ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЗВРАЩЕНИЕ АКТИВОВ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

ВВЕДЕНИЕ

Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности государственной политики в области противодействия коррупции и осуществляется в рамках выполнения Россией ее обязательств по международным договорам.

Российская Федерация является участником таких международных многосторонних договоров по борьбе с коррупцией, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г., Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и дополнительные протоколы к ней от 17 марта 1978 г. и от 8 ноября 2001 г., Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. Кроме того, с 28 июня 2023 г. для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.

Россией принято обязательство вести всестороннюю борьбу с коррупцией и добиваться того, чтобы коррумпированные чиновники не могли укрывать и удерживать незаконно полученные ими материальные блага, а такие активы разыскивались и возвращались жертвам коррупции.

Российская Федерация ведет активную деятельность и успешно взаимодействует с Управлением ООН по наркотикам и преступности, Организацией экономического сотрудничества и развития, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАЕ). Одно из ключевых мест отводится Россией работе по противодействию коррупции, ведущейся совместно с государствами - партнерами "Группы двадцати", а также в рамках сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

Настоящее руководство подготовлено в рамках реализации решений и договоренностей, достигнутых на саммитах "Группы восьми" в Кэмп-Дэвиде (18 - 19 мая 2012 г.) и Лох-Эрне (17 - 18 июня 2013 г.), и обновлено в рамках исполнения рекомендаций, данных по итогам второго цикла обзора хода выполнения Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции.

Руководство содержит практическую информацию относительно того, как Российская Федерация может содействовать иностранным государствам в возвращении активов, а также конкретные шаги, которым должны следовать иностранные государства и их компетентные органы для установления взаимодействия с соответствующими государственными органами Российской Федерации в целях получения содействия от них.

ОКАЗАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ВОПРОСАМ ВОЗВРАЩЕНИЯ АКТИВОВ

Взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе связанной с возвратом похищенных активов, осуществляется на основании многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Запрос о правовой помощи - это процессуальный документ, статус которого закреплен в главе 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и международных договорах, определяющих объем, порядок и условия взаимного предоставления правовой помощи между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Кроме того, в 2017 году в целях реализации решений саммита "Группы восьми" в Кэмп-Дэвиде (18 - 19 мая 2012 г.) в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены значимые изменения, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере международного сотрудничества по вопросам выявления, замораживания, ареста, конфискации и возврата активов.

В частности, главой 55.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определены:

порядок признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем;

подсудность запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров, постановлений судов иностранных государств, органы и лица, которые могут участвовать в судебном заседании при их рассмотрении;

перечень оснований, при наличии которых суд Российской Федерации может отказать в исполнении запроса.

Запросы, направляемые на основании международного договора

Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы оказания правовой помощи более чем с 70 государствами.

Правовая помощь может быть оказана также в связи с расследованием преступлений, охватываемых Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенцией Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2003 г., Конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г., а также другими многосторонними договорами, содержащими положения об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Запросы, не основанные на международном договоре

В случае отсутствия договора об оказании правовой помощи по уголовным делам, правовая помощь оказывается на основе принципа взаимности.

Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством компетентных органов запрашивающего государства оказать Российской Федерации аналогичную правовую помощь на основе принципа взаимности.

При ратификации Конвенции ООН против коррупции и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности Российская Федерация сделала заявление о том, что она будет на основе взаимности использовать эти конвенции в качестве необходимой и достаточной договорно-правовой основы для международного сотрудничества в целях конфискации.

Требование о двойной криминализации

В случае если деяние не является преступлением по законодательству Российской Федерации, правовая помощь может быть оказана в том случае, если это предусмотрено в международном договоре о правовой помощи с запрашивающим государством (например, как в пункте 3 статьи I Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 года).

