ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека -
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
10 августа 2018 г.
2.4.5. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ПИТАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.4.5.0131-18
1. Разработаны ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора (И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, В.Н. Михеев, П.А. Вейних, И.П. Флянку, О.В. Толкунова); Управление Роспотребнадзора в Омской области (А.С. Крига, М.Н. Бойко, Ю.В. Меньшикова); Министерство здравоохранения Омской области (А.Е. Стороженко).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 10.08.2018.
3. Введены впервые.
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) направлены на улучшение организации питания детей и подростков в организованных детских коллективах.
1.2. МР могут быть использованы органами и организациями Роспотребнадзора, региональными органами управления образованием, образовательными и оздоровительными организациями для детей и подростков, организациями по уходу и присмотру за детьми, высшими учебными заведениями медицинского и педагогического профиля.
II. Рекомендации по разработке меню и режиму питания
2.1. Меню рекомендуется составлять не менее чем на 2 недели.
Меню должно учитывать физиологическую потребность организма в энергии и пищевых веществах, а также фактические энерготраты ребенка; быть разнообразным, безопасным и сбалансированным; включать продукты для детского питания, обогащенные витаминами, минералами, бифидобактериями; содержать блюда в технологии приготовления которых использовались щадящие способы кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение вкусовых качеств, предусматривать возможность организации питания детей с учетом медицинских показаний.
Допускается включение в меню блюд, в технологии приготовления которых предусматривается введение пищевых добавок, разрешенных в установленном порядке [3, 9].
Меню не должно включать пищевые продукты и блюда, которые могут послужить причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений).
В меню не должны допускаться повторения одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.
С целью обеспечения полноценности питания на этапе разработки меню рекомендуется составлять прогнозную накопительную ведомость рациона питания на цикл. При этом колебания среднесуточных показателей, поступающих с рационом питания продуктов по каждой группе, не должны быть ниже рекомендуемого уровня более чем на 5% в пересчете на нетто (приложение 1 к методическим рекомендациям).
Организация питания детей в организованных коллективах регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями, в которых в том числе, приведены среднесуточные наборы пищевых продуктов для детей различных возрастных групп. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка дошкольного и школьного возраста.
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для детей различных возрастных групп распределены по приемам пищи в приложении 1 к методическим рекомендациям.
При построении меню необходимо учитывать режим работы организации, требования действующих нормативных документов, определяющих рекомендуемое распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи [13, 15, 16, 17]. На завтрак должно приходиться 20 - 25% от суточной калорийности рациона, обед - 30 - 35%, полдник - 10 - 15%, ужин - 20 - 25%, второй ужин - 5%. В промежутке между завтраком и обедом может быть организован второй завтрак, включающий выдачу напитка или свежих фруктов.
В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15%) от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов 55 - 58%. При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей.
На все блюда, указанные в меню, необходимо иметь технологические карты.
Технологические карты составляются на основании рецептурных сборников, рекомендованных для детского питания. Технологические карты должны быть точными копиями первоисточника, какие-либо пересчеты норм внесения продуктов с учетом объема выдаваемых порций в технологической карте проводиться не должны. Рекомендуется оформлять приложения к технологической карте с учетом фактического выхода блюда и возрастных групп питающихся.
Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям в сборниках рецептур.
2.2. Завтрак может состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные или яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.
Второй завтрак может включать десерт (фрукт, сок).
Обед может включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель, витаминизированный напиток, сок и др.).
Полдник может включать напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.
Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты и горячие напитки.
На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
2.3. Ежедневное меню рекомендуется вывешивать в столовой и (или) групповой ячейке.
2.4. Наряду с основным питанием в общеобразовательных учреждениях возможна организация дополнительного питания.
С целью выработки у школьников навыков здорового питания в ассортимент дополнительного питания рекомендуется включение первых блюд (1 - 2 наименования), вторых блюд (1 - 2 наименования), салатов (1 - 2 наименования), напитков (1 - 2 наименования) и выпечных изделий.
2.5. Установка вейдинговых аппаратов в образовательных организациях может быть использована как вариант организации дополнительного питания. При этом, через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской упаковке допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий их хранения и сроков реализации.
