Утверждено
решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 21.10.2010 (протокол N 81)
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ БАНКОВ
(с изменениями, внесенными решением Правления
от 04.06.2015, протокол N 66, от 17.04.2017, протокол N 46)
I. Общие положения
1.1. Положение о порядке формирования бюджетов банков (далее - Положение) устанавливает порядок разработки, утверждения, корректировки, а также контроля за исполнением бюджетов банков, в отношении которых Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) осуществляет меры по предупреждению банкротства (далее - банки).
1.2. Положение применяется в отношении банков, в уставном капитале которых Агентство владеет не менее 25% акций (долей) + 1 акция (доля) (далее - блокирующий пакет акций (долей)).
1.3. В состав бюджета входят:
1) смета расходов (затрат) банка (Приложение 1);
2) баланс усредненных капиталов банка, отражающий расходную и доходную части бюджета (Приложение 3).
1.4. При наличии у банка планов по строительству (реконструкции) или приобретению объектов недвижимости одновременно с подготовкой бюджета банк подготавливает и прилагает к бюджету документы, обосновывающие строительство (реконструкцию) или приобретение объектов недвижимости в соответствии с Приложением 2.
II. Процесс формирования бюджета
2.1. Процесс формирования бюджета включает:
2.1.1. Анализ экономических, конкурентных и других условий в регионе функционирования банка;
2.1.2. Анализ позиций банка на региональном финансовом рынке, внутренних ресурсов (кадровых, материально-технических, программно-информационных и т.д.) банка, влияющих на его конкурентоспособность;
2.1.3. Определение контрольных (целевых) показателей деятельности банка, предусмотренных планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка;
2.1.4. Разработку прогноза изменения основных макроэкономических показателей, ставок и параметров денежно-кредитного рынка на планируемый период;
2.1.5. Определение перспективных направлений деятельности банка и расчет его потребностей в ресурсах;
2.1.6. Разработку сметы расходов (затрат) банка;
2.1.7. Определение структуры и расчет объема планируемых валовых доходов и расходов банка с отражением соотношений необходимого объема процентных и непроцентных доходов и расходов банка исходя из контрольных (целевых) показателей деятельности банка, прогноза изменения основных макроэкономических показателей, ставок и параметров денежно-кредитного рынка на планируемый период, размера планируемой нормы прибыли и сметы расходов (затрат) банка;
2.1.8. Расчет объема ресурсов, которые банк должен привлечь и разместить в планируемом периоде, определение прогнозной структуры баланса;
2.1.9. Разработку планов привлечения и размещения финансовых ресурсов по отдельным направлениям деятельности банка с учетом необходимого уровня диверсификации активов и пассивов по видам и их сбалансированности по срокам привлечения и размещения;
2.1.10. Объединение в балансе усредненных капиталов данных об объеме и виде ресурсов, которые банк должен привлечь и разместить в планируемом периоде, сметы расходов (затрат) банка, сведений о планируемых доходах и расходах, а также о ставках привлечения и размещения. Баланс усредненных капиталов основывается на среднехронологических остатках по соответствующим позициям.
2.2. Исключен решением Правления Агентства от 17.04.2017, протокол N 46.
2.3. Бюджет формируется банком на календарный год с поквартальной и помесячной разбивкой. Формирование бюджета начинается в квартале, предшествующем планируемому периоду.
При приобретении Агентством блокирующего пакета акций (долей) банка бюджет формируется, начиная с первого числа месяца, следующего за датой приобретения Агентством блокирующего пакета акций (долей), до конца года.
Если до приобретения Агентством блокирующего пакета акций (долей) банка представители Агентства входили в органы управления банком, утверждающие бюджет банка на год, в котором Агентством приобретен блокирующий пакет акций (долей) банка, допускается применение данного бюджета до конца срока его действия.
2.4. Бюджет формируется в валюте Российской Федерации. В случае необходимости осуществления расходов (затрат) в иностранной валюте планируемые суммы отражаются в рублевом эквиваленте по официальному курсу соответствующих валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату составления бюджета.
2.5. Органы управления банком, в соответствии с требованиями его внутренних регулятивных документов, рассматривают и принимают решение об одобрении проекта бюджета.
К одобренному бюджету прилагается аналитическая записка, в которой отражаются:
а) комплексная оценка текущей ситуации в регионе функционирования банка, преимущества и недостатки позиций банка на региональном финансовом рынке;
б) перспективы развития банка на планируемый период по всем направлениям его деятельности (развитие активных операций, кредитная политика, расширение клиентской базы, кадровая политика, план развития автоматизации и информационных технологий, оптимизация расходов и т.п.);
в) характеристика филиальной сети банка в разрезе каждого филиала (состав, основные направления деятельности, основные источники и параметры привлечения и размещения ресурсов, в том числе в контексте взаимодействия филиалов между собой и головным офисом в рамках осуществления операционной деятельности банка, планируемые показатели прибыльности);
г) информация о наличии у банка планов строительства (реконструкции) или приобретения банком объектов недвижимости.
2.6. Не позднее первого числа третьего месяца квартала, предшествующего планируемому периоду, руководитель банка направляет в Департамент реструктуризации финансовых организаций Агентства (далее - ДРФО) по электронной почте одобренный проект бюджета и аналитическую записку к нему.
2.7. В случае письменного обращения руководителя банка заместитель Генерального директора Агентства, курирующий ДРФО, при наличии уважительных причин вправе продлить срок предоставления бюджета и аналитической записки не более чем на тридцать календарных дней.
Руководитель банка несет персональную ответственность за несвоевременное предоставление в Агентство проекта бюджета и аналитической записки к нему.
2.8. После получения бюджета ДРФО в течение тридцати календарных дней от даты его получения выносит бюджет на рассмотрение Комитета по управлению ликвидностью (Казначейства) Агентства (далее - Комитет). При этом ДРФО вправе вносить предложения по изменению бюджета, а также запрашивать любую дополнительную информацию и документы, относящиеся к разработке бюджета, в том числе документы, обосновывающие данные сметы расходов (затрат) и баланса усредненных капиталов подразделений банка.
2.9. После рассмотрения Комитетом бюджета ДРФО в течение пяти рабочих дней направляет его в банк для утверждения уполномоченным органом банка.
(Пункт изложен в редакции решения Правления Агентства от 17.04.2017, протокол N 46)
III. Корректировка бюджета
3.1. Корректировка бюджета производится при наличии любого из следующих оснований:
- изменение стратегии развития банка;
- невозможность выполнения утвержденных плановых показателей по объективным причинам;
- наличие существенных отклонений фактических показателей от плановых по отдельным статьям сметы расходов.
3.2. Корректировка бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном для его формирования и утверждения, за исключением срока, установленного пунктом 2.6 Положения. Одобренные органами управления банка скорректированный проект бюджета и аналитическую записку к нему руководитель банка направляет в ДРФО по электронной почте в течение четырнадцати календарных дней с даты получения от банка письменного сообщения о наличии любого из оснований для корректировки бюджета, указанных в пункте 3.1 Положения.
IV. Контроль за исполнением бюджета
4.1. Контроль за исполнением бюджета осуществляется руководителем банка.
4.2. Исключен решением Правления Агентства от 17.04.2017, протокол N 46.
4.3. Агентство осуществляет контроль за исполнением расходной части бюджета на основании отчета об исполнении сметы расходов (затрат) (Приложение 4).
4.4. Руководитель банка не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в ДРФО по электронной почте отчет об исполнении сметы расходов (затрат). В случае отклонения фактических показателей от плановых к отчету об исполнении сметы расходов (затрат) прилагается пояснительная записка с указанием причин отклонения.
4.5. ДРФО не позднее 27-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, доводит отчет об исполнении сметы расходов (затрат) банка до сведения заместителя Генерального директора Агентства, курирующего ДРФО.
4.6. В случае наличия существенных отклонений (более 20%) общего размера фактически понесенных банком расходов от плановых показателей отчет об исполнении банком бюджета рассматривается Комитетом в присутствии уполномоченных сотрудников такого банка.
По результатам рассмотрения указанного в настоящем пункте отчета Комитет может рекомендовать ДРФО провести проверку исполнения банком его сметы расходов (затрат) с выездом в банк. В ходе данной проверки ДРФО проверяет целевое использование денежных средств по статьям утвержденной сметы расходов (затрат), расходование банком денежных средств в переделах утвержденных в такой смете показателей и наличие оригиналов первичных документов (договоров, счетов, авансовых отчетов и пр.) по произведенным банком платежам. Результаты указанной проверки доводятся ДРФО до сведения Комитета.
Приложение
к решению Правления
от 17.04.2017 N 46
Приложение 1
к Положению о порядке формирования бюджетов
Смета расходов (затрат) банка на ____ год (тыс. руб.)
