ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ ПО КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫМ МАШИНАМ

ПРОТОКОЛ
от 2 декабря 1994 г. N 15

Присутствовали: председатель ГМЭК Н.В. Иванов, первый заместитель председателя ГМЭК Л.К. Исаев, заместитель председателя ГМЭК А.Н. Волдорин, ответственный секретарь ГМЭК В.М. Кабанков, члены ГМЭК Ю.Ф. Алпатов, В.А. Белов, А.П. Введенский, А.К. Ефимов, В.Д. Лифанов, В.Н. Мельников, К.Н. Пармененков, М.Б. Ярошевская.

Приглашенные: Е.Н. Дубровский, В.М. Паламарчук, В.И. Петров, В.Н. Смирнов, М.В. Тихонов, А.И. Экимов.

Повестка дня

1. О моделях контрольно - кассовых машин, представленных в ГМЭК для рассмотрения вопроса об их включении в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (докладчик В.М. Кабанков).

2. О проекте Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (докладчик В.М. Кабанков).

3. О проекте Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской Федерации (докладчик М.Б. Ярошевская).

4. Разное.

1. Слушали: руководителя рабочей группы Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам по вопросам Государственного реестра контрольно - кассовых машин Кабанкова В.М. о моделях контрольно - кассовых машин, представленных в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам для рассмотрения вопроса об их включении в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

Представлено заключение рабочей группы Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам по вопросам Государственного реестра контрольно - кассовых машин по следующим моделям контрольно - кассовых машин: OLIVETTI CRF-1000, Электронмаш - OLIVETTI CRF 1000Э, OMRON RS-3510, OMRON RS-3510/03, RESOLA, OMRON - ЦТО RS 2410, SHARP ER-250 R, банковская кассово - компьютерная система КС-БАНК.

1.1. По модели OLIVETTI CRF-1000 (заявитель: АООТ "Синет", 142092, г. Троицк Московской области, ул. Юбилейная, 3) постановили:

Отклонить заявку АООТ "Синет" на включение модели OLIVETTI CRF-1000 в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, ввиду непредставления результатов технической экспертизы и сертификации на указанную модель.

Принято единогласно.

1.2. По модели OLIVETTI CRF-1000 (заявитель: фирма "Квисмелл Энтерпрайзис Пти. Лтд.", 123610, г. Москва, Краснопресненская наб., 12, подъезд 6, этаж 4, офис 401) постановили:

Отклонить заявку фирмы "Квисмелл Энтерпрайзис Пти. Лтд." на включение модели OLIVETTI CRF-1000 в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, ввиду непредставления выданных на имя заявителя результатов технической экспертизы и сертификации на указанную модель, а также отсутствия в наименовании модели отличительного буквенного индекса, позволяющего в дальнейшем идентифицировать ее как соответствующую требованиям к контрольно - кассовым машинам, действующим в Российской Федерации.

Принято единогласно.

1.3. По модели OLIVETTI CRF-1000 (заявитель: акционерное общество "Редо", 107042, г. Москва, Новая Переведеновская, 8) постановили:

Отклонить заявку акционерного общества "Редо" на включение модели OLIVETTI CRF-1000 в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, ввиду непредставления выданных на имя заявителя результатов технической экспертизы и сертификации на указанную модель, а также отсутствия в наименовании модели отличительного буквенного индекса, позволяющего в дальнейшем идентифицировать ее как соответствующую требованиям к контрольно - кассовым машинам, действующим в Российской Федерации.

Принято единогласно.

1.4. По модели OLIVETTI CRF-1000 (заявитель: фирма "Стрелец", 603000, г. Н. Новгород, ул. Новая, 13) постановили:

Отклонить заявку фирмы "Стрелец" на включение модели OLIVETTI CRF-1000 в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, ввиду непредставления выданных на имя заявителя результатов технической экспертизы и сертификации на указанную модель, а также отсутствия в наименовании модели отличительного буквенного индекса, позволяющего в дальнейшем идентифицировать ее как соответствующую требованиям к контрольно - кассовым машинам, действующим в Российской Федерации.

Принято единогласно.

1.5. По модели Электронмаш - OLIVETTI CRF-1000Э (заявитель: Государственный завод "Электронмаш", 198206, г. Санкт - Петербург, Петергофское шоссе, 71) постановили:

Отклонить заявку Государственного завода "Электронмаш" на включение модели Электронмаш - OLIVETTI CRF-1000Э в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, в соответствии с решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 21 сентября 1994 г. (п. 2.5 протокола N 13).

Принято единогласно.

1.6. По модели OMRON RS-3510 (заявитель: совместное предприятие "Развитие, Информатика и Технология" (СП "РИТ"), 129090, г. Москва, ул. Б. Пионерская, 11).

Постановили:

Отклонить заявку совместного предприятия "Развитие, Информатика и Технология" на включение модели OMRON RS-3510 в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, ввиду отсутствия в наименовании модели отличительного буквенного индекса, позволяющего в дальнейшем идентифицировать ее как соответствующую требованиям к контрольно - кассовым машинам, действующим в Российской Федерации, и имеющую зарегистрированного в информационной карте Государственного реестра заявителя, а также в связи с непредставлением заявителем обязательств по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин указанной модели.

Принято единогласно.

1.7. По модели OMRON RS-3510/03 (заявитель: АООТ "Диалог - Универсал", 107066, г. Москва, ул. Спартаковская, 13, телефоны: 269-07-11, 269-05-55, факс: 269-00-32) постановили:

Отклонить заявку АООТ "Диалог - Универсал" на включение модели OMRON RS-3510/03 в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, в соответствии с решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 21 сентября 1994 г. (п. 2.5 протокола N 13).

Принято единогласно.

