ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 133
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 25
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 107
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 3575
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 33
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 100
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
N 45
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
N 144
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
N ЕД-7-18/137
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
N 106
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
N 40
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ОД-326/22
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
"АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ"
N 1/2802
ПРИКАЗ
от 28 февраля 2023 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ ИЗ-ЗА РУБЕЖА
АКТИВОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
С целью установления единого порядка взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов и организаций при выявлении, аресте, конфискации и возвращении из-за рубежа активов <1>, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений, приказываем:
--------------------------------
<1> Под активами для целей настоящего приказа понимается имущество, указанное в пункте 13.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статье 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию о порядке организации работы по возвращению из-за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений.
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра иностранных дел Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации, директора ФСБ России, директора Росфинмониторинга, руководителя ФТС России, руководителя ФНС России, директора ФССП России - главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя Росимущества, Председателя Банка России, генерального директора государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов":
2.1. Рассмотреть вопрос о необходимости приведения в соответствие с настоящим приказом ведомственных правовых актов, в том числе разработки организационно-распорядительных документов и методических рекомендаций по его реализации.
2.2. Рассмотреть вопрос о включении в программы обучения подведомственных образовательных организаций и повышения квалификации работников учебной дисциплины по тематике возвращения из-за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений.
2.3. Организовать ознакомление подчиненных сотрудников с настоящим приказом.
2.4. Обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
И.В.КРАСНОВ
Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН
Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
Министр иностранных дел
Российской Федерации
С.В.ЛАВРОВ
Министр юстиции
Российской Федерации
К.А.ЧУЙЧЕНКО
Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
А.В.БОРТНИКОВ
Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Ю.А.ЧИХАНЧИН
Руководитель
Федеральной таможенной службы
В.И.БУЛАВИН
Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
Д.В.АРИСТОВ
Руководитель
Федерального агентства по управлению
государственным имуществом
В.В.ЯКОВЕНКО
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Генеральный директор
государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
А.Г.МЕЛЬНИКОВ
Утверждена
приказом Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, Следственного
комитета Российской Федерации, МВД
России, МИДа России, Минюста России,
ФСБ России, Росфинмониторинга,
ФТС России, ФНС России, ФССП России,
Росимущества, Банка России,
государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
N 133/25/107/3575/33/100/45/144/ЕД-7-18/
137/106/40/ОД-326/22/1/2802
от 28 февраля 2023 г.
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ ИЗ-ЗА РУБЕЖА
АКТИВОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
1. Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, МВД России, МИДу России, Минюсту России, ФСБ России, Росфинмониторингу, ФТС России, ФНС России, ФССП России, Росимуществу, Банку России, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" считать одним из приоритетных направлений деятельность по возвращению из-за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений (далее - активы), осуществлять указанную деятельность в пределах установленной компетенции и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящей инструкцией.
2. Следственному комитету Российской Федерации, МВД России, МИДу России, Минюсту России, ФСБ России, ФТС России, ФНС России, ФССП России, Росимуществу, Банку России, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов":
2.1. При получении в результате осуществляемой деятельности сведений о владении активами за рубежом лицами, на которых распространены ограничения, запреты и требования, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, незамедлительно информировать об этом органы прокуратуры Российской Федерации соответствующего уровня для рассмотрения вопроса о проведении проверочных мероприятий в установленном законом порядке.
2.2. Для координации действий правоохранительных и иных государственных органов и организаций информировать органы прокуратуры Российской Федерации о полученных в результате осуществляемой деятельности сведениях о фактах вывода за рубеж активов лицами, контролировавшими финансовые организации, конкурсным управляющим или ликвидатором которых является государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", а также о владении указанными лицами активами, находящимися в иностранных юрисдикциях.
3. Следователям, руководителям следственных органов, дознавателям, начальникам подразделений дознания, начальникам органов дознания, органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность:
3.1. В случае причинения тяжким или особо тяжким преступлением имущественного ущерба, а также в целях обеспечения возможных взыскания штрафа и (или) конфискации имущества принимать меры по установлению зарубежных активов лиц, причастных к противоправной деятельности, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, в том числе скрываемых ими через третьих лиц.
