ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека -
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
10 августа 2018 г.

2.4.5. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ПИТАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.4.5.0131-18

1. Разработаны ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора (И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, В.Н. Михеев, П.А. Вейних, И.П. Флянку, О.В. Толкунова); Управление Роспотребнадзора в Омской области (А.С. Крига, М.Н. Бойко, Ю.В. Меньшикова); Министерство здравоохранения Омской области (А.Е. Стороженко).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 10.08.2018.

3. Введены впервые.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) направлены на улучшение организации питания детей и подростков в организованных детских коллективах.

1.2. МР могут быть использованы органами и организациями Роспотребнадзора, региональными органами управления образованием, образовательными и оздоровительными организациями для детей и подростков, организациями по уходу и присмотру за детьми, высшими учебными заведениями медицинского и педагогического профиля.

II. Рекомендации по разработке меню и режиму питания

2.1. Меню рекомендуется составлять не менее чем на 2 недели.

Меню должно учитывать физиологическую потребность организма в энергии и пищевых веществах, а также фактические энерготраты ребенка; быть разнообразным, безопасным и сбалансированным; включать продукты для детского питания, обогащенные витаминами, минералами, бифидобактериями; содержать блюда в технологии приготовления которых использовались щадящие способы кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение вкусовых качеств, предусматривать возможность организации питания детей с учетом медицинских показаний.

Допускается включение в меню блюд, в технологии приготовления которых предусматривается введение пищевых добавок, разрешенных в установленном порядке [3, 9].

Меню не должно включать пищевые продукты и блюда, которые могут послужить причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений).

В меню не должны допускаться повторения одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.

С целью обеспечения полноценности питания на этапе разработки меню рекомендуется составлять прогнозную накопительную ведомость рациона питания на цикл. При этом колебания среднесуточных показателей, поступающих с рационом питания продуктов по каждой группе, не должны быть ниже рекомендуемого уровня более чем на 5% в пересчете на нетто (приложение 1 к методическим рекомендациям).

Организация питания детей в организованных коллективах регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями, в которых в том числе, приведены среднесуточные наборы пищевых продуктов для детей различных возрастных групп. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка дошкольного и школьного возраста.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для детей различных возрастных групп распределены по приемам пищи в приложении 1 к методическим рекомендациям.

При построении меню необходимо учитывать режим работы организации, требования действующих нормативных документов, определяющих рекомендуемое распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи [13, 15, 16, 17]. На завтрак должно приходиться 20 - 25% от суточной калорийности рациона, обед - 30 - 35%, полдник - 10 - 15%, ужин - 20 - 25%, второй ужин - 5%. В промежутке между завтраком и обедом может быть организован второй завтрак, включающий выдачу напитка или свежих фруктов.

В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15%) от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов 55 - 58%. При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей.

На все блюда, указанные в меню, необходимо иметь технологические карты.

Технологические карты составляются на основании рецептурных сборников, рекомендованных для детского питания. Технологические карты должны быть точными копиями первоисточника, какие-либо пересчеты норм внесения продуктов с учетом объема выдаваемых порций в технологической карте проводиться не должны. Рекомендуется оформлять приложения к технологической карте с учетом фактического выхода блюда и возрастных групп питающихся.

Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям в сборниках рецептур.

2.2. Завтрак может состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные или яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.

Второй завтрак может включать десерт (фрукт, сок).

Обед может включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель, витаминизированный напиток, сок и др.).

Полдник может включать напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.

Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты и горячие напитки.

На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.

2.3. Ежедневное меню рекомендуется вывешивать в столовой и (или) групповой ячейке.

2.4. Наряду с основным питанием в общеобразовательных учреждениях возможна организация дополнительного питания.

С целью выработки у школьников навыков здорового питания в ассортимент дополнительного питания рекомендуется включение первых блюд (1 - 2 наименования), вторых блюд (1 - 2 наименования), салатов (1 - 2 наименования), напитков (1 - 2 наименования) и выпечных изделий.

2.5. Установка вейдинговых аппаратов в образовательных организациях может быть использована как вариант организации дополнительного питания. При этом, через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской упаковке допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий их хранения и сроков реализации.

2.6. Выдача детям кислородных коктейлей может осуществляться только по назначению врача-педиатра медицинским работником образовательной (оздоровительной) организации и при наличии необходимых условий для приготовления коктейлей. На выдаваемый детям кислородный коктейль должна иметься технологическая карта. В составе кислородных коктейлей в качестве пенообразователя не должны использоваться сырые яйца, а также пенообразователи на спиртовой основе.

III. Рекомендации по расчету калорийности меню с учетом
фактической двигательной активности детей

3.1. Для определения более точных цифр требуемой калорийности рациона при построении меню рекомендуется в организованном коллективе проводить предварительную оценку фактической двигательной активности детей и подростков с учетом режима дня и реализуемых в учреждении образовательных и спортивных программ.

Для оценки двигательной активности необходимо заполнить карты самоотчета на выборочную группу детей и подсчитать суммарное время, затраченное на каждую из категорий двигательной активности (приложение 2 к методическим рекомендациям).

Для определения энерготрат на каждую категорию двигательной активности (в ккал/кг) показатели продолжительности времени, затраченного на каждую из категорий двигательной активности, умножаются на соответствующий ей метаболический коэффициент.

Показатель фактических энерготрат определяется посредством суммации энерготрат по всем категориям двигательной активности.

С целью оценки соответствия калорийности рациона питания фактическим энерготратам ребенка, рекомендуется полученный показатель энерготрат (ккал/кг/сутки) умножать на массу тела и определять суммарные энерготраты ребенка (ккал/сутки). Далее возможно руководствоваться полученными данными для построения цикличного меню.

Рисунок 1. Сравнительная характеристика соответствия
калорийности питания и фактических энерготрат

3.2. В качестве примера приводятся данные оценки циклического меню и фактических энерготрат детей в оздоровительной организации для детей и подростков с круглосуточным режимом пребывания (рисунок 1). При оценке цикличного меню было установлено, что меню - разнообразное, 5-разовое; объемы порций соответствуют рекомендованным количественным показателям, регламентированным санитарно-эпидемиологическими требованиями [16]. Вместе с тем, калорийность питания - ниже фактических энерготрат детей старших возрастных групп в 9, 10, 12, 15, 18, 19 и 21 дни, что свидетельствует о необходимости увеличения основного рациона питания для данной возрастной группы. В остальные дни энергетическая ценность рациона питания соответствовала фактическим энерготратам детей, либо превышала их (рисунок 1).

IV. Рекомендации по организации мониторинга за питанием

4.1. Мониторинг питания в образовательной (оздоровительной) организации должен осуществляться ежедневно с составлением отчета не реже одного раза в учебную четверть для общеобразовательных организаций и не реже одного раза в квартал для организаций дошкольного образования, для оздоровительных организаций - ежедневно, с отчетом по итогам смены.

4.2. Сбор информации об организации питания в дошкольных организациях, общеобразовательных организациях, организациях отдыха и оздоровления детей предусматривает учет первичных данных в соответствии с приложением 3 к методическим рекомендациям.

4.3. В качестве основных расчетных показателей для оценки охвата школьников горячим питанием определяются следующие:

- удельный вес школьников, охваченных горячим питанием, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных горячими завтраками, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных обедами, в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных двух-трехразовым питанием (от всех школьников), в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, охваченных двух-трехразовым питанием (от школьников, нуждающихся в двух-трехразовом питании), в том числе, по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

- удельный вес школьников, получающих дотации на питание;

- стоимость школьного завтрака, обеда, полдника (руб/день);

- размер дотации на питание (руб/день).

Учет и анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий для оценки организации питания в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях, организациях отдыха и оздоровления детей проводится территориальными органами Роспотребнадзора в соответствии с приложением 4 к методическим рекомендациям.

За отчетный период (учебная четверть, квартал, смена) определяются:

- показатели выполнения норм питания в процентах и отклонения (занижения) от нормативов в процентах от нормативного уровня в соответствии с приложением 1 к методическим рекомендациям;

- общее количество выявленных нарушений в ходе контрольно-надзорных мероприятий и составленных протоколов за выявленные нарушения.

Детально рекомендуется учитывать количество нарушений, выявленных к сопроводительной документации, условиям хранения и срокам реализации продуктов, наличия в реализации запрещенных продуктов и блюд, подтвердившиеся жалобы на организацию питания.

4.4. Результаты мониторинга рекомендуется использовать для реализации мероприятий по улучшению организации питания детей, сохранению и укреплению их здоровья.

Приложение 1
к МР 2.4.5.0131-18

Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания детей
в дошкольных образовательных организациях и организациях
по уходу и присмотру за детьми до 7-ми лет (в брутто г,
мл, шт. на 1 ребенка в сутки)

N
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
Завтрак
Второй завтрак
Обед
Полдник
Ужин
Второй ужин
Итого за сутки
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1
Молоко, молочные и кисломолочные продукты
39
68
0
0
13
14
100
100
38
68
200
200
390
450
2
Творог
10
15
0
0
0
0
10
10
10
15
0
0
30
40
3
Сметана
1
2
0
0
5
5
2
2
1
2
0
0
9
11
4
Сыр
2,2
3,3
0
0
1
1,5
0
0
1,1
1,6
0
0
4,3
6,4
5
Мясо бескостное
15
16,5
0
0
25
27
0
0
15
17
0
0
55
60,5
6
Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка - потрошеная 1 кат)
0
0
0
0
11,5
13,5
0
0
11,5
13,5
0
0
23
27
7
Рыба (филе)
0
0
0
0
16
19
5
5
13
15
0
0
34
39
8
Колбасные изделия
0
3
0
0
0
4
0
0
0
0
0
0
0
7
9
Яйцо (шт.)
0,2
0,2
0
0
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,2
0
0
0,5
0,6
10
1) картофель: с 01.09 по 31.10
23
27
0
0
75
88
13
15
49
57
0
0
160
187
2) картофель: с 31.10 по 31.12
27
32
0
0
81
96
14
14
50
58
0
0
172
200
3) картофель: с 31.12 по 28.02
28
34
0
0
88
102
15
15
54
64
0
0
185
215
4) картофель: с 29.02 по 01.09
30
37
0
0
95
112
17
17
58
68
0
0
200
234
11
Овощи
50
60
0
0
136
175
20
25
50
65
0
0
256
325
12
Фрукты свежие
13
19
50
50
5
5
10
10
30
30
0
0
108
114
13
Сухофрукты
0
0
0
0
9
11
0
0
0
0
0
0
9
11
14
Сок фруктовые и овощные
0
0
50
50
0
0
50
50
0
0
0
0
100
100
15
Витаминизированные напитки
0
0
0
25
0
25
0
0
0
0
0
0
0
50
16
Хлеб ржаной
10
15
0
0
20
20
0
0
10
15
0
0
40
50
17
Хлеб пшеничный
20
30
0
0
25
30
0
0
15
20
0
0
60
80
18
Крупы, бобовые
10
14
0
0
10
15
0
0
10
14
0
0
30
43
19
Макаронные изделия
3
4
0
0
3
4
0
0
2
4
0
0
8
12
20
Мука пшеничная
5
7
0
0
5
6
10
10
5
6
0
0
25
29
21
Масло сливочное
6
7
0
0
3
4
3
3
6
7
0
0
18
21
22
Масло растительное
1
1
0
0
3
3
2
2
3
5
0
0
9
11
23
Кондитерские изделия
3
5
0
0
0
0
4
10
0
5
0
0
7
20
24
Чай
0,1
0,1
0
0
0
0
0
0
0,4
0,5
0
0
0,5
0,6
25
Какао-порошок
0,5
0,5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0,5
0,5
26
Кофейный напиток
1
1,2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1,2
27
Сахар
12
15
0
0
10
13
5
6
10
13
0
0
37
47
28
Дрожжи хлебопекарные
0
0
0
0
0
0
0,4
0,5
0
0
0
0
0,4
0,5
29
Крахмал
0
0
0
0
2
3
0
0
0
0
0
0
2
3
30
Соль пищевая поваренная
1
2
0
0
2
2
0
0
1
2
0
0
4
6

Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания детей
в дошкольных образовательных организациях и организациях
по уходу и присмотру за детьми до 7-ми лет (в нетто г,
мл на 1 ребенка в сутки)

N
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
Завтрак
Второй завтрак
Обед
Полдник
Ужин
Второй ужин
Итого за сутки
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1 - 3 г.
3 - 7 л.
1
Молоко, молочные и кисломолочные продукты
39
68
0
0
13
14
100
100
38
68
200
200
390
450
2
Творог
10
15
0
0
0
0
10
10
10
15
0
0
30
40
3
Сметана
1
2
0
0
5
5
2
2
1
2
0
0
9
11
4
Сыр
2,1
3,2
0
0
0,9
1,3
0
0
1
1,5
0
0
4
6
5
Мясо бескостное
14
15
0
0
23
25
0
0
13
15
0
0
50
55
6
Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка-потрошенная, 1 кат)
0
0
0
0
10
12
0
0
10
12
0
0
20
24
7
Рыба (филе)
0
0
0
0
15
18
5
5
12
14
0
0
32
37
8
Колбасные изделия
0
3
0
0
0
3,9
0
0
0
0
0
0
0
6,9
9
Яйцо (г)
8
8
0
0
4
4
4
4
4
8
0
0
20
24
10
Картофель
17
20
0
0
56
66
10
11
37
43
0
0
120
140
11
Овощи
40
48
0
0
109
140
16
20
40
52
0
0
205
260
12
Фрукты свежие
11
16
44
44
5
5
9
9
26
26
0
0
95
100
13
Сухофрукты
0
0
0
0
9
11
0
0
0
0
0
0
9
11
14
Сок фруктовые и овощные
0
0
50
50
0
0
50
50
0
0
0
0
100
100
15
Витаминизированные напитки
0
0
0
25
0
25
0
0
0
0
0
0
0
50
16
Хлеб ржаной
10
15
0
0
20
20
0
0
10
15
0
0
40
50
17
Хлеб пшеничный
20
30
0
0
25
30
0
0
15
20
0
0
60
80
18
Крупы, бобовые
10
14
0
0
10
15
0
0
10
14
0
0
30
43
19
Макаронные изделия
3
4
0
0
3
4
0
0
2
4
0
0
8
12
20
Мука пшеничная
5
7
0
0
5
6
10
10
5
6
25
29
21
Масло сливочное
6
7
0
0
3
4
3
3
6
7
0
0
18
21
22
Масло растительное
1
1
0
0
3
3
2
2
3
5
0
0
9
11
23
Кондитерские изделия
3
5
0
0
0
0
4
10
0
5
0
0
7
20
24
Чай
0,1
0,1
0
0
0
0
0
0
0,4
0,5
0
0
0,5
0,6
25
Какао-порошок
0,5
0,5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0,5
0,5
26
Кофейный напиток
1
1,2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1,2
27
Сахар
12
15
0
0
10
13
5
6
10
13
0
0
37
47
28
Дрожжи хлебопекарные
0
0
0
0
0
0
0,4
0,5
0
0
0
0
0,4
0,5
29
Крахмал
0
0
0
0
2
3
0
0
0
0
0
0
2
3
30
Соль пищевая поваренная
1
2
0
0
2
2
0
0
1
2
0
0
4
6

Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания
детей в общеобразовательных организациях и организациях
начального профессионального образования (в брутто г,
мл, шт. на 1 ребенка/подростка в сутки)

N
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
Завтрак
Второй завтрак
Обед
Полдник
Ужин
Второй ужин
Итого за сутки
7 - 10 л.
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
1
Хлеб ржаной
30
40
0
0
30
50
0
0
20
30
0
0
80
120
2
Хлеб пшеничный
50
70
0
0
50
60
0
0
50
70
0
0
150
200
3
Мука пшеничная
3
4
0
0
3
4
6
6
3
6
0
0
15
20
4
Крупы, бобовые
15
17
0
0
15
16
0
0
15
17
0
0
45
50
5
Макаронные изделия
5
7
0
0
5
7
0
0
5
6
0
0
15
20
6
1) картофель: с 01.09 по 31.10
30
30
0
0
135
135
15
15
70
70
0
0
250
250
2) картофель: с 31.10 по 31.12
32
32
0
0
145
145
18
18
75
75
0
0
270
270
3) картофель: с 31.12 по 28.02
34
34
0
0
156
156
20
20
80
80
0
0
290
290
4) картофель: с 29.02 по 01.09
37
37
0
0
160
160
24
24
92
92
0
0
313
313
7
Овощи
60
68
0
0
145
165
10
12
135
155
0
0
350
400
8
Фрукты свежие
30
30
100
100
0
0
40
40
30
30
0
0
200
200
9
Сухофрукты
0
0
0
0
15
20
0
0
0
0
0
0
15
20
10
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные
0
0
100
100
0
0
100
100
0
0
0
0
200
200
11
Мясо жилованное
17
18
0
0
30
34
0
0
30
34
0
0
77
86
12
Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат)
0
0
0
0
20
30
0
0
20
30
0
0
40
60
13
Рыба (филе)
0
0
0
0
25
33
5
7
30
40
0
0
60
80
14
Колбасные изделия
10
13
0
0
0
0
0
0
5
7
0
0
15
20
15
Молоко
30
30
0
0
15
15
40
40
15
15
200
200
300
300
16
Кисломолочные продукты
50
50
0
0
0
0
70
100
0
0
30
30
150
180
17
Творог
20
25
0
0
0
0
10
10
20
25
0
0
50
60
18
Сыр
5
6
0
0
2,5
3
0
0
2,5
3
0
0
10
12
19
Сметана
2
2
0
0
5
5
2
2
1
1
0
0
10
10
20
Масло сливочное
10
12
0
0
5
6
5
5
10
12
0
0
30
35
21
Масло растительное
1
1
0
0
7
8
2
3
5
6
0
0
15
18
22
Яйцо (шт)
0,5
0,5
0
0
0,1
0,1
0,2
0,2
0,2
0,2
0
0
1
1
23
Сахар
13
14
0
0
11
12
5
6
11
13
0
0
40
45
24
Кондитерские изделия
3
4
0
0
0
0
4
7
3
4
0
0
10
15
25
Чай
0,1
0,1
0
0
0
0
0
0
0,3
0,3
0
0
0,4
0,4
26
Какао-порошок
1,2
1,2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1,2
1,2
27
Дрожжи хлебопекарные
0,5
1
0
0
0
0
0,5
1
0
0
0
0
1
2
28
Соль пищевая поваренная
1
2
0
0
2
3
0
0
2
2
0
0
5
7

Примерные наборы
продуктов по приемам пищи для организации питания
детей в общеобразовательных организациях и организациях
начального профессионального образования (в нетто г,
мл, на 1 ребенка/подростка в сутки)

N
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
Завтрак
Второй завтрак
Обед
Полдник
Ужин
Второй ужин
Итого за сутки
7 - 10 л.
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
7 - 10
11 - 18
1
Хлеб ржаной
30
40
0
0
30
50
0
0
20
30
0
0
80
120
2
Хлеб пшеничный
50
70
0
0
50
60
0
0
50
70
0
0
150
200
3
Мука пшеничная
3
4
0
0
3
4
6
6
3
6
0
0
15
20
4
Крупы, бобовые
15
17
0
0
15
16
0
0
15
17
0
0
45
50
5
Макаронные изделия
5
7
0
0
5
7
0
0
5
6
0
0
15
20
6
Картофель
22
22
0
0
100
100
12
12
53
53
0
0
187
187
7
Овощи
48
54
0
0
116
132
8
10
108
124
0
0
280
320
8
Фрукты свежие
28
28
90
90
0
0
40
40
27
27
0
0
185
185
9
Сухофрукты
0
0
0
0
15
20
0
0
0
0
0
0
15
20
10
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные
0
0
100
100
0
0
100
100
0
0
0
0
200
200
11
Мясо жилованное
15
16
0
0
28
31
0
0
27
31
0
0
70
78
12
Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат)
0
0
0
0
17,5
26,5
0
0
17,5
26,5
0
0
35
53
13
Рыба (филе)
0
0
0
0
24
31
5
7
29
39
0
0
58
77
14
Колбасные изделия
9,7
12,6
0
0
0
0
0
0
5
7
0
0
14,7
19,6
15
Молоко
30
30
0
0
15
15
40
40
15
15
200
200
300
300
16
Кисломолочные продукты
50
50
0
0
0
0
70
100
0
0
30
30
150
180
17
Творог
20
25
0
0
0
0
10
10
20
25
0
0
50
60
18
Сыр
4,8
5,8
0
0
2,5
3
0
0
2,5
3
0
0
9,8
11,8
19
Сметана
2
2
0
0
5
5
2
2
1
1
0
0
10
10
20
Масло сливочное
10
12
0
0
5
6
5
5
10
12
0
0
30
35
21
Масло растительное
1
1
0
0
7
9
2
2
5
6
0
0
15
18
22
Яйцо
20
20
0
0
4
4
8
8
8
8
0
0
40
40
23
Сахар
13
14
0
0
11
12
5
6
11
13
0
0
40
45
24
Кондитерские изделия
3
4
0
0
0
0
4
7
3
4
0
0
10
15
25
Чай
0,1
0,1
0
0
0
0
0
0
0,3
0,3
0
0
0,4
0,4
26
Какао-порошок
1,2
1,2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1,2
1,2
27
Дрожжи хлебопекарные
0,5
1
0
0
0
0
0,5
1
0
0
0
0
1
2
28
Соль пищевая поваренная
1
2
0
0
2
3
0
0
2
2
0
0
5
7

Приложение 2
к МР 2.4.5.0131-18

Анкета
оценки структуры фактической двигательной
активности ребенка

Анкетирование проводится с целью изучения фактической двигательной активности школьников, направлено на определение средне-суточных энерготрат.

Виды деятельности
Время, часы
Продолжительность сна
Время, затраченное на выполнение уроков, просмотр телевизора, работу с компьютером, телефоном и пр.
Время, затраченное на прогулки, выполнение работ легкой степени интенсивности, с преимущественно умственным компонентом и пр.
Время, затраченное на выполнение работ средней интенсивности, подвижные игры, катание на лыжах, велосипеде, занятия в спортивных секциях и пр.
Время, затраченное на выполнение работ высокой интенсивности, бег, занятия в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, плавание, танцы и пр.

Приложение 3
к МР 2.4.5.0131-18

ПРОГРАММА
СБОРА ИНФОРМАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Программа сбора информации в ходе реализации мониторинговых задач на уровне муниципального образования, субъекта Федерации, Федерального округа должна включать обязательные атрибуты, позволяющие в дальнейшем формализовать информацию и провести ее качественную оценку. Для этого необходимо учитывать следующие данные:

1. Федеральный округ;

2. Субъект Российской Федерации;

3. Муниципальное образование;

4. Округ (район) внутри муниципального образования;

5. Краткое наименование общеобразовательной организации;

6. ИНН общеобразовательной организации;

7. Количество детей по списку обучающихся, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

8. Количество детей с отказом от питания, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

9. Количество детей на домашнем обучении, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

10. Размер социальной поддержки (руб/чел/день), в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

11. Средняя стоимость завтрака, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

12. Средняя стоимость обеда, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

13. Средняя стоимость полдника, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

14. Среднее фактическое количество обучающихся за отчетный период посещавших общеобразовательную организацию, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

15. Количество детей получающих социальную поддержку, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

16. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

17. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно обеды, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

18. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки и обеды, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

19. Среднее фактическое количество обучающихся получающих в общеобразовательной организации ежедневно горячие завтраки, обеды и полдники, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

20. Количество школьников, посещающих группу продленного дня, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

21. Количество школьников, обучающихся на подвозе, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

22. Количество школьников, обучающихся на подвозе - всего, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

23. Количество школьников, обучающихся на подвозе и посещающих группу продленного дня, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы);

24. Количество фактическое количество обучающихся школьников, обучающихся на подвозе и проживающих в пришкольном интернате, в том числе по ступеням обучения (1 - 4 классы, 5 - 9 классы, 10 - 11 классы).

Приложение 4
к МР 2.4.5.0131-18

ПОКАЗАТЕЛИ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА
И ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ И АНАЛИЗУ В СИСТЕМЕ
МОНИТОРИНГА ПИТАНИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК)

1. Выполнение физиологических норм питания по основным группам продуктов в гр. (среднесуточное за цикл) и в процентах в сравнении с рекомендуемым количеством (приложение 1 к методическим рекомендациям) при контроле:

- за дошкольными организациями - по возрастным группам от 1 - 3 года и 3 - 7 лет;

- за организацией питания в общеобразовательных организациях и организациях отдыха и оздоровления детей с дневным пребыванием - по возрастным группам 7 - 10 лет и 11 - 18 лет;

- за стационарными организациями отдыха и оздоровления детей и подростков - по возрастным группам 7 - 10 лет и 11 лет и старше.

2. Наличие замечаний к сопроводительной документации (количество за проверку).

3. Наличие замечаний к условиям хранения и срокам реализации (количество за проверку).

4. Наличие в реализации запрещенных продуктов и блюд.

5. Результаты лабораторного контроля по исследованному сырью на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза (по микробиологическим и санитарно-химическим показателям) [3, 6, 7, 10], оценки качества и безопасности готовых блюд (по микробиологическим показателям, калорийности и содержания витамина C).

6. Количество выявленных в ходе проверки нарушений действующих санитарных норм и правил в части организации питания [13, 15, 16, 17].

7. Количество выявленных в ходе проверки нарушений технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в части требований к пищевой продукции [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

8. Количество составленных протоколов за выявленные в ходе проверки нарушения действующих санитарных норм и правил в части организации питания [13, 15, 16, 17].

9. Количество составленных протоколов за выявленные в ходе проверки нарушения технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза в части требований к пищевой продукции [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).

4. Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).

5. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011).

6. Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011).

7. Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011).

8. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции" (ТР ТС 027/2012).

9. Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок" (ТР ТС 029/2012).

10. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013).

11. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).

12. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016).

13. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

14. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

15. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".

16. СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей".

17. СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул".