22,9 │ 60060 │ │12,5 │ 28231 │ 16,0 │ 39337 │ 19,5 │ 50270 │23,0 │ 60328 │ │12,6 │ 28545 │ 16,1 │ 39655 │ 19,6 │ 50574 │23,1 │ 60595 │ │12,7 │ 28859 │ 16,2 │ 39973 │ 19,7 │ 50876 │23,2 │ 60860 │ │12,8 │ 29173 │ 16,3 │ 40291 │ 19,8 │ 51178 │23,3 │ 61124 │ │12,9 │ 29488 │ 16,4 │ 40608 │ 19,9 │ 51478 │23,4 │ 61386 │ │13,0 │ 29803 │ 16,5 │ 40925 │ 20,0 │ 51779 │23,5 │ 61647 │ │13,1 │ 30118 │ 16,6 │ 41242 │ 20,1 │ 52078 │23,6 │ 61906 │ │13,2 │ 30434 │ 16,7 │ 41559 │ 20,2 │ 52376 │23,7 │ 62164 │ │13,3 │ 30750 │ 16,8 │ 41876 │ 20,3 │ 52674 │23,8 │ 62420 │ │13,4 │ 31066 │ 16,9 │ 42192 │ 20,4 │ 52971 │23,9 │ 62674 │ │13,5 │ 31383 │ 17,0 │ 42508 │ 20,5 │ 53267 │24,0 │ 62927 │ │13,6 │ 31700 │ 17,1 │ 42824 │ 20,6 │ 53562 │24,1 │ 63178 │ │13,7 │ 32017 │ 17,2 │ 43139 │ 20,7 │ 53856 │24,2 │ 63428 │ │13,8 │ 32334 │ 17,3 │ 43454 │ 20,8 │ 54149 │24,3 │ 63676 │ │13,9 │ 32651 │ 17,4 │ 43769 │ 20,9 │ 54442 │24,4 │ 63922 │ │14,0 │ 32969 │ 17,5 │ 44083 │ 21,0 │ 54733 │24,5 │ 64166 │ │14,1 │ 33287 │ 17,6 │ 44397 │ 21,1 │ 55023 │24,6 │ 64409 │ │14,2 │ 33605 │ 17,7 │ 44711 │ 21,2 │ 55313 │24,7 │ 64650 │ │14,3 │ 33923 │ 17,8 │ 45024 │ 21,3 │ 55601 │24,8 │ 64888 │ │14,4 │ 34231 │ 17,9 │ 45337 │ 21,4 │ 55888 │24,9 │ 65126 │ │14,5 │ 34560 │ 18,0 │ 45649 │ 21,5 │ 56175 │25,0 │ 65361 │ │14,6 │ 34878 │ 18,1 │ 45961 │ 21,6 │ 56460 │25,1 │ 65594 │ │14,7 │ 35197 │ 18,2 │ 46272 │ 21,7 │ 56744 │25,2 │ 65825 │ │14,8 │ 35515 │ 18,3 │ 46583 │ 21,8 │ 57024 │25,3 │ 66054 │ │14,9 │ 35834 │ 18,4 │ 46894 │ 21,9 │ 57309 │25,4 │ 66281 │ │15,0 │ 36152 │ 18,5 │ 47204 │ 22,0 │ 57590 │25,5 │ 66506 │ │15,1 │ 36471 │ 18,6 │ 47513 │ 22,1 │ 57869 │25,6 │ 66729 │ │15,2 │ 36790 │ 18,7 │ 47822 │ 22,2 │ 58147 │25,7 │ 66950 │ │15,3 │ 37108 │ 18,8 │ 48130 │ 22,3 │ 58425 │25,8 │ 67168 │ │15,4 │ 37427 │ 18,9 │ 48438 │ 22,4 │ 58700 │25,9 │ 67385 │ │15,5 │ 37746 │ 19,0 │ 48745 │ 22,5 │ 58975 │26,0 │ 67599 │ │26,1 │ 67810 │ 27,1 │ 69789 │ 28,1 │ 71478 │29,1 │ 72791 │ │26,2 │ 68020 │ 27,2 │ 69972 │ 28,2 │ 71628 │29,2 │ 72896 │ │26,3 │ 68227 │ 27,3 │ 70152 │ 28,3 │ 71774 │29,3 │ 72996 │ │26,4 │ 68431 │ 27,4 │ 70329 │ 28,4 │ 71917 │29,4 │ 73089 │ │26,5 │ 68633 │ 27,5 │ 70503 │ 28,5 │ 71055 │29,5 │ 73176 │ │26,6 │ 68832 │ 27,6 │ 70674 │ 28,6 │ 72189 │29,6 │ 73256 │ │26,7 │ 69029 │ 27,7 │ 70842 │ 28,7 │ 72319 │29,7 │ 73329 │ │26,8 │ 69223 │ 27,8 │ 71006 │ 28,8 │ 72444 │29,8 │ 73392 │ │26,9 │ 69415 │ 27,9 │ 71167 │ 28,9 │ 72565 │29,9 │ 73446 │ │27,0 │ 69603 │ 28,0 │ 31324 │ 29,0 │ 72680 │30,0 │ 73488 │ │ │ │ │ │ │ │30,1 │ 73511 │ └─────┴────────┴──────┴─────────┴──────┴─────────┴─────┴─────────┘
ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
ЖАЦ-44
┌─────┬────────┬──────┬─────────┬──────┬─────────┬─────┬─────────┐ │Н, дм│ V, дм │ Н, дм│ V, дм │ Н, дм│ V, дм │Н, дм│ V, дм │ ├─────┼────────┼──────┼─────────┼──────┼─────────┼─────┼─────────┤ │ 0,15│ 10 │ 3,2 │ 3091 │ 6,2 │ 2480 │ 9,2 │ 14981 │ │ 0,3 │ 29 │ 3,3 │ 3244 │ 6,3 │ 8682 │ 9,3 │ 15209 │ │ 0,4 │ 63 │ 3,4 │ 3399 │ 6,4 │ 8886 │ 9,4 │ 15438 │ │ 0,5 │ 108 │ 3,5 │ 3557 │ 6,5 │ 9091 │ 9,5 │ 15667 │ │ 0,6 │ 161 │ 3,6 │ 3716 │ 6,6 │ 9297 │ 9,6 │ 15897 │ │ 0,7 │ 222 │ 3,7 │ 3878 │ 6,7 │ 9505 │ 9,7 │ 16127 │ │ 0,8 │ 288 │ 3,8 │ 4041 │ 6,8 │ 9713 │ 9,8 │ 16358 │ │ 0,9 │ 361 │ 3,9 │ 4207 │ 6,9 │ 9923 │ 9,9 │ 16589 │ │ 1,0 │ 438 │ 4,0 │ 4375 │ 7,0 │ 10133 │10,0 │ 16821 │ │ 1,1 │ 521 │ 4,1 │ 4544 │ 7,1 │ 10344 │10,1 │ 17053 │ │ 1,2 │ 609 │ 4,2 │ 4715 │ 7,2 │ 10557 │10,2 │ 17286 │ │ 1,3 │ 701 │ 4,3 │ 4888 │ 7,3 │ 10770 │10,3 │ 17518 │ │ 1,4 │ 797 │ 4,4 │ 5063 │ 7,4 │ 10985 │10,4 │ 17752 │ │ 1,5 │ 897 │ 4,5 │ 5240 │ 7,5 │ 11200 │10,5 │ 17985 │ │ 1,6 │ 1001 │ 4,6 │ 5418 │ 7,6 │ 11416 │10,6 │ 18219 │ │ 1,7 │ 1109 │ 4,7 │ 5599 │ 7,7 │ 11633 │10,7 │ 18453 │ │ 1,8 │ 1220 │ 4,8 │ 5780 │ 7,8 │ 11851 │10,8 │ 18687 │ │ 1,9 │ 1334 │ 4,9 │ 5964 │ 7,9 │ 12070 │10,9 │ 18922 │ │ 2,0 │ 1452 │ 5,0 │ 6149 │ 8,0 │ 12290 │11,0 │ 19157 │ │ 2,1 │ 1574 │ 5,1 │ 6335 │ 8,1 │ 12510 │11,1 │ 19392 │ │ 2,2 │ 1698 │ 5,2 │ 6523 │ 8,2 │ 12731 │11,2 │ 19628 │ │ 2,3 │ 1825 │ 5,3 │ 6712 │ 8,3 │ 12953 │11,3 │ 19863 │ │ 2,4 │ 1955 │ 5,4 │ 6903 │ 8,4 │ 13176 │11,4 │ 20099 │ │ 2,5 │ 2088 │ 5,5 │ 7096 │ 8,5 │ 13399 │11,5 │ 20335 │ │ 2,6 │ 2224 │ 5,6 │ 7289 │ 8,6 │ 13623 │11,6 │ 20571 │ │ 2,7 │ 2362 │ 5,7 │ 7484 │ 8,7 │ 13848 │11,7 │ 20807 │ │ 2,8 │ 2503 │ 5,8 │ 7681 │ 8,8 │ 14073 │11,8 │ 21043 │ │ 2,9 │ 2647 │ 5,9 │ 7879 │ 8,9 │ 14299 │11,9 │ 21279 │ │ 3,0 │ 2792 │ 6,0 │ 8078 │ 9,0 │ 14526 │12,0 │ 21516 │ │ 3,1 │ 2941 │ 6,1 │ 8278 │ 9,1 │ 14753 │12,1 │ 21752 │ │12,2 │ 21989 │ 15,3 │ 29240 │ 18,4 │ 35963 │21,5 │ 41491 │ │12,3 │ 22225 │ 15,4 │ 29468 │ 18,5 │ 36165 │21,6 │ 41639 │ │12,4 │ 22462 │ 15,5 │ 29696 │ 18,6 │ 36364 │21,7 │ 41785 │ │12,5 │ 22698 │ 15,6 │ 29923 │ 18,7 │ 36564 │21,8 │ 41928 │ │12,6 │ 22934 │ 15,7 │ 30149 │ 18,8 │ 36761 │21,9 │ 42068 │ │12,7 │ 23171 │ 15,8 │ 30375 │ 18,9 │ 36957 │22,0 │ 42206 │ │12,8 │ 23407 │ 15,9 │ 30600 │ 19,0 │ 37152 │22,1 │ 42341 │ │12,9 │ 23643 │ 16,0 │ 30825 │ 19,1 │ 37345 │22,2 │ 42473 │ │13,0 │ 23880 │ 16,1 │ 31049 │ 19,2 │ 37537 │22,3 │ 42603 │ │13,1 │ 24115 │ 16,2 │ 31272 │ 19,3 │ 37728 │22,4 │ 42729 │ │13,2 │ 24351 │ 16,3 │ 31494 │ 19,4 │ 37917 │22,5 │ 42853 │ │13,3 │ 24587 │ 16,4 │ 31716 │ 19,5 │ 38105 │22,6 │ 42974 │ │13,4 │ 24822 │ 16,5 │ 31937 │ 19,6 │ 38291 │22,7 │ 43091 │ │13,5 │ 25058 │ 16,6 │ 32157 │ 19,7 │ 38476 │22,8 │ 43205 │ │13,6 │ 25293 │ 16,7 │ 32377 │ 19,8 │ 38659 │22,9 │ 43315 │ │13,7 │ 25528 │ 16,8 │ 32595 │ 19,0 │ 38840 │23,0 │ 43422 │ │13,8 │ 25762 │ 16,9 │ 32813 │ 20,0 │ 39020 │23,1 │ 43526 │ │13,9 │ 25997 │ 17,0 │ 33030 │ 20,1 │ 39198 │23,2 │ 43625 │ │14,0 │ 26231 │ 17,1 │ 33246 │ 20,2 │ 39374 │23,3 │ 43721 │ │14,1 │ 26465 │ 17,2 │ 33461 │ 20,3 │ 39549 │23,4 │ 43812 │ │14,2 │ 26698 │ 17,3 │ 33675 │ 20,4 │ 39721 │23,5 │ 43898 │ │14,3 │ 26931 │ 17,4 │ 33888 │ 20,5 │ 39892 │23,6 │ 43980 │ │14,4 │ 27164 │ 17,5 │ 34101 │ 20,6 │ 40061 │23,7 │ 44057 │ │14,5 │ 27396 │ 17,6 │ 34312 │ 20,7 │ 40229 │23,8 │ 44128 │ │14,6 │ 27628 │ 17,7 │ 34522 │ 20,8 │ 40394 │23,9 │ 44194 │ │14,7 │ 27860 │ 17,8 │ 34731 │ 20,9 │ 40557 │24,0 │ 44253 │ │14,8 │ 28091 │ 17,9 │ 34939 │ 21,0 │ 40718 │24,1 │ 44301 │ │14,9 │ 28322 │ 18,0 │ 35147 │ 21,1 │ 40877 │24,2 │ 44335 │ │15,0 │ 28552 │ 18,1 │ 35353 │ 21,2 │ 41034 │24,32│ 44357 │ │15,1 │ 28782 │ 18,2 │ 35557 │ 21,3 │ 41189 │ │ │ │15,2 │ 29011 │ 18,3 │ 35761 │ 21,4 │ 41341 │ │ │ └─────┴────────┴──────┴─────────┴──────┴─────────┴─────┴─────────┘