3.2. В каждом случае выявления и расследования тяжкого или особо тяжкого преступления, сопряженного с неправомерным завладением денежными средствами или иным имуществом, своевременно принимать меры, направленные на установление целей и способов использования и легализации (отмывания) такого имущества, а также вывода его за рубеж.
3.3. Наряду с установлением имущества, подлежащего конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в случаях, предусмотренных законом, принимать меры к поиску иного имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, а также других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). На данное имущество может быть наложен арест в целях обеспечения исполнения приговора в части заявленного гражданского иска, взыскания штрафов, других имущественных взысканий.
3.4. В целях определения юрисдикций, в которых могут быть скрыты активы, сбора сведений об их месте нахождения, получения доказательств их перемещения либо установления прав на них при наличии оснований, предусмотренных законом:
устанавливать у подозреваемых, обвиняемых, их родственников наличие гражданства или подданства иностранных государств и территорий (далее - иностранные государства);
устанавливать личные и экономические интересы подозреваемого (обвиняемого), подтверждающиеся в том числе частотой перемещений подозреваемого (обвиняемого), его близких родственников, близких и иных аффилированных с ними лиц в иностранные юрисдикции, проживанием на их территории, наличием у них зарубежной недвижимости, счетов в иностранных банках, иных финансовых инструментов, а также цифровых финансовых активов и цифровых валют;
анализировать переписку сотрудников юридического лица, бенефициарным владельцем которого является подозреваемый, обвиняемый;
изучать информацию из открытых источников (средства массовой информации, социальные сети, телефонные книги);
запрашивать в МВД России информацию о реквизитах паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, подозреваемого (обвиняемого), его близких родственников, близких <2> и иных аффилированных с ними лиц <3>;
--------------------------------
<2> Здесь и далее понятия "близкие родственники" и "близкие лица" употребляются в значении, раскрываемом в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
<3> При наличии технической возможности с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
использовать реестры юридических лиц, в том числе реестры их бенефициарных владельцев (при их доступности в иностранных юрисдикциях), которые в зависимости от юрисдикции могут содержать информацию об органах управления, фактических владельцах, уставном капитале, отчетности компании, а также базы данных (общедоступные и (или) платные), содержащие информацию об органах управления, фактических владельцах, уставном капитале, отчетности компании;
использовать сведения о пересечении подозреваемым, обвиняемым, их близкими родственниками, близкими и иными аффилированными с ними лицами государственной границы Российской Федерации;
в целях розыска, установления местонахождения имущества и получения идентификационных сведений об активах использовать механизмы взаимной правовой помощи, правоохранительного (полицейского) сотрудничества, возможности Интерпола, ФТС России, ФНС России (в пределах, установленных международными соглашениями), государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" и иных компетентных государственных органов и организаций, способных предоставить необходимую информацию;
запрашивать интересующие сведения в банках и иных финансовых организациях на территории Российской Федерации;
запрашивать информацию от компетентных органов иностранных государств через Национальное центральное бюро (далее - НЦБ) Интерпола МВД России, учитывая, что перечень и порядок получения сведений в процессе проверки сообщений и иной информации о преступлениях в сфере экономики, а также в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, дознания или предварительного следствия по преступлениям экономической направленности определен Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971;
обращаться за содействием в Росфинмониторинг для выявления за рубежом активов с использованием возможностей иностранных подразделений финансовой разведки (далее - ПФР), при этом учитывать, что запрос в Росфинмониторинг оформляется в соответствии с требованиями Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Росфинмониторинга, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации от 21 августа 2018 г. N 511/244/541/433/1313/80;
запрашивать дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации о наличии информации в отношении интересующих лиц, в том числе об их проживании за рубежом и обращениях в консульские учреждения;
взаимодействовать с соответствующими компетентными органами иностранных государств в порядке правоохранительного (полицейского) сотрудничества по собственным каналам получения информации, в том числе на основании соглашений (меморандумов) о сотрудничестве и протоколов к ним, заключенных с иностранными правоохранительными органами.
