ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ
от 10 декабря 1990 г. N И-1-6

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
С УЧАСТИЕМ КООПЕРАТИВОВ

В целях обеспечения правильного рассмотрения хозяйственных споров с участием кооперативов Государственный арбитраж СССР в соответствии со ст. 26 Закона СССР "О государственном арбитраже в СССР" предлагает руководствоваться следующими указаниями:

1. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона СССР "О кооперации в СССР" кооператив имеет право принимать на себя исполнение государственного заказа. Для исполнения госзаказа заключаются хозяйственные договоры с потребителями продукции (работ, услуг) и с поставщиками материально-технических ресурсов.

Если кооператив принял на себя исполнение заказа для государства, спор, возникший при заключении договора на основе этого заказа, подлежит рассмотрению государственным арбитражем на общих основаниях.

Согласие на принятие заказа для государства должно быть выражено кооперативом в письменной форме. Заключение кооперативом договора не означает, что кооператив согласился на принятие к исполнению заказа для государства. Поэтому арбитражам при рассмотрении споров по условиям такого договора не следует исходить из данных заказа.

2. Статьей 84 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик установлено, что без согласия организации списание средств, находящихся на ее счете в кредитном учреждении, допускается в случае, предусмотренном законодательством. Следовательно, в договоре могут быть предусмотрены случаи, когда предприятие, организация, кооператив списывает в свою пользу с кооператива, другого предприятия денежные суммы в бесспорном порядке и установлены сроки для такого списания. При этом не имеет значение, предусмотрено ли законодательством право на бесспорное взыскание таких сумм с других предприятий, организаций.

При рассмотрении госарбитражем разногласий по вопросу об установлении порядка бесспорного взыскания сумм с должника следует учитывать, что если одна из сторон возражает против такого условия, предложения другой стороны подлежат отклонению.

При наличии в договоре условия о бесспорном взыскании с должника, в том числе с кооператива, денежных сумм, сторона, невоспользовавшаяся указанным условием договора, не лишается права на предъявление требований о взыскании этих сумм в претензионно-исковом порядке. Это право имеется у стороны по договору и в том случае, когда учреждение банка по тем или иным причинам возвратило без исполнения платежный документ на бесспорное списание сумм с должника.

3. В договор стороны должны включать условия, обеспечивающие четкую, полную регламентацию своих взаимоотношений, конкретно определять характер заключенного договора (поставки, купли - продажи, подряда и т.д.).

Если при рассмотрении имущественного спора госарбитраж установит, что в договоре отсутствуют условия о характере договора, арбитражу следует анализировать содержание всех условий договора, обстоятельств их исполнения сторонами и при принятии решения применять законодательство, соответствующее условиям договора и действиям сторон по его исполнению.

4. Одностороннее расторжение договора на поставку продукции товаров, заключенного с кооперативом, допускается только в случаях, указанных соответственно в пунктах 24 и 19 Положений о поставках продукции и товаров и в п. 4 ст. 19 Закона СССР "О кооперации в СССР". Во всех остальных случаях одностороннее расторжение договора не допускается.

Если спор о расторжении договора либо о внесении в него изменений передан в установленном порядке на рассмотрение государственного арбитража, при принятии решения следует иметь в виду, что требования заявителя могут быть удовлетворены лишь при неисполнении либо ненадлежащем исполнении договора другой стороной, изменении обстоятельств, послуживших основанием для его заключения, и т.п.

В частности, требования предприятий, при которых созданы кооперативы, о расторжении договора только по мотивам, что их не устраивают предусмотренные договором условия, что кооператив изготовляет продукцию, выполняет работы не только для этого предприятия, но и для других предприятий, либо по другим формальным мотивам, подлежат отклонению.

5. Если сторона, не имея на то права, односторонне расторгла договор, заключенный с кооперативом, либо создала условия, ограничивающие его деятельность, чем причинила кооперативу убытки, она обязана возместить понесенные кооперативом по этой причине убытки. При одностороннем расторжении договора кооперативом последний также обязан возместить другой стороне понесенные по этой причине убытки.

При предъявлении требований о возмещении убытков следует руководствоваться ст. 36 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

6. При заключении и исполнении договоров поставки стороны в своих взаимоотношениях руководствуются нормами Положений о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Положениями о поставках установлена ответственность плательщика за неосновательный отказ от акцепта платежного требования, за уклонение от оплаты продукции и товаров, за просрочку платежа, за пользование неосновательно полученными денежными суммами.

Следовательно, при удовлетворении иска о взыскании с кооператива стоимости неоплаченных продукции и товаров, полученных по договору, с кооператива подлежит взысканию штраф в размере 5 процентов суммы, от оплаты которой он отказался или уклонился, и пени в размере 0.04 процента.

В тех случаях, когда покупатель (получатель) перечислил кооперативу аванс под выполнение обязательств по поставкам продукции, однако кооператив своих обязательств полностью или частично не выполнил, с кооператива следует взыскать в соответствующей части этот аванс, а также 5 процентов годовых за пользование средствами, начисляемые со дня получения аванса.

7. Действующее законодательство не предусматривает возможность взыскания с кооператива денежных средств в бесспорном порядке, в том числе и тогда, когда транспортные, энергоснабжающие организации, предприятия связи и другие организации вправе взыскивать в таком порядке денежные средства с других предприятий, учреждений. Следовательно, иски указанных организаций о взыскании с кооперативов денежных средств подлежат рассмотрению госарбитражами на общих основаниях в соответствии с их компетенцией.

8. Согласно Закону СССР "О кооперации в СССР" (п. 2 ст. 10) в случае издания государственным или кооперативным органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства, кооператив вправе обратиться в арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Заявления кооперативов о признании недействительными актов органов ценообразования о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен, исполкомов местных Советов об осуществлении не предусмотренных законодательством проверок, контроле и т.п., других государственных или кооперативных органов подлежат рассмотрению органами госарбитража, как споры неимущественного характера по общим правилам подведомственности.

9. В соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами дела возбуждаются, в частности, по заявлениям заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, права которых нарушены.

Поэтому, кооператив, осуществляющий правовое обслуживание предприятия, учреждения, организации, не вправе от своего имени или в интересах этих предприятий, учреждений, организаций предъявлять претензии и иски.

Такой кооператив вправе лишь оформлять материалы по искам предприятий, учреждений, организаций, а члены кооператива, которым будет выдана доверенность предприятием, учреждением, организацией, вправе выступать в арбитраже от их имени.

10. О всех случаях нарушения законности со стороны кооперативов или по отношению к ним целесообразно направлять сообщения местным Советам народных депутатов, финансовым органам, органам ценообразования, другим государственным органам для принятия мер в целях предупреждения правонарушений.

11. Признать утратившим силу абзац 2 п. 34 Инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 15.12.88 N И-1-2 "О некоторых вопросах применения Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами".

Первый заместитель Главного
государственного арбитра СССР
В.Н.ИСАЙЧЕВ