Вместе с тем исполнение запросов о проведении обыска, наложении ареста на имущество, конфискации доходов, полученных преступным путем, возможно только в том случае, если преступления, с которыми связаны запросы, наказуемы как по закону запрашивающего государства, так и согласно законодательству Российской Федерации.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Запрос об оказании правовой помощи, в том числе о производстве процессуальных действий, адресуется центральному органу Российской Федерации.

Если с запрашивающим государством имеется договор, предусматривающий оказание правовой помощи по уголовным делам, запросы о правовой помощи направляются в органы Российской Федерации, которые определены этим международным договором как центральные органы.

Согласно большинству двусторонних договоров центральными органами Российской Федерации для сношений по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам определены Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации.

Центральными органами Российской Федерации, ответственными за реализацию положений Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции, назначены Министерство юстиции Российской Федерации - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, и Генеральная прокуратура Российской Федерации - по уголовно-правовым вопросам.

В случае отсутствия договора об оказании правовой помощи по уголовным делам запросы о правовой помощи, связанные с проведением обыска и наложением ареста на имущество, направляются, как правило, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а запросы о конфискации имущества - в Министерство юстиции Российской Федерации.

В соответствии с заявлениями и оговорками, сделанными Российской Федерацией при ратификации Второго дополнительного протокола от 8 ноября 2001 г. к Конвенции Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., центральными органами, уполномоченными на направление и получение запросов, содержащих просьбу о правовой помощи по уголовным делам, а также информации, передаваемой без запроса, являются:

Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам;

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности всех судов по уголовным делам (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);

Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба - по делам о преступлениях, относящихся к их компетенции;

Генеральная прокуратура Российской Федерации - по иным вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам.

Компетентным органом, уполномоченным на рассмотрение и направление просьб о представлении копий приговоров и документов о принятии мер, предусмотренных статьей 4 Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Запросы о проведении обыска в жилище, о наложении ареста на имущество, о временной передаче лица, содержащегося под стражей, а также другие запросы об оказании правовой помощи, затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина и требующие решения суда или прокурора, направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Для целей пункта 3 статьи 1 Конвенции Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам в качестве административных органов рассматриваются:

Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности всех судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба - по процессуальным действиям, связанным с их административной деятельностью;

Генеральная прокуратура Российской Федерации - по иным вопросам.

Центральными органами, назначенными в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, являются:

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам сотрудничества, связанным с деятельностью судов Российской Федерации;

Генеральная прокуратура Российской Федерации - по всем иным вопросам.

Контактная информация центральных органов Российской Федерации приведена в конце настоящего Руководства.

ПРАВИЛА, КОТОРЫМ НАДО СЛЕДОВАТЬ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ ЗАПРОСА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Для того, чтобы получить правовую помощь от Российской Федерации, рекомендуется следовать следующим шагам:

ШАГ 1: ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ДО ТОГО, КАК НАПРАВИТЬ ЗАПРОС

Если между Российской Федерацией и направляющим запрос о правовой помощи по уголовным делам государством имеется соответствующий международный договор, то при направлении запросов, в том числе связанных с возвратом похищенных активов, предварительные консультации с центральным компетентным органом, как правило, не практикуются, так как основные требования к форме и содержанию запроса о правовой помощи изложены в положениях международных договоров.

Вместе с тем при возникновении у направляющего запрос государства вопросов, связанных с содержанием запроса, центральными органами Российской Федерации будет дана необходимая консультация.

ШАГ 2: УКАЖИТЕ, НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО ЗАПРАШИВАЕТСЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

В запросе необходимо указать наименование международного договора между Российской Федерацией и направляющим запрос о правовой помощи по уголовным делам государством, послужившего основанием для запроса.

В случае отсутствия договора об оказании правовой помощи по уголовным делам правовая помощь может быть оказана на основе принципа взаимности. При этом направляющее запрос государство гарантирует соблюдение принципа взаимности письменным обязательством оказать Российской Федерации аналогичную правовую помощь на основе указанного принципа.

