ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 октября 2021 г. N 575
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О МОБИЛЬНЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРИЕМНЫХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях совершенствования работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о мобильных и временных приемных органов прокуратуры Российской Федерации (далее - Типовое положение).
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур и прокурору комплекса "Байконур" разработать в соответствии с Типовым положением и утвердить положения о мобильных и временных приемных.
3. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам и прокурору комплекса "Байконур" обеспечить исполнение приказа.
4. Опубликовать настоящий приказ в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ
Утверждено
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 04.10.2021 N 575
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МОБИЛЬНЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРИЕМНЫХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Типовое положение регламентирует задачи, деятельность мобильных и временных приемных органов прокуратуры Российской Федерации (далее - мобильные и временные приемные). Типовое положение разработано для обеспечения организации и функционирования мобильных и временных приемных, проведения выездных личных приемов руководством и другими должностными лицами органов прокуратуры Российской Федерации, повышения эффективности работы по восстановлению нарушенных прав граждан и доверия населения к органам прокуратуры.
1.1. Мобильные приемные создаются в целях осуществления оперативных выездов, в том числе в отдаленные и труднодоступные населенные пункты, для приема граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, представителей общественных объединений и организаций, бизнес-сообщества (далее - заявители) в соответствии с заранее утвержденными планами и графиками приемов, а также при наличии иных оснований.
1.2. Порядок образования мобильных приемных и формирования их состава, утверждение планов выездов и графиков личного приема, а также случаи и порядок организации выездного приема определяются соответствующим организационно-распорядительным документом.
1.3. Временные приемные формируются на определенный срок (как правило, на полугодие) при наличии сведений о ситуациях, требующих незамедлительного вмешательства органов прокуратуры, для выездов в территориальные образования с неблагополучной обстановкой, сложившейся в результате систематического ущемления прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушений закона, аварий, распространения заболеваний, стихийных или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы. В соответствующем организационно-распорядительном документе о временной приемной определяется ее состав.
1.4. Мобильные и временные приемные в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Положением о мобильных и временных приемных, изданным в соответствии с настоящим Типовым положением.
1.5. Планирование и организация деятельности мобильных и временных приемных осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных органам прокуратуры, участвующим в работе соответствующей приемной согласно распределению обязанностей.
1.6. Сведения о работе мобильных или временных приемных (задачах, месте и режиме работы) размещаются на информационных стендах, а также при использовании технических средств аналогичного назначения в органах прокуратуры, органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, иных общедоступных местах, в средствах массовой информации, на официальном сайте прокуратуры в сети "Интернет". Указанная информация предоставляется также по справочным телефонам органов прокуратуры Российской Федерации.
2. Задачами мобильных и временных приемных являются:
2.1. Оперативное реагирование на обращения либо сведения, размещенные в средствах массовой информации, сети "Интернет" и имеющие общественный резонанс, о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, требующих вмешательства органов прокуратуры.
2.2. Выявление причин и условий, способствующих увеличению числа обращений в органы прокуратуры, и принятие мер по соблюдению требований закона и недопущению нарушения прав граждан.
2.3. Проведение личного приема заявителей в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.
2.4. Оказание правовой помощи гражданам, в первую очередь относящимся к социально незащищенной категории населения: ветеранам, узникам концлагерей, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям и малоимущим.
3. Прием заявителей проводится в следующем порядке:
3.1. Мобильные и временные приемные могут осуществлять свою работу в зданиях, занимаемых предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, социальными и образовательными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами прокуратуры, а также размещаться в иных временно приспособленных для этих целей помещениях. Вопросы о возможности размещения приемных предварительно согласовываются с названными органами и организациями.
3.2. Организация работы мобильных и временных приемных осуществляется работниками органов прокуратуры, ответственными за данное направление деятельности, на плановой и внеплановой основе.
3.3. Руководители прокуратур, на поднадзорных территориях которых размещаются мобильные или временные приемные, обеспечивают необходимое оборудование помещений, в которых будет проводиться личный прием посетителей, и условия для ожидания ими приема.
Планы выездов и графики личного приема своевременно доводятся до сведения населения в соответствии с требованиями Инструкции о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.05.2011 N 153.
После утверждения планов работы мобильных или временных приемных ответственными лицами осуществляются мероприятия по информированию населения о предстоящей работе, размещенная информация публикуется также в день, предшествующий выезду.
К работе мобильных и временных приемных могут привлекаться представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных, контролирующих и иных органов, а также общественных объединений. Участие этих лиц предварительно согласовывается с ними и отражается в планах выездов и графиках приема.
3.4. Прием заявителей участниками мобильных и временных приемных должен осуществляться в течение всего рабочего дня. При необходимости возможно установление порядка работы приемных в вечернее время, выходные и праздничные дни.
3.5. Предложения о плановых и внеплановых выездах в конкретные населенные пункты либо на поднадзорные объекты вносятся руководству органов прокуратуры работниками органов прокуратуры, ответственными за это направление деятельности, с учетом анализа статистических данных, причин и условий, повлекших обращения граждан, динамики числа обращений по конкретным направлениям деятельности.
4. Личный прием заявителей осуществляется прокурорами в форменном обмундировании.
5. При подготовке к выезду анализируются имеющиеся данные о рассмотрении обращений и приеме граждан, материалы предыдущих проверок, их результаты и принятые по ним решения, организационно-распорядительные документы.
6. При принятии решения о приеме заявителей лично руководителем прокуратуры, его заместителями и другими уполномоченными лицами мобильной или временной приемной учитываются требования пункта 4.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, касающиеся установления контроля за результатами рассмотрения обращений по наиболее актуальным вопросам.
7. Поступившие в ходе выездного приема обращения передаются в соответствующую прокуратуру не позднее следующего дня с отметкой о дате и месте получения документа для своевременной регистрации. В этих целях используются автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства в органах прокуратуры "Надзор-WEB" и информационная система обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации (ИСОП).
8. Обращения регистрируются и рассматриваются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, и Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 N 450. При регистрации письменных и устных обращений граждан, поданных на личном приеме, заполняются все необходимые реквизиты, в том числе сведения о результатах приема (принято обращение, разъяснено). На обращениях, принятых в ходе приема, ставится отметка "с личного приема".
9. Руководству прокуратуры представляется обобщенная информация о результатах рассмотрения принятых в мобильных или временных приемных обращений и мерах реагирования, которая используется для прогнозирования и планирования надзорной деятельности. Указанное обобщение проводится в целях выявления наиболее характерных и распространенных нарушений прав и свобод граждан, их причин, