2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЭУ

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЭУ

Настоящий раздел ООБ должен состоять из следующих подразделов.

2.1. Основание для разработки проекта судна.

В подразделе следует представлять следующие сведения о судне:

основание для разработки проекта, краткую информацию об опубликованных решениях органов государственной власти или иных организаций, на основании которых предполагается строительство судна.

2.2. Район эксплуатации судна.

Приводить физико-географическую и климатометеорологическую характеристику проектного района эксплуатации и базирования судна, включающую информацию об ограничениях в эксплуатации судна, по климатическим характеристикам, ветрам, временам года, ледовому режиму, особым природным явлениям (цунами, тайфуны, циклоны) при их наличии.

Для мест базирования давать информацию об оценке состояния и инженерных свойств почв, склонов, гаваней, бухт (с целью оценки их стабильности в условиях различных природных нагрузок), а также планы возможного развития района базирования (сооружение пирсов, дамб и т.п.).

Приводить анализ эффекта присутствия ЯЭУ судна в порту с учетом местных метеорологических условий, условий использования прибрежных территорий и акваторий, плотности населения.

2.3. Краткое описание проекта судна и его технические характеристики.

Приводить краткую общую информацию о судне (в объеме спецификации), а именно перечень основных сведений об организациях, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию судна, изготовление и монтаж основного оборудования и систем, важных для безопасности.

Общая информация о судне должна содержать следующие сведения:

2.3.1. Краткое описание класса судна, его основное назначение, архитектурно-конструктивный тип.

2.3.2. Основные характеристики, главные размерения судна и технические характеристики: длина наибольшая; длина между перпендикулярами; ширина максимальная; ширина по ватерлинии; высота борта; осадка; водоизмещение; автономность по основным запасам; численность экипажа; допустимые крен, дифферент; непотопляемость; скорость; тип пропульсивной установки; общее расположение оборудования ЯЭУ на судне; противопожарная защита ЯЭУ (судна); защитная оболочка и защитное ограждение; радиационная безопасность и радиационный контроль.

2.3.3. Корпус судна.

Общие сведения о корпусе, его конструкции, защите от коррозии.

2.3.4. Судовые устройства.

Сведения о якорных, швартовных, буксирных, спасательных, грузовых устройствах, а также о двигателях и движителях, рулевых устройствах; противопожарной защите и системах обнаружения пожара; системах вентиляции и кондиционирования воздуха; осушительной и балластной системах; вспомогательной пропульсивной установке при ее наличии.

2.3.5. Техническое описание проектных решений по ЯЭУ.

2.3.5.1. Материалы об организации-проектанте ЯЭУ, его контрагентах и изготовителях основного оборудования ЯЭУ (реактора, активной зоны, ПГ, котла аварийного хода, теплообменников, электродвигателей, турбоагрегата, генераторов, турбогенераторов, дизель-генераторов, насосов, компрессоров, арматуры, котельных, холодильных, испарительных установок, конденсаторов, вспомогательных котельных установок, подогревателей, систем управления, КИП).

2.3.5.2. Информация о составе комплекса систем управления и автоматизации технических средств.

2.3.5.3. Данные о составе и размещении ЭЭС, постов управления; системах освещения, связи, сигнализации и других ЭЭС, устанавливаемых на судне; возможностях приема энергосред (электропитания по постоянному и переменному току с берега (судна), бидистиллата, дизтоплива, сжатого воздуха) и выдачи на берег (судно); нормальном и аварийном освещении, сварочном оборудовании, средствах навигации, связи, сигнализации и управления.

2.3.5.4. Краткое описание ЯЭУ.

2.3.5.5. Информация о составе и размещении ЯЭУ.

2.3.5.6. Состав и краткая характеристика РУ.

2.3.5.7. Информация о режимах нормальной эксплуатации ЯЭУ, включающая описание ввода ЯЭУ в действие; эксплуатацию ЯЭУ по прямому назначению (при постоянном уровне мощности, переходных режимах, изменениях уровней мощности); перевода ЯЭУ в горячий резерв, а затем перевода на нормальный режим эксплуатации или в режим расхолаживания; работе ЯЭУ при наличии отказов и неисправностей, в том числе приводящих к ограничениям мощности, а также в условиях угрозы безопасности судна; ввода на мощность после непреднамеренного быстрого снижения мощности или ложного срабатывания АЗ.

2.3.6. Краткое описание защиты от радиации, включающее:

- основные критерии радиационной защиты экипажа, населения, окружающей среды, в том числе морской акватории, краткое описание средств обеспечения минимально низких уровней облучения;

- дозовые пределы облучения персонала;

- средства, предотвращающие сброс ЖРО в море;

- средства сбора, хранения и удаления РАО;

- уровни радиации и загрязнения для каждой зоны на судне и обусловленные ими ограничения по доступу в зоны;

- правила и процедуры обращения с РАО;

- правила и процедуры доступа в контролируемую и наблюдаемую зоны;

- описание биологической защиты (информация о защитных конструкциях, источниках, подлежащих защите, расположении и назначении защитной конструкции, а также ее размерах и материалах, оценка конструкций по данным расчетов или испытаний);

- сравнительные данные об уровне радиации, ожидаемом или допускаемом при эксплуатации и проектных авариях.

