ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2016 г. N 1
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ N 2
В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА СП 3.4.2318-08
"САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 30 (ч. 1), ст. 4591; N 30 (ч. 1), ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. 1), ст. 4339; N 29 (ч. 1), ст. 4359) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
Внести изменения N 2 в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" <1> (приложение).
--------------------------------
<1> Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3 (зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2008, N 11459), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2008 N 29 (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 N 11760).
А.Ю.ПОПОВА
Приложение
Утверждены
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 11 января 2016 г. N 1
ИЗМЕНЕНИЯ N 2
В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА СП 3.4.2318-08
"САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Внести следующие изменения в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации":
1) Пункт 4.4 дополнить абзацем следующего содержания: "Взаимодействие должностных лиц на автостанциях, автовокзалах, железнодорожных станциях и вокзалах, аэропортах, морских портах на международных и внутренних рейсах Российской Федерации осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий по санитарной охране территории (далее - Межведомственный план), который должен быть разработан и согласован в рамках межведомственного взаимодействия на указанных транспортных объектах".
2) Пункт 4.8 дополнить абзацем следующего содержания: "получают от диспетчеров (дежурных) аэропортов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов и автостанций, других транспортных организаций информацию о наличии на транспортных средствах больных с подозрением на Болезнь".
3) Пункт 4.12 изложить в следующей редакции: "Ответственные члены экипажа транспортного средства заблаговременно информируют аэропорт, порт, железнодорожный вокзал, автовокзал, автостанцию прибытия о каждом случае болезни на борту, в поезде, автобусе по рекомендованным формам, а также о санитарном состоянии на транспортном средстве. Руководители транспортных организаций обеспечивают немедленную передачу полученной информации о случаях подозрения на болезнь администрации аэропорта, вокзала, порта, станции, а также должностным лицам, на которых возложено проведение санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска через государственную границу.
Администрация аэропорта, вокзала, порта, станции обеспечивает:
- прибытие непосредственно к транспортному средству бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными);
- прибытие транспорта для перевозки условно здоровых пассажиров, подвергшихся риску заражения, в медицинскую организацию для наблюдения в условиях изоляции. Определение и количество лиц для изоляции, а также ее сроки устанавливает должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, о чем вносит соответствующие предложения представителям транспортной и медицинской организаций в виде предписаний.".
4) Пункт 5.1 изложить в следующей редакции: "При выявлении больного (подозрительного) Болезнью на морском судне в рейсе проводятся следующие мероприятия:
- немедленная изоляция до прибытия в ближайший пункт назначения, где имеются условия для его госпитализации и лечения; место изоляции должно быть недоступно для комаров;
- немедленное информирование о больном порта приписки и близлежащих портов, через порт устанавливается связь с организациями эпидемиологического профиля для согласования действий в рамках проведения первичных противоэпидемических мероприятий;
- силами имеющихся на судне медицинских работников у больного до начала лечения осуществляется забор биологического материала и его хранение в соответствии с требованиями безопасности. В случае отсутствия медицинских работников или условий для хранения материала - отбор проб не проводится;
- лица, бывшие в тесном контакте с больным, изолируюся в каютах и других помещениях; за всеми лицами, общавшимися с больным, устанавливается медицинское наблюдение; лицам, общавшимся с больным, по показаниям проводится экстренная профилактика;
- на судне проводится дезинфекция, а при обнаружении грызунов или насекомых-переносчиков - дератизация и дезинфекция; обнаруженные грызуны собираются и помещаются в отдельные емкости (пакеты).".
5) Пункт 5.4 изложить в следующей редакции: "Иностранные граждане, подозрительные на заболевание, госпитализируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При несогласии оформляется письменный отказ от госпитализации в присутствии представителей пограничной службы при информировании (присутствии) представителя посольства или консульства. Указанный иностранный гражданин не допускается для въезда в страну и может быть временно помещен в медицинский изолятор на территории пункта пропуска до решения вопроса о его возвращении в страну выезда".