2.6. Выдача детям кислородных коктейлей может осуществляться только по назначению врача-педиатра медицинским работником образовательной (оздоровительной) организации и при наличии необходимых условий для приготовления коктейлей. На выдаваемый детям кислородный коктейль должна иметься технологическая карта. В составе кислородных коктейлей в качестве пенообразователя не должны использоваться сырые яйца, а также пенообразователи на спиртовой основе.
III. Рекомендации по расчету калорийности меню с учетом
фактической двигательной активности детей
3.1. Для определения более точных цифр требуемой калорийности рациона при построении меню рекомендуется в организованном коллективе проводить предварительную оценку фактической двигательной активности детей и подростков с учетом режима дня и реализуемых в учреждении образовательных и спортивных программ.
Для оценки двигательной активности необходимо заполнить карты самоотчета на выборочную группу детей и подсчитать суммарное время, затраченное на каждую из категорий двигательной активности (приложение 2 к методическим рекомендациям).
Для определения энерготрат на каждую категорию двигательной активности (в ккал/кг) показатели продолжительности времени, затраченного на каждую из категорий двигательной активности, умножаются на соответствующий ей метаболический коэффициент.
Показатель фактических энерготрат определяется посредством суммации энерготрат по всем категориям двигательной активности.
С целью оценки соответствия калорийности рациона питания фактическим энерготратам ребенка, рекомендуется полученный показатель энерготрат (ккал/кг/сутки) умножать на массу тела и определять суммарные энерготраты ребенка (ккал/сутки). Далее возможно руководствоваться полученными данными для построения цикличного меню.
Рисунок 1. Сравнительная характеристика соответствия
калорийности питания и фактических энерготрат
3.2. В качестве примера приводятся данные оценки циклического меню и фактических энерготрат детей в оздоровительной организации для детей и подростков с круглосуточным режимом пребывания (рисунок 1). При оценке цикличного меню было установлено, что меню - разнообразное, 5-разовое; объемы порций соответствуют рекомендованным количественным показателям, регламентированным санитарно-эпидемиологическими требованиями [16]. Вместе с тем, калорийность питания - ниже фактических энерготрат детей старших возрастных групп в 9, 10, 12, 15, 18, 19 и 21 дни, что свидетельствует о необходимости увеличения основного рациона питания для данной возрастной группы. В остальные дни энергетическая ценность рациона питания соответствовала фактическим энерготратам детей, либо превышала их (рисунок 1).
IV. Рекомендации по организации мониторинга за питанием
4.1. Мониторинг питания в образовательной (оздоровительной) организации должен осуществляться ежедневно с составлением отчета не реже одного раза в учебную четверть для общеобразовательных организаций и не реже одного раза в квартал для организаций дошкольного образования, для оздоровительных организаций - ежедневно, с отчетом по итогам смены.
4.2. Сбор информации об организации питания в дошкольных организациях, общеобразовательных организациях, организациях отдыха и оздоровления детей предусматривает учет первичных данных в соответствии с приложением 3 к методическим рекомендациям.
4.3. В качестве основных расчетных показателей для оценки охвата школьников горячим питанием определяются следующие:
- удельный вес школьников, охваченных горячим питанием, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
- удельный вес школьников, охваченных горячими завтраками, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
- удельный вес школьников, охваченных обедами, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
- удельный вес школьников, охваченных двух-трехразовым питанием (от всех школьников), в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
- удельный вес школьников, охваченных двух-трехразовым питанием (от школьников, нуждающихся в двух-трехразовом питании), в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
- удельный вес школьников, получающих дотации на питание;
- стоимость школьного завтрака, обеда, полдника (руб/день);
- размер дотации на питание (руб/день).
Учет и анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий для оценки организации питания в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях, организациях отдыха и оздоровления детей проводится территориальными органами Роспотребнадзора в соответствии с приложением 4 к методическим рекомендациям.