2.3.7. Краткое описание системы радиационного контроля, содержащее информацию о проектных принципах, расположении, типе, чувствительности и диапазонах измерений, используемых датчиках, методах отображения информации и сигнализации, надежности и долговечности системы радиационного контроля.

2.3.8. Перечень исходных событий, проектных и запроектных аварий, анализ которых содержится в ООБ.

2.3.8.1. Аварии судна (аварии для условий пребывания судна в море и в порту):

- столкновение с поступлением воды в энергетические и вспомогательные отсеки;

- посадка на мель, опрокидывание, затопление на мелкой воде, затопление на глубокой воде, пожар в ЦПУ и энергетическом отсеке, в том числе в машинном отделении, электроэнергетическом отсеке, реакторном отсеке, помещениях аппаратуры КСУ ТС.

2.3.8.2. Аварии ЯЭУ

Следует рассматривать:

а) разгерметизацию первого контура;

б) несанкционированное изменение реактивности, в том числе несанкционированное перемещение наиболее эффективного органа управления реактивностью со скоростью, допускаемой системой управления и конструкцией привода; заброс холодной воды в ПГ и реактор, нарушение в работе питательного клапана; несанкционированный ввод в действие системы аварийного расхолаживания;

в) нарушения теплоотвода, в том числе:

- по первому контуру из-за частичного или полного прекращения принудительной циркуляции в первом контуре, ошибочного пуска насоса, снижения давления в первом контуре;

- разгерметизации первого контура - малой течи первого контура, течи трубной системы ПГ, межконтурных течей в оборудовании первого контура, течи крышки реактора, повышения давления в первом контуре;

- по второму контуру из-за разрыва конденсатно-питательного трубопровода, разрыва главного паропровода, повышения давления в паропроводе, закрытия главного отсечного клапана перед турбиной, прекращения отвода пара от РУ, отсечения главного конденсатора, прекращения подачи охлаждающей воды на главный конденсатор, остановки конденсатных, питательных насосов, снижения расхода питательной воды вплоть до полного прекращения;

г) нарушения в системе обеспечения электроэнергией из-за исчезновения питания на одном борту, неисправности турбогенератора одного борта, исчезновения питания системы управления и защиты, исчезновения питания исполнительного механизма одного рабочего органа СУЗ, кратковременного или длительного, полного обесточивания ЯЭУ;

д) нарушения условий обитаемости в ЦПУ и помещениях ЯЭУ из-за выхода из строя системы кондиционирования и вентиляции.

2.3.8.3. Возможный ход событий после отказа или аварии, рекомендации по управлению аварией по основным направлениям ликвидации последствий.

При описании результатов каждого анализируемого события следует показывать исходные данные для анализа, основные допущения, на которых основаны расчеты, погрешность расчетов, величину утечки из защитной оболочки и эффективность системы вентиляции (адсорбции и фильтрации), принятые автоматические действия или необходимые действия персонала, время после событий, в течение которого следует принимать первоочередные меры и меры по локализации последствий событий.

2.3.8.4. Надежность оборудования и других элементов.

Следует представлять информацию о надежности оборудования и элементов СВБ, включающую перечень (номенклатуру) показателей надежности для каждого типа оборудования, для которого требуется обоснование надежности, результаты расчетного (расчетно-экспериментального) обоснования показателей надежности, выводы о соответствии показателей надежности требованиям НД, результаты качественного анализа надежности, оценку неопределенностей результатов анализа надежности, оценку возможного влияния неполноты учитываемых факторов при расчете, перечень элементов, значимых с точки зрения вклада в надежность систем, ссылки на используемые расчетные методики и программы, характеристики исходных данных о надежности. Информацию следует представлять в виде таблиц для каждого типа оборудования.

2.3.8.5. Вероятностный анализ безопасности.

Необходимо приводить информацию о результатах выполненного ВАБ, в том числе характеристику исходной базы данных о надежности, перечень рассмотренных исходных событий и его обоснование, информацию: о выполненных качественном и количественном анализе, о надежности систем (результаты взаимосвязи систем представляются в виде таблиц), об использованных моделях деревьев отказов и деревьев событий, включая сведения об использованных критериях успеха для основных систем, об учете отказов по общей причине, действий и ошибок персонала, внешних событий, об оценках чувствительности и неопределенностей, итоговые результаты ВАБ.

Необходимо представлять информацию о сбалансированности проекта и тех изменениях, которые в него вносились на основании ВАБ для ее достижения, показывать основных вкладчиков в риск тяжелой аварии и распределение долей их относительных вкладов.

2.3.9. Условия строительства.

