Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 июля 2007 года

Дата введения -
1 октября 2007 года

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ОЦЕНКА
АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В КАБИНАХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУК 4.3.2231-07

1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. N 2).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г.

4. Введены в действие с 1 октября 2007 г.

5. Введены впервые.

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящий документ устанавливает методику оценки акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов (далее - ВС) при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации (далее - ГА).

1.2. Методические указания по оценке акустической нагрузки в кабинах экипажей ВС при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава ГА (далее - указания) разработаны с учетом требований СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации".

1.3. Указания предназначены:

- для методической помощи организациям Роспотребнадзора при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц летного состава ГА с учетом специфики профессиональной деятельности и условий труда членов экипажей ВС ГА;

- организациям гражданской авиации РФ при расчете эквивалентного уровня шума в полете с учетом акустической эффективности авиагарнитуры (далее - АГ) и дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы.

1.4. Указания определяют требования к методу расчета акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учетом шума под АГ, а также форму представления результатов.

2. Общие положения

2.1. Шум является одним из факторов полета, оказывающим неблагоприятное воздействие на членов экипажей ВС ГА. Основными источниками шума в кабинах ВС ГА являются:

- силовая установка;

- система кондиционирования воздуха;

- аэродинамические шумы;

- шумы, возникающие при прослушивании радиоэфира и речевом радиообмене.

2.2. Акустическая эффективность АГ должна учитываться при расчете акустической нагрузки на членов экипажей ВС.

    2.3.  Для  оценки  акустической  нагрузки  на  летный состав в
кабинах  экипажей  ВС  ГА  в  полете  рассчитывается эквивалентный
уровень звука L     , дБА.
               Aeq,T
    2.4.  В  случае  превышения  норм  полетного  времени за месяц
вводится поправочный коэффициент L , дБ.
                                  K

3. Расчет эквивалентного уровня шума в полете
за оцениваемый период летной работы

3.1. На основании сведений по учету полетного времени (данных летной книжки или летного отряда) заполняются п. п. 1 - 3.4 и графы 1, 2, 4, 6, 7 табл. 1 "Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы" Прилож. 1 (каждый месяц отдельно).

3.2. Графы 3 и 5 табл. 1 Прилож. 1 заполняются на основании данных, приведенных в Прилож. 2 и 3.

Суммируются показатели графы 3 (уровни звука в кабине ВС) с показателями, указанными в графе 5 (акустическая эффективность АГ); результат заносится в графу 8 (уровни звука с учетом АГ).

В графу 9 табл. 1 Прилож. 1 заносятся данные в соответствии с п. 2 Прилож. 4.

3.3. При определении дополнительной акустической нагрузки, в соответствии с п. 1 Прилож. 4, графы 3 и 5 не заполняются. Данные измерений и расчетов вносятся соответственно в графы 8 и 9 табл. 1 Прилож. 1.

    3.4. Эквивалентный уровень звука L     , дБА, рассчитывают по формуле:
                                      Aeq,T

                                                 0,1L
                                  1    n             Aeq,Ti
                 L      = 10lg (----- SUM T  х 10          ),           (1)
                  Aeq,T         T     i=1  i
                                 norm

    где:
    L       - эквивалентный уровень звука в интервале T  (час.);
     Aeq,Ti                                            i
    Т     - норма полетного времени в соответствии с Прилож. 7 (час.);
     norm
    T  - продолжительность оцениваемого периода полета (час.);
     i
    i = 1, 2,... n, где n - номер интервала.

Длительности периодов полета определяются по данным хронометража, выполненного в условиях реальных полетов.

    При невозможности выполнения хронометража в условиях реального
полета   длительность  периода  активного  прослушивания  эфира  и
речевого   радиообмена  принимается  равной  33%,  а  длительность
периода  воздействия  уровня  звука  с  учетом АГ (графа 8 табл. 1
Прилож.  1)  принимается равной 67% фактического полетного времени
T  (графа 6 и 7 табл. 1 Прилож. 1) за месяц в часах.
 i
    В случае превышения норм полетного времени для данного периода
(месяца), рассчитывается поправочный коэффициент L , дБ.
                                                  K

                     L  = 10lg (T / T    ),                    (3)
                      K              norm

    где:
    T - фактическое полетное время (ч);
    T     - норма полетного времени (ч).
     norm
    Поправочный  коэффициент  добавляется  к L     , за конкретный
                                              Aeq,T
месяц.

Полученный результат заносится в графу 10 табл. 1 Прилож. 1.

3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с Прилож. 5.

3.6. В Прилож. 6 приведен пример оформления "Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы".

3.7. Графа 11 (превышение нормы (дБА) заполняется в соответствии с действующими нормативными документами (в настоящее время действует СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации").

Приложение 1

       Протокол расчета эквивалентного уровня шума в полете
          с учетом дополнительной акустической нагрузки
               за оцениваемый период летной работы

1. Работник ______________________________________________________
                           (фамилия, имя, отчество)
1.1. Год рождения ____________________
2. Наименование предприятия (работодателя) _______________________
__________________________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес, фактический адрес, форма
__________________________________________________________________
              собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ)
__________________________________________________________________
2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) ______
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Профессия или должность работника _____________________________
__________________________________________________________________
                (по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94)
3.1. Общий стаж работы ___________________________________________
3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) __________________
__________________________________________________________________
3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных,  вредных  веществ
и неблагоприятных производственных факторов (налет часов) ________
__________________________________________________________________
3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) ____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Таблица 1

Показатели акустической нагрузки (дБА)

┌──────┬───┬──────┬──────┬─────────┬───────────┬──────┬─────────────┬─────┬──────┐
│Год и │Тип│Уровни│Тип   │Акустиче-│Фактическое│Уровни│ Уровни звука│L    │Превы-│
│месяц │ВС │звука │приме-│ская эф- │  полетное │звука │ при активном│ экв │шение │
│работы│   │  в   │няемой│фектив-  │  время за │  с   │прослушивании│(дБА)│нормы │
│  ГА  │   │кабине│АГ    │ность АГ │   месяц   │учетом│  радиоэфира │     │(дБА) │
│      │   │  ВС  │      │(дБА)    ├─────┬─────┤  АГ  │    (дБА)    │     │      │
│      │   │(дБА) │      │         │  ч  │ мин.│(дБА) │             │     │      │
├──────┼───┼──────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────────────┼─────┼──────┤
│  1   │ 2 │  3   │  4   │    5    │  6  │  7  │  8   │      9      │ 10  │  11  │
├──────┼───┼──────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────────────┼─────┼──────┤
├──────┼───┼──────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────────────┼─────┼──────┤
├──────┼───┼──────┼──────┼─────────┼─────┼─────┼──────┼─────────────┼─────┼──────┤
└──────┴───┴──────┴──────┴─────────┴─────┴─────┴──────┴─────────────┴─────┴──────┘

Расчет   эквивалентного   уровня  шума  с   учетом  дополнительной
акустической  нагрузки,  возникающей  при  прослушивании  эфира  и
речевом   радиообмене,   за  анализируемый  период  летной  работы
выполнил _________________________________________________________
                (должность, наименование отдела, отделения)
__________________________________________________________________
подпись _____________ ____________________________________________
                                   (Ф.И.О. полностью)

Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в ___ экз.
С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель                     Работник (доверенное лицо)

"__" ____________ 20__ г.        "__" ____________ 20__ г.

М.П.

Приложение 2

СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА,
СОЗДАВАЕМОГО В УСЛОВИЯХ КРЕЙСЕРСКОГО ПОЛЕТА В КАБИНАХ
ЭКИПАЖА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ГА

