ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2012 г. N 36
ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА
ЗА КРЫМСКОЙ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКОЙ И МЕРАХ
ПО ЕЕ ПРОФИЛАКТИКЕ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку, отмечаю, что в настоящее время на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (далее - ЮФО и СКФО) складывается неблагополучная ситуация по заболеваемости Крымской геморрагической лихорадкой (КГЛ).
В течение последних 13 лет КГЛ является одной из самых актуальных природно-очаговых инфекций в ЮФО и СКФО. Активизация природных очагов КГЛ за последнее десятилетие привела к значительному расширению ареала возбудителей и увеличению числа эпидемических проявлений. Если в 1999 г. КГЛ регистрировалась в трех субъектах Российской Федерации (Ставропольский край, Ростовская и Астраханская области), то с 2007 г. уже в 8 субъектах Российской Федерации (Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область).
Анализ заболеваемости показал, что наибольшее количество случаев заболевания отмечено в Ставропольском крае, где за указанные годы зарегистрировано 36,5% от общего числа больных, выявленных в ЮФО и СКФО, в Ростовской области - 23,5% и в Республике Калмыкия - 19,9% от всех случаев заболевания КГЛ.
В эпидемиологическом сезоне 2011 года наблюдался рост заболеваемости КГЛ на 43,5% по сравнению с 2010 годом. Зарегистрированы 99 случаев заболевания.
В результате возникновения внутрибольничного очага КГЛ среди медицинского персонала МУЗ "ЦРБ Сальского района" Ростовской области отмечен рост заболеваемости КГЛ в Ростовской области в 3 раза.
При проведении эпидемиологического расследования в отношении МУЗ "ЦРБ" Сальского района по факту регистрации внутрибольничного инфицирования медицинских работников при оказании медицинской помощи больной с диагнозом КГЛ выявлен ряд грубых нарушений: сокрытие факта групповой заболеваемости, системные нарушения дезинфекционного режима, нарушения биологической безопасности при проведении медицинских манипуляций, нарушение правил хранения и утилизации медицинских отходов.
Одновременно рост заболеваемости наблюдался в Астраханской области - на 42,9%, в Республике Калмыкия - на 10%.
Заболеваемость регистрировалась во всех возрастных группах, однако наиболее часто - среди людей трудоспособного возраста от 20 до 60 лет. По тяжести течения преобладали среднетяжелые формы заболевания; 23,2% заболевших обратились за медицинской помощью на 5 сутки и в более поздние сроки.
Более 75% среди заболевших КГЛ составляют жители сельской местности. Заболеваемость городских жителей связана с отдыхом на природе и с выездом на дачные участки.
С начала эпидемического сезона 2012 года более 12,5 тысяч человек обратились в медицинские организации по поводу укусов клещами, среди них более 4,5 тысяч детей. В 39 случаях подтвержден диагноз КГЛ, из них 23 - в Ростовской области, 8 - в Ставропольском крае, 5 - в Астраханской области, 3 - в Республике Калмыкия. В Ростовской области зарегистрирован 1 летальный случай. Госпитализированы с провизорной целью - 412 человек, в т.ч. 130 детей.
Высокий риск заражения отмечается при уходе за сельскохозяйственными животными и выполнении сельхозработ. Большая часть заражений больных по-прежнему происходит при снятии клещей незащищенными руками.
Анализ эпизоотической обстановки в течение двух последних лет в ЮФО и СКФО, проведенный ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора, показал, что мягкие погодно-климатические условия зимы способствуют благоприятной перезимовке иксодовых клещей, отмечается увеличение численности клещей и заклещевленности крупного и мелкого рогатого скота (далее - КРС и МРС).
При средней зараженности клещей в 2011 г. в ЮФО и СКФО 7,6% процент зараженности иксодовых клещей в Ростовской области составил 18,1%, Республике Калмыкия - 14,7%, Ставропольском крае - 9,1%, Астраханской области - 3,3%. При отсутствии случаев заболевания КГЛ антигены вируса КГЛ в иксодовых клещах выявлены в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае.
По данным эпизоотологического наблюдения в 2012 году активизация переносчика КГЛ Hyalomma marginatum отмечена позже весеннего периода 2011 года на 10 дней. Индексы обилия имаго H. marginatum на сельскохозяйственных животных превысили показатели предыдущего года.
Стабилизировать ситуацию по КГЛ на территории ЮФО и СКФО возможно лишь при своевременном проведении акарицидных обработок скота и природных биотопов (пастбищ).
Вместе с тем объемы проводимых акарицидных обработок крупного и мелкого рогатого скота в хозяйствах общественного и частного сектора остаются недостаточными.
