Статья 115. "Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024)

Статья 115 ГК РФ ч.1. Утратила силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Статья 115. Утратила силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Комментарий к статье 115 ГК РФ ч.1

1. В комментируемой статье рассматриваются основы правового положения казенных предприятий - государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Казенным предприятием признается коммерческая организация, наделенная правом оперативного управления на имущество. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - это федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Порядок создания предприятия определяется Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 52. Ст. 6456.

Для создания казенного предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие, разрабатывает следующие виды документов:

а) технико-экономическое обоснование создания предприятия;

б) проект устава предприятия;

в) проект программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;

г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы;

д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;

е) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления.

2. Единственным учредительным документом казенного предприятия является устав. Устав казенного предприятия должен содержать:

- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

- указание на место нахождения унитарного предприятия;

- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

- сведения о порядке распределения и использования доходов, а также иные предусмотренные Законом об унитарных предприятиях сведения.

Для государственной регистрации казенных предприятий необходимы следующие документы:

- решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании казенного предприятия;

- устав унитарного предприятия;

- документы, содержащие сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за данным предприятием на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования;

- использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

3. Имущество казенного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов казенного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Наряду со ст. ст. 296, 297 ГК РФ имущественные права казенного предприятия конкретизированы ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, в соответствии с которой:

- казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного собственником имущества органа государственной власти или местного самоуправления, а именно Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления;

- уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия;

- казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

Отсутствие права собственности на имущество не лишает казенное предприятие исключительного права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Казенное предприятие может приобрести исключительные права по различным основаниям, в частности в качестве работодателя, на служебные результаты интеллектуальной деятельности (например, служебные произведения - ст. 1295 ГК, объекты патентного права - ст. 1370 ГК и др.), по гражданско-правовым договорам, в качестве наследника по завещанию и др. Согласно ст. 1544 ГК РФ казенному предприятию может принадлежать право на единую технологию (на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности) как лицу, организовавшему создание единой технологии, за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит Российской Федерации или субъекту Федерации.

4. В п. 3 комментируемой статьи говорится о фирменном наименовании казенного предприятия как о средстве индивидуализации юридического лица: фирменное наименование определяется в его уставе и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Казенное предприятие должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование.

В фирменное наименование не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Федерации.

Согласно ст. 1474 ГК РФ казенному предприятию принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

5. Казенное предприятие не является собственником, а обладает ограниченным вещным правом - правом оперативного управления на имущество, предоставленное ему собственником.

6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 399 ГК РФ (дополнительную ответственность к ответственности другого лица, являющегося основным должником).

Основанием для возложения субсидиарной ответственности является недостаточность имущества унитарного предприятия. При этом общие условия субсидиарной ответственности, предусмотренные в ст. 399 ГК РФ, а именно предъявление требования кредитором основному должнику, и тот факт, что основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, неприменимы к субсидиарной ответственности собственника по обязательствам казенного предприятия. Иск к собственнику имущества казенного предприятия может быть удовлетворен лишь после обращения взыскания на денежные средства и иное имущество казенного предприятия, которого недостаточно для полного удовлетворения требований кредитора.

Для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества казенного предприятия не имеет значения наличие или отсутствие вины собственника имущества казенного предприятия.

Учитывая нормы п. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 65 ГК РФ, казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом).

Обеспечение обязательств унитарных предприятий, в том числе казенных, возможно и иными способами. Так, в соответствии со ст. 116 Бюджетного кодекса РФ государственные гарантии Российской Федерации могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств федеральных государственных унитарных предприятий.

7. В п. 6 комментируемой статьи говорится о возможности прекращения юридического лица путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в следующих формах:

- слияние двух или нескольких унитарных предприятий;

- присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

- разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

- выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

- преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Особенности реорганизации определены ст. ст. 29 - 34 Закона об унитарных предприятиях. Так, например, преобразование унитарного (кроме государственного или муниципального) учреждения осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (см. Закон о приватизации государственного и муниципального имущества). Порядок ликвидации казенного предприятия, как и других государственных и муниципальных унитарных предприятий, установлен ст. 35 Закона об унитарных предприятиях, а также ГК РФ.

Статья 21.2 Закона о государственной регистрации юридических лиц устанавливает особенности государственной регистрации прекращения унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Основанием внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом по месту нахождения этого юридического лица.

§ 5. Некоммерческие организации

В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало, Д. В. Жернаков, В. А. Захаров, М. Ф. Казанцев, М. Я. Кириллова, А. В. Коновалов, П. В. Крашенинников, А. В. Майфат, А. Л. Маковский, И. Е. Манылов, И. Б. Миронов, Л. Ю. Михеева, Д. В. Мурзин, В. Ф. Попондопуло, О. А. Рузакова, М. Л. Скуратовский, П. В. Степанов, Е. А. Суханов, М. В. Телюкина, Е. К. Толстенко, Е. В. Тычинская, Н. Б. Щербаков, В. Ф. Яковлев ; под ред. П.В. Крашенинникова

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой

М.: Статут, 2011

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D