┌─────────────┬─────┬────────────────────────────────────────────┐
│   Тип ВС    │ L , │Среднегеометрические частоты октавных полос,│
│             │  A  │                     Гц                     │
│             │ дБА ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│             │     │31,5│ 63 │125 │250 │500 │1000│2000│4000│8000│
│             │     ├────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┤
│             │     │       Уровни звукового давления, дБ        │
├─────────────┴─────┴────────────────────────────────────────────┤
│                         Самолеты с ТРД                         │
├─────────────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│Ту-104       │93   │-   │86  │82  │85  │88  │90  │85  │78  │67  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ту-124       │86   │81  │86  │70  │81  │86  │80  │74  │69  │61  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ту-134 А     │89   │80  │80  │78  │80  │82  │86  │83  │78  │70  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ту-154 М     │77   │81  │74  │73  │70  │70  │70  │70  │69  │69  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ту-154       │84   │78  │78  │80  │76  │77  │78  │78  │74  │72  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ту-144       │89   │84  │78  │74  │79  │84  │84  │82  │80  │80  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ил-62        │89   │86  │84  │82  │80  │83  │84  │84  │74  │72  │
│(Ил-62 М)    │     │    │    │    │    │    │    │    │    │    │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ил-76 Т      │84   │78  │77  │80  │81  │81  │81  │76  │72  │70  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ил-76 ТД     │87   │84  │83  │82  │84  │85  │83  │79  │69  │62  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ил-86        │81   │80  │79  │80  │83  │80  │77  │73  │69  │59  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ил-96-300    │77   │74  │79  │78  │78  │77  │64  │66  │68  │50  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Як-40        │86   │79  │80  │82  │82  │80  │80  │80  │76  │72  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Як-42        │83   │83  │75  │71  │71  │80  │79  │75  │70  │63  │
├─────────────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┤
│                         Самолеты с ТВД                         │
├─────────────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│Ту-114       │89   │86  │90  │92  │90  │84  │82  │80  │72  │68  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ил-18        │84   │77  │98  │92  │84  │81  │75  │72  │72  │70  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-3         │96   │98  │105 │105 │98  │92  │89  │87  │86  │85  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-12        │90   │80  │94  │86  │86  │85  │85  │82  │78  │75  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-24        │92   │82  │102 │99  │96  │88  │80  │82  │74  │74  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-26        │92   │83  │103 │102 │96  │91  │80  │71  │66  │64  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-30        │92   │82  │102 │99  │96  │88  │80  │82  │74  │74  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-28        │98   │94  │103 │102 │101 │91  │91  │87  │83  │78  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-74        │87   │80  │83  │78  │80  │82  │82  │82  │77  │72  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Л-410        │109  │78  │112 │114 │108 │97  │86  │81  │77  │76  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Л-410 УВП Э  │95   │88  │90  │103 │97  │88  │84  │78  │71  │69  │
├─────────────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┤
│               Самолеты с поршневыми двигателями                │
├─────────────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│Ил-14        │89   │-   │98  │93  │92  │84  │81  │85  │72  │72  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-2         │102  │104 │108 │108 │104 │100 │94  │86  │82  │75  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-14        │84   │95  │100 │94  │86  │80  │76  │68  │64  │62  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Як-18Т       │104  │104 │105 │107 │101 │96  │90  │91  │91  │86  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ли-2 (ДС-3)  │100  │-   │106 │106 │106 │94  │91  │84  │78  │70  │
├─────────────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┤
│                           Вертолеты                            │
├─────────────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│Ми-1         │88   │97  │100 │93  │87  │80  │80  │81  │83  │81  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ми-2         │94   │101 │98  │98  │92  │92  │90  │81  │75  │68  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ми-2 СХ      │102  │103 │96  │99  │100 │94  │86  │100 │88  │79  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ми-4         │103  │-   │112 │110 │106 │102 │90  │84  │74  │66  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ми-6         │84   │101 │100 │94  │86  │81  │76  │70  │68  │79  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ми-8         │89   │96  │102 │96  │88  │86  │86  │84  │78  │72  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ми-10 К      │88   │98  │99  │100 │88  │82  │77  │75  │70  │73  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ми-26 Т      │88   │90  │91  │94  │89  │86  │82  │74  │69  │62  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ка-26        │102  │109 │101 │106 │102 │100 │96  │92  │80  │68  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ка-32        │95   │100 │103 │100 │97  │92  │89  │84  │81  │80  │
├─────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│В-3          │96   │100 │93  │90  │88  │92  │93  │87  │85  │85  │
└─────────────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