За отчетный период (учебная четверть, квартал, смена) определяются:
- показатели выполнения норм питания в процентах и отклонения (занижения) от нормативов в процентах от нормативного уровня в соответствии с приложением 1 к методическим рекомендациям;
- общее количество выявленных нарушений в ходе контрольно-надзорных мероприятий и составленных протоколов за выявленные нарушения.
Детально рекомендуется учитывать количество нарушений, выявленных к сопроводительной документации, условиям хранения и срокам реализации продуктов, наличия в реализации запрещенных продуктов и блюд, подтвердившиеся жалобы на организацию питания.
4.4. Результаты мониторинга рекомендуется использовать для реализации мероприятий по улучшению организации питания детей, сохранению и укреплению их здоровья.
Приложение 1
к МР 2.4.5.0131-18
Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания детей
в дошкольных образовательных организациях и организациях
по уходу и присмотру за детьми до 7-ми лет (в брутто г,
мл, шт. на 1 ребенка в сутки)
N
|
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
|
Завтрак
|
Второй завтрак
|
Обед
|
Полдник
|
Ужин
|
Второй ужин
|
Итого за сутки
|
|||||||
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
||
1
|
Молоко, молочные и кисломолочные продукты
|
39
|
68
|
0
|
0
|
13
|
14
|
100
|
100
|
38
|
68
|
200
|
200
|
390
|
450
|
2
|
Творог
|
10
|
15
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
10
|
10
|
15
|
0
|
0
|
30
|
40
|
3
|
Сметана
|
1
|
2
|
0
|
0
|
5
|
5
|
2
|
2
|
1
|
2
|
0
|
0
|
9
|
11
|
4
|
Сыр
|
2,2
|
3,3
|
0
|
0
|
1
|
1,5
|
0
|
0
|
1,1
|
1,6
|
0
|
0
|
4,3
|
6,4
|
5
|
Мясо бескостное
|
15
|
16,5
|
0
|
0
|
25
|
27
|
0
|
0
|
15
|
17
|
0
|
0
|
55
|
60,5
|
6
|
Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка - потрошеная 1 кат)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
11,5
|
13,5
|
0
|
0
|
11,5
|
13,5
|
0
|
0
|
23
|
27
|
7
|
Рыба (филе)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
16
|
19
|
5
|
5
|
13
|
15
|
0
|
0
|
34
|
39
|
8
|
Колбасные изделия
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7
|
9
|
Яйцо (шт.)
|
0,2
|
0,2
|
0
|
0
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0
|
0
|
0,5
|
0,6
|
10
|
1) картофель: с 01.09 по 31.10
|
23
|
27
|
0
|
0
|
75
|
88
|
13
|
15
|
49
|
57
|
0
|
0
|
160
|
187
|
2) картофель: с 31.10 по 31.12
|
27
|
32
|
0
|
0
|
81
|
96
|
14
|
14
|
50
|
58
|
0
|
0
|
172
|
200
|
|
3) картофель: с 31.12 по 28.02
|
28
|
34
|
0
|
0
|
88
|
102
|
15
|
15
|
54
|
64
|
0
|
0
|
185
|
215
|
|
4) картофель: с 29.02 по 01.09
|
30
|
37
|
0
|
0
|
95
|
112
|
17
|
17
|
58
|
68
|
0
|
0
|
200
|
234
|
|
11
|
Овощи
|
50
|
60
|
0
|
0
|
136
|
175
|
20
|
25
|
50
|
65
|
0
|
0
|
256
|
325
|
12
|
Фрукты свежие
|
13
|
19
|
50
|
50
|
5
|
5
|
10
|
10
|
30
|
30
|
0
|
0
|
108
|
114
|
13
|
Сухофрукты
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9
|
11
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9
|
11
|
14
|
Сок фруктовые и овощные
|
0
|
0
|
50
|
50
|
0
|
0
|
50
|
50
|
0
|
0
|
0
|
0
|
100
|
100
|
15
|
Витаминизированные напитки
|
0
|
0
|
0
|
25
|
0
|
25
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
50
|
16
|
Хлеб ржаной
|
10
|
15
|
0
|
0
|
20
|
20
|
0
|
0
|
10
|
15
|
0
|
0
|
40
|
50
|
17
|
Хлеб пшеничный
|
20
|
30
|
0
|
0
|
25
|
30
|
0
|
0
|
15
|
20
|
0
|
0
|
60
|
80
|
18
|
Крупы, бобовые
|
10
|
14
|
0
|
0
|
10
|
15
|
0
|
0
|
10
|
14
|
0
|
0
|
30
|
43
|
19
|
Макаронные изделия
|
3
|
4
|
0
|
0
|
3
|
4
|
0
|
0
|
2
|
4
|
0
|
0
|
8
|
12
|
20
|
Мука пшеничная
|
5
|
7
|
0
|
0
|
5
|
6
|
10
|
10
|
5
|
6
|
0
|
0
|
25
|
29
|
21
|
Масло сливочное
|
6
|
7
|
0
|
0
|
3
|
4
|
3
|
3
|
6
|
7
|
0
|
0
|
18
|
21
|
22
|
Масло растительное
|
1
|
1
|
0
|
0
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
5
|
0
|
0
|
9
|
11
|
23
|
Кондитерские изделия
|
3
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
10
|
0
|
5
|
0
|
0
|
7
|
20
|
24
|
Чай
|
0,1
|
0,1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
0,5
|
0
|
0
|
0,5
|
0,6
|
25
|
Какао-порошок
|
0,5
|
0,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Кофейный напиток
|
1
|
1,2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1,2
|
27
|
Сахар
|
12
|
15
|
0
|
0
|
10
|
13
|
5
|
6
|
10
|
13
|
0
|
0
|
37
|
47
|
28
|
Дрожжи хлебопекарные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
0,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
0,5
|
29
|
Крахмал
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
3
|
30
|
Соль пищевая поваренная
|
1
|
2
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
1
|
2
|
0
|
0
|
4
|
6
|
Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания детей
в дошкольных образовательных организациях и организациях
по уходу и присмотру за детьми до 7-ми лет (в нетто г,
мл на 1 ребенка в сутки)
N
|
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
|
Завтрак
|
Второй завтрак
|
Обед
|
Полдник
|
Ужин
|
Второй ужин
|
Итого за сутки
|
|||||||
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
1 - 3 г.
|
3 - 7 л.
|
||
1
|
Молоко, молочные и кисломолочные продукты
|
39
|
68
|
0
|
0
|
13
|
14
|
100
|
100
|
38
|
68
|
200
|
200
|
390
|
450
|
2
|
Творог
|
10
|
15
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
10
|
10
|
15
|
0
|
0
|
30
|
40
|
3
|
Сметана
|
1
|
2
|
0
|
0
|
5
|
5
|
2
|
2
|
1
|
2
|
0
|
0
|
9
|
11
|
4
|
Сыр
|
2,1
|
3,2
|
0
|
0
|
0,9
|
1,3
|
0
|
0
|
1
|
1,5
|
0
|
0
|
4
|
6
|
5
|
Мясо бескостное
|
14
|
15
|
0
|
0
|
23
|
25
|
0
|
0
|
13
|
15
|
0
|
0
|
50
|
55
|
6
|
Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка-потрошенная, 1 кат)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
12
|
0
|
0
|
10
|
12
|
0
|
0
|
20
|
24
|
7
|
Рыба (филе)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15
|
18
|
5
|
5
|
12
|
14
|
0
|
0
|
32
|
37
|
8
|
Колбасные изделия
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
3,9
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6,9
|
9
|
Яйцо (г)
|
8
|
8
|
0
|
0
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
