ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ РСФСР

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ
от 13 марта 1991 г. N И-2-2

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ
ДОГОВОРОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при разрешении споров, связанных с заключением и исполнением договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, Государственный арбитражный суд РСФСР предлагает руководствоваться следующими указаниями.

1. При разрешении споров, связанных с заключением и исполнением договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, наряду с другими законодательными актами необходимо руководствоваться постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.11.90 "О продовольственном налоге на 1991 год", постановлениями Совета Министров РСФСР от 20.12.90 N 590 "О продовольственном налоге и государственном заказе РСФСР на поставку сельскохозяйственной продукции в 1991 году" и от 30.12.90 N 629 "Об объемах поставок мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов в общесоюзный и республиканский (РСФСР) фонды, лимитах этих продуктов из республиканского (РСФСР) фонда на 1991 год и 1 квартал 1991 года".

2. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.11.90 на 1991 год введен продовольственный налог с колхозов, совхозов, птицефабрик, животноводческих комплексов, агрофирм, агрокомбинатов, кооперативных организаций, арендных коллективов, других землевладельцев и землепользователей, ведущих сельскохозяйственное производство.

Продовольственный налог установлен только на следующие виды сельскохозяйственной продукции: зерновые культуры, масличные культуры, сахарную свеклу, скот, птицу, молоко и яйца. Задания по сдаче в порядке налога других видов продукции должны признаваться недействительными.

3. В соответствии с поручением Совета Министров РСФСР Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР приказом от 08.02.91 N 108 утвердило Положение о порядке поставки сельскохозяйственной продукции в счет продовольственного налога в 1991 году.

В названном положении предусмотрена выдача налоговых извещений производителям продукции, на основании которых производится сдача продукции в счет продовольственного налога. Налоговые извещения выдаются агропромышленным формированиям соответствующего уровня и направляются производителю продукции и заготовительной организации.

4. Отношения сторон по сдаче сельскохозяйственной продукции в счет продовольственного налога определяются в договоре между производительной и заготовительной организациями, заключаемом в порядке, предусмотренном Положением о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции.

Споры, возникающие при заключении договоров, основанных на налоговом извещении, включая споры об обязании заключить договор, подлежат разрешению в органах госарбитража в соответствии с установленной подведомственностью.

В случае просрочки заключения или неосновательного уклонения от заключения договора на продажу продукции в счет продовольственного налога с виновной стороны подлежит взысканию штраф в размерах, установленных ст. 43 названного Положения.

5. Условия договоров должны соответствовать показателям налогового извещения. При заключении хозяйством договора с заготовительной организацией на продажу сельскохозяйственной продукции в объемах, превышающих предусмотренные налоговым извещением, в договоре целесообразно указывать отдельно количество, ассортимент и сроки продукции в счет продовольственного налога.

Арбитражам следует добиваться от сторон определения в договорах развернутого ассортимента продукции, места сдачи-приемки, способа транспортировки, согласования графиков завоза (вывоза) продукции, предельных размеров одновременно доставляемых партий скоропортящегося груза и других условий, направленных на улучшение организации сдачи продукции, обеспечение ее сохранности.

При решении в договоре вопроса об ответственности сторон за неисполнение обязательства по сдаче продукции арбитражам рекомендуется руководствоваться п. 4 Положения о порядке поставки сельскохозяйственной продукции в счет продовольственного налога в 1991 году.

6. В случае, если при разрешении преддоговорного спора госарбитражем будет установлен факт выдачи налогового извещения на продукцию, не включенную в предусмотренный законодательством перечень либо с превышением 40% ее расчетного производства, арбитражи должны отказывать в удовлетворении требования сторон на основании ст. 19 Закона СССР "О государственном арбитраже в СССР".

7. В соответствии с п. п. 2 и 4 постановления Совета Министров РСФСР от 20.12.90 на реализацию сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности установлен государственный заказ.

Колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям госзаказ в директивном порядке не доводится. Заготовительные организации, исходя из доведенных до этих организаций госзаказов на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды, осуществляют закупки сельскохозяйственной продукции и сырья у производителей для обеспечения поставок в установленных объемах.

Сельскохозяйственные предприятия могут принимать на себя исполнение госзаказа на добровольной основе. Согласие на принятие госзаказа должно быть выражено сельхозпредприятием в активной форме (письменно).