Приложение 3

АКУСТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВИАГАРНИТУРЫ

┌─────────────┬─────────┬────────────────────────────────────────┐
│     Тип     │Акусти-  │      Среднее ослабление шума (дБ)      │
│авиагарнитуры│ческая   │             на частотах, Гц            │
│             │эффектив-├────┬───┬───┬───┬───┬────┬────┬────┬────┤
│             │ность АГ │31,5│63 │125│250│500│1000│2000│4000│8000│
│             │<*> (дБА)│    │   │   │   │   │    │    │    │    │
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│АГ-2         │0,85     │    │   │1  │1  │3  │2   │10  │15  │17  │
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│АГ-2М        │-2,83    │    │   │2  │2  │5  │6   │21  │27  │30  │
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│Г-63         │-22,55   │    │   │22 │25 │28 │30  │34  │40  │42  │
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│ГСШ-С12А     │-4,22    │    │   │3  │1  │5  │11  │18  │30  │29  │
│(АГ-3)       │         │    │   │   │   │   │    │    │    │    │
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│ГСШ-А-18     │-10,02   │    │   │5  │7  │11 │17  │28  │32  │30  │
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│ГСШ-А-18Э    │-6,02    │    │   │0  │7  │6  │18  │20  │25  │30  │
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│НМЕ 45 СА    │-0,7     │0,3 │0,9│0,3│0,7│0,3│0,3 │4,0 │15,2│11,9│
├─────────────┼─────────┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼────┼────┤
│НМЕ 1410 КА  │-0,4     │0,2 │0,3│0,4│0,2│1,6│0,8 │1,6 │6,9 │7,7 │
├─────────────┴─────────┴────┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴────┴────┤
│     <*>  Акустическая  эффективность  авиагарнитуры  по  уровню│
│звука    (дБА)    рассчитана    по   спектральной   акустической│
│характеристике для типовых спектров шума в кабинах ВС ГА.       │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Приложение 4

УРОВНИ ЗВУКА ПРИ АКТИВНОМ ПРОСЛУШИВАНИИ РАДИОЭФИРА

1. Определение дополнительной акустической нагрузки, возникающей в результате прослушивания эфира и речевом радиообмене, при расчете эквивалентного уровня звука производится в соответствии с "Методикой определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учетом шума под авиагарнитурами".

Необходимо использовать результаты хронометража, определенного в условиях реальных полетов, выполняемых в данной организации ГА.

2. При невозможности выполнения измерений в условиях реального полета дополнительная акустическая нагрузка принимается равной 12 дБА и суммируется с величиной, указанной в графе 8 табл. 1 (уровни звука с учетом АГ).

Приложение 5

РАСЧЕТ
УРОВНЯ ЗВУКА (ДБА) ПРИ ИЗМЕРЕНИЯХ ШУМОМЕРОМ В ОКТАВНЫХ
ПОЛОСАХ ЧАСТОТ

Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот (дБ) рассчитывают по формуле:

                                 0,1(L  + K  )
                            n         i    Ai
                 L  = 10lg SUM 10             ,
                  A        i=1

    где:
    L  - уровень звукового давления в октавной полосе частот (дБ);
     i
    K   - частотная A-коррекция по МЭК 651-79 (дБ) по таблице.
     Ai

Таблица

┌────────────────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐
│Частота, Гц     │31,5 │63   │125  │250 │500 │1000│2000│4000│8000│
├────────────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Частотная       │-39,4│-26,2│-16,1│-8,6│-3,2│0,0 │1,2 │1,0 │-1,1│
│A-коррекция     │     │     │     │    │    │    │    │    │    │
│по МЭК 651-79   │     │     │     │    │    │    │    │    │    │
│(K  ), дБ       │     │     │     │    │    │    │    │    │    │
│  Ai            │     │     │     │    │    │    │    │    │    │
└────────────────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

Приложение 6

ПРИМЕР
ОФОРМЛЕНИЯ "ПРОТОКОЛА РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ
ШУМА В ПОЛЕТЕ С УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
ЗА ОЦЕНИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ЛЕТНОЙ РАБОТЫ"

