ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2009 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
СП 3.1.7.2492-09
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418); Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3953), Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953), постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2492-09 "Профилактика чумы" (приложение).
2. Ввести в действие СП 3.1.7.2492-09 с 1 июля 2009 года.
3. С момента введения в действие СП 3.1.7.2492-09 "Профилактика чумы" признать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика чумы. СП 3.1.7.1380-03" <*>.
--------------------------------
<*> Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный N 4733.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
ПРОФИЛАКТИКА ЧУМЫ
Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.7.2492-09
I. Область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418); Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 1999, N 51, ст. 6289; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4850; 2005, N 10, ст. 763; N 52 (ч. I), ст. 5583; 2006, N 1, ст. 10; N 6, ст. 640; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 31, ст. 4011; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 45, ст. 5149), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3953), Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52 (ч. III), ст. 5587), Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст. 3518); Международными медико-санитарными правилами (2005 г.); санитарно-эпидемиологическими правилами "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности). СП 1.3.1285-03" (зарегистрированы в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4545); санитарно-эпидемиологическими правилами "Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08" (зарегистрированы в Минюсте России 3 апреля 2008 г., регистрационный N 11459) и СП 3.4.2366-08 "Изменения и дополнения N 1 к СП 3.4.2318-08" (зарегистрированы в Минюсте России 26 мая 2008 г., регистрационный N 11760); Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 г. N 656 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (зарегистрирован в Минюсте России 8 ноября 2007 г., регистрационный N 10438); Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера"; Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 марта 2008 г. N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней" (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 31 марта 2008 г. N 01/3065-АБ); Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 мая 2008 г. N 152 "Об организации и проведении мероприятий по профилактике чумы" (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 29 мая 2008 г. N 01/5369-АБ).
1.2. Санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний чумой.
1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
II. Общие требования
2.1. Чума представляет собой зоонозную природно-очаговую особо опасную бактериальную инфекционную болезнь с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя (I группы патогенности), вызывающую чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, способную создать риск международного распространения и требующую в этом случае принятия скоординированных международных ответных мер.
2.2. Мероприятия по профилактике чумы, направленные на предупреждение возникновения заболеваний чумой среди населения, проживающего на территориях природных очагов инфекции, выноса ее за пределы природных очагов, заноса из-за рубежа и распространения на территории Российской Федерации, проводят в соответствии с настоящими санитарно-эпидемиологическими правилами, нормативными документами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2.3. Санитарные правила применяют:
- при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории природных очагов чумы Российской Федерации;
- при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории Российской Федерации вне зоны природных очагов чумы;
- при проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении организаций, осуществляющих международные перевозки пассажиров, транспортных средств, товаров, грузов, а также в отношении физических лиц, прибывших из стран, неблагополучных по чуме.
2.4. Организацию и проведение мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по чуме на территории Российской Федерации, осуществляют органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - противочумные учреждения, управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, органы управления здравоохранением, органы и учреждения ветеринарного профиля в части, отнесенной к их компетенции, физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в рамках утверждаемых ими комплексных планов по санитарной охране территории и возглавляемых межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий.
2.5. Организацию и проведение мероприятий по предупреждению возникновения чумы на территории ее природных очагов и территории вне зоны природных очагов, а также при заносе чумы из-за рубежа осуществляют ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, ФГУЗ "Противочумные станции" Роспотребнадзора при методической и практической помощи ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора во взаимодействии с органами управления здравоохранением и лечебно-профилактическими организациями, учреждениями ветеринарного профиля, а также при участии физических, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
2.6. Противочумные учреждения проводят мероприятия по профилактике чумы в закрепленных субъектах Российской Федерации в соответствии с приложениями N 1 и 2.
2.7. Научно-методическое обеспечение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по поддержанию эпидемиологического благополучия по чуме осуществляют ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб", являющийся базовой организацией и референс-центром мониторинга чумы и других особо опасных бактериальных инфекций, другие научно-исследовательские противочумные институты.
2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, направляющие граждан на территории природных очагов чумы, информируют их о санитарно-эпидемиологической обстановке в природном очаге, мерах индивидуальной защиты и действиях в случае подозрения на заболевание чумой.
2.9. Медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, лица, занимающиеся частной медицинской практикой, представляют в органы и учреждения Роспотребнадзора (управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации, противочумное учреждение), орган управления здравоохранением информацию о каждом выявленном случае заболевания или случае подозрения на заболевание чумой.
2.10. Порядок и сроки передачи информации определяются нормативными документами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологическими правилами "Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08".
2.11. Лабораторные исследования полевого, клинического и патолого-анатомического материала при подозрении на чуму проводят противочумные учреждения. В исключительных случаях (дальность расстояния до противочумного учреждения) допускается исследование материала на чуму прибывшими специалистами противочумных учреждений на базе лаборатории, осуществляющей свою деятельность с материалом, зараженным (подозрительным на заражение) возбудителями II группы патогенности, в установленном порядке.
III. Требования к проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий в природных очагах чумы
3.1. Объем основных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых в природных очагах чумы, определяется нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике чумы и осуществляется ФГУЗ "Противочумные станции" Роспотребнадзора. Мероприятия по профилактике чумы в ее природных очагах проводят согласно унифицированным данным природного очага (приложение N 3).
3.2. Организационно-методическое руководство по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в природных очагах чумы осуществляют ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора при участии научно-исследовательских противочумных институтов и в соответствии с нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.3. При выраженном обострении эпизоотической и эпидемиологической обстановки решение о перераспределении сил и средств противочумных станций на закрепленных за ними территориях принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предложению ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора.
3.4. Оценку уровня потенциальной эпидемической опасности активизации природных очагов чумы для возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющей международное значение, осуществляют в соответствии с приложением N 4 ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб", разрабатывающие в соответствии с приложением N 5 и публикующие эпизоотологический и эпидемиологический прогнозы по чуме на территории Российской Федерации.
3.5. Юридические лица и органы исполнительной власти районов, городов и других населенных пунктов, расположенных на территории природных очагов чумы, обеспечивают:
- надлежащее выполнение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территории населенных пунктов и организаций с целью исключения условий для проникновения и жизнедеятельности грызунов;
- организацию и проведение дератизации и дезинсекции на территории населенного пункта или на расположенных в их пределах объектах (организациях);
- доступ на территорию организации и расположенные на ней объекты сотрудников противочумной станции, целенаправленно осуществляющих санитарно-противоэпидемические (профилактические) противочумные мероприятия, включая эпизоотологическое обследование на закрепленных за ними территориях, других органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и проведение дератизационных и дезинсекционных работ;
- проведение силами специалистов противочумных станций, органов и других учреждений Роспотребнадзора, лечебно-профилактических организаций гигиенического воспитания, обучения и информационно-разъяснительной работы с жителями населенного пункта и работниками организаций по вопросам профилактики чумы;
- обязательное выполнение предложений специалистов противочумных станций и других учреждений Роспотребнадзора, направленных на предупреждение заболеваний чумой среди населения.
3.6. Физическим лицам, направляющимся или находящимся на территории природного очага, при осложнении эпизоотологической и эпидемиологической обстановки проводят иммунопрофилактику против чумы.
Сроки и контроль проведения вакцинации, а также группы населения, подлежащие иммунопрофилактике, определяются постановлением главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации по представлению противочумной станции.
3.7. Вакцинацию против чумы обеспечивают органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические организации в соответствии с эпидемиологическими показаниями для вакцинации, определенными постановлением главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.
3.8. Руководители организаций, расположенных на территории природного очага чумы, при выявлении заболевания, подозрительного на эту болезнь, в установленном порядке информируют территориальные органы и учреждения здравоохранения и Роспотребнадзора, включая в обязательном порядке и противочумные учреждения, в течение 2 часов после возникновения подозрения.
3.9. Органы управления здравоохранением и организации здравоохранения независимо от организационно-правовой формы обеспечивают:
- предоставление специалистам противочумных станций медицинских документов для выявления лиц, переболевших болезнями, симптомы которых напоминают чуму;
- готовность госпитальной базы (инфекционного госпиталя для больных чумой, изолятора для контактных, провизорного госпиталя) и других медицинских организаций к проведению противоэпидемических мероприятий на случай выявления больных чумой;
- подготовку медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики чумы, организации и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного) чумой;
- организацию и проведение тренировочных учений (занятий) с вводом условного больного чумой.
3.10. Охотоведческие хозяйства, общественные организации и физические лица осуществляют охоту и добычу на территории природных очагов чумы животных, имеющих промысловое значение, в установленном порядке.
3.11. При выявлении эпизоотии чумы среди грызунов и/или выделении возбудителя чумы от эктопаразитов проводятся следующие мероприятия.
3.11.1. Администрация населенных пунктов и организаций, расположенных в районе эпизоотии или вблизи от нее, обеспечивает:
- организацию и проведение силами противочумной станции дератизации и дезинсекции с целью создания защитных зон шириной 300 - 500 м по периметру населенного пункта или организацию для исключения условий проникновения зараженных чумой грызунов на их территории;
- организацию и проведение дератизации и дезинсекции на территории населенного пункта или организации;
- ограничение хозяйственной, исследовательской, поисковой и иной деятельности на срок, необходимый для ликвидации эпизоотических проявлений;
- недопущение охотопромысла и вывоза сена, зерна, фуража и других санитарно-опасных грузов за пределы зоны эпизоотии.
3.11.2. Органы и организации здравоохранения независимо от организационно-правовой формы обеспечивают:
- медицинское наблюдение за населением, находящимся в зоне эпизоотии;
- забор крови у больных и/или незадолго до выявления эпизоотии у переболевших с симптомами, не исключающими чуму, и направление ее в противочумную станцию для серологического исследования на чуму;
- вакцинацию населения, проживающего в зоне эпизоотии, в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации и рекомендациями противочумной станции.
3.12. В целях оперативной разработки и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению возникновения и распространения заболевания чумой среди населения органы и учреждения ветеринарной службы в установленном порядке информируют противочумные станции обо всех заболеваниях верблюдов с симптомами чумы, случаях с неясной клинической картиной заболевания и падеже верблюдов от неизвестных причин.
IV. Требования к проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий вне природных очагов чумы
4.1. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения чумы из-за рубежа или из природного очага чумы, осуществляются в соответствии с нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.2. Руководители организаций, осуществляющих международные перевозки, владельцы транспортных средств и руководители администрации пунктов пропуска через государственную границу обеспечивают доступ специалистов противочумных учреждений и других учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, на территорию организации, на транспортные средства, прибывшие из стран, неблагополучных по чуме, а также в помещения временного хранения грузов и товаров для проведения эпизоотологического обследования.
4.3. Руководители организации, осуществляющей международные перевозки, и владельцы транспортного средства по решению должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, направляют прибывшее транспортное средство, подозрительное на заражение чумой, на санитарную стоянку (причал, тупик, площадку) для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) противочумных мероприятий.
4.4. Физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы после получения и вскрытия контейнеров и лихтеров с товарами и грузами за пределами пунктов пропуска через государственную границу при обнаружении в них грызунов или следов их жизнедеятельности, а также эктопаразитов немедленно сообщают об этом в Управление (отдел) Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.
4.5. Шкурки пушных зверей, являющихся потенциальными носителями возбудителя чумы (суслики, сурки-тарбаганы и др.), завезенные на территорию страны без ветеринарного сертификата, подлежат конфискации и утилизации в установленном порядке; допускается их дальнейшая реализация в установленном порядке только после лабораторного исследования на чуму в противочумном учреждении и обеззараживания.
V. Требования к проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий в случае выявления больного
чумой на территории Российской Федерации
5.1. В случае возникновения эпидемического очага (очагов) чумы общее руководство мероприятиями по локализации и ликвидации эпидемического очага (очагов) спорадических, групповых и массовых случаев заболевания людей чумой осуществляет санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК), создаваемая решением администрации района, города, области, края, республики.
5.2. В эпидемическом очаге чумы мероприятия по предупреждению распространения инфекции организуют и проводят органы и учреждения Роспотребнадзора, противочумные учреждения во взаимодействии с органами и учреждениями исполнительной власти, здравоохранения, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы.
5.3. Органы и учреждения исполнительной власти, юридические лица независимо от организационно-правовой формы в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также физические лица, органы и организации здравоохранения Российской Федерации в части, отнесенной к их компетенции, выполняют требования санитарно-противоэпидемической комиссии, направленные на локализацию и ликвидацию очага чумы.
5.4. Лечебно-профилактические организации обеспечивают:
- выявление больных с симптомами чумы на всех этапах оказания медицинской помощи населению при осуществлении медицинского наблюдения за населением в форме подворных обходов и проведение первичных противоэпидемических мероприятий;
- организацию транспортировки больных специализированным автотранспортом, их госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование, лечение, а также проведение дезинфекции;
- изоляцию, обследование и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;
- провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными признаками чумы; изоляцию контактных с проведением медицинского наблюдения и экстренной профилактики в течение всего инкубационного периода;
- в установленном порядке вскрытие умерших от острых инфекционных болезней неясной этиологии, подозрительных на наличие заболевания чумой, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патолого-анатомического диагноза и забора соответствующего материала для исследования.
5.5. Вскрытие умерших от чумы, взятие от них материала и его транспортировку в специализированные лаборатории производят в присутствии специалистов противочумного учреждения или отдела особо опасных инфекций в составе территориальных учреждений Роспотребнадзора в установленном порядке.
Перевозка трупа к месту захоронения производится на любом выделенном транспорте в металлическом или деревянном гробу бригадой эвакуаторов (врач, два помощника - фельдшер, санитар) в защитной одежде.
Захоронение умершего от чумы проводится с учетом местных религиозно-этнических обычаев на общем кладбище силами коммунальной службы территории под контролем специалиста отдела особо опасных инфекций ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" или противочумного учреждения при соблюдении санитарно-эпидемиологических правил "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности). СП 1.3.1285-03".