Приложение 4
Справочное
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИСТЕРН
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
┌─────────────────────────────┬──────────┬──────────┬────────────┐ │ Наименование параметров │ Модель │ Модель │ Модель <*> │ │ │ 15-1552 │ 15-1441 │ ЖАЦ-44 │ │ │рис. 1, 2 │рис. 3, 4 │ рис. 5, 6, │ │ │<**> │<**> │ 7, 8, 9, │ │ │ │ │10, 11 <**> │ ├─────────────────────────────┼──────────┼──────────┼────────────┤ │1. Грузоподъемность, т │ 50,0 │ 70,5 │ 42,0 │ │ │ │ │ │ │2. Масса тары, т │ 26,0 │ 28,5 │ 26,7 │ │ │ │ │ │ │3. Объем котла, куб. м │ 55,2 │ 73,5 │ 44,0 │ │ │ │ │ │ │4. Расчетная нагрузка от ко- │ 186,3 │ 248,8 │ 168,6 │ │лесной пары на рельсы, кН (т)│ (19,0) │ (24,75) │ (17,91) │ │ │ │ │ │ │5. Рабочее давление в котле │ 0,2 │ 0,2 │ 0,2 │ │при разгрузке не более, │ (2,0) │ (2,0) │ (2,0) │ │ МПа (кгс/кв. см) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6. Рабочее давление в системе│ 0,06 │ 0,45 │ 0,45 │ │обогрева, МПа │ │ │ │ │ │ │ │ │ │7. Материал котла цистерны │ 0Х22Н6Т │ 0Х22Н6Т │ 12Х18Н10Т │ │ │ 12Х18Н10Т│ │ │ │ │ │ │ │ │8. Длина вагона по осям сцеп-│ 12020 │ 12020 │ 12020 │ │ления автосцепок, мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │9. Система обогрева котла │ наружная │2 самосто-│наружний и │ │цистерны │ рубашка │ятельно │внутренний │ │ │ │работающие│змеевики │ │ │ │секции │ │ │ │ │змеевиков │ │ └─────────────────────────────┴──────────┴──────────┴────────────┘
--------------------------------
<*> Цистерна ЖАЦ-44 выполняется по проектам 1576.00.000 и СБ ООА-1, конструктивными отличиями которых является количество люков: три - по проекту СБ ООА-1 и два - по проекту 1576.00.000.
Для перевозки капролактама цистерна ЖАЦ-44 должна быть реконструирована (рис. 5, 6, 8, 9).
<**> Рисунки не приводятся.
Цистерны изготавливаются в исполнении "V", категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69.
Способ загрузки (разгрузки) продукта - закрытый верхний без доступа кислорода.