1.8. По модели RESOLA (заявитель: акционерное общество "Владикавказское предприятие "Вторцветмет", 362008, РСО, г. Владикавказ, ул. К. Маркса, 2, телефон: (8-86722) 4-43-05, факс: (8-86722) 4-82-02) постановили:

Отклонить заявку акционерного общества "Владикавказское предприятие "Вторцветмет" на включение модели RESOLA в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, ввиду несоответствия модели пункту 30 Технических требований к электронным контрольно - кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением (в части обеспечения доступа к контрольной памяти только со стороны налоговой инспекции).

Принято единогласно.

1.9. По модели OMRON - ЦТО RS 2410 (заявитель: АОЗТ "Центр технического обслуживания контрольно - кассовых машин" (ЦТО - ККМ), 198904, г. Санкт - Петербург, Канонерский остров, 8, телефон: (812) 272-45-76) постановили:

Отклонить заявку АОЗТ "Центр технического обслуживания контрольно - кассовых машин" (ЦТО - ККМ) на включение модели OMRON - ЦТО RS 2410 в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, ввиду несоответствия модели пункту 30 Технических требований к электронным контрольно - кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением (в части обеспечения доступа к контрольной памяти только со стороны налоговой инспекции).

Принято единогласно.

1.10. По модели SHARP ER-250 R (заявитель: АОЗТ "УЭБ Текнолоджи", 113405, г. Москва, Варшавское шоссе, 125, телефоны: 249-99-13, 249-08-23, факс: 292-65-11).

Постановили:

Отложить рассмотрение ходатайства АОЗТ "УЭБ Текнолоджи" на включение модели SHARP ER-250 R в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, до предоставления заявителем письменного обязательства поставлять контрольно - кассовые машины с буквенно - символьными обозначениями, утвержденными решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 23 августа 1994 г. (п. 1 протокола N 12).

Принято единогласно.

1.11. По банковской кассово - компьютерной системе КС - БАНК (заявитель: Компьютер Сервис SH, 344008, г. Ростов - на - Дону, ул. Станиславского, 8а, телефоны: (8632) 62-54-38, 62-46-04, факс: (8632) 62-48-98) постановили:

а) провести техническую экспертизу кассово - компьютерной системы КС - БАНК на соответствие Техническим требованиям к электронным контрольно - кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением.

Поручить проведение технической экспертизы Государственному специализированному конструкторскому бюро вычислительной техники "Искра" (СКБ ВТ "Искра", 195265, г. Санкт - Петербург, Гражданский проспект, 111, телефон: (812) 532-04-39, факс: (812) 532-48-07). При проведении экспертизы обратить особое внимание на защищенность программно - технического комплекса от несанкционированного доступа;

б) при условии положительных результатов технической экспертизы провести сертификацию технических средств системы КС - БАНК в Госстандарте России.

Принято единогласно.

2. Слушали: ответственного секретаря Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам Кабанкова В.М. о проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Постановили:

а) согласиться в основном с проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (приложение N 1);

б) членам Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам до 7 декабря 1994 года представить в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам (ответственному секретарю Кабанкову В.М.) замечания и предложения к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" для подготовки окончательной редакции проекта Федерального закона.

Принято единогласно.

3. Слушали: руководителя рабочей группы Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам по вопросам ведения технических требований Ярошевскую М.Б. о проекте Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской Федерации.

Постановили:

а) утвердить в основном Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской Федерации согласно приложению N 2 к настоящему протоколу;

б) членам Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам до 15 декабря 1994 года представить в Государственную комиссию замечания и предложения к Положению о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской Федерации;

в) руководителю рабочей группы Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам по вопросам ведения технических требований Ярошевской М.Б. внести на рассмотрение Государственной комиссии названное Положение, доработанное с учетом замечаний и предложений членов Государственной комиссии.

Принято единогласно.

4. Разное.

4.1. Слушали: ответственного секретаря Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам Кабанкова В.М. об организации работы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам применения контрольно - кассовых машин.

Постановили:

а) одобрить работу, проведенную членом Государственной комиссии Ярошевской М.Б. совместно с органами исполнительной власти Самарской области, по созданию программы по организации поставок, сервисного обслуживания и контроля за применением контрольно - кассовых машин в Самарской области;

б) члену Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам Ярошевской М.Б. продолжить работу по созданию названной программы.

Принято единогласно.

4.2. Слушали: информацию ответственного секретаря Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам Кабанкова В.М. о целесообразности продления срока использования контрольно - кассовых машин моделей ОКА-1400, ОКА-1401, ОКА-4400, ОКА-4401, ОКА-4440, ОКА-4441, исключенных с 1 января 1994 года из Государственного реестра контрольно - кассовых машин.

Постановили:

Поручить рабочей группе Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам по вопросам Государственного реестра контрольно - кассовых машин (Кабанкову В.М.) подготовить вопрос об устаревших моделях контрольно - кассовых машин для рассмотрения на очередном заседании Государственной комиссии.

Принято единогласно.

4.3. Слушали: руководителя рабочей группы Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам по вопросам ведения технических требований Ярошевскую М.Б. об утверждении дополнительных технических требований к электронным контрольно - кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг при проведении операций с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте.

Постановили:

Утвердить дополнительные технические требования к электронным контрольно - кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг при проведении операций с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте согласно приложению N 3 к настоящему протоколу и ввести их в действие с момента принятия.

Принято единогласно.

4.4. Слушали: председателя Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам Иванова Н.В. об участии членов Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам в заседаниях Государственной комиссии.

Постановили:

Обратить внимание членов Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам на необходимость личного участия в заседаниях Государственной комиссии, недопустимость пропуска ее заседаний без уважительной причины.

Председатель
Государственной межведомственной
экспертной комиссии
по контрольно - кассовым машинам
Н.В.ИВАНОВ

Приложение N 1

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

а) абзац первый после слов "оказании услуг" дополнить словами ", включая куплю - продажу валюты и иные операции с валютными ценностями,";

б) абзац второй считать абзацем третьим;

в) дополнить статью после абзаца первого абзацем вторым следующего содержания:

"К контрольно - кассовым машинам относятся технические средства, в том числе в составе программно - технических комплексов, используемые для автоматизации учета, накопления, обработки данных о денежных расчетах с населением, сохранения этих данных в их фискальной (контрольной) памяти и на контрольной ленте, а также для выдачи покупателям (клиентам) отпечатанных на них чеков и для обеспечения налогового контроля.";

г) в абзаце третьем исключить слова "Совет Министров", "по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации";

д) дополнить статью абзацем четвертым следующего содержания:

"Выдаваемые предприятиями квитанции, счета и иные документы не освобождают эти предприятия от применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, за исключением случаев, предусмотренных Перечнем.".

