Статья 1196 ГК РФ ч.3. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица
Статья 1196. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица
Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Комментарий к статье 1196 ГК РФ ч.3
Гражданская правоспособность по российскому законодательству - это признаваемая государством за гражданином возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (ст. 17 ГК РФ).
Содержание гражданской правоспособности составляет совокупность гражданских прав и обязанностей, которые гражданин может иметь в соответствии с действующим законодательством. Основные права гражданина перечислены в ст. 18 ГК РФ, в которой сказано, что гражданин может:
иметь имущество на праве собственности;
наследовать и завещать имущество;
заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
избирать место жительства;
иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Комментируемая статья содержит императивное правило о том, что правоспособность физического лица по общему правилу определяется его личным законом (см. комментарий к ст. 1195). Указанная статья устанавливает в качестве критерия личного закона в первую очередь гражданство физического лица, однако в отношении иностранных граждан, имеющих место жительства в РФ, лиц с двойным гражданством, апатридов применяется право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
При этом применение к иностранному гражданину в качестве личного закона государства, гражданином которого он является, допускается лишь при наличии соответствующих положений международного договора, участницей которого является Россия.
Как следует из комментируемой статьи, в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Это вытекает из части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, к иностранным гражданам и лицам без гражданства за отдельными изъятиями применяется национальный режим.
Можно привести примеры отдельных прав, входящих в содержание правоспособности российских граждан, которые отсутствуют у иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закрепляет, что иностранные граждане могут обладать земельными участками из числа земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, т.е. их собственниками они быть не вправе.
Кроме того, Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 15 устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с законодательством о Государственной границе РФ.
Наконец, согласно п. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
С.П. Гришаев
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
2018 год