17. Работа строительно-монтажных организаций на объектах, находящихся в режиме постоянной эксплуатации (метрополитены)
17. Работа строительно-монтажных организаций
на объектах, находящихся в режиме постоянной
эксплуатации (метрополитены)
17.1. Для координации деятельности строительно-монтажной и эксплуатационной организаций в период работы в режиме действующего метрополитена должен быть издан совместный приказ, регламентирующий порядок производства работ, мероприятия по технике безопасности, ликвидацию аварий и спасение людей. Руководство ликвидацией аварии и спасением людей осуществляет в этом случае эксплуатирующая организация.
17.2. Вход на объекты в режиме действующего метрополитена разрешается на основании письменной заявки строительно-монтажной организации:
на пусковых линиях в режиме наладки или обкатки - штабом по подготовке линии к сдаче в эксплуатацию;
на действующих линиях - администрацией метрополитена.
17.3. Лица технического надзора организаций, выполняющих строительно-монтажные, отделочные или другие работы на объектах в режиме действующего метрополитена, должны сдать экзамены на знание соответствующих правил и инструкций.
17.4. Проекты производства работ должны быть согласованы с соответствующими службами метрополитена, которые осуществляют контроль за выполнением регламентов, определенных ППР.
17.5. Прокладка временных кабелей, трубопроводов, установка временных устройств энергоснабжения, водоотлива и др. должны производиться в соответствии с требованиями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и в соответствии с ППР, согласованным со службами метрополитена.
17.6. Для обеспечения безопасности производства наладочных работ систем автоблокировки, сигнализации и связи транспортировка материалов по постоянным рельсам должна производиться на транспортных средствах с изолированными осями.
17.7. Временное складирование материалов, изделий, инструмента разрешается за пределами габарита приближения оборудования при условии их надежного закрепления. Порядок складирования и закрепления определяется службами метрополитена при согласовании ППР.
17.8. При производстве электросварочных работ прямые и обратные провода сварочных агрегатов должны иметь исправную изоляцию, не соприкасаться с ходовыми и контактными рельсами, а при пересечении путей провода должны прокладываться под рельсами в трубах из токонепроводящих материалов.
Опробовать электроды на ходовых и контактных рельсах, кабельных конструкциях и опорах постоянных устройств запрещается.
17.9. Производство газосварочных работ в тоннелях допускается по согласованию с соответствующими службами метрополитена, ОВП метрополитена и с письменного разрешения главного инженера организации. При этом должны использоваться специальные агрегаты.
17.10. При выполнении работ в тоннелях запрещается:
перекладывать постоянные кабели, нарушать их изоляцию, герметизацию отверстий прохода через конструкции. Укладывать и опирать посторонние предметы на кабели и кабельные конструкции;
складировать посторонние предметы на ходовые рельсы, короб контактного рельса, изолирующие стыки, релейные ящики, головки светофоров, автостопы;
самовольно отключать работающие постоянные устройства.
17.11. Запрещается пребывание людей в тоннелях при наличии напряжения на контактном рельсе. В исключительных случаях доступ в тоннель при наличии напряжения на контактной сети разрешается лицам, имеющим пропуск со штампом "Под напряжением", "ЦУ", и по специальным пропускам, нарядам, выданным штабом. Ответственный работник штаба в специальном журнале указывает разрешающий документ и регистрирует время входа и выхода лиц из тоннеля. Проход в тоннель в этом случае разрешается группе, состоящей не менее чем из двух человек и не более пяти человек.
17.12. Порядок прохода в тоннель при временно снятом напряжении.
17.12.1. Дежурный по станции, получив распоряжение поездного диспетчера о снятии напряжения с контактного рельса, производит следующие действия:
а) включает рабочее освещение тоннелей;
б) открывает двери в торцах платформ;
в) устанавливает закоротки на контактный рельс;
г) снимает плакат "Опасно! Под напряжением!";
д) устанавливает из числа работников метростроя посты в каждом торце станции;
е) отключает УПТК;
ж) включает рабочее и аварийное освещение тоннеля;
з) подает два длинных свистка, означающих, что напряжение с контактного рельса снято.
17.12.2. После подачи звукового сигнала о снятии напряжения с контактного рельса все работники группы строительно-монтажной организации записываются в журнале контроля прохода в тоннель у дежурного по станции.
В журнале записывается фамилия, имя, отчество, место работы, указывается вид и место работ, время входа и ожидаемое время выхода.
После выполнения указанного выше руководитель ведет группу в тоннель к месту работ. Место работ должно быть ограждено сигналами в соответствии с инструкциями по сигнализации на метрополитенах.
Производство работ по акту-допуску в тоннеле разрешается под контролем ответственного представителя службы метрополитена.
17.12.3. При запертой торцевой двери платформы станции или при наличии плаката "Опасно! Под напряжением!" вход в тоннель запрещен.
17.12.4. Руководитель работ обязан организовать своевременное окончание всех работ, сдать рабочее место представителю метрополитена, вывести людей из тоннеля на станцию независимо от наличия предупредительных световых сигналов не позднее установленного для этих сигналов времени.
17.12.5. Для предупреждения группы о предстоящей подаче напряжения на контактный рельс дежурным по станции подаются следующие сигналы:
а) сигнал времени - полное отключение рабочего освещения продолжительностью 5 с. Сигнал времени подается за 10 мин. до подачи первого предупредительного сигнала и означает требование о завершении работ;
б) первый предупредительный сигнал - двукратное полное отключение рабочего освещения с интервалом 5 с. Означает требование прекращения всех работ и выхода людей из тоннеля;
в) второй предупредительный сигнал - трехкратное отключение рабочего освещения тоннеля с интервалом 5 с. После подачи второго предупредительного сигнала контактный рельс считается под напряжением.
17.12.6. После выхода из тоннеля группы руководитель должен сделать в журнале контроля отметку о времени выхода с указанием количества выведенных людей и отметкой о готовности тоннеля к пропуску поезда.
Если группа или отдельный работник вышли на другой станции, то руководитель или работник должен доложить о выходе дежурному этой станции, записать в журнале контроля о количестве людей, выведенных из тоннеля, и поставить в известность дежурного станции, откуда производился вход в тоннель.
17.12.7. В случае невыхода всех членов группы из тоннеля руководитель через дежурного по станции сообщает об этом поездному диспетчеру или электродиспетчеру, получает от них разрешение и принимает меры по поиску. Перед началом поиска информирует руководителя строительно-монтажной организации о принимаемых мерах.
17.12.8. В случае невыхода из тоннеля до начала движения поездов люди должны выбрать безопасное место. Таким является место, где расстояние от конца шпалы до обделки тоннеля в уровне верха шпал составляет не менее 70 см, или банкетка.
Наиболее выступающей частью подвижного состава является токоприемник, расположенный на высоте 20 см от уровня головки ходового рельса и выступающий за конец шпалы нормальной длины (2,7 м) на 25 см.
Пропуская подвижной состав, следует держаться за кабельные кронштейны, тубы, ребра тюбингов. Запрещается держаться за кабель, прикасаться металлическими предметами одновременно к ходовому рельсу и тюбинговой обделке.