5.6. Физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы в эпидемическом очаге чумы обеспечивают выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболевания чумой в эпидемическом очаге, в соответствии с нормативными актами и решениями СПК.
5.7. При выявлении больных бубонной формой чумы в очаге вводятся ограничительные мероприятия, при выявлении больных легочной формой чумы вводится карантин.
Приложение N 1
к санитарно-эпидемиологическим правилам
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОТИВОЧУМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗА НИМИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ЧУМЫ
И ДРУГИХ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
┌───┬───────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┐ │ N │Наименование учреждения│Закрепленные субъекты│Дополнительные функции │ │п/п│ │ │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │1. │ФГУЗ "Противочумный │Белгородская область │ Центр индикации │ │ │центр" │Брянская область │возбудителей и │ │ │ │Владимирская область │диагностики опасных │ │ │ │Воронежская область │инфекционных болезней │ │ │ │Ивановская область │Роспотребнадзора для │ │ │ │Калужская область │субъектов Центрального │ │ │ │Кировская область │федерального округа │ │ │ │Костромская область │ │ │ │ │Курская область │ │ │ │ │Липецкая область │ │ │ │ │г. Москва │ │ │ │ │Московская область │ │ │ │ │Орловская область │ │ │ │ │Рязанская область │ │ │ │ │Смоленская область │ │ │ │ │Тамбовская область │ │ │ │ │Тверская область │ │ │ │ │Тульская область │ │ │ │ │Ярославская область │ │ ├───┴───────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┤ │ Научно-исследовательские противочумные институты │ ├───┬───────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┤ │2. │ФГУЗ "Российский │Республика │ Референс-центр │ │ │научно- │Башкортостан │мониторинга чумы │ │ │исследовательский │Республика Марий Эл │ │ │ │противочумный институт │Республика Мордовия │ Национальный центр │ │ │"Микроб" │Республика Татарстан │верификации │ │ │ │Удмуртская Республика│диагностической │ │ │ │Чувашская Республика │деятельности в │ │ │ │Курганская область │отношении возбудителей │ │ │ │Нижегородская область│особо опасных │ │ │ │Оренбургская область │бактериальных инфекций │ │ │ │Пензенская область │I - II групп │ │ │ │Пермский край │патогенности │ │ │ │Самарская область │ │ │ │ │Саратовская область │ Национальный центр │ │ │ │Свердловская область │хранения коллекционных │ │ │ │Ульяновская область │штаммов возбудителей │ │ │ │Челябинская область │особо опасных инфекций │ │ │ │ │I - II групп │ │ │ │ │патогенности │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Центр по генной │ │ │ │ │диагностике │ │ │ │ │особо опасных │ │ │ │ │инфекционных │ │ │ │ │заболеваний │ │ │ │ │Минздравсоцразвития │ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Базовая организация│ │ │ │ │Координационного совета│ │ │ │ │по проблемам санитарной│ │ │ │ │охраны территорий │ │ │ │ │государств - участников│ │ │ │ │Содружества Независимых│ │ │ │ │Государств от завоза и │ │ │ │ │распространения особо │ │ │ │ │опасных инфекционных │ │ │ │ │болезней, созданного │ │ │ │ │при Совете по │ │ │ │ │сотрудничеству в │ │ │ │ │области здравоохранения│ │ │ │ │государств - участников│ │ │ │ │СНГ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Базовое │ │ │ │ │инфраструктурное │ │ │ │ │обеспечение │ │ │ │ │деятельности │ │ │ │ │национального органа │ │ │ │ │контроля медицинских │ │ │ │ │иммунобиологических │ │ │ │ │препаратов - │ │ │ │ │лаборатории препаратов │ │ │ │ │против чумы и других │ │ │ │ │особо опасных инфекций │ │ │ │ │ФГУН "Государственного │ │ │ │ │научно- │ │ │ │ │исследовательского │ │ │ │ │института │ │ │ │ │стандартизации и │ │ │ │ │контроля медицинских │ │ │ │ │биологических │ │ │ │ │препаратов им. Л.А. │ │ │ │ │Тарасевича" │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Центр индикации │ │ │ │ │возбудителей и │ │ │ │ │диагностики опасных │ │ │ │ │инфекционных болезней │ │ │ │ │Роспотребнадзора для │ │ │ │ │субъектов Приволжского │ │ │ │ │и Уральского │ │ │ │ │федеральных округов │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │3. │ФГУЗ "Волгоградский │Волгоградская область│ Референс-центр │ │ │научно- │ │мониторинга глубоких │ │ │исследовательский │ │микозов; сапа, │ │ │противочумный институт"│ │мелиоидоза, лихорадки │ │ │ │ │Западного Нила │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Федеральный │ │ │ │ │межведомственный центр │ │ │ │ │подготовки │ │ │ │ │специалистов, испытания│ │ │ │ │средств и методов │ │ │ │ │индикации, экспресс- │ │ │ │ │диагностики │ │ │ │ │потенциальных агентов │ │ │ │ │биотерроризма │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │4. │ФГУЗ "Иркутский научно-│Республика Саха │ Референс-центр │ │ │исследовательский │(Якутия) │мониторинга природно- │ │ │противочумный институт │Республика Хакасия │очаговых болезней │ │ │Сибири и Дальнего │Иркутская область │ │ │ │Востока" │Красноярский край │ Центр индикации │ │ │ │Кемеровская область │возбудителей и │ │ │ │Новосибирская область│диагностики опасных │ │ │ │Омская область │инфекционных болезней │ │ │ │Томская область │Роспотребнадзора для │ │ │ │Тюменская область │субъектов Сибирского │ │ │ │Ханты-Мансийский │федерального округа │ │ │ │автономный округ - │ │ │ │ │Югра │ │ │ │ │Ямало-Ненецкий │ │ │ │ │автономный округ │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │5. │ФГУЗ "Ростовский-на- │Ростовская область │ Референс-центр │ │ │Дону научно- │ │мониторинга холеры │ │ │исследовательский │ │ │ │ │противочумный институт"│ │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │6. │ФГУЗ "Ставропольский │Республика Ингушетия │ Референс-центр │ │ │научно- │Республика Северная │мониторинга сибирской │ │ │исследовательский │Осетия - Алания │язвы, бруцеллеза, КГЛ │ │ │противочумный институт"│Чеченская Республика │ │ │ │ │Ставропольский край │ Центр индикации │ │ │ │ │возбудителей и │ │ │ │ │диагностики опасных │ │ │ │ │инфекционных болезней │ │ │ │ │Роспотребнадзора для │ │ │ │ │субъектов Южного │ │ │ │ │федерального округа │ ├───┴───────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┤ │ Противочумные станции │ ├───┬───────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┤ │7. │ФГУЗ "Алтайская проти- │Республика Алтай │ │ │ │вочумная станция" │Алтайский край │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │8. │ФГУЗ "Астраханская │Астраханская область │ │ │ │противочумная станция" │ │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │9. │ФГУЗ "Дагестанская │Республика Дагестан │ │ │ │противочумная станция" │ │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │10.│ФГУЗ "Кабардино- │Кабардино-Балкарская │ │ │ │Балкарская │Республика │ │ │ │противочумная │Карачаево-Черкесская │ │ │ │станция" │Республика │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │11.│ФГУЗ "Приморская │Приморский край │ │ │ │противочумная станция" │Камчатский край │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │12.│ФГУЗ "Причерноморская │Республика Адыгея │ │ │ │противочумная станция" │Краснодарский край │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │13.│ФГУЗ "Северо-Западная │Республика Карелия │ Центр индикации │ │ │противочумная станция" │Республика Коми │возбудителей и │ │ │ │Архангельская область│диагностики опасных │ │ │ │Вологодская область │инфекционных болезней │ │ │ │Калининградская │Роспотребнадзора для │ │ │ │область │субъектов Северо- │ │ │ │Ленинградская область│Западного федерального │ │ │ │Мурманская область │округа │ │ │ │Новгородская область │ │ │ │ │Псковская область │ │ │ │ │г. Санкт-Петербург │ │ │ │ │Ненецкий автономный │ │ │ │ │округ │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │14.│ФГУЗ "Тувинская │Республика Тыва │ │ │ │противочумная станция" │ │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │15.│ФГУЗ "Хабаровская │Хабаровский край │ Центр индикации │ │ │противочумная станция" │Амурская область │возбудителей и │ │ │ │Магаданская область │диагностики опасных │ │ │ │Сахалинская область │инфекционных болезней │ │ │ │Чукотский автономный │Роспотребнадзора для │ │ │ │округ │субъектов │ │ │ │Еврейская автономная │Дальневосточного │ │ │ │область │федерального округа │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │16.│ФГУЗ "Читинская │Республика Бурятия │ │ │ │противочумная станция" │Забайкальский край │ │ ├───┼───────────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤ │17.│ФГУЗ "Элистинская │Республика Калмыкия │ │ │ │противочумная станция" │ │ │ └───┴───────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┘
Приложение N 2
к санитарно-эпидемиологическим правилам
РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЧУМЫ
I. Перечень субъектов Российской Федерации,
на территории которых имеются природные очаги чумы
┌────────────────────┬─────────────────────────────┬──────────────────────┐ │ Субъект Российской │ Название природного очага │Противочумная станция,│ │ Федерации │ чумы, находящегося на │ осуществляющая │ │ │ территории данного субъекта │эпиднадзор в природном│ │ │ │ очаге чумы │ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Астраханская область│Прикаспийский Северо-Западный│ФГУЗ "Астраханская │ │ │степной (14) │противочумная станция"│ │ │Волго-Уральский степной (15) │ │ │ │Волго-Уральский песчаный (16)│ │ │ │Прикаспийский песчаный (43) │ │ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Волгоградская │Прикаспийский Северо-Западный│ФГУЗ "Астраханская │ │область │степной (14) │противочумная станция"│ │ │Волго-Уральский степной (15) │ │ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Забайкальский край │Забайкальский степной (38) │ФГУЗ "Читинская │ │ │ │противочумная станция"│ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Кабардино-Балкарская│Центрально-Кавказский │ФГУЗ "Кабардино- │ │Республика │высокогорный (01) │Балкарская │ │ │ │противочумная станция"│ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Карачаево-Черкесская│Центрально-Кавказский │ФГУЗ "Кабардино- │ │Республика │высокогорный (01) │Балкарская │ │ │ │противочумная станция"│ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Республика Алтай │Алтайский горный (36) │ФГУЗ "Алтайская │ │ │ │противочумная станция"│ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Республика Дагестан │Дагестанский равнинно- │ФГУЗ "Дагестанская │ │ │предгорный (03) │противочумная станция"│ │ │Прикаспийский песчаный (43) │ │ │ │Восточно-Кавказский │ │ │ │высокогорный (39) │ │ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Республика Ингушетия│Терско- │ФГУЗ "Дагестанская │ │ │Сунженский низкогорный(02) │противочумная станция"│ │ │Восточно-Кавказский │ │ │ │высокогорный (39) │ │ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Республика Калмыкия │Прикаспийский Северо-Западный│ФГУЗ "Элистинская │ │ │степной (14) │противочумная станция"│ │ │Прикаспийский песчаный (43) │ │ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Республика Тыва │Тувинский горный (37) │ФГУЗ "Тувинская │ │ │ │противочумная станция"│ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Ростовская область │Прикаспийский Северо-Западный│ФГУЗ "Элистинская │ │ │степной (14) │противочумная станция"│ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Ставропольский край │Прикаспийский Северо-Западный│ФГУЗ "Дагестанская │ │ │степной (14) │противочумная станция"│ │ │Прикаспийский песчаный (43) │ │ ├────────────────────┼─────────────────────────────┼──────────────────────┤ │Чеченская Республика│Терско-Сунженский │ФГУЗ "Дагестанская │ │ │низкогорный(02) │противочумная станция"│ │ │Восточно-Кавказский │ │ │ │высокогорный (39) │ │ └────────────────────┴─────────────────────────────┴──────────────────────┘
II. Перечень субъектов Российской Федерации,
граничащих с субъектами Российской Федерации, на территории
которых имеются природные очаги чумы
Алтайский край Красноярский край Амурская область Республика Бурятия Воронежская область Республика Саха (Якутия) Иркутская область Республика Северная Осетия - Алания Кемеровская область Республика Хакасия Краснодарский край Саратовская область
III. Перечень субъектов Российской Федерации,
граничащих со странами, на территории которых имеются
активные природные очаги чумы, - Республика Казахстан,
Китайская Народная Республика, Монголия
┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │ Субъект Российской Федерации │ Страна, из которой существует │ │ │ угроза заноса чумы │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │Алтайский край │ Республика Казахстан │ │Астраханская область │ │ │Волгоградская область │ │ │Курганская область │ │ │Новосибирская область │ │ │Омская область │ │ │Оренбургская область │ │ │Республика Алтай │ │ │Самарская область │ │ │Саратовская область │ │ │Тюменская область │ │ │Челябинская область │ │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │Забайкальский край │ Монголия │ │Республика Алтай │ │ │Республика Бурятия │ │ │Республика Тыва │ │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │Амурская область │ Китайская Народная Республика │ │Еврейская автономная область │ │ │Забайкальский край │ │ │Приморский край │ │ │Хабаровский край │ │ └─────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
IV. Перечень субъектов Российской Федерации,
имеющих воздушные пункты пропуска через государственную
границу Российской Федерации (аэропорты, аэродромы,
открытые для международных полетов)
┌──────┬────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐ │N п/п │ Субъекты │ Количество аэропортов │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 1. │Республика Адыгея │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 2. │Республика Башкортостан │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 3. │Республика Бурятия │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 4. │Республика Дагестан │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 5. │Республика Калмыкия │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 6. │Республика Карелия │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 7. │Республика Коми │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 8. │Республика Саха (Якутия) │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 9. │Республика Северная Осетия - Алания │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 10. │Республика Татарстан │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 11. │Республика Хакасия │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 12. │Кабардино-Балкарская Республика │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 13. │Чувашская Республика │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 14. │Алтайский край │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 15. │Амурская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 16. │Архангельская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 17. │Астраханская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 18. │Белгородская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 19. │Волгоградская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 20. │Воронежская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 21. │Забайкальский край │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 22. │Иркутская область │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 23. │Калининградская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 24. │Камчатский край │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 25. │Кемеровская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 26. │Краснодарский край │ 3 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 27. │Красноярский край │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 28. │Курская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 29. │Магаданская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 30. │Мурманская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 