3.5. Для приобщения информации, полученной от ПФР иностранного государства, к материалам уголовного дела, а также для использования ее в суде придавать ей форму доказательства с использованием возможностей оперативно-разыскной деятельности либо путем предварительного получения согласия соответствующего ПФР иностранного государства на приобщение информации, поступившей от ПФР иностранного государства, к материалам уголовного дела, для чего направлять запрос в Росфинмониторинг. В случае невозможности придания информации формы доказательства таким образом направлять в компетентные органы иностранного государства запрос о правовой помощи или правоохранительном содействии. При этом учитывать требования о незамедлительном наложении ареста на имущество в соответствии со статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
3.6. При необходимости проведения оперативно-разыскных мероприятий на территории иностранного государства обращаться в установленном порядке в компетентные органы иностранных государств с запросами об оказании содействия в поиске активов, подлежащих возврату.
4. Следователям, руководителям следственных органов, дознавателям, начальникам подразделений дознания, начальникам органов дознания:
4.1. При наличии в материалах уголовного дела сведений о перемещении за рубеж активов, полученных преступным путем, а также скрываемых через третьих лиц, в соответствии со статьей 160.1 УПК РФ принимать меры по их установлению и наложению на них ареста (при необходимости - по своевременному продлению ареста).
4.2. В каждом конкретном случае принимать достаточные меры к возвращению в Российскую Федерацию соответствующих активов подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия (в том числе в добровольном порядке путем включения соответствующих положений в досудебные соглашения о сотрудничестве в соответствии с УПК РФ).
4.3. При получении напрямую от компетентных органов иностранных государств запросов о правовой помощи или правоохранительном содействии, в том числе по делам о легализации (отмывании) имущества, приобретенного преступным путем, о подкупе иностранных должностных лиц, в случаях, когда в них содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении, имеющем финансовую составляющую (сопряженном с возможным неправомерным завладением имущества) и подпадающем под юрисдикцию Российской Федерации:
направлять запрос в Росфинмониторинг в порядке, определенном совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Росфинмониторинга, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации от 21 августа 2018 г. N 511/244/541/433/1313/80, с одновременным уведомлением органов прокуратуры Российской Федерации;
обеспечивать проведение проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ или своевременное направление поступивших материалов в соответствующее подразделение для ее осуществления.
4.4. При расследовании уголовных дел:
обеспечивать своевременное привлечение гражданских истцов к участию в работе по возвращению активов из-за рубежа;
доказывать и по возможности отражать в окончательном процессуальном решении связь активов, находящихся за рубежом, с преступлением и обстоятельствами, обусловливающими их конфискацию, исполнение приговора в части заявленного гражданского иска, а именно тот факт, что активы получены в результате совершения преступления или являются доходами от этих активов, средством совершения преступления или его предметом либо активами, приобщенными к активам, приобретенным законным путем, либо использовались или предназначались для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
4.5. В течение 15 рабочих дней после вступления в силу решения суда о принятии мер процессуального принуждения в отношении находящихся за рубежом активов в соответствии с частью 2 статьи 160.1 УПК РФ в установленном порядке вносить запрос о правовой помощи.
4.6. При подготовке запроса указывать полное наименование следственного подразделения, подразделения дознания, номер уголовного дела, данные о подозреваемых (обвиняемых) и инкриминируемых им деяниях со ссылкой на статьи УК РФ; излагать краткую фабулу уголовного дела, включая место, время, способ совершения преступления, сведения о лицах, упомянутых в запросе, а также конкретные данные о подлежащих аресту активах (адрес нахождения имущества, его описание и стоимость (если имеется информация), наименование и адрес банка, иной финансовой организации, номера счетов, суммы денежных средств и прочее), которые запрашивать через органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, НЦБ Интерпола МВД России, Росфинмониторинг, ФНС России (в пределах, установленных международными соглашениями), государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" <4> либо путем проведения следственных и иных процессуальных действий.
--------------------------------
<4> По уголовным делам, возбужденным по фактам преступных посягательств на активы финансовых организаций, конкурсным управляющим или ликвидатором которых является государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
Текст запроса в обязательном порядке мотивировать ссылками на положения международного договора Российской Федерации, который регламентирует сотрудничество в области оказания правовой помощи (например, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и дополнительные протоколы к ней, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г., двусторонний договор).
В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо в соответствующих случаях направления запроса о правовой помощи на основе принципа взаимности переводить запрос и прилагаемые к нему процессуальные и иные документы на иностранный язык, перевод заверять подписью и печатью в установленном порядке.