8
|
0
|
0
|
20
|
24
|
10
|
Картофель
|
17
|
20
|
0
|
0
|
56
|
66
|
10
|
11
|
37
|
43
|
0
|
0
|
120
|
140
|
11
|
Овощи
|
40
|
48
|
0
|
0
|
109
|
140
|
16
|
20
|
40
|
52
|
0
|
0
|
205
|
260
|
12
|
Фрукты свежие
|
11
|
16
|
44
|
44
|
5
|
5
|
9
|
9
|
26
|
26
|
0
|
0
|
95
|
100
|
13
|
Сухофрукты
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9
|
11
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9
|
11
|
14
|
Сок фруктовые и овощные
|
0
|
0
|
50
|
50
|
0
|
0
|
50
|
50
|
0
|
0
|
0
|
0
|
100
|
100
|
15
|
Витаминизированные напитки
|
0
|
0
|
0
|
25
|
0
|
25
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
50
|
16
|
Хлеб ржаной
|
10
|
15
|
0
|
0
|
20
|
20
|
0
|
0
|
10
|
15
|
0
|
0
|
40
|
50
|
17
|
Хлеб пшеничный
|
20
|
30
|
0
|
0
|
25
|
30
|
0
|
0
|
15
|
20
|
0
|
0
|
60
|
80
|
18
|
Крупы, бобовые
|
10
|
14
|
0
|
0
|
10
|
15
|
0
|
0
|
10
|
14
|
0
|
0
|
30
|
43
|
19
|
Макаронные изделия
|
3
|
4
|
0
|
0
|
3
|
4
|
0
|
0
|
2
|
4
|
0
|
0
|
8
|
12
|
20
|
Мука пшеничная
|
5
|
7
|
0
|
0
|
5
|
6
|
10
|
10
|
5
|
6
|
25
|
29
|
||
21
|
Масло сливочное
|
6
|
7
|
0
|
0
|
3
|
4
|
3
|
3
|
6
|
7
|
0
|
0
|
18
|
21
|
22
|
Масло растительное
|
1
|
1
|
0
|
0
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
5
|
0
|
0
|
9
|
11
|
23
|
Кондитерские изделия
|
3
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
10
|
0
|
5
|
0
|
0
|
7
|
20
|
24
|
Чай
|
0,1
|
0,1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
0,5
|
0
|
0
|
0,5
|
0,6
|
25
|
Какао-порошок
|
0,5
|
0,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Кофейный напиток
|
1
|
1,2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1,2
|
27
|
Сахар
|
12
|
15
|
0
|
0
|
10
|
13
|
5
|
6
|
10
|
13
|
0
|
0
|
37
|
47
|
28
|
Дрожжи хлебопекарные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
0,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
0,5
|
29
|
Крахмал
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
3
|
30
|
Соль пищевая поваренная
|
1
|
2
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
1
|
2
|
0
|
0
|
4
|
6
|
Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания
детей в общеобразовательных организациях и организациях
начального профессионального образования (в брутто г,
мл, шт. на 1 ребенка/подростка в сутки)
N
|
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
|
Завтрак
|
Второй завтрак
|
Обед
|
Полдник
|
Ужин
|
Второй ужин
|
Итого за сутки
|
|||||||
7 - 10 л.
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
||
1
|
Хлеб ржаной
|
30
|
40
|
0
|
0
|
30
|
50
|
0
|
0
|
20
|
30
|
0
|
0
|
80
|
120
|
2
|
Хлеб пшеничный
|
50
|
70
|
0
|
0
|
50
|
60
|
0
|
0
|
50
|
70
|
0
|
0
|
150
|
200
|
3
|
Мука пшеничная
|
3
|
4
|
0
|
0
|
3
|
4
|
6
|
6
|
3
|
6
|
0
|
0
|
15
|
20
|
4
|
Крупы, бобовые
|
15
|
17
|
0
|
0
|
15
|
16
|
0
|
0
|
15
|
17
|
0
|
0
|
45
|
50
|
5
|
Макаронные изделия
|
5
|
7
|
0
|
0
|
5
|
7
|
0
|
0
|
5
|
6
|
0
|
0
|
15
|
20
|
6
|
1) картофель: с 01.09 по 31.10
|
30
|
30
|
0
|
0
|
135
|
135
|
15
|
