15.6. Анализ запроектных аварий. Разработка мер по управлению запроектными авариями
15.6.1. Описание последовательности событий, работы (отказов) систем при запроектных авариях.
Приводить описание последовательности событий, срабатывания, отказов систем (элементов) для сценариев запроектных аварий. Желательно представлять развитие событий аварии в виде таблицы, содержащей основные этапы и соответствующие моменты времени.
15.6.2. Результаты расчетного анализа.
15.6.2.1. Изменение теплогидравлических параметров в контурах ЯЭУ.
Для всех запроектных аварий из составленного перечня приводить описание теплогидравлических процессов, происходящих в первом и втором контурах ЯЭУ. Объем представляемой информации должен охватывать как минимум следующие параметры и начальные условия:
- мощность реактора;
- характеристики тепловых потоков;
- изменение давления в контурах при аварийном переходном процессе;
- изменение температуры теплоносителя, твэл в активной зоне;
- расходы теплоносителя в реакторе;
- параметры теплоносителя первого контура на входе и выходе наиболее теплонапряженных каналов активной зоны;
- теплотехнические характеристики топлива;
- параметры рабочей среды второго контура;
- расход теплоносителя в различных системах, оказывающих влияние на развитие аварийного переходного процесса;
- масса циркония (при его наличии), прореагировавшего с водяным паром в активной зоне;
- расход и энтальпия теплоносителя, истекающего из контура.
15.6.2.2. Изменение параметров в помещениях защитной оболочки.
Для запроектных аварий, сопровождающихся выходом теплоносителя и (или) материалов активной зоны из первого контура в защитную оболочку, описывать теплогидравлические процессы, происходящие в помещениях защитной оболочки. Объем представляемой информации должен охватывать как минимум следующие параметры:
- давление в помещениях;
- характеристики тепловых потоков.
15.6.2.3. Взаимодействие расплавленного топлива с конструкциями реактора и защитной оболочки.
Для запроектных аварий, сопровождающихся расплавлением и выпадением материалов активной зоны из корпуса реактора в защитную оболочку описывать теплогидравлические процессы, происходящие в кессоне реактора. Объем представляемой информации должен охватывать следующие параметры:
- изменение агрегатного состояния компонентов расплава;
- изменение температуры расплава;
- характеристики тепловых потоков;
- изменение конфигурации кессона;
- масса (доля) циркония и других металлов, прореагировавших с водяным паром;
- характеристики паровых взрывов (выделяемая энергия, параметры ударных волн, воздействующих на корпус реактора и другие конструкции ЯЭУ и защитной оболочки).
15.6.2.4. Выход и распространение РВ.
Необходимо подробно описывать процессы переноса продуктов деления в помещениях защитной оболочки с представлением информации:
- о накоплении продуктов деления в топливе на момент аварии;
- о теплофизических характеристиках атмосферы и внутренних поверхностей технологических помещений вдоль пути прохождения продуктов деления;
- об утечке продуктов деления из разогревающегося и плавящегося топлива и первого контура в зависимости от времени;
- о характеристиках протекания основных процессов переноса и осаждения продуктов деления в контурах и помещениях ЯЭУ с учетом их перехода из одной фазы в другую, из одной физико-химической формы в другую и утечки продуктов деления в окружающую среду.
15.6.3. Меры по управлению запроектными авариями.
15.6.3.1. Оперативные цели безопасности.
Для каждого уровня тяжести запроектной аварии формулировать оперативные цели безопасности, т.е. цели, к достижению которых оперативный персонал судна должен стремиться в данных условиях, чтобы предотвращать или прекращать дальнейшее развитие повреждений оборудования и (или) СВБ либо ограничивать выбросы РВ в окружающую среду.
15.6.3.2. Признаки состояния объекта, критерии возникновения и развития запроектной аварии.
На основе выполненных расчетных анализов запроектных аварий характеризовать признаки состояния объекта и устанавливать критерии, с помощью которых, используя признаки состояния, можно определять факт возникновения запроектной аварии и прослеживать ее развитие по соответствующим уровням тяжести.
15.6.3.3. Системы и оборудование, которые могут быть задействованы для достижения целей безопасности и ограничения последствий аварий.
Выявлять все технические системы судна (включая системы, не относящиеся к обеспечению безопасности), которые могут быть задействованы, возможно не по проектному назначению и не в проектных режимах работы, для достижения оперативных целей безопасности и ограничения последствий аварии на каждом уровне ее тяжести. Рассматривать вопросы дублирования систем, выполняющих одну и ту же функцию.
15.6.3.4. Критерии успешности корректирующих действий.
Формулировать критерии успеха действий персонала по достижению оперативных целей безопасности на каждом уровне тяжести аварий. Определять эти критерии через признаки состояния.
15.6.3.5. Анализ объема информации о состоянии объекта, доступной оперативному персоналу в процессе развития аварии.
Определять объем информации, требуемый для отслеживания признаков состояния объекта, установления уровней тяжести аварии, управления требуемыми техническими системами, оценки успешности действий по управлению запроектными авариями, технические средства и способы, позволяющие получать эту информацию в прогнозируемых условиях. При необходимости выполнения косвенной оценки требуемых параметров представлять методы такой оценки.
15.6.3.6. Стратегия корректирующих действий.
Описывать стратегию корректирующих действий персонала в условиях запроектной аварии, направленных на достижение целей безопасности на всех возможных уровнях тяжести аварии.
15.6.4. Оценка эффективности предлагаемых мер по управлению запроектными авариями.
Расчетным путем показывать, что реализация запланированной стратегии корректирующих действий в условиях запроектной аварии, обусловленной проявлением любого из выявленных уязвимых мест на всех возможных уровнях тяжести аварии, обеспечивает либо прерывание развития аварийных процессов, либо существенно смягчает последствия аварии.
15.6.5. Заключение.
На основе приведенного в подразделе 15.6 материала следует сделать выводы об эффективности разработанных мер по управлению запроектными авариями.