8. Продажа сельскохозяйственной продукции по госзаказу производится сельхозпредприятиями на основании договоров контрактации, заключаемых с заготовительными организациями. Разногласия, возникшие при заключении договоров контрактации, когда сельскохозяйственное предприятие приняло на себя добровольно исполнение госзаказа, рассматриваются государственным арбитражем.

9. При рассмотрении споров по расчетам за сельскохозяйственную продукцию, реализуемую в счет исполнения обязательства по продовольственному налогу и государственному заказу, необходимо иметь в виду, что оплата ее производится по закупочным ценам за исключением:

- яиц, поставляемых в счет продовольственного налога, которые оплачиваются по розничным ценам;

- скота, птицы, кроликов, молока, реализуемых по государственному заказу, которые могут оплачиваться по закупочным ценам на более высоком (поощрительном) уровне;

- картофеля и овощей, реализуемых по государственному заказу, которые оплачиваются по договорным ценам.

Поставка сельскохозяйственного сырья по государственному заказу предприятиям текстильной и легкой промышленности осуществляется по государственным закупочным и оптовым ценам, за исключением пушно-мехового сырья, 50% которого оплачиваются по государственным закупочным ценам, а остальная часть - по договорным ценам.

Продовольственные товары, выработанные пищевыми и перерабатывающими предприятиями в счет государственного заказа, оплачиваются по государственным оптовым ценам, а при отсутствии оптовых цен реализуются по договорным ценам.

10. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольственные товары, произведенные сверх объемов продовольственного налога и государственного заказа, а также продукция, не включенная в государственный заказ, реализуется по договорным ценам.

Споры о размере договорных цен и поощрительных надбавок до установленных пределов подлежат разрешению арбитражами на общих основаниях.

При рассмотрении преддоговорных споров по условиям о цене следует иметь в виду, что предельные уровни договорных цен на картофель и плодоовощную продукцию были предусмотрены постановлением Совета Министров РСФСР от 12.01.90 N 15 лишь на продукцию, реализуемую в 1990 году.

11. Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 20.12.90 общих объем поставок сельскохозяйственной продукции в счет продовольственного налога и государственного заказа для предприятий не должен превышать, как правило, 70 процентов ее среднегодового производства в 1988 - 1989 годах.

Сельхозпродукция, произведенная сверхобъемов продовольственного налога и государственного заказа, реализуются по договорам в соответствии с порядком, установленным Законом РСФСР от 23 октября 1990 г. "О хозяйственных связях в 1991 году".

При отказе поставщика заключить договор на поставку продукции по сложившимся хозяйственным ценам, а также при возникновении разногласий в процессе заключения такого договора, спор может быть передан на разрешение арбитража.

Разногласия, возникшие при заключении договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции, когда между сторонами отсутствуют сложившиеся связи, могут быть переданы на разрешение арбитража при наличии об этом соглашения сторон.

12. При реализации сельскохозяйственной продукции без договора взаимоотношения сторон должны регулироваться общими положениями гражданского законодательства. Получатель продукции, поступившей при отсутствии договора, вправе отказаться от использования и оплаты ее стоимости, предложив отправителю распорядится продукцией. Скоропортящаяся продукция подлежит реализации на месте с оплатой отправителю вырученной от ее продажи суммы.

13. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.12.90 N 629 (п. 4) установлено, что в случае просрочки поставки или недопоставки мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, поставщик, по вине которого допущено нарушение, уплачивает покупателю неустойку в размере 100% стоимости недопоставленной продукции. В случае восполнения в следующем периоде ранее допущенной недопоставки размер взыскиваемой неустойки уменьшается на 50% при условии выполнения поставщиком обязательства этого периода. Количество продукции, недопоставленной в одном периоде, прибавляется к количеству продукции, подлежащей поставке в следующем периоде, и учитывается при взыскании неустойки в пределах срока действия договора.

В этом случае, когда хозяйство вместо договора контрактации заключило на реализацию указанной продукции договор поставки, оно при неисполнении обязательства несет ответственность в размере 100 % стоимости недопоставленной продукции.

Неустойка за недопоставку других видов продукции и товаров взыскивается в размерах, указанных в п. 4 постановления Совета Министров СССР от 12.10.90 N 1026.

Главный государственный арбитр РСФСР
В.В.ГРЕБЕННИКОВ