                            Иванов Иван Иванович
1. Работник _______________________________________________________________
                              (фамилия, имя, отчество)
                         1952 год
1.1. Год рождения _________________________________________________________
                                                 ОАО "КДА авиалинии"
2. Наименование предприятия (работодателя) ________________________________
123456, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, к. 37, Москва, аэропорт
___________________________________________________________________________
Быково
___________________________________________________________________________
       (полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,
ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789
___________________________________________________________________________
              форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ)
___________________________________________________________________________
                                                            л/о N 36
2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) _______________
воздушных судов Ту-154
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
                                              2 пилот ВС Ту-154
3. Профессия или должность работника ______________________________________
___________________________________________________________________________
                   (по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94)
                                   29 лет
3.1. Общий стаж работы ____________________________________________________
                                                работал пилотом 27 лет
3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) ___________________________
___________________________________________________________________________
3.3.  Стаж  работы  в  условиях  воздействия  опасных,  вредных  веществ  и
                                                             15000 ч
неблагоприятных производственных факторов (налет часов) ___________________
___________________________________________________________________________
                                                      В 1978 г. после
3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) _____________________
окончания л/у назначен на должность 2 пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983 г.
___________________________________________________________________________
переведен на должность 2 пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведен на должность
___________________________________________________________________________
2 пилота ВС Ту-154 по настоящее время
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Таблица

ПОКАЗАТЕЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ДБА)
ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА

┌───────┬─────────┬──────┬──────────┬────────┬──────────┬──────┬───────────┬──────┬──────┐
│ Год и │ Тип ВС  │Уровни│Тип приме-│Акусти- │Фактиче-  │Уровни│Уровни зву-│Lэкв  │Превы-│
│ месяц │         │звука │няемой АГ │ческая  │ское поле-│звука │ка при ак- │(дБА) │шение │
│работы │         │  в   │          │эффек-  │тное время│  с   │тивном про-│      │нормы │
│  ГА   │         │кабине│          │тивность│за месяц  │учетом│слушивании │      │(дБА) │
│       │         │  ВС  │          │АГ (дБА)├────┬─────┤  АГ  │радиоэфира │      │      │
│       │         │(дБА) │          │        │ ч  │мин. │(дБА) │(дБА)      │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│   1   │    2    │  3   │    4     │   5    │ 6  │  7  │  8   │     9     │  10  │  11  │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│1980   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│январь │Ан-2     │102   │АГ-2      │0,85    │52  │23   │102,85│114,85     │107,75│27,75 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│февраль│         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│март   │Ан-24    │92    │ГСШ-С12А  │-4,22   │69  │58   │87,78 │99,78      │95,49 │15,49 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│1981   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│январь │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│февраль│Ан-2     │102   │ГСШ-А-18  │-10,02  │52  │23   │91,98 │103,98     │96,88 │16,88 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│март   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│апрель │Ан-24    │92    │ГСШ-А-18  │-10,02  │69  │58   │81,98 │93,98      │89,69 │9,69  │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│май    │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│1993   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│январь │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│февраль│Ту-154   │84    │ГСШ-А-18  │-10,02  │75  │57   │73,98 │85,98      │81,69 │1,69  │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│март   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│апрель │Ту-154 М │77    │ГСШ-А-18  │-10,02  │65  │59   │66,98 │78,98      │74,07 │-5,93 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│май    │Ил-96-300│77    │ГСШ-А-18 Э│-6,02   │65  │59   │70,98 │82,98      │78,69 │-1,31 │
├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤
│июнь   │         │      │          │        │    │     │      │           │      │      │
└───────┴─────────┴──────┴──────────┴────────┴────┴─────┴──────┴───────────┴──────┴──────┘

    Расчет  эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной акустической
нагрузки,  возникающей  при  прослушивании  эфира и речевом радиообмене, за
анализируемый период летной работы выполнил _______________________________
___________________________________________________________________________
                (должность, наименование отдела, отделения)
                                            Петров Петр Петрович
подпись _________________         _________________________________________
                                            (Ф., И., О. полностью)
                                             3
Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в _ экз.
С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель                          Работник (доверенное лицо)
              С.С. Сидоров                                      И.И. Иванов
"__" ________ 2009 г.                 "__" _________ 2009 г.

М.П.

Приложение 7

┌────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Тип ВС │                Норма летного времени (ч)                │      Норма полетного времени (ч)      │
│        ├─────────────┬───────────────────┬───────────────────────┼────────────────────┬──────────────────┤
│        │   1980 г.   │      1990 г.      │        1992 г.        │       1993 г.      │      2006 г.     │
│        ├─────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│        │  МГА СССР   │     МГА СССР      │  Отраслевое тарифное  │   Постановление    │      Приказ      │
│        │ Положение о │     Указание      │   соглашение между    │   Минтруда России  │   Минтранса РФ   │
│        │   рабочем   │   от 7 августа    │    Правительством     │   от 25 июня 1993  │   от 21 ноября   │
│        │  времени и  │  1990 г. N 369/у  │ Российской Федерации, │      г. N 124      │   2005 г. N 139  │
│        │   времени   │    О введении     │     Департаментом     │   Об утверждении   │  Об утверждении  │
│        │   отдыха    │    в действие     │ воздушного транспорта │Временного положения│   положения об   │
│        │ работников  │  рекомендованных  │Министерства транспорта│  о рабочем времени │   особенностях   │
│        │ гражданской │ нормативов режима │ Российской Федерации, │  и времени отдыха  │  режима рабочего │
│        │   авиации   │  труда и отдыха   │   Советом Федерации   │   членов экипажей  │ времени и времени│
│        │ (вводится в │  членов экипажей  │профсоюзов авиационных │   воздушных судов  │   отдыха членов  │
│        │действие с 1 │  воздушных судов  │работников России и ЦС │ гражданской авиации│экипажей воздушных│
│        │июня 1980 г.)│гражданской авиации│   профсоюза летного   │Российской Федерации│ судов гражданской│
│        │от 4 февраля │                   │  состава Российской   │                    │авиации Российской│
│        │1980 г. N 2/И│                   │ Федерации на 1992 г.  │                    │     Федерации    │
├────────┼───────┬─────┼─────────┬─────────┼───────────┬───────────┼───────────┬────────┼─────────┬────────┤
│   1    │   2   │  3  │    4    │    5    │     6     │    7      │     8     │   9    │   10    │   11   │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│        │в месяц│в год│ в месяц │  в год  │  в месяц  │   в год   │  в месяц  │ в год  │ в месяц │  в год │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                              Самолеты с ТРД                                              │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ту-104  │70     │700  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-124  │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-134 А│70     │700  │70       │700      │70         │700        │77         │770     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-154 М│-      │-    │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-154  │70     │700  │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ту-144  │50     │300  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-62   │80     │800  │70       │700      │70         │700        │74         │740     │80       │800     │
│(Ил-62  │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
│М)      │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-76 Т │80     │800  │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-76 ТД│80     │800  │70       │700      │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-86   │60     │600  │60       │600      │60         │600        │66         │660     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-96-  │-      │-    │-        │-        │-          │-          │66         │660     │80       │800     │
│300     │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Як-40   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │79         │790     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Як-42   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │78         │780     │80       │800     │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                              Самолеты с ТВД                                              │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ту-114  │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ил-18   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │75         │750     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-3    │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-12   │80     │800  │70       │700      │70         │700        │75         │750     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-24   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │79         │790     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-26   │80     │800  │70       │700      │60         │600        │67         │670     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-30   │70     │700  │70       │700      │70         │700        │79         │790     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-28   │70     │700  │60       │600      │60         │600        │68         │680     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-74   │-      │-    │-        │-        │70         │700        │76         │760     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Л-410   │70     │700  │60       │600      │60         │600        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Л-410   │-      │-    │60       │600      │60         │600        │70         │700     │80       │800     │
│УВП Э   │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                    Самолеты с поршневыми двигателями                                     │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ил-14   │100    │1000 │80       │800      │80         │800        │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-2    │100    │1000 │80       │800      │80         │800        │80         │800     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ан-14   │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Як-18 Т │80     │800  │80       │800      │80         │800        │75         │750     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ли-2    │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
│(ДС-3)  │       │     │         │         │           │           │           │        │         │        │
├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤
│                                                Вертолеты                                                 │
├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤
│Ми-1    │80     │800  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-2    │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-2 СХ │70     │700  │70       │700      │50         │500        │55         │550     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-4    │80     │800  │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-6    │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-8    │80     │800  │70       │700      │70         │700        │77         │770     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-10 К │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ми-26 Т │-      │-    │60       │600      │60         │600        │66         │660     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ка-26   │80     │800  │70       │700      │70         │700        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Ка-32   │-      │-    │70       │700      │60         │600        │70         │700     │80       │800     │
├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤
│В-3     │-      │-    │-        │-        │-          │-          │-          │-       │80       │800     │
└────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┘

До 1993 г. при проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.

При отсутствии информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного времени на 12%.