15
|
70
|
70
|
0
|
0
|
250
|
250
|
2) картофель: с 31.10 по 31.12
|
32
|
32
|
0
|
0
|
145
|
145
|
18
|
18
|
75
|
75
|
0
|
0
|
270
|
270
|
|
3) картофель: с 31.12 по 28.02
|
34
|
34
|
0
|
0
|
156
|
156
|
20
|
20
|
80
|
80
|
0
|
0
|
290
|
290
|
|
4) картофель: с 29.02 по 01.09
|
37
|
37
|
0
|
0
|
160
|
160
|
24
|
24
|
92
|
92
|
0
|
0
|
313
|
313
|
|
7
|
Овощи
|
60
|
68
|
0
|
0
|
145
|
165
|
10
|
12
|
135
|
155
|
0
|
0
|
350
|
400
|
8
|
Фрукты свежие
|
30
|
30
|
100
|
100
|
0
|
0
|
40
|
40
|
30
|
30
|
0
|
0
|
200
|
200
|
9
|
Сухофрукты
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15
|
20
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15
|
20
|
10
|
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные
|
0
|
0
|
100
|
100
|
0
|
0
|
100
|
100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
200
|
200
|
11
|
Мясо жилованное
|
17
|
18
|
0
|
0
|
30
|
34
|
0
|
0
|
30
|
34
|
0
|
0
|
77
|
86
|
12
|
Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
20
|
30
|
0
|
0
|
20
|
30
|
0
|
0
|
40
|
60
|
13
|
Рыба (филе)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
25
|
33
|
5
|
7
|
30
|
40
|
0
|
0
|
60
|
80
|
14
|
Колбасные изделия
|
10
|
13
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
7
|
0
|
0
|
15
|
20
|
15
|
Молоко
|
30
|
30
|
0
|
0
|
15
|
15
|
40
|
40
|
15
|
15
|
200
|
200
|
300
|
300
|
16
|
Кисломолочные продукты
|
50
|
50
|
0
|
0
|
0
|
0
|
70
|
100
|
0
|
0
|
30
|
30
|
150
|
180
|
17
|
Творог
|
20
|
25
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
10
|
20
|
25
|
0
|
0
|
50
|
60
|
18
|
Сыр
|
5
|
6
|
0
|
0
|
2,5
|
3
|
0
|
0
|
2,5
|
3
|
0
|
0
|
10
|
12
|
19
|
Сметана
|
2
|
2
|
0
|
0
|
5
|
5
|
2
|
2
|
1
|
1
|
0
|
0
|
10
|
10
|
20
|
Масло сливочное
|
10
|
12
|
0
|
0
|
5
|
6
|
5
|
5
|
10
|
12
|
0
|
0
|
30
|
35
|
21
|
Масло растительное
|
1
|
1
|
0
|
0
|
7
|
8
|
2
|
3
|
5
|
6
|
0
|
0
|
15
|
18
|
22
|
Яйцо (шт)
|
0,5
|
0,5
|
0
|
0
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0
|
0
|
1
|
1
|
23
|
Сахар
|
13
|
14
|
0
|
0
|
11
|
12
|
5
|
6
|
11
|
13
|
0
|
0
|
40
|
45
|
24
|
Кондитерские изделия
|
3
|
4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
7
|
3
|
4
|
0
|
0
|
10
|
15
|
25
|
Чай
|
0,1
|
0,1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,3
|
0,3
|
0
|
0
|
0,4
|
0,4
|
26
|
Какао-порошок
|
1,2
|
1,2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,2
|
1,2
|
27
|
Дрожжи хлебопекарные
|
0,5
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,5
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
28
|
Соль пищевая поваренная
|
1
|
2
|
0
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
5
|
7
|
Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания
детей в общеобразовательных организациях и организациях
начального профессионального образования (в нетто г,
мл, на 1 ребенка/подростка в сутки)
N
|
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
|
Завтрак
|
Второй завтрак
|
Обед
|
Полдник
|
Ужин
|
Второй ужин
|
Итого за сутки
|
|||||||
7 - 10 л.