6) Пункт 5.5 изложить в следующей редакции: "По прибытии на территорию Российской Федерации транспортного средства, на котором имеются больные (подозрительные) Болезнью павшие грызуны, принимаются следующие меры:
5.5.1. Экипаж транспортного средства:
- до прибытия информирует диспетчеров (дежурных) портов, аэропортов, вокзалов о наличии больных;
- отводит транспортное средство по решению администрации (аэропорта, вокзала, порта, станции, пункта пропуска) к санитарному причалу, на санитарную стоянку, санитарную площадку, санитарный тупик;
- приостанавливает выход членов экипажа и пассажиров, выгрузку багажа, грузов до получения разрешения должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль.
5.5.2. Администрация аэропорта, вокзала, порта, станции:
- обеспечивает немедленное информирование должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль;
- обеспечивает готовность медицинского персонала транспортного узла к освидетельствованию больного, а также готовность изолятора медицинского пункта к приему больных;
- обеспечивает вызов бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными) и ее подъезд непосредственно к транспортному средству;
- обеспечивает вызов специализированной организации для проведения дезинфекции транспортного средства, предусмотренной Межведомственным планом при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве;
- обеспечивает вызов транспортных средств для перевозки лиц, подвергшихся риску заражения и нуждающихся в изоляции на базе медицинской организации, предусмотренной Межведомственным планом при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве.
5.5.3. Администрация пункта пропуска:
- организует охрану находящихся в транспортном средстве лиц до окончания проведения противоэпидемических мероприятий;
- приостанавливает проведение всех видов государственного контроля в пунктах пропуска (пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, миграционного).
5.5.4. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, на территории которого зарегистрирован случай выявления больного на борту транспортного средства, обеспечивают:
- готовность бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными) в постоянном режиме (в зависимости от расписания прибытия транспортных средств);
- готовность медицинской организации, обозначенной в межведомственном плане противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве к приему инфекционных больных;
- готовность медицинской организации, обозначенной в межведомственном плане противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных на транспортном средстве, к приему лиц, подвергшихся риску заражения;
- наличие и ведение соответствующей медицинской документации на всех этапах оказания медицинской помощи больному;
- осуществление медицинского наблюдения за пассажирами и членами экипажа (бригады) в течение инкубационного периода Болезни с момента прибытия или их изоляции и назначения экстренной профилактики по эпидемиологическим показаниям; изоляция и наблюдение могут быть отменены в случае снятия диагноза после получения результатов лабораторных исследований.
5.5.5. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе санитарно-карантинный контроль:
- при получении информации о наличии на борту транспортного средства больного (подозрительного на заболевание) лица немедленно информируют управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, при подозрении на опасную инфекцию (при наличии данных эпидемиологического анамнеза и соответствующей клинической картине) - Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- поднимаются (входят) на транспортное средство вместе с врачом медицинского пункта или бригады скорой (неотложной) помощи (специализированной инфекционной или со специально обученным персоналом с наличием средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, костюмы) для работы с инфекционными больными), при подозрении на опасную инфекцию все специалисты работают в соответствующих средствах защиты;
- на транспортном средстве знакомятся с документами, проводят опрос и анкетирование контактных с больным лиц;
- принимают решение об ограничительных мероприятиях, в том числе количестве контактных лиц, подлежащих изоляции, на основании предварительного диагноза, выставленного врачом и внесенного в переданную сотрудникам санитарно-карантинного контроля форму "извещения о случае инфекционного заболевания";
- на основании предварительного диагноза определяют перечень мер, необходимых для локализации и ликвидации эпидемического очага, которые вносят в форме предписания соответствующим юридическим и должностным лицам;
- проводят эпидемиологическое расследование эпидемического очага, запрашивают и получают необходимую дополнительную информацию у юридических и должностных лиц, осуществляют контроль за проведением противоэпидемических мероприятий на транспортном средстве и в транспортном узле, в том числе дезинфекционных мероприятий, изоляции и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения;
- по итогам расследования и работы в очаге готовят окончательное донесение в управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, при опасных инфекциях - в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.".