2. Статьи 2, 3, 4, 5, 6, 7 считать соответственно статьями 3, 4, 5, 6, 7, 8.

3. Дополнить Закон статьей 2 следующего содержания:

"Статья 2. Продажа и техническое обслуживание контрольно - кассовых машин осуществляется юридическими лицами на основе лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".

4. Статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Предприятия, которые в соответствии со статьей 1 настоящего Закона должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны:

ставить контрольно - кассовые машины на техническое обслуживание в центрах технического обслуживания;

осуществлять ввод контрольно - кассовых машин в эксплуатацию с участием центров технического обслуживания;

не допускать к техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовой машины лиц, не являющихся работниками центра технического обслуживания, в котором контрольно - кассовая машина поставлена на обслуживание;

использовать для осуществления денежных расчетов с населением исправные контрольно - кассовые машины, зарегистрированные в налоговых органах и опломбированные в установленном порядке;

не допускать к работе с контрольно - кассовыми машинами лиц, не прошедших специальной подготовки;

не производить аннулирование информации, накапливаемой в фискальной (контрольной) памяти контрольно - кассовой машины, без участия налоговых органов;

выдавать покупателю (клиенту) при оплате покупки (услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек (или приравненный к нему документ) за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;

обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно - кассовым машинам, представлять им необходимые документы и материалы;

обеспечивать ведение и надлежащее хранение документации, связанной с приобретением и применением контрольно - кассовых машин.

Все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги) в рублях Российской Федерации, которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.".

5. В статье 4:

а) в абзаце первом исключить слова "Совет Министров", "по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации";

б) дополнить статью абзацем вторым следующего содержания:

"Применение на предприятиях контрольно - кассовых машин, не обеспечивающих надлежащий контроль за полнотой учета выручки денежных средств, не допускается.".

6. Статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Контрольно - кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, находятся на техническом обслуживании в центрах технического обслуживания контрольно - кассовых машин и подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия (его филиалов и других подразделений).

7. В статье 6:

а) абзац третий считать абзацем четвертым;

б) дополнить статью 6 абзацем третьим следующего содержания: "Решения Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам, связанные с установлением технических требований к контрольно - кассовым машинам, определением моделей контрольно - кассовых машин, допускаемых к использованию, применением и техническим обслуживанием контрольно - кассовых машин являются обязательными для всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований городов Москвы и Санкт - Петербурга, а также для всех организаций и предприятий.".

в) в абзаце третьем слова "в соответствии с законодательством" заменить словом "Правительством".

8. В статье 7:

а) в абзаце втором слово "используемые" заменить словами "предназначенные для использования";

б) абзац пятый после слов "выдачи чеков" дополнить словами ", наличия ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги) в рублях Российской Федерации";

в) абзац шестой после слов "при повторном нарушении" дополнить словами ", допущенном в течение одного года со дня предыдущего нарушения,";

г) дополнить статью частью второй следующего содержания:

"В целях проверки правильности применения контрольно - кассовых машин налоговые органы имеют право производить контрольные закупки, а также подсчет денежной наличности в денежном ящике контрольно - кассовой машины.".

9. В статье 8:

а) абзац второй после слов "без применения контрольно - кассовой машины" дополнить словами "или без использования документов, приравненных к чеку, или использующее незарегистрированную в налоговых органах контрольно - кассовую машину";

б) абзац третий после слов "использующую неисправную" дополнить словами "или неопломбированную в установленном порядке";

в) абзацы четвертый, пятый, шестой и седьмой считать соответственно абзацами пятым, шестым, девятым и одиннадцатым;

г) дополнить статью абзацем четвертым следующего содержания:

"предприятие, препятствующее проведению контроля работниками налоговых органов и центрами технического обслуживания за правильностью использования контрольно - кассовых машин, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;";

д) абзац шестой после слова "ценник" дополнить словом "(ценники)", а после слов "(прейскурант на оказываемую услугу)" дополнить словами "в рублях Российской Федерации";

е) дополнить статью абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:

"предприятие, не обеспечившее надлежащее хранение информации о кассовых операциях в фискальной (контрольной) памяти контрольно - кассовой машины и на контрольных лентах, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;

предприятие, не обеспечившее надлежащее ведение и хранение документации, связанной с использованием контрольно - кассовых машин, подвергается штрафу в 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;";

ж) абзац девять изложить в следующей редакции:

"лицо, обязанное выдать покупателю (клиенту) чек (или приравненный к нему документ), но не выдавшее его или выдавшее его с указанием суммы менее уплаченной, подвергается штрафу в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20 процентов от стоимости покупки (услуги);";

в) дополнить статью абзацем десятым следующего содержания:

"центр технического обслуживания, допустивший к эксплуатации неисправную контрольно - кассовую машину или не воспрепятствовавший эксплуатации такой машины на предприятии, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;";

и) изложить абзац одиннадцатый в следующей редакции:

"10 процентов от общей суммы штрафов, взысканных в соответствии с настоящей статьей, зачисляются в федеральный бюджет Российской Федерации для финансирования деятельности налоговых органов, 20 процентов - в федеральный бюджет Российской Федерации для дополнительного финансирования инвестиционных программ по созданию и производству современных контрольно - кассовых машин, а 70 процентов - в местный бюджет.