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
7 - 10
|
11 - 18
|
||
1
|
Хлеб ржаной
|
30
|
40
|
0
|
0
|
30
|
50
|
0
|
0
|
20
|
30
|
0
|
0
|
80
|
120
|
2
|
Хлеб пшеничный
|
50
|
70
|
0
|
0
|
50
|
60
|
0
|
0
|
50
|
70
|
0
|
0
|
150
|
200
|
3
|
Мука пшеничная
|
3
|
4
|
0
|
0
|
3
|
4
|
6
|
6
|
3
|
6
|
0
|
0
|
15
|
20
|
4
|
Крупы, бобовые
|
15
|
17
|
0
|
0
|
15
|
16
|
0
|
0
|
15
|
17
|
0
|
0
|
45
|
50
|
5
|
Макаронные изделия
|
5
|
7
|
0
|
0
|
5
|
7
|
0
|
0
|
5
|
6
|
0
|
0
|
15
|
20
|
6
|
Картофель
|
22
|
22
|
0
|
0
|
100
|
100
|
12
|
12
|
53
|
53
|
0
|
0
|
187
|
187
|
7
|
Овощи
|
48
|
54
|
0
|
0
|
116
|
132
|
8
|
10
|
108
|
124
|
0
|
0
|
280
|
320
|
8
|
Фрукты свежие
|
28
|
28
|
90
|
90
|
0
|
0
|
40
|
40
|
27
|
27
|
0
|
0
|
185
|
185
|
9
|
Сухофрукты
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15
|
20
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15
|
20
|
10
|
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные
|
0
|
0
|
100
|
100
|
0
|
0
|
100
|
100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
200
|
200
|
11
|
Мясо жилованное
|
15
|
16
|
0
|
0
|
28
|
31
|
0
|
0
|
27
|
31
|
0
|
0
|
70
|
78
|
12
|
Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
17,5
|
26,5
|
0
|
0
|
17,5
|
26,5
|
0
|
0
|
35
|
53
|
13
|
Рыба (филе)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
24
|
31
|
5
|
7
|
29
|
39
|
0
|
0
|
58
|
77
|
14
|
Колбасные изделия
|
9,7
|
12,6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
7
|
0
|
0
|
14,7
|
19,6
|
15
|
Молоко
|
30
|
30
|
0
|
0
|
15
|
15
|
40
|
40
|
15
|
15
|
200
|
200
|
300
|
300
|
16
|
Кисломолочные продукты
|
50
|
50
|
0
|
0
|
0
|
0
|
70
|
100
|
0
|
0
|
30
|
30
|
150
|
180
|
17
|
Творог
|
20
|
25
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
10
|
20
|
25
|
0
|
0
|
50
|
60
|
18
|
Сыр
|
4,8
|
5,8
|
0
|
0
|
2,5
|
3
|
0
|
0
|
2,5
|
3
|
0
|
0
|
9,8
|
11,8
|
19
|
Сметана
|
2
|
2
|
0
|
0
|
5
|
5
|
2
|
2
|
1
|
1
|
0
|
0
|
10
|
10
|
20
|
Масло сливочное
|
10
|
12
|
0
|
0
|
5
|
6
|
5
|
5
|
10
|
12
|
0
|
0
|
30
|
35
|
21
|
Масло растительное
|
1
|
1
|
0
|
0
|
7
|
9
|
2
|
2
|
5
|
6
|
0
|
0
|
15
|
18
|
22
|
Яйцо
|
20
|
20
|
0
|
0
|
4
|
4
|
8
|
8
|
8
|
8
|
0
|
0
|
40
|
40
|
23
|
Сахар
|
13
|
14
|
0
|
0
|
11
|
12
|
5
|
6
|
11
|
13
|
0
|
0
|
40
|
45
|
24
|
Кондитерские изделия
|
3
|
4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
7
|
3
|
4
|
0
|
0
|
10
|
15
|
25
|
Чай
|
0,1
|
0,1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,3
|
0,3
|
0
|
0
|
0,4
|
0,4
|
26
|
Какао-порошок
|
1,2
|
1,2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,2
|
1,2
|
27
|
Дрожжи хлебопекарные
|
0,5
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,5
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
28
|
Соль пищевая поваренная
|
1
|
2
|
0
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
5
|
7
|
Приложение 2
к МР 2.4.5.0131-18
Анкета
оценки структуры фактической двигательной
активности ребенка
Анкетирование проводится с целью изучения фактической двигательной активности школьников, направлено на определение средне-суточных энерготрат.