2.3.9.1. В подразделе следует кратко описывать район расположения судостроительного предприятия, климатические условия, в том числе температуры окружающего воздуха, забортной воды, ледовую обстановку, глубины в местах стоянки судов, скорость течения, условия судоходства, геолого-гидрологические и сейсмотектонические характеристики, сейсмичность района, приводить данные о плотности населения, проживающего в зоне строительства, характеристики экстремальных природных воздействий, расположении аэродромов, ракетодромов.

2.3.9.2. В подразделе необходимо приводить описание производственного процесса, требования к технологическому уровню, оснащенности производства и структуре управления, в том числе управления технологической подготовкой судостроительного предприятия, укомплектованности производственным и испытательным оборудованием, систему необходимого технического и технологического контроля, основные квалификационные требования к персоналу.

2.3.9.3. В подразделе следует излагать общие критерии обеспечения безопасности при пожаре на судне во всех режимах эксплуатации, а также при проектных и запроектных авариях, рассматривая пожар как исходное событие или следствие исходного события с учетом принципа единичного отказа, формулировать концепцию обеспечения пожарной безопасности и излагать ее критерии.

Необходимо обосновывать многобарьерность, оптимальное соотношение пассивной и активной защит, достаточность резервирования и дублирования каналов систем безопасности, их физического разделения и т.п., давать оценку последствий пожара с учетом возможных отказов в работе установок пожаротушения.

Следует показывать системный подход к обеспечению пожарной безопасности и поэтапного планирования мероприятий по совершенствованию противопожарной подготовки экипажа судна, представлять анализ пожарной опасности различных участков судна с указанием факторов опасности и количественной оценкой горючей нагрузки, описывать принцип зонирования судна (деление на пожарные зоны и отсеки).

Необходимо обосновывать невозможность одновременной потери управления из-за пожара с ЦПУ и ПАР, а также невозможность потери более одного канала, обеспечивающего выполнение функции безопасности.

В случае, если вентиляционные системы используются для обеспечения локализации пожара в пределах одного пожарного отсека и при этом элементы этих систем рассматриваются как элементы ОСБ или ЛСБ, должны быть проанализированы последствия единичного отказа этих элементов для обеспечения общей безопасности и при необходимости обосновано дублирование таких элементов.

Если активные системы пожаротушения являются ОСБ, следует представлять принцип их построения, уровень их надежности, анализ способности этих систем выдерживать единичные отказы и анализ экстремальных воздействий на средства обнаружения и тушения пожара.

Необходимо анализировать последствия ложного срабатывания установок пожаротушения в части воздействия на оборудование, важное для безопасности, с точки зрения обеспечения общей безопасности.

2.3.9.4. В подразделе необходимо приводить этапы строительства, в том числе приводить перечни потенциально опасных работ на каждом этапе, организацию перехода от одного этапа к другому, прогноз радиационной обстановки в случае возникновения аварий, оценку вероятности выхода РВ в атмосферу, возможные дозы облучения персонала судостроительного предприятия и населения, а также перечень мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, анализ соответствия ведения работ требованиям действующих НД по ядерной и радиационной безопасности, мероприятия по защите населения, перечень технологической документации, необходимой для обеспечения технологического процесса строительства ЯЭУ.

2.3.10. Условия эксплуатации ЯЭУ.

2.3.10.1. В подразделе следует приводить:

- предельные условия для эксплуатации судна при проектных авариях (предвиденные эксплуатационные нарушения нормальной эксплуатации, при которых разрешается дальнейшая эксплуатация ЯЭУ с определенными проектом ограничениями);

- освидетельствования и проверки технического состояния ЯЭУ, сроки выполнения регламентных (периодичность и объем, в том числе испытаний);

- процедуры одобрения и изменения эксплуатационных инструкций, распоряжений, решений по продлению ресурса;

- порядок комплектования экипажа, численность и квалификацию персонала;

- процедуры и инструкции, определяющие организацию управления в нормальной эксплуатации, при нарушениях нормальной эксплуатации, авариях.

2.3.11. Данные о физической защите ЯЭУ.

2.3.11.1. Необходимо представлять организационные и инженерно-технические меры по физической защите с анализом выполнения требований действующих норм и правил в части обеспечения физической защиты, анализ ЯЭУ судна и эффективности его системы физической защиты, перечень документов по обеспечению организации и функционированию системы физической защиты ЯЭУ судна.

2.3.11.2. Следует представлять анализ ЯЭУ судна и эффективности его системы физической защиты.

2.3.11.3. Необходимо приводить перечень документов по обеспечению организации и функционированию системы физической защиты ЯЭУ судна.

2.3.12. Данные о нормах и правилах, используемых на этапах жизненного цикла судна.

Информацию можно представлять в отдельном документе, имеющем соответствующий гриф секретности согласно законодательству Российской Федерации.

В раздел необходимо включать перечень документации, в соответствии с которой обосновывается безопасность ЯЭУ.