Статья 2. Ввести в действие настоящий Федеральный закон с _________________ 1995 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Приложение N 2

Проект

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОДАЖИ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее Положение имеет целью создание эффективно действующей сети предприятий по продаже, ремонту и техническому обслуживанию контрольно - кассовых машин, защиту интересов физических и юридических лиц, использующих контрольно - кассовые машины для денежных расчетов с населением.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение подготовлено в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993 г. N 5215-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу своей специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 903 "О Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от ___ августа 1994 г. N ______).

1.2. В Положении использованы следующие основные понятия:

Предприятие - изготовитель контрольно - кассовых машин - предприятие, производящее контрольно - кассовые машины, являющееся юридическим лицом по российскому праву.

Заявитель - юридическое лицо по российскому праву, по инициативе которого модель контрольно - кассовой машины внесена в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Данные о заявителе включены в Информационную карту Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

Поставщик контрольно - кассовых машин - юридическое лицо по российскому праву, организующее продажу, техническое обслуживание и ремонт контрольно - кассовых машин определенных моделей. Данные о поставщике включаются в Информационную карту Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

Центр технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин - юридическое лицо по российскому праву, оказывающие услуги по подготовке определенных моделей контрольно - кассовых машин к эксплуатации, по их техническому обслуживанию и ремонту.

Продавец контрольно - кассовых машин - юридическое лицо по российскому праву, осуществляющее продажу контрольно - кассовых машин.

Потребитель - предприятие торговли или сферы услуг или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяющее контрольно - кассовые машины.

1.3. Систему организаций, обеспечивающих правовое регулирование продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, а также участвующих в организации и контроле за деятельностью, связанной с продажей, ремонтом и техническим обслуживанием контрольно - кассовых машин образуют:

- Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно - кассовым машинам;

- Госстандарт России;

- налоговые органы;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- продавцы контрольно - кассовых машин.

Систему предприятий, осуществляющих продажу, техническое обслуживание и ремонт контрольно - кассовых машин, образуют:

- предприятия - изготовители контрольно - кассовых машин;

- поставщики контрольно - кассовых машин;

- центры по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин;

- предприятия центров регионального обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, являющиеся самостоятельными юридическими лицами;

- продавцы контрольно - кассовых машин.

1.4. Техническое обслуживание и ремонт контрольно - кассовых машин вне Центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин (предприятия Центра), где находится на учете контрольно - кассовая машина, запрещен.

2. Функции Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам по контролю за организацией порядка продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин.

2.1. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно - кассовым машинам осуществляет следующие функции:

- принимает решения по вопросам продажи технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, всеми юридическими лицами;

- вносит в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, только те модели контрольно - кассовых машин, которые обеспечены необходимой ремонтной документацией;

- утверждает по согласованию с заявителем поставщика модели контрольно - кассовой машины, учитывая научно - технический потенциал поставщика. В качестве поставщика модели может выступать заявитель контрольно - кассовой машины;

- ставит перед поставщиками контрольно - кассовых машин вопрос о развитии сети предприятий по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин;

- исключает из Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, модели контрольно - кассовых машин, поставщики которых в течение 6 месяцев со дня внесения контрольно - кассовой машины в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, не создали технической базы для эффективного технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- координирует работу исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с организацией продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- организует контроль за соответствием продаваемых контрольно - кассовых машин эталонным образцам, за состоянием технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- принимает решения и контролирует проведение экспериментов с целью определения оптимальных условий эксплуатации и технического обслуживания конкретных моделей контрольно - кассовых машин;

- разрабатывает и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации утверждает формы документов, используемых предприятиями по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин;

- контролирует организацию обучения работников центров по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин;

- обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в Российской Федерации, представляет эту информацию в Правительство Российской Федерации;

- обеспечивает свободный доступ к информации, связанной с порядком продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин всем заинтересованным физическим и юридическим лицам.

2.2. Для подготовки и решения вопросов по продаже, техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно - кассовым машинам создает рабочую группу по техническому обслуживанию контрольно - кассовых машин.

3. Функции территориального органа (центра) по сертификации, связанные с деятельностью по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин.

Территориальный орган (центр) по сертификации:

- проводит сертификацию центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин на безопасность рабочих мест и оборудования, а также соответствие требованиям охраны труда, оформляет и выдает сертификаты безопасности;

- проводит проверку средств измерений, используемых региональными центрами для ремонта, настройки и контроля контрольно - кассовых машин;

- по поручению Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам осуществляет выборочный контроль за соответствием изготовляемых или поступающих для продажи или находящихся в эксплуатации контрольно - кассовых машин, в части параметров, обозначенных в сертификатах, выданных Госстандартом России;

- по поручению ГМЭК дает экспертное заключение о качестве ремонта контрольно - кассовых машин, производимого центром технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- вносит рекомендации в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам об исключении из Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, моделей контрольно - кассовых машин;

- вносит предложения в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации об отзыве лицензий на продажу, техническое обслуживание и ремонт контрольно - кассовых машин.

4. Функции налоговых органов, связанные с деятельностью по продаже, техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин.

Налоговые органы:

- разрабатывают инструкции о порядке регистрации центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в налоговых органах;

- регистрируют центры технического обслуживания контрольно - кассовых машин, используемые ими пломбиры и печати при наличии у этих центров и предприятий лицензии на право заниматься техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин;

- контролируют наличие у центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин и их предприятий разрешений (лицензий) на право заниматься техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин, а также правильность и своевременность оформления центром технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин;

- ставят вопрос о лишении центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин лицензий на право заниматься деятельностью по продаже, техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин в случае нарушения им настоящего Положения;

- регистрируют контрольно - кассовые машины, поставленные на техническое обслуживание в центре технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, ведут учет зарегистрированных контрольно - кассовых машин;

- снимают с регистрации в налоговых органах контрольно - кассовые машины тех моделей, которые не разрешены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам;

- запрещают применение контрольно - кассовых машин, которые исключены из Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, либо прошли ремонт или обслуживание вне центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, либо неисправны, либо не имеют пломбы центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин и налоговых органов;

