2. Нормируемые параметры электромагнитных полей
2.1. На воздушных судах гражданской авиации разрешены к использованию диапазоны частот 0,3 - 137,0 МГц - для радиосвязных и 0,7 - 10,0 ГГц - для радионавигационных и радиолокационных устройств. Перечень радиотехнических устройств, применяемых на воздушных судах гражданской авиации, представлен в Приложении 1.
2.2. Электромагнитные поля нормируются по их интенсивности, длительности воздействия и энергетической нагрузке на организм человека.
2.3. В диапазоне частот 0,3 - 137,0 МГц электромагнитные поля оцениваются по напряженности их электрической и магнитной составляющих и создаваемых ими энергетических нагрузок. В диапазоне частот 0,7 - 10,0 ГГц - по поверхностной плотности потока энергии и энергетической нагрузке.
2.4. Для работников, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт радиосвязных устройств воздушных судов, устанавливаются предельно допустимые уровни энергетических нагрузок по электрической составляющей за рабочую смену и напряженность электрических полей (таблица 1).
Таблица 1
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
ЗА РАБОЧУЮ СМЕНУ И НАПРЯЖЕННОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ
В ДИАПАЗОНЕ ЧАСТОТ 0,3 - 137,0 МГЦ <*>
------------------------------------
<*> При техническом обслуживании и ремонте радиотехнических устройств внутри и снаружи воздушных судов; на стендах в цехах, участках, лабораториях и др.
┌───────────────────────────┬─────────────┬──────────────────────┐ │ Типы радиотехнических │ Частота, │ Электрическая │ │ устройств │ МГц │ составляющая │ │ │ ├────────────┬─────────┤ │ │ │энергетичес-│напряжен-│ │ │ │кая нагрузка│ность по-│ │ │ │за рабочую │ля, В/м │ │ │ │смену, │ │ │ │ │ 2 │ │ │ │ │(В/м) x ч │ │ ├───────────────────────────┼─────────────┼────────────┼─────────┤ │Радиостанции: │ │ │ │ │Ядро-1; Ядро-2; Микрон; │ 0,3 - 3,0 │ 20000 │ 500 │ │Карат; Р-805; Р-851; Р-861;│ │ │ │ │Широта-V; СВБ-5; Р-807 с │ │ │ │ │БСВ-70 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Ядро-1; Ядро-2; Микрон; │ 3,0 - 30,0 │ 7000 │ 300 │ │Карат; Р-805; Р-851; Р-861 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Баклан-5; Баклан-20; │100,0 - 137,0│ 800 │ 80 │ │Ландыш-5; Ландыш-20; Бриз; │ │ │ │ │ЛУН-3524,13; Лотос; Р-800 │ │ │ │ │(РСИУ-3); Р-802; Р-860; │ │ │ │ │Р-863; Р-855УМ │ │ │ │ └───────────────────────────┴─────────────┴────────────┴─────────┘
2.5. Предельно допустимые уровни энергетических нагрузок по магнитной составляющей за рабочую смену и напряженность магнитного 2 поля в диапазоне частот 0,3 - 3,0 МГц устанавливаются: 200 (А/м) x ч и 50 А/м соответственно.
2.6. Для работников, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт радионавигационных и радиолокационных устройств воздушных судов, устанавливаются предельно допустимые уровни энергетической нагрузки 2,0 Вт x ч/кв. м (200 мкВт x ч/кв. см) за рабочую смену и плотности потока энергии 10 Вт/кв. м (1000 мкВт/кв. см).
2.7. Продолжительность работы в зоне излучения устанавливается в зависимости от предельно допустимой энергетической нагрузки за смену и фактических уровней напряженности электрического поля или плотности потока энергии по формулам:
при техническом обслуживании и ремонте радиосвязных устройств внутри и снаружи воздушных судов на территории и в ангарах (цехах); на стендах в цехах, участках, лабораториях и т.п.:
ЭН Т = --, ч; 2 Е
при техническом обслуживании и ремонте радионавигационных и радиолокационных устройств (за исключением работ в зоне излучения от сканирующих антенн бортовых метеонавигационных радиолокаторов) внутри и снаружи воздушных судов на территории и в ангарах (цехах); на стендах в цехах, участках, лабораториях и т.п.:
ЭН Т = ---, ч; ППЭ
при техническом обслуживании и ремонте радиотехнических устройств в зоне излучения от сканирующих антенн бортовых метеонавигационных радиолокаторов:
ЭН Т = --- x 10, ч, ППЭ где: Т - допустимая продолжительность работы в зоне излучения, 2 ч; ЭН - предельно допустимая энергетическая нагрузка, (В/м) x ч или Вт x ч/кв. м (мкВт x ч/кв. см); Е - уровень напряженности электрической составляющей, В/м; ППЭ - плотность потока энергии в зоне излучения, Вт/кв. м (мкВт/кв. см); 10 - коэффициент ослабления биологического эффекта при прерывистом СВЧ-облучении от бортовых метеонавигационных радиолокаторов.