ШАГ 3: УКАЖИТЕ ОРГАН, ВЕДУЩИЙ РАССЛЕДОВАНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ИЛИ СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В запросе необходимо указать полное и точное наименование инициатора запроса, то есть того органа, который проводит расследование, осуществляет уголовное преследование или судебное производство, а также номер уголовного дела, по которому запрашивается правовая помощь.

ШАГ 4: ОПИШИТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

В содержании запроса необходимо указать следующее:

1) квалификацию совершенного преступления со ссылкой на соответствующий закон запрашивающего государства;

2) описание фактических обстоятельств совершенного преступления;

3) сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением;

4) полные установочные данные лиц, в отношении которых направляется ходатайство (включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или пребывания, их процессуальном статусе в уголовном деле). Если полные данные отсутствуют, необходимо отметить, что другими данными инициатор не располагает. Для юридических лиц указать их наименование, юридический и фактический адреса. Если местонахождение лиц, в отношении которых направляется ходатайство неизвестно, целесообразно предварительно принять меры по уточнению их данных и адресов, например, по каналам Интерпола, поскольку большей частью международных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам проведение розыскных мероприятий не предусмотрено;

5) при необходимости производства выемки/изъятия документов (в том числе банковских/финансовых), указать месторасположение организации или банка, в которых предположительно находятся документы, номер счета, к которому относятся документы, перечень документов, подлежащих выемке, и за какой период необходимо провести выемку данных документов;

6) если запрос содержит просьбу о производстве обыска, указать адрес физического или юридического лица, по которому необходимо провести обыск, перечень предметов, документов, которые предполагается изъять в ходе обыска;

7) при необходимости наложения ареста на доходы, полученные преступным путем, указать местонахождение данного имущества, обоснование данной просьбы, объясняющее связь между совершенным преступлением и предполагаемыми доходами;

8) по каждому запрашиваемому мероприятию следует указать основание для его проведения и цели, которые при этом преследуются.

ШАГ 5: ПРИЛОЖИТЕ ВЫПИСКИ ИЗ ПРИМЕНИМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Приложите выдержки из законодательных актов, которые относятся к преступлениям, в отношении которых ведется расследование или уголовное преследование, включая список мер наказания, которые применимы к этим преступлениям.

ШАГ 6: ОПИШИТЕ ЗАПРАШИВАЕМУЮ ПРАВОВУЮ ПОМОЩЬ

Запрашиваемая правовая помощь должна быть логически связана с описательной частью запроса. В противном случае у запрашивающего государства будет затребована дополнительная информация, что может существенно затянуть сроки исполнения ходатайства.

Запрашиваемую правовую помощь целесообразно излагать в виде отдельных пунктов.

В тексте запроса должны содержаться гарантии использования полученных сведений и документов только в целях, указанных в запросе, а также обязательство по возврату подлинников документов и вещественных доказательств, изъятых в ходе исполнения запроса.

При необходимости присутствия представителей запрашивающего государства при исполнении запроса в запросе излагается соответствующая просьба с указанием цели присутствия, сведений о сотрудниках, присутствие которых запрашивается (полные имена, должности, контактная информация), предполагаемые сроки их прибытия.

Запрос исполняется в соответствии с процедурами, предусмотренными в законодательстве Российской Федерации. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные в российском законодательстве, то будут применяться правила международного договора.

При исполнении запроса могут быть применены процессуальные нормы запрашивающего государства в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности, если запрашивающее государство просит об этом и если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. В таком случае в запросе должны быть указаны национальные процессуальные нормы, которых следует придерживаться при исполнении запроса, и обосновать необходимость их применения.

К запросу о правовой помощи прилагаются:

a) вынесенные в соответствии с законодательством запрашивающего государства постановления о производстве запрашиваемых процессуальных действий (постановление о производстве выемки, обыска, наложении ареста и другие);

b) при наличии в запросе просьбы о проведении процессуальных действий, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации судебного решения, прилагаются соответствующие решения суда;

c) выписки из законодательных актов, определяющих по законодательству запрашивающего государства квалификацию совершенного преступления.

Подлинность запроса и прилагаемые к нему документы удостоверяются официальной печатью уполномоченного органа запрашивающего государства и подписываются надлежащим должностным лицом.

Дополнительные требования к запросам о получении показаний

В запросе необходимо указать:

a) полные данные о лицах, подлежащих допросу (включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или пребывания, их процессуальный статус в уголовном деле). Если полные данные отсутствуют, необходимо сделать оговорку, что другими данными запрашивающее государство не располагает;

b) вопросы, которые должны быть заданы лицу, от которого необходимо получить показания.

Дополнительные требования к запросам о передаче документов

В запросе указывается наименование запрашиваемых документов и то, какое отношение они имеют к совершенному преступлению и какое значение имеют для расследования уголовного дела.

Российская Федерация может передать заверенные копии или заверенные фотокопии запрашиваемых материалов или документов, если только запрашивающее государство специально не просит о направлении ей оригиналов.

Российская Федерация может отсрочить передачу запрашиваемых предметов, материалов или документов, если указанные предметы, материалы или документы требуются ей в связи с осуществляемым уголовным судопроизводством.

В запросе о передаче оригиналов документов запрашивающее государство должно указать свое обязательство обеспечить их возврат Российской Федерации в максимально короткие сроки.

Оригиналы документов, переданные во исполнение запросов, возвращаются запрашивающим государством в максимально короткие сроки, если только Российская Федерация не отказывается от них.

Дополнительные требования к запросам о проведении обыска и изъятия

В запросе надо дать точное описание места или лица, подлежащих обыску, и предмета, подлежащего выемке, разъяснить, какое значение эти предметы или документы имеют для расследования уголовного дела, и обосновать эти действия (обыск, выемку) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Выемка производится на основании постановления следователя. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения.

В связи с этим в случае необходимости производства выемки перечисленных документов, если законодательством запрашивающего государства также предусмотрено вынесение судебного решения, необходимо приобщить к запросу данное судебное решение. Если производство выемки перечисленных документов в запрашивающем государстве не предусматривает вынесения постановления или судебного решения, необходимо отразить это в запросе и приобщить к запросу выписку из уголовно-процессуального законодательства о порядке проведения аналогичных следственных действий на территории запрашивающего государства.

При необходимости производства выемки документов, в том числе банковских и финансовых, следует указать место расположения организации или банка, в которых предположительно находятся документы, номер счета, к которому относятся документы, перечень документов, подлежащих выемке и за какой период необходимо провести выемку данных документов.

Если запрос содержит просьбу о производстве обыска, следует указать адрес физического или юридического лица, по которому необходимо провести обыск, привести перечень предметов, документов, которые предполагается изъять в ходе обыска, и приложить соответствующее постановление следователя или судебное решение (в случае производства обыска в жилище).

Российская Федерация исполняет поручения о проведении обыска или о наложении ареста на имущество при условии, если:

a) преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающего государства, так и согласно законодательству Российской Федерации;

b) преступление, с которым связано поручение, является в Российской Федерации преступлением, за совершение которого предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание;

c) исполнение запроса не противоречит законодательству Российской Федерации.

Дополнительные требования к запросам о наложении ареста на имущество, полученное преступным путем, для целей последующей конфискации

В запросе указывается наименование имущества, на которое необходимо наложить арест, имеющиеся сведения о его местонахождении, а также, если это уместно, оценочная стоимость имущества. В запросе излагаются факты, на которые ссылается запрашивающее государство и которые достаточны для того, чтобы Российская Федерация могла принять меры для вынесения постановления согласно своему внутреннему законодательству. В частности, для того, чтобы просьба об аресте имущества и замораживании счетов могла быть исполнена, от запрашивающего государства требуется обосновать связь между имуществом, арест которого запрашивается, и конкретными незаконными операциями либо преступной деятельностью.

К запросу приобщаются соответствующие судебные постановления, вынесенные в запрашивающем государстве (с отметкой о том, что они являются окончательными), прилагается информация относительно объема запрашиваемого исполнения таких судебных актов либо дается разъяснение порядка наложения ареста на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в запросе указываются меры, принятые запрашивающим государством для направления надлежащего уведомления добросовестным третьим сторонам и обеспечения соблюдения надлежащих правовых процедур.

Дополнительные требования к запросам о конфискации доходов, полученных преступным путем

Конфискация имущества в российском законодательстве возможна только по приговору суда либо на основании иного судебного решения, принятого по результатам судебного рассмотрения уголовного дела.

В соответствии с положениями статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора по определенной категории преступлений.

Согласно статье 243 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

Для обеспечения исполнения данной категории запросов принимаются все возможные меры в рамках российской правовой системы с целью его исполнения в том объеме, который указан в запросе, и в той мере, в какой оно относится к находящимся на территории Российской Федерации доходам от преступлений.

Запрос компетентного органа иностранного государства о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, должен содержать:

1) наименование компетентного органа иностранного государства, от которого исходит запрос;

2) наименование уголовного дела и сведения о суде иностранного государства, постановившем приговор, вынесшем постановление;

3) сведения об имуществе, которое находится на территории Российской Федерации и подлежит конфискации в качестве доходов, полученных преступным путем, а также данные о собственнике, владельце этого имущества, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;

4) просьбу компетентного органа иностранного государства о признании приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем, и о разрешении принудительного исполнения решения в части конфискации доходов, полученных преступным путем, в соответствии с указанными приговором, постановлением.

В запросе компетентного органа иностранного государства могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.

К запросу компетентного органа иностранного государства прилагаются документы, предусмотренные международным договором Российской Федерации, а если это не предусмотрено международным договором Российской Федерации, прилагаются следующие документы:

a) заверенная иностранным судом копия приговора, постановления суда иностранного государства, которыми предусмотрена конфискация находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем;

b) документ о том, что приговор, постановление суда иностранного государства вступили в законную силу;

c) документ об исполнении приговора, постановления суда иностранного государства, если они ранее исполнялись на территории соответствующего иностранного государства;

d) документ, подтверждающий, что имущество, подлежащее конфискации, находится на территории Российской Федерации;

e) документ, из которого следует, что лицо, в отношении которого принято заочное решение о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, не принимало участия в судебном разбирательстве, несмотря на то что было своевременно и в надлежащем порядке извещено о месте, дате и времени рассмотрения дела;

f) заверенный перевод указанных в пунктах а) - е) документов на русский язык.

ШАГ 7: УКАЖИТЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

В случае необходимости в запрос следует включить просьбу о сохранении конфиденциальности представленной информации, указав причины, по которым это считается необходимым.

ШАГ 8: УКАЖИТЕ СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСА

В запросе желательно указать ожидаемые сроки его исполнения с соответствующим их обоснованием.

ШАГ 9: ПРЕДОСТАВЬТЕ СПИСОК КОНТАКТОВ В ЗАПРАШИВАЮЩЕМ ГОСУДАРСТВЕ

В запросе указывается полный адрес и другие данные инициатора запроса (контактные телефоны, факс, электронная почта). Это поможет скорейшему решению каких-либо вопросов, которые могут возникнуть в ходе исполнения запроса.

ШАГ 10: ПЕРЕВЕДИТЕ ЗАПРОС

Запрос и прилагаемые к нему документы должны сопровождаться их переводом на русский язык либо иной язык, предусмотренный международным договором, на основании которого направляется запрос.

Если соответствующий международный договор отсутствует, то перевод запроса и прилагаемых к нему документов осуществляется в обязательном порядке на русский язык.

ШАГ 11: ОГРАНИЧЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Полученная в ходе исполнения запроса информация может быть использована только в целях, указанных в запросе. Возможность использования полученных материалов в других целях необходимо согласовать с соответствующим центральным органом Российской Федерации. Поэтому в запросе должны содержаться гарантии того, что информация и документы, предоставленные Российской Федерацией во исполнение запроса, будут использованы только в целях, указанных в запросе, а также обязательства вернуть оригиналы документов и другой доказательный материал, изъятый во время исполнения запроса.

ШАГ 12: ИНФОРМИРОВАНИЕ О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСА

Запрос о правовой помощи принимается к исполнению после его получения по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи. При этом запрашивающая сторона в возможно короткий срок представляет оригинал запроса. Информирование о результатах исполнения запроса осуществляется только при условии получения его оригинала.

На основании полученного запроса компетентные органы Российской Федерации принимают меры к установлению того, находятся ли активы под ее юрисдикцией. Соответствующий центральный орган Российской Федерации информирует инициатора запроса о результатах такого розыска.

В случае обнаружения активов компетентные органы Российской Федерации на основании полученного запроса осуществляют наложение ареста в соответствии со своим законодательством в целях предотвращения любых действий с такими активами, передачи или распоряжения ими до принятия окончательного решения в их отношении компетентным органом Российской Федерации. Инициатор запроса также информируется об этом.

ШАГ 13: УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЗАПРОСА ИЛИ ОТКАЗ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАПРОСА

По результатам всестороннего рассмотрения запроса и иных материалов дела центральный орган Российской Федерации проинформирует инициатора запроса о принятом решении. Решение о возврате активов принимается с учетом обязательных требований, изложенных в статье 57 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

В случае отказа в удовлетворении запроса проконсультируйтесь с центральным органом Российской Федерации в целях устранения недостатков в направленном запросе и, если это возможно, вновь направьте запрос, проследовав по шагам 2 - 12.

В случае удовлетворения запроса центральный орган Российской Федерации проинформирует об этом инициатора запроса.

ШАГ 14: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗВРАТА АКТИВОВ

При получении информации об удовлетворении запроса проконсультируйтесь с центральным органом Российской Федерации об объеме, условиях и порядке возврата активов.

Активы передаются инициатору запроса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Имейте в виду, что при возврате активов должны соблюдаться права добросовестных приобретателей - третьих лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Активы могут быть возвращены как в полном объеме, так и частично, с учетом, в том числе, возможной необходимости компенсации расходов для компетентных органов Российской Федерации.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Главное управление международно-правового сотрудничества

125993 ГСП-3, Россия, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а

Факс: 007 495 986 35 09

E-mail: transgprf@genproc.gov.ru

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации в ноябре 2009 г. создан национальный контактный пункт по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности. Для обеспечения его деятельности в качестве контактных лиц определены:

по вопросам правовой помощи:

заместитель начальника Главного управления международно-правового сотрудничества - начальник управления правовой помощи и правоохранительного содействия Литвишко Петр Андреевич (английский язык), телефон: 007 495 982 75 23, e-mail: p.litvishko@genproc.gov.ru;

по вопросам антикоррупционного сотрудничества:

заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Юсуфов Аслан Шихздаевич (английский язык), телефон: 007 495 692 16 66, факс: 007 495 986 34 00, e-mail: a.yusufov@genproc.gov.ru;

старший прокурор организационно-аналитического отдела управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Мохова Ольга Юрьевна (английский язык), телефон: 007 495 986 33 90, e-mail: mokhova ou@mail.ru;

прокурор организационно-аналитического отдела управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Мухин Михаил Сергеевич (английский язык), телефон: 007 495 982 42 15, факс: 007 495 982 77 42, e-mail: mukhin.m@genproc.gov.ru.

Министерство юстиции Российской Федерации

Департамент международного права и сотрудничества

119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, 14

Тел: 007 800 303 30 03, доб. 99 16 01

Факс: 007 495 955 58 89

Электронная почта: cooperation@miniust.gov.ru