Органами исполнительной власти муниципальных образований, юридическими лицами не выделяются необходимые финансовые средства, которые позволят эффективно и своевременно осуществлять профилактические мероприятия.
В 2011 году на проведение акарицидных обработок сельскохозяйственных животных и пастбищ в Ростовской области было выделено 82% от запланированного объема финансирования, в Краснодарском крае - 77%. В Республике Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарской Республике финансовые средства республиканскими бюджетами не были предусмотрены, обработки проводились только за счет частных хозяйств, а в республиках Дагестан и Ингушетия предусмотренные финансовые средства не были выделены.
На 19 июня 2012 года объемы проводимых акарицидных обработок крупного и мелкого рогатого скота в хозяйствах общественного и особенно частного сектора остаются недостаточными. Так, в Астраханской области обработано 49,2% КРС и 4,3% МРС; в Республике Ингушетия - 41,0% КРС и 20,0% МРС; в Республике Адыгея - 51,6% КРС и 21,2% МРС; Краснодарском крае - 23,2% КРС и 20,9% МРС.
В связи с отсутствием мер специфической профилактики КГЛ особое внимание должно быть направлено на гигиеническое воспитание населения, включающее меры индивидуальной защиты от присасывания клещей. Такая работа практически не осуществляется в Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике и Кабардино-Балкарской Республике.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, подавления активности природных очагов, предупреждения заболевания людей Крымской геморрагической лихорадкой (КГЛ) и руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359), постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов:
1.1. Изыскать возможность выделения необходимых финансовых средств на проведение акарицидных обработок территорий высокого риска инфицирования населения КГЛ (в зонах летнего оздоровительного отдыха детей и взрослых, обработок скота и природных биотопов (пастбищ) и др.).
1.2. Заслушивать руководителей органов местного самоуправления у руководителей субъектов Российской Федерации с отчетами о ходе проведения акарицидных обработок в административных образованиях.
1.3. Оказывать поддержку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, территориальным управлениям Роспотребнадзора в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в организации работы среди населения через средства массовой информации о мерах индивидуальной защиты от клещей.
1.4. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий или комиссий по чрезвычайным ситуациям вопрос об эффективности проводимых мероприятий по профилактике КГЛ.
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах рекомендовать:
2.1. Принять меры по обеспечению готовности лечебно-профилактических организаций к приему больных КГЛ, контроля за соблюдением противоэпидемического режима, оснащенностью лабораторно-диагностической базы, своевременностью выявления и госпитализации больных КГЛ, регистрации и представления экстренных извещений о случаях подозрения на заболевание в установленном порядке в органы и учреждения Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
2.2. Принять меры по соблюдению требований безопасности работы с возбудителем КГЛ медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь больным.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов внести предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан об организации и совместном проведении дополнительных мероприятий по обучению специалистов лечебно-профилактических организаций по вопросам клинической, лабораторной диагностики, лечения и профилактики КГЛ, соблюдения противоэпидемического режима при ведении больных КГЛ.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов:
4.1. Обеспечить систематический анализ и оценку эпизоотологических и эпидемиологических данных в природных очагах КГЛ.
4.2. Обеспечить надзор за соблюдением противоэпидемического режима в лечебно-профилактических организациях, принимающих больных КГЛ.
4.3. Активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения, шире пропагандировать в средствах массовой информации меры неспецифической профилактики КГЛ, в том числе применение высокоэффективных акарицидно-репелентных средств защиты от клещей.
4.4. Внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о выделении финансовых средств с привлечением средств местных бюджетов, страховых организаций, индивидуальных предпринимателей и иных организаций на закупку акарицидных препаратов.
5. Главным врачам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов:
5.1. Принять меры по обеспечению и поддержанию в постоянной готовности лабораторной базы к проведению исследований на опасные инфекционные заболевания.
5.2. Обеспечить проведение эпизоотологического мониторинга природных очагах КГЛ.
5.3. Обеспечить направление клинического материала от больных с лабораторно подтвержденным диагнозом КГЛ в Референс-центр по мониторингу за возбудителем КГЛ.
6. ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора (Референс-центр по мониторингу за возбудителем КГЛ) обеспечить:
6.1. Оказание практической и методической помощи территориальным органам и организациям Роспотребнадзора.
6.2. Проведение эпизоотологического мониторинга за переносчиками КГЛ в Российской Федерации и молекулярный мониторинг вируса КГЛ.
6.3. Подготовку ежегодных прогнозов по КГЛ к началу эпидемического сезона.
7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, главным врачам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, руководителям противочумных учреждений доложить о ходе выполнения постановления до 1 сентября 2012 г.
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека И.В. Брагину.
Г.Г.ОНИЩЕНКО