4.7. В случае принятия судом решения о продлении срока ареста обеспечивать своевременное фактическое представление (с учетом времени, затраченного на пересылку) не позднее 30 суток до истечения срока ареста в Генеральную прокуратуру Российской Федерации постановлений о продлении сроков наложения ареста на имущество для заблаговременного направления в компетентные органы иностранных государств документов, подтверждающих обоснованность продления срока применения данной меры процессуального принуждения, в целях принятия соответствующего решения на территории иностранного государства.
При невозможности предоставления оригинала постановления о продлении сроков наложения ареста на имущество в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленные сроки направлять его копию с обязательным досылом оригинала в кратчайшие сроки.
При этом учитывать, что положения статьи 115.1 УПК РФ не препятствуют заблаговременному обращению в суд с соответствующим ходатайством.
4.8. При наличии оснований принимать меры к получению от запрашиваемого государства отказа от возвращения ему вещественных доказательств и иного имущества, ранее переданного в доказательственных целях по запросу о правовой помощи в Российскую Федерацию.
4.9. Своевременно уведомлять Генеральную прокуратуру Российской Федерации о необходимости прекращения исполнения направленного компетентным органам иностранного государства запроса о правовой помощи по уголовному делу, в том числе о снятии ареста с активов в иностранном государстве.
4.10. В целях ускорения исполнения компетентными органами иностранного государства оформленного в установленном порядке запроса о правовой помощи по уголовному делу его копию направлять в адрес НЦБ Интерпола МВД России для последующей передачи по каналам Интерпола. При этом также использовать возможность передачи просьб о принятии предварительных мер, предотвращающих осуществление любых операций по передаче или распоряжению имуществом, на основании пункта 13 статьи 18 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и пункта 3 статьи 34 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. <5>
4.11. Вести на постоянной основе учет обнаруженного при производстве по уголовным делам имущества за рубежом, а также направляемых запросов о правовой помощи по уголовным делам, содержащих ходатайства о выявлении, об аресте, о конфискации и возвращении активов <6>.
--------------------------------
<5>, <6> Данные подпункты не распространяются на руководителей следственных органов и следователей органов федеральной службы безопасности.
5. МВД России, ФСБ России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ФТС России и ФНС России в пределах своей компетенции:
5.1. При наличии оснований обеспечивать подготовку и направление
должностному лицу или в орган иностранного государства запросов о правовой помощи по делам об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 29.1.1, 29.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с международным договором Российской Федерации или на началах взаимности.
5.2. При подготовке международного запроса по делу об административном правонарушении учитывать, что он должен быть составлен в письменном виде, на официальном бланке, подписан уполномоченным должностным лицом и удостоверен гербовой печатью соответствующего органа с указанием полного официального наименования запрашиваемого государства.
В запросе о правовой помощи указывать точные данные о лицах, в отношении которых осуществляется административное преследование, включая сведения о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания (в том числе о пересечении указанными лицами государственных границ и их нахождении на территории иностранных государств), а для юридических лиц - их наименование и местонахождение.
Текст запроса в обязательном порядке мотивировать ссылками на положения международного договора Российской Федерации, который регламентирует сотрудничество в области оказания правовой помощи и взаимодействия (например, Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 г., Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г., двусторонние договоры, в том числе межправительственные соглашения).
В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо в соответствующих случаях направления запроса о правовой помощи на основе принципа взаимности переводить запрос и прилагаемые к нему процессуальные и иные документы на официальный язык запрашиваемого государства, перевод заверять подписью и печатью.
6. Следственному комитету Российской Федерации, МВД России, ФСБ России в рамках имеющихся у них полномочий оказывать содействие государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" при поиске активов финансовых организаций и контролировавших их лиц за рубежом, а также при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставлять сведения об установленном имуществе и доказательствах, подтверждающих его принадлежность привлекаемым к ответственности лицам, для дальнейшего использования данных сведений в рамках гражданского судопроизводства.
7. Органам административной юрисдикции во взаимодействии с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в рамках компетенции в каждом конкретном случае принимать достаточные меры к возвращению в Российскую Федерацию активов (в том числе в добровольном порядке) должниками и лицами, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
8. Прокурорам в соответствии с компетенцией:
8.1. Рассматривать поступившие сведения о владении активами за рубежом лицами, на которых распространены ограничения, запреты и требования, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, и в случае отсутствия данной информации в справках о доходах и расходах указанных лиц инициировать соответствующие проверочные мероприятия.
8.2. При поступлении из органов предварительного расследования, а также от потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, находящимся на рассмотрении в суде, информации об активах обвиняемого или имеющих преступный характер происхождения (использования) и находящихся за границей, незамедлительно возбуждать перед судом ходатайство об аресте такого имущества в порядке, предусмотренном статьей 230 УПК РФ.
8.3. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных действий в отношении активов, находящихся за рубежом, в соответствии с частью 3 статьи 165 УПК РФ, при наличии оснований принимать меры реагирования на постановления судов об отказе в производстве данных действий.
8.4. При поступлении уголовного дела для утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления) изучать его на предмет разъяснения потерпевшему права заявить иск о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, и компенсации морального вреда. Заявлять иск при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 44 УПК РФ.
8.5. Принимать все необходимые меры для разрешения в окончательном процессуальном решении, в том числе итоговом судебном акте, судьбы арестованных за рубежом активов, а также отражения связи имущества, находящегося за рубежом, с обстоятельствами, обусловливающими его конфискацию, исполнение приговора в части заявленного гражданского иска, а именно того факта, что активы получены в результате совершения преступления или являются доходами от этих активов, средством совершения преступления или его предметом либо активами, приобщенными к активам, приобретенным законным путем, либо использовались или предназначались для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
8.6. При выдаче лица в Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности при наличии оснований одновременно запрашивать передачу с ним предметов, являющихся орудиями, оборудованием или иными средствами совершения преступления, и предметов, несущих на себе следы преступления или добытых преступным путем, а в случаях, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться, - также передачу их в Российскую Федерацию.
8.7. Своевременно информировать инициатора запроса о правовой помощи или правоохранительном содействии, связанного с розыском, установлением, арестом и конфискацией активов за рубежом, о его исполнении (или об отказе исполнения) компетентными органами иностранных государств, а также о необходимости предоставить дополнительные сведения (материалы).
9. Росфинмониторингу при получении сведений о наличии за рубежом денежных средств или иных активов, принадлежащих фигурантам уголовного дела (подозреваемым, обвиняемым), а также их родственникам или подконтрольным лицам, направлять в установленном порядке соответствующую информацию и материалы в органы прокуратуры Российской Федерации, а также правоохранительные органы Российской Федерации, осуществляющие производство по уголовному делу и (или) оперативное сопровождение уголовного дела.
10. Минюсту России в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, обеспечивать пересылку в центральные и компетентные органы запросов о признании и приведении в исполнение решений судов о конфискации доходов, полученных в результате преступной деятельности, и средств совершения преступления, приговоров и иных судебных решений о возмещении вреда, причиненного преступлением, и о назначении штрафов, предварительно осуществляя проверку соответствия указанных запросов требованиям положений международных договоров Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права, на основании которых направляется запрос.
11. МИДу России:
11.1. Оказывать содействие в установлении содержания иностранного права относительно доступных механизмов для защиты активов в конкретных иностранных юрисдикциях.
11.2. Обеспечивать по запросам компетентных органов Российской Федерации использование полномочий дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по передаче документов, предметов и денежных сумм из государства пребывания в Российскую Федерацию.
11.3. Осуществлять в пределах своей компетенции по запросам компетентных органов Российской Федерации функции правовой помощи по гражданским и уголовным делам, а именно допрос граждан Российской Федерации и вручение им документов без применения мер процессуального принуждения или угрозы их применения, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или не противоречит законодательству государства пребывания.
12. Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" при поиске активов, на которые возможно обратить взыскание, в каждом конкретном случае оценивать целесообразность осуществления мероприятий по признанию или инициированию процедуры банкротства в отношении контролировавшего ликвидируемую финансовую организацию лица либо иного лица, которое может быть привлечено к субсидиарной ответственности или ответственности за причинение вреда имущественным интересам указанной финансовой организации и (или) ее кредиторам, в иностранных юрисдикциях с учетом их правовых особенностей. В случае признания российской процедуры банкротства за рубежом принимать меры к обеспечению участия представителей финансовых организаций, конкурсным управляющим (ликвидатором) которых является государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", а также при необходимости иных лиц в судебных разбирательствах в отношении указанных в настоящем пункте активов.