- ведут регистрационную карточку контрольно - кассовых машин, в которой отмечают их перемещение с одного предприятия на другое, передачу в аренду, приостановление или прекращение применения, снятие с учета. При этом в карточку вносятся все показатели контрольно - кассовой машины, необходимые для учета полноты сбора денежных средств и налоговых платежей, выявленные в ходе проверок, проведенных налоговыми органами;

- накладывают (снимают) пломбу, кожух кассового аппарата, предохраняющий от несанкционированного доступа к электронной памяти машины, проверяют наличие пломбы на контрольно - кассовой машине, установленной центром технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- участвуют во включении и отключении фискальной памяти контрольно - кассовой машины;

- проверяют доступными им способами исправность применяемых контрольно - кассовых машин, привлекая для участия в таких проверках специалистов центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, в которых контрольно - кассовые машины находятся на учете;

- ставят перед Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам вопрос о проведении экспертизы по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин центром технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- осуществляют сбор и анализ информации о качестве технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин; направляют свои замечания и предложения в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поставщику контрольно - кассовых машин;

- вносят рекомендации в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам об исключении из Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, моделей контрольно - кассовых машин;

- представляют заинтересованным организациям и лицам информацию о моделях контрольно - кассовых машин, допущенных к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также информацию о продавцах и о центрах технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин и их предприятиях;

- рассматривает жалобы граждан, связанные с применением неисправных контрольно - кассовых машин;

- привлекают к ответственности или ставят вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении правил технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, в соответствии с действующим законодательством.

5. Функции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанные с деятельностью по продаже, техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

- выдают лицензии на право заниматься продажей, техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин;

- контролируют исполнение настоящего Положения на территории субъекта Российской Федерации, координируют деятельность налоговых органов, территориальных органов Госстандарта России на территории субъекта Российской Федерации по проверке исполнения настоящего Положения;

- в случае нарушения требований настоящего Положения отзывают досрочно лицензию на право заниматься продажей контрольно - кассовых машин, или продажей, техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин;

- вносят рекомендации в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам об исключении из Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, моделей контрольно - кассовых машин.

6. Функции предприятий - изготовителей, выступающих в качестве заявителей моделей контрольно - кассовых машин по организации, продаже, техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин.

Предприятия - изготовители контрольно - кассовых машин, выступающие в качестве заявителей моделей контрольно - кассовых машин, осуществляют следующие функции по организации продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин:

- выполняют функции поставщика изготовляемых им моделей контрольно - кассовых машин на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы в этом качестве в Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам, или заключают договор с юридическим лицом, принимающим на себя обязанности поставщика, о чем ставят в известность Государственную межведомственную комиссию по контрольно - кассовым машинам;

- выполняют функции продавца и центра по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин при условии соблюдения ими пунктов настоящего Положения;

- обеспечивают соответствие изготавливаемых ими моделей контрольно - кассовых машин изменяющимся техническим требованиям к контрольно - кассовым машинам;

- осуществляют поставки контрольно - кассовых машин, соответствующие эталонным образцам моделей, внесенных в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации;

- выполняют заявки поставщика или центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин на поставку стендового оборудования, тестового и программного обеспечения, запасных частей и принадлежностей, ремонтной и эксплуатационной документации.

7. Функции поставщика контрольно - кассовых машин по организации продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин.

7.1. Поставщиком модели контрольно - кассовых машин могут быть только юридические лица по российскому праву. Поставщик утверждается Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам одновременно с внесением модели в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Данные о поставщике вносятся в Информационную карту Государственного реестра контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

7.2. Поставщик принимает на себя обязательство обеспечивать через центры технического обслуживания и ремонта гарантийный ремонт контрольно - кассовых машин на срок не менее 1 года.

7.3. Поставщик модели контрольно - кассовых машин, являющийся заявителем, выполняет помимо функции поставщика также функции, предусмотренные п. 6 настоящего Положения.

7.4. Поставщик контрольно - кассовых машин выполняет следующие функции по продаже, техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин:

- заключает договоры с заводом - изготовителем, находящимся на территории Российской Федерации, или иным юридическим лицом за рубежом на поставку контрольно - кассовых машин соответствующих моделей;

- создает на договорной основе сеть продавцов и центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, координирует и контролирует их деятельность;

- заключает контракты с продавцами и центрами технического обслуживания и ремонта на продажу ими контрольно - кассовых машин, а с центром технического обслуживания и ремонта - на техническое обслуживание и ремонт контрольно - кассовых машин;

- несет ответственность за правильную организацию работы продавцов и центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- обеспечивает информационное обслуживание продавцов контрольно - кассовых машин и центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- обеспечивает центры технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин необходимой ремонтной и эксплуатационной документацией;

- разрабатывает нормы расхода запасных частей и принадлежностей (ЗИП), условия и сроки их поставки;

- обеспечивает центры технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин стендами и нестандартным контрольным оборудованием, запасными частями и принадлежностями (ЗИП), расходными материалами;

- проводит обучение продавцов и работников центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, их аттестацию, выдает им соответствующие удостоверения;

- участвует в организации обучения сотрудников налоговых органов;

- оказывает методическую помощь центрам технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин в организации обучения пользователей и работников налоговых органов;

- проводит сбор и обобщение информации об эксплуатации поставляемых контрольно - кассовых машин и передает ее предприятиям - изготовителям и в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам по их запросам;

- может выполнять функции продавца и (или) центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин при условии соблюдения требований, установленных настоящим Положением;

- несет материальную ответственность за несоответствие поставляемых контрольно - кассовых машин эталонным образцам или за конструктивные дефекты контрольно - кассовых машин;

- контролирует качество выполнения продавцом функций по продаже контрольно - кассовых машин, центром технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин - по продаже, техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин и дает обязательные для них указания;

- выполняет решения Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам, отчитывается перед ней о своей деятельности, представляет ежегодно по состоянию на 1 марта текущего года материалы об имеющейся сети центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин соответствующих моделей.

8. Функции продавца по продаже контрольно - кассовых машин.

8.1. В качестве продавца контрольно - кассовой машины могут выступать юридические лица по российскому праву, имеющие:

а) договор с поставщиком контрольно - кассовой машины на продажу соответствующих моделей контрольно - кассовых машин;

б) договор с центрами технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин на принятие соответствующих контрольно - кассовых машин на гарантийный и послегарантийный ремонт;

в) лицензию на право продажи контрольно - кассовых машин, выданную органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

8.2. Продавец содействует покупателю в заключении договора о техническом обслуживании контрольно - кассовых машин с центром технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин.

8.3. В случае продажи контрольно - кассовой машины, которая впоследствии не принята на техническое обслуживание центром технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, продавец обязан принять от покупателя проданную ему контрольно - кассовую машину и возместить покупателю понесенный им материальный ущерб.

8.4. В случае необходимости продажи контрольно - кассовых машин юридическим лицом или физическим лицом, ее применяющим, другому лицу такая продажа производится через центр технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, где машина поставлена или должна быть поставлена на техническое обслуживание.

9. Функции предприятий, применяющих контрольно - кассовые машины.

Предприятие, применяющее контрольно - кассовые машины:

- заключает договор купли - продажи контрольно - кассовых машин с юридическим лицом, имеющим лицензию на этот вид деятельности, и договор на техническое обслуживание контрольно - кассовой машины с центром технического обслуживания и ремонта соответствующей модели контрольно - кассовых машин.

Договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно - кассовых машин заключается с Центром, в котором приобретена контрольно - кассовая машина или который имеет соответствующий договор с продавцом - поставщиком контрольно - кассовой машины;

Примечание. Контрольно - кассовые машины, приобретенные до введения в действие настоящего Положения, принимаются на техническое обслуживание в соответствующем центре технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин независимо от места их покупки и регистрации в налоговых органах.

- вправе использовать контрольно - кассовые машины только после их принятия на техническое обслуживание в центре технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин и регистрации в налоговых органах;

- проводит работы, связанные с распаковкой контрольно - кассовых машин от заводской упаковки только при участии центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- не вправе пользоваться в целях технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин услугами каких-либо организаций и лиц, кроме центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин, где контрольно - кассовые машины находятся на техническом обслуживании;

- оборудует рабочие места для контрольно - кассовых машин в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на них и действующими нормативно - правовыми актами;

- участвует в пусконаладочных работах и оформлении акта ввода контрольно - кассовой машины в эксплуатацию;

- организует ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин, назначает лиц, несущих персональную ответственность за их хранение;

- обеспечивает эксплуатацию контрольно - кассовых машин в соответствии с действующими нормативно - правовыми актами;

- выполняет указания работников центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин и налоговых органов по надлежащей эксплуатации контрольно - кассовых машин;

- обеспечивает обучение работе на контрольно - кассовой машине своего персонала;

- представляет налоговым органам и центрам технического обслуживания контрольно - кассовых машин по их требованию документацию, связанную с приобретением, техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин, а также необходимые объяснения, справки и сведения по этим вопросам;

- обеспечивает беспрепятственный доступ работников налоговых органов и центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин к используемым контрольно - кассовым машинам при условии предъявления ими служебных документов с фотографией и печатью организации, выдавшей документ;

- обеспечивает работникам центров технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин возможность проведения плановых мероприятий по техническому обслуживанию контрольно - кассовых машин;

- прекращает использование контрольно - кассовых машин в случае нарушения пломбы, выявления иной неисправности контрольно - кассовой машины, а также наложения запрета на использование контрольно - кассовой машины налоговыми органами или работниками центра по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин;

- вносит в Государственную межведомственную комиссию по контрольно - кассовым машинам предложения по улучшению качества предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин;

- незамедлительно ставит в известность центр технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин о любых неисправностях, обнаруженных в процессе эксплуатации контрольно - кассовой машины, включая повреждение пломбы;

- незамедлительно ставит в известность налоговые органы в случае повреждения пломбы кожуха контрольно - кассовой машины, предохраняющей электронную память от несанкционированного доступа.

10. Статус, функции, инженерно - технический персонал центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин.

10.1. Общие положения.

10.1.1. Статус центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин (далее - Центр) присваивается предприятию по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин решением исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

10.1.2. Центр является самостоятельным юридическим лицом. Он создается на основе договора предприятия с поставщиком контрольно - кассовых машин, в соответствии с которым получает право на продажу, техническое обслуживание, гарантийный и послегарантийный ремонт контрольно - кассовых машин.

10.1.3. Допускается создание поставщиком на территории одного и того же субъекта Российской Федерации нескольких Центров.

10.1.4. В случае расторжения договора между поставщиком и центром Центр утрачивает право на техническое обслуживание и ремонт соответствующей модели контрольно - кассовых машин.

10.1.5. Лицензирование деятельности по обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 492 исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10.1.6. Для получения лицензии необходимо предоставить следующие документы:

1) копию свидетельства о регистрации предприятия;

2) копию договора между поставщиком контрольно - кассовых машин и предприятием на ремонт контрольно - кассовых машин соответствующих моделей;

3) копию договора на аренду или документ, подтверждающий наличие в собственности помещения;

4) перечень моделей, предлагаемых для обслуживания на основе договора между поставщиком и предприятием технического обслуживания и ремонта;

5) справку предприятия о наличии полного комплекта документации на техническое обслуживание и ремонт контрольно - кассовых машин, соответствующих требованиям ГОСТов и органов стандартизации;

6) справку предприятия о наличии специального оборудования и измерительных приборов, необходимых для технического обслуживания, программирования и диагностики контрольно - кассовых машин;

7) справку предприятия о наличии специалистов, прошедших обучение у производителя (поставщика) или в организации, получившей право на обучение от поставщика;

8) сертификат или удостоверение о том, что работник (работники) предприятия закончил курс обучения у изготовителя или поставщика по ремонту моделей контрольно - кассовых машин.

10.1.7. Центр осуществляет свои функции в отношении предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций и учреждений, применяющих контрольно - кассовые машины, независимо от формы их собственности, на договорных началах.

10.1.8. Центр вправе иметь на территории субъекта Российской Федерации филиалы или пункты, не являющиеся юридическими лицами.

Центр, его филиалы или пункты регистрируются в налоговых органах, по месту своего нахождения.

10.1.9. Центр вправе принимать на техническое обслуживание не более ... контрольно - кассовых машин из расчета на техника - специалиста, непосредственно осуществляющего техническое обслуживание контрольно - кассовых машин.

10.1.10. Центр, наряду с техническим обслуживанием и ремонтом контрольно - кассовых машин, вправе осуществлять их продажу.

10.1.11. Центр не вправе принимать на техническое обслуживание контрольно - кассовые машины, находящиеся в других субъектах Российской Федерации, если не имеет лицензии, полученной в исполнительных органах государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

10.1.12. Функции центра в регионе вправе выполнять поставщик или предприятие - заявитель, выступающее в качестве поставщика при условии соблюдения требований, изложенных в ст. ст. настоящего Положения.

10.2. Функции Центра технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин.

Центр выполняет следующие функции:

- сертифицирует проводимые Центром услуги в территориальных органах Госстандарта России на безопасность рабочих мест и соответствие требованиям охраны труда;

- разрабатывает документы, устанавливающие порядок выполнения услуг по моделям контрольно - кассовых машин, обслуживаемым Центром;

- формирует фонд документации, устанавливающей технические требования на обслуживание контрольно - кассовых машин, методы их испытаний, правила эксплуатации, обслуживания и ремонта, а также фонд документации на используемые при испытаниях и ремонте средства измерений и оборудование;

- заключает договоры с поставщиком контрольно - кассовых машин о праве на продажу, техническое обслуживание и ремонт соответствующих моделей контрольно - кассовых машин, другие хозяйственные договоры;

- ставит на техническое обслуживание только контрольно - кассовые машины, допущенные к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам, приобретенные потребителем в Центре или у иных продавцов, имеющих договор обслуживания контрольно - кассовых машин с Центром;

- осуществляет ввод в эксплуатацию контрольно - кассовых машин, в том числе предпродажную подготовку контрольно - кассовых машин, их расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль функциональных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей;

- производит сверку паспортных данных контрольно - кассовых машин с данными на маркировочной таблице и в случае отсутствия маркировочной таблицы присваивает контрольно - кассовой машине собственный код по согласованию с налоговыми органами;

- составляет техническое заключение об исправности контрольно - кассовой машины при ее постановке на техническое обслуживание, ремонте, регистрации, снятии с учета в налоговых органах, в иных случаях при невозможности дальнейшего использования контрольно - кассовой машины;

- на основании технического заключения об исправности контрольно - кассовых машин заключает договор о ремонте и техническом обслуживании контрольно - кассовых машин;

- проверяет обеспечение потребителем необходимых условий эксплуатации контрольно - кассовых машин;

- осуществляет опломбирование контрольно - кассовой машины после ее технического осмотра, обслуживания или ремонта;

- выдает дубликаты паспортов и иных документов на контрольно - кассовые машины в случае их утраты;

- извещает налоговые органы о вновь вводимых в эксплуатацию контрольно - кассовых машинах для организации их учета, а также обо всех случаях применения неисправных контрольно - кассовых машин, об изъятии из эксплуатации контрольно - кассовых машин для их ремонта;

- передает в налоговые органы образцы клейм для опломбирования контрольно - кассовых машин, а также образцы штампов и подписей обслуживающих механиков, шифры (пароли) доступа к фискальной (контрольной) памяти;

- обеспечивает гарантийный и послегарантийный ремонт контрольно - кассовых машин в 36 часов с момента передачи вызова в условиях города, 72 часов - в условиях сельской местности или замену контрольно - кассовой машины в эти же сроки на контрольно - кассовую машину из резерва Центра;

- вносит в паспорт (формуляр) контрольно - кассовой машины сведения о вводе машины в эксплуатацию, о проведении ремонтов, о реквизитах фирменного клише;

- регистрирует выполнение работы в журнале вызова технического специалиста, хранящемся у лиц и организаций, использующих контрольно - кассовые машины;

- обеспечивает предприятия, применяющие контрольно - кассовые машины, эксплуатационными материалами;

- фиксирует совместно с налоговыми органами показания денежных и операционных счетчиков контрольно - кассовой машины при вводе в эксплуатацию, а также до и после проведения технического обслуживания и ремонта на отчетных ведомостях, заверенных штампом представителя Центра и подписью его представителя;

- оказывает консультационные услуги по вопросам использования контрольно - кассовых машин;

- осуществляет программирование и перепрограммирование контрольно - кассовых машин под заявки пользователя;

- производит разборку и утилизацию контрольно - кассовых машин, снятых с применения;

- получает от руководителей предприятий справки и объяснения по вопросам, относящимся к эксплуатации контрольно - кассовых машин;

- выдает предписания руководителям предприятий, применяющих контрольно - кассовые машины, с указанием допущенных нарушений правил эксплуатации и мер по их устранению;

- представляет интересы Центра в организациях и учреждениях, регионах по вопросам, входящим в круг деятельности Центра;

- создает в регионе разветвленную сеть филиалов и пунктов по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин, утверждает положения о них, определяет их зоны обслуживания, совместно с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, определяет их территориальное размещение;

- проводит обязательное обучение привлеченных к работе специалистов, организует курсы подготовки кассиров - операторов и работников территориальных налоговых органов;

- не допускает к работе инженерно - технический персонал, имеющий квалификационную группу по электробезопасности ниже третьей;

- обеспечивает сбор и анализ технической информации о качестве находящихся на обслуживании контрольно - кассовых машин, замеченных недостатков, предложениях и замечаниях потребителей и направляет отчет на безвозмездной основе в Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно - кассовым машинам.

10.3. Функции предприятия Центра по ремонту и техническому обслуживанию контрольно - кассовых машин, являющегося юридическим лицом.

10.3.1. Предприятие Центра по ремонту и техническому обслуживанию контрольно - кассовых машин является подразделением Центра или самостоятельным юридическим лицом.

Предприятие Центра, наряду с ремонтом и техническим обслуживанием контрольно - кассовых машин, может осуществлять продажу контрольно - кассовых машин и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

10.3.2. Предприятие Центра имеет те же права и несет те же обязанности, что и Центр.

10.3.3. Предприятие Центра взаимодействует с Центром на основе договорных отношений.

10.3.4. Договор между Центром и предприятием Центра должен включать следующие положения:

- Центр обязан обеспечить предприятие необходимым оборудованием и документацией, а также специалистами;

- Центр обязан контролировать качество работы предприятия;

- Центр несет материальную ответственность перед юридическими и физическими лицами за качество работы предприятия;

- предприятие обязано выполнять указания Центра, поскольку они касаются создания условий и порядка проведения работ.

10.4. Инженерно - технический персонал Центра по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовых машин.

Инженерно - технический персонал Центра должен иметь инженерно - техническое образование либо пройти обучение по обслуживанию контрольно - кассовых машин соответствующих моделей на курсах, организованных предприятием - изготовителем контрольно - кассовых машин или поставщиком.

Инженерно - технический персонал, электронщики, операторы по техническому обеспечению и ремонту контрольно - кассовых машин должны иметь квалификационную группу электробезопасности не ниже третьей.

Работники центра при посещении предприятий, применяющих контрольно - кассовые машины, в целях осмотра контрольно - кассовых машин должны предъявлять служебные удостоверения с фотокарточкой и наряд на техническое обслуживание и ремонт, полученный в Центре.

До начала работы по техническому обслуживанию и ремонту контрольно - кассовой машины работники Центра обязаны оформить документы, предусмотренные типовыми правилами эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (формы 27, 30). По окончании работы предприятию, которому принадлежит контрольно - кассовая машина, выдается квитанция о проведенных работах или делается запись в журнале технического обслуживания и ремонта контрольно - кассовых машин.

Приложение N 3

Утверждены
решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно - кассовым машинам
от 2 декабря 1994 г., протокол N 15

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЭЛЕКТРОННЫМ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫМ МАШИНАМ (ККМ)
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ
В СФЕРЕ УСЛУГ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С НАЛИЧНОЙ
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ И ПЛАТЕЖНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Раздел 2

┌──────────────────────────────────────────────────┬─────────────┐
│ Наименование дополнительных параметров, вносимых │Нормы для ККМ│
│             в технические требования             │             │
├──────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│5.  Информация, печатаемая на платежном документе:│             │
│                                                  │             │
│    реквизиты продавца (покупателя)  валюты  (ФИО,│             │
│    паспортные данные и т.д.)                     │      +      │
│                                                  │             │
│11. Состав выполняемых кассовых операций:         │             │
│                                                  │             │
│    обнуление счетчиков в начале рабочего дня     │      +      │
│                                                  │             │
│    ввод    и      вывод     величин     вносимого│             │
│    аванса в   рублях  и  иностранной  валюте  (по│             │
│    каждому виду валюты)                          │      +      │
│                                                  │             │
│    ввод и вывод вносимого аванса покупюрно       │      +      │
│                                                  │             │
│    введение номеров бланков строгой отчетности   │      +      │
│                                                  │             │
│    учет выдачи  наличной  иностранной  валюты  по│             │
│    платежным документам в иностранной валюте     │      +      │
│                                                  │             │
│    учет обменных  операций в рублях и иностранной│             │
│    валюте, проводимых по платежным документам    │      +      │
│                                                  │             │
│    учет продаж платежных документов  в  рублях  и│             │
│    иностранной валюте                            │      +      │
│                                                  │             │
│    прием наличной  иностранной валюты и платежных│             │
│    документов в иностранной валюте на инкассо    │      +      │
│                                                  │             │
│    учет комиссионных вознаграждений  (сборов)  по│             │
│    каждому виду  операций  в рублях и иностранной│             │
│    валюте (по каждому виду валюты)               │      +      │
│                                                  │             │
│    работа с кредитными картами                   │      +      │
│                                                  │             │
│14. Формирование отчетных документов:             │             │
│    Финансовый отчет                              │      + <*>  │
│                                                  │             │
│17. Возможность изменения курсов покупки и продажи│             │
│    валют по каналам связи                        │      +      │
└──────────────────────────────────────────────────┴─────────────┘

--------------------------------

<*> Информация финансового отчета должна содержать следующие данные:

сумму аванса в рублях и по каждому виду иностранной валюты;

сумму проданной иностранной валюты по каждому виду иностранной валюты с указанием ее стоимости по курсу Банка России и по курсу уполномоченного банка;

сумму купленных и проданных российских рублей;

сумму полученной комиссии в рублях и иностранной валюте (отдельно по каждому виду валюты, а также пересчитанную в рубли по курсу Банка России);

итоговые обороты по операциям с платежными документами и кредитными картами;

остаток в кассе рублей, иностранной валюты по каждому виду валюты, бланков строгой отчетности и других подотчетных ценностей.

В определение фискальной памяти (приложение) внести в п. 2.2 ежедневная "маржа" (разница между курсом продажи и курсом покупки иностранной валюты) - 10 разрядов;

сумма комиссионных в валюте и рублях с пересчетом по курсу Банка России:

разрядность счетчика валюты - 5 разрядов;

разрядность рублевого счетчика - 10 разрядов;

учет движения бланков строгой отчетности:

количество бланков - 4 разряда;

начальный номер бланка (2 алфавитных + 7 цифровых символов) - 2 записи.