Виды деятельности
|
Время, часы
|
Продолжительность сна
|
|
Время, затраченное на выполнение уроков, просмотр телевизора, работу с компьютером, телефоном и пр.
|
|
Время, затраченное на прогулки, выполнение работ легкой степени интенсивности, с преимущественно умственным компонентом и пр.
|
|
Время, затраченное на выполнение работ средней интенсивности, подвижные игры, катание на лыжах, велосипеде, занятия в спортивных секциях и пр.
|
|
Время, затраченное на выполнение работ высокой интенсивности, бег, занятия в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, плавание, танцы и пр.
|
Приложение 3
к МР 2.4.5.0131-18
ПРОГРАММА
СБОРА ИНФОРМАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Программа сбора информации в ходе реализации мониторинговых задач на уровне муниципального образования, субъекта Федерации, Федерального округа должна включать обязательные атрибуты, позволяющие в дальнейшем формализовать информацию и провести ее качественную оценку. Для этого необходимо учитывать следующие данные:
1. Федеральный округ;
2. Субъект Российской Федерации;
3. Муниципальное образование;
4. Округ (район) внутри муниципального образования;
5. Краткое наименование общеобразовательной организации;
6. ИНН общеобразовательной организации;
7. Количество детей по списку обучающихся, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
8. Количество детей с отказом от питания, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
9. Количество детей на домашнем обучении, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
10. Размер социальной поддержки (руб/чел/день), в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
11. Средняя стоимость завтрака, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
12. Средняя стоимость обеда, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
13. Средняя стоимость полдника, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
14. Среднее фактическое количество обучающихся за отчетный период посещавших общеобразовательную организацию, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
15. Количество детей получающих социальную поддержку, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
16. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
17. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно обеды, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
18. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки и обеды, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
19. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки, обеды и полдники, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
20. Количество школьников, посещающих группу продленного дня, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
21. Количество школьников, обучающихся на подвозе, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
22. Количество школьников, обучающихся на подвозе - всего, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
23. Количество школьников, обучающихся на подвозе и посещающих группу продленного дня, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);
24. Количество фактическое количество обучающихся школьников, обучающихся на подвозе и проживающих в пришкольном интернате, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы).
Приложение 4
к МР 2.4.5.0131-18
ПОКАЗАТЕЛИ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА
И ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ И АНАЛИЗУ В СИСТЕМЕ
МОНИТОРИНГА ПИТАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК)
1. Выполнение физиологических норм питания по основным группам продуктов в гр. (среднесуточное за цикл) и в процентах в сравнении с рекомендуемым количеством (приложение 1 к методическим рекомендациям) при контроле:
- за дошкольными организациями - по возрастным группам от 1 - 3 года и 3 - 7 лет;
- за организацией питания в общеобразовательных организациях и организациях отдыха и оздоровления детей с дневным пребыванием - по возрастным группам 7 - 10 лет и 11 - 18 лет;
- за стационарными организациями отдыха и оздоровления детей и подростков - по возрастным группам 7 - 10 лет и 11 лет и старше.
2. Наличие замечаний к сопроводительной документации (количество за проверку).
3. Наличие замечаний к условиям хранения и срокам реализации (количество за проверку).
4. Наличие в реализации запрещенных продуктов и блюд.
5. Результаты лабораторного контроля по исследованному сырью на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза (по микробиологическим и санитарно-химическим показателям) [3, 6, 7, 10], оценки качества и безопасности готовых блюд (по микробиологическим показателям, калорийности и содержания витамина C).
6. Количество выявленных в ходе проверки нарушений действующих санитарных норм и правил в части организации питания [13, 15, 16, 17].
7. Количество выявленных в ходе проверки нарушений технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в части требований к пищевой продукции [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
8. Количество составленных протоколов за выявленные в ходе проверки нарушения действующих санитарных норм и правил в части организации питания [13, 15, 16, 17].
9. Количество составленных протоколов за выявленные в ходе проверки нарушения технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в части требований к пищевой продукции [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
3. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
4. Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
5. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011).
6. Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011).
7. Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011).
8. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции" (ТР ТС 027/2012).
9. Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок" (ТР ТС 029/2012).
10. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013).
11. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).
12. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016).
13. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
14. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
15. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
16. СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей".
17. СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул".