Статья 535. "Гражданский кодекс РФ (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 13.12.2024)
Статья 535 ГК РФ ч.2. Договор контрактации
1. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
2. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 524), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 - 534).

Комментарий к статье 535 ГК РФ ч.2
1. Контрактовать - заключать контракт на получение, использование кого- и (или) чего-нибудь (контрактовать урожай, контрактовать работников) <1>. Таким образом, в широком смысле под контрактацией понимают заключение контракта, договора, а также систему контрактов, заключаемых в какой-либо области. Исторически сложилось так, что термин "контрактация" применяется к договорам по закупке сельскохозяйственной продукции в сфере растениеводства и животноводства. Под сельскохозяйственной продукцией в данном случае следует понимать продукцию, либо совсем не переработанную, либо прошедшую первичную обработку исключительно для целей краткосрочного хранения перед продажей.
--------------------------------
<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 7-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 285.
2. Участниками данных отношений являются субъекты предпринимательской деятельности - коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Непосредственные производители сельскохозяйственной продукции - это в основном производственные сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства. Производителями сельхозпродукции можно было бы также назвать физических лиц - садоводов и огородников, однако в связи с тем, что садоводство и огородничество как массовое в свое время движение, охватывавшее большое количество граждан, утрачивает популярность, а на садовых участках выращиваются небольшие объемы продукции, сложно представить в качестве участников отношений контрактации (лиц, производящих и реализующих в значительных объемах сельскохозяйственную продукцию) этих субъектов.
Заготовитель сельскохозяйственной продукции является профессиональным участником соответствующих отношений. Анализ текста статей ГК РФ о контрактации позволяет сделать вывод о наличии у заготовителя сельскохозяйственной продукции более жестких обязанностей по договору, чем у ее производителя. Как отмечает В.В. Витрянский, "в отношениях по контрактации продавец, в качестве которого выступает производитель сельскохозяйственной продукции, является слабой стороной, а покупатель (заготовитель), напротив, представляет собой организацию, которая занимается профессиональной деятельностью по закупкам сельскохозяйственной продукции в целях дальнейшей ее переработки и реализации и которая в состоянии диктовать свою волю производителю" <1>. К сожалению, не очень жизнеспособной в условиях рынка оказалась потребительская кооперация, заготовительные подразделения которой всегда занимались закупками сельскохозяйственной продукции. Таким образом, лицами, осуществляющими закупки сельскохозяйственной продукции, становятся либо профессиональные производители пищевой продукции, либо посредники-перепродавцы.
--------------------------------
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2001. С. 126.
3. Несмотря на то что договор контрактации выделен в отдельный договор, по своей правовой природе он очень похож на договор поставки, и не случайно в п. 2 комментируемой статьи указывается на то, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа, применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 524 ГК). Таким образом, по своей общеправовой характеристике договор контрактации является договором консенсуальным, возмездным, взаимообязывающим.
Указание в п. 2 данной статьи на то, что к отношениям по договору контрактации могут применяться правила, содержащиеся, как известно, в Законе о поставках для государственных нужд, свидетельствует о том, что государство в лице создаваемых им унитарных предприятий и учреждений также может быть участником отношений по контрактации. Помимо положений ГК РФ о поставке товаров для государственных нужд могут применяться нормы специального законодательства, в частности Федеральных законов от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Кроме того, можно назвать и некоторые подзаконные акты в этой сфере, такие как Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве", от 3 августа 2001 г. N 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Баринов Н.А., Беляев К.П., Вавилин Е.В., Вершинина Е. В., Всеволожский К. В., Гетман Е. С., Гонгало Б. М., Демкина А. В., Долгов А. Г., Ем В. С., Жернаков Д. В., Казанцев М. Ф., Киселев А. В., Кириллова М. Я., Коновалов А. В., Крашенинников П. В., Майфат А. В., Миронов И. Б., Михеева Л. Ю., Попондопуло В. Ф., Рузакова О. А., Телюкина М. В., Челышев М. Ю., Чубаров В. В., Шилохвост О. Ю.; под ред. П.В. Крашенинникова
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 томах. Том 1
М.: Статут, 2011