N п/п
|
Статья расходов
|
Фактические расходы (затраты) за последние 6 месяцев, предшествующие вводу временной администрации
|
Планируемые расходы (затраты) за 6 месяцев
|
||||||||||||
1-й месяц
|
2-й месяц
|
3-й месяц
|
4-й месяц
|
5-й месяц
|
6-й месяц
|
Всего расходы (затраты) за 6 месяцев
|
1-й месяц
|
2-й месяц
|
3-й месяц
|
4-й месяц
|
5-й месяц
|
6-й месяц
|
Всего расходы (затраты) за 6 месяцев
|
||
1.
|
Административно-хозяйственные расходы
|
||||||||||||||
1.1.
|
Расходы на содержание спецтранспорта (включая ремонт)
|
||||||||||||||
1.2.
|
Содержание и наем служебных легковых автомобилей (включая ремонт)
|
||||||||||||||
1.3.
|
Амортизация транспорта
|
||||||||||||||
1.4.
|
Расходы на рекламу
|
||||||||||||||
1.5.
|
Расходы на информационные, консультационные, маркетинговые и посреднические услуги
|
||||||||||||||
1.6.
|
Расходы по изготовлению, приобретению и пересылке операционно-бланковского материала
|
||||||||||||||
1.7.
|
Канцелярские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы по операциям банка и подписка на периодические издания, изготовление штампов и печатей
|
||||||||||||||
1.8.
|
Расходы на охрану учреждений банка по договорам
|
||||||||||||||
1.9.
|
Расходы на содержание собственной службы охраны учреждений банка
|
||||||||||||||
1.10.
|
Затраты на приобретение оружия для работников охраны и инкассации банка
|
||||||||||||||
1.11.
|
Представительские расходы
|
||||||||||||||
1.12.
|
Аренда (лизинг) основных фондов, нематериальных активов
|
||||||||||||||
1.13.
|
Содержание зданий и сооружений (коммунальные услуги и хоз. расходы)
|
||||||||||||||
1.14.
|
Амортизация зданий и сооружений
|
||||||||||||||
1.15.
|
Эксплуатационные расходы
|
||||||||||||||
1.16.
|
Капитальный и текущий ремонт основных средств (кроме автотранспорта)
|
||||||||||||||
1.17.
|
Добровольное страхование имущества банка
|
||||||||||||||
1.18.
|
Добровольное страхование отдельных категорий работников банка и иные расходы аналогичного характера
|
||||||||||||||
1.19.
|
Расходы на форменную (специальную) одежду
|
||||||||||||||
1.20.
|
Оплата аудиторских услуг
|
||||||||||||||
1.21.
|
Благотворительные взносы
|
||||||||||||||
1.22.
|
Прочие, в т.ч.:
|
||||||||||||||
- госпошлина
|
|||||||||||||||
- налоги, относимые на себестоимость
|
|||||||||||||||
- штрафы, пени, неустойки
|
|||||||||||||||
- другие расходы
|
|||||||||||||||
2.
|
Расходы на содержание аппарата
|
||||||||||||||
2.1.
|
Заработная плата (все виды выплат)
|
||||||||||||||
2.2.
|
Другие выплаты работникам банка
|
||||||||||||||
2.3.
|
Отчисления во внебюджетные фонды
|
||||||||||||||
2.4.
|
Расходы на подготовку кадров
|
||||||||||||||
2.5.
|
Расходы на служебные командировки
|
||||||||||||||
2.6.
|
Другие выплаты аналогичного характера (расшифровать)
|
||||||||||||||
Итого расходов по п. 1 + п. 2
|
|||||||||||||||
3.
|
Расходы на содержание основных фондов
|
||||||||||||||
3.1.
|
Строительство, реконструкция служебных зданий (включая долевое)
|
||||||||||||||
3.2.
|
Строительство, реконструкция жилых зданий и объектов социально-культурного назначения (включая долевое)
|
||||||||||||||
3.3.
|
Приобретение служебных зданий
|
||||||||||||||
3.4.
|
Приобретение жилых зданий и объектов социально-культурного назначения
|
||||||||||||||
3.5.
|
Приобретение автотранспорта:
|
||||||||||||||
3.5.1.
|
Служебные легковые автомашины
|
||||||||||||||
3.5.2.
|
Специализированный автотранспорт
|
||||||||||||||
3.6.
|
Приобретение оборудования:
|
||||||||||||||
3.6.1.
|
Специальное банковское оборудование
|
||||||||||||||
3.6.2.
|
Вычислительная техника
|
||||||||||||||
3.6.3.
|
Оргтехника
|
||||||||||||||
3.7.
|
Приобретение специальных средств защиты, относящихся к основным средствам, для собственной службы охраны
|
||||||||||||||
3.8.
|
Приобретение мебели для банковской деятельности
|
||||||||||||||
3.9.
|
Приобретение автотранспорта, мебели, оборудования для непроизводственной сферы
|
||||||||||||||
3.10.
|
Приобретение нематериальных активов
|
||||||||||||||
3.11.
|
Монтаж охранно-пожарной сигнализации
|
||||||||||||||
3.12.
|
Создание и внедрение АСУ
|
||||||||||||||
3.13.
|
Другие затраты аналогичного характера
|
||||||||||||||
Итого расходов по смете (п. 1 + п. 2 + п. 3)
|
-------------------------------- <*> Примечание. Данные о фактически произведенных расходах (затратах) в последние 6 месяцев, предшествующие вводу временной администрации. Руководитель банка /подпись/