31. │Нижегородская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 32. │Новосибирская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 33. │Омская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 34. │Оренбургская область │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 35. │Пермский край │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 36. │Приморский край │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 37. │Псковская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 38. │Ростовская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 39. │Самарская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 40. │Саратовская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 41. │Сахалинская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 42. │Свердловская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 43. │Ставропольский край │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 44. │Тюменская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 45. │Ульяновская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 46. │Хабаровский край │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 47. │Ханты-Мансийский автономный округ │ 4 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 48. │Челябинская область │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 49. │Чукотский автономный округ │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 50. │Ярославская область │ 1 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 51. │г. Москва │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 52. │Московская область │ 2 │ ├──────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │ 53. │г. Санкт-Петербург │ 1 │ ├──────┴────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤ │Итого │ 67 │ └───────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘
Приложение N 3
к санитарно-эпидемиологическим правилам
УНИФИЦИРОВАННЫЕ ДАННЫЕ
ПРИРОДНОГО ОЧАГА ЧУМЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(формализованная картографическая основа,
включающая унифицированные данные)
1. Видовой состав и численность носителей и переносчиков чумы.
2. Характеристика сезонной и многолетней эпизоотической активности, параметры интенсивности и экстенсивности эпизоотий.
3. Численность населения, подверженного риску заражения чумой.
4. Характер хозяйственной деятельности, миграционная активность населения, транспортные связи.
5. Численность грызунов и эктопаразитов в населенных пунктах.
6. Наличие домашних животных, контактирующих с природным очагом и болеющих чумой (верблюды).
7. Медицинское обеспечение.
8. Количественная оценка эпидемического потенциала.
Приложение N 4
к санитарно-эпидемиологическим правилам
ОЦЕНКА УРОВНЯ
ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ ПРИРОДНЫХ ОЧАГОВ ЧУМЫ
ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (ЧС) В ОБЛАСТИ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ,
ИМЕЮЩЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В порядке реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.) на территории Российской Федерации приводятся критерии потенциальной эпидемической опасности природных очагов чумы, характеризующие международный, национальный (Российская Федерация), региональный (субъект Российской Федерации) и местный уровни.
┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Уровень ЧС │ Критерии ЧС │ │ ├──────────┬──────────┬──────────────┬──────────┬───────────┤ │ │ площадь │количество│ величина │готовность│риск выноса│ │ │эпизоотии │населения │эпидпотенциала│учреждений│ (завоза) │ │ │ (A) │с высоким │ природного │ЛПУ и │ инфекции │ │ │ │ риском │ очага │Роспотреб-│ (E) │ │ │ │заражения │ (C) │надзора │ │ │ │ │ (B) │ │(D) │ │ ├─────────────┼──────────┼──────────┼──────────────┼──────────┼───────────┤ │Международный│ > 5 │ > 40 │ > 50 │ < 4 │ > 40 │ ├─────────────┼──────────┼──────────┼──────────────┼──────────┼───────────┤ │Национальный │ 1 - 5 │ 11 - 40 │ 30 - 50 │ < 4 │ 25 - 40 │ ├─────────────┼──────────┼──────────┼──────────────┼──────────┼───────────┤ │Региональный │0,1 - 0,01│ 1 - 10 │ 10 - 30 │ < 4 │ 10 - 25 │ ├─────────────┼──────────┼──────────┼──────────────┼──────────┼───────────┤ │Местный │ < 0,01 │ < 1 │ < 10 │ < 4 │ < 10 │ └─────────────┴──────────┴──────────┴──────────────┴──────────┴───────────┘
Конечную оценку уровня ЧС проводят по величине итогового показателя, подсчитываемого как сумму значений отдельных показателей, деленную на их общее число, т.е.
A + B + C + D + E уровень ЧС = ------------------, 5
где: A - площадь эпизоотии (% от общей площади энзоотичной по чуме территории Российской Федерации); B - количество населения с высоким риском заражения чумой (% от общей численности "контингентов риска" на территории природных очагов чумы); C - величина эпидемического потенциала (%); D - противоэпидемическая готовность учреждений ЛПУ и Роспотребнадзора (> 4 - удовлетворительная или < 4 - неудовлетворительная готовность); E - риск выноса (заноса) инфекции (%).
С учетом максимально возможной величины каждого из рассматриваемых показателей (A, B, C, D, E), равной единице, соответствующими параметрами уровня ЧС служат следующие градации: международный - 5,0 - 4,1; национальный - 4,0 - 3,1; региональный - 3,0 - 1,1; местный - 1,0 и менее.
Оценку уровня ЧС выполняют ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" и ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора на основе информации от противочумных станций, получаемой при осуществлении профилактики чумы.
Приложение N 5
к санитарно-эпидемиологическим правилам
ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ЭПИЗООТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРИРОДНЫХ ОЧАГОВ ЧУМЫ
И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прогнозирование эпизоотической активности природных очагов чумы осуществляется на краткосрочную (на сезон, год) и долгосрочную (на ближайшие десятилетия) перспективу. При этом краткосрочные эколого-эпизоотологические прогнозы являются фрагментом долгосрочного прогнозирования изменения эпидемической обстановки в природных очагах чумы на территории Российской Федерации. Эпизоотологические прогнозы основывают на широком спектре эколого-эпизоотологических данных, характеризующих эпизоотическую активность природного очага чумы.
Основные предвестники изменения эпизоотической активности
природных очагов чумы
┌───────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐ │Характеристика │ Уровень значений основных предвестников изменения │Количественная│ │эпизоотического│ эпизоотической активности очагов │ оценка │ │ состояния ├─────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────┤ используемых │ │ природных │положительные │численность │общая │ климатические │предвестников,│ │ очагов чумы │результаты │доминирующих│численность│характеристики │ баллы │ │ (X) │бактериоло- │ носителей │перенос- │(увлажненность,│ │ │ │гических, │ (B) │чиков │ температурный │ │ │ │иммунологических,│ │(C) │ режим и др.) │ │ │ │молекулярно- │ │ │ (D) │ │ │ │генетических │ │ │ │ │ │ │исследований │ │ │ │ │ │ │(A) │ │ │ │ │ ├───────────────┼─────────────────┴────────────┴───────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├───────────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ Отсутствие │ Низкий или его резкое падение │ Повышение │ 1 │ │ эпизоотии │ │ аридности │ │ │ │ │ климата │ │ ├───────────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ Единичные │ Ниже среднемноголетних показателей │Соответствуют │ 2 │ │ находки │ │среднемноголет-│ │ │ зараженных │ │ним показателям│ │ │ животных │ │ │ │ ├───────────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ Локальные │ Соответствует среднемноголетним │ Снижение │ 3 │ │ эпизоотии │ показателям │ аридности │ │ │ │ │ климата │ │ ├───────────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ Разлитые │Выше среднемноголетних показателей и (или)│Аномальные │ 4 │ │ эпизоотии │ его быстрый рост │отклонения от │ │ │ │ │среднемноголет-│ │ │ │ │них показателей│ │ └───────────────┴──────────────────────────────────────────┴───────────────┴──────────────┘
В зависимости от текущей ситуации по каждой из градаций (A - D) выставляют соответствующие баллы, из суммы которых вычисляется средняя арифметическая. При этом при среднем балле 1 следует ожидать, соответственно, единичные проявления чумы или их отсутствие, при 2 баллах - отдельные проявления на незначительной территории, при 3 баллах - локальные эпизоотии и при 4 - обширные разлитые эпизоотии чумы.
Оценку параметров эпизоотического состояния природного очага чумы проводят по формуле:
X = (A + B + C + D) : 4,
где: X - показатель эпизоотического состояния природного очага; A - показатель результатов бактериологических, иммунологических и молекулярно-генетических исследований; B - численность основных носителей; C - численность переносчиков; D - показатель состояния климатических факторов.
Основные этапы построения эпизоотологического прогноза:
- проведение эпизоотологического мониторинга природного очага чумы;
- составление характеристики погодных условий, влияющих на состояние численности носителей и переносчиков чумы;
- оценка кормовой базы носителей чумы;
- оценка динамики численности носителей и переносчиков чумы, составление карт численности основных носителей;
- оценка размножения носителей и переносчиков чумы;
- оценка численности грызунов и эктопаразитов в населенных пунктах;
- оценка интенсивности эпизоотии чумы;
- составление прогноза эпизоотической активности природного очага чумы.
Оценка потенциальной опасности возникновения случаев заболевания чумой человека в природном очаге строится на основе показателей эпизоотической активности, "времени риска", "факторов риска", "контингентов риска".
Вероятность выноса чумы из ее природных очагов в субъекты Российской Федерации (с природными очагами, без природных очагов), занос чумы из стран, неблагополучных по данной инфекционной болезни, определяются миграционной активностью населения, транспортными связями и, прежде всего, воздушным видом транспорта.
Прогнозирование эпизоотической активности природных очагов чумы и эпидемиологическое прогнозирование осуществляют ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" и ФГУЗ "Противочумный центр" на основе информационных сообщений противочумных станций, получаемых при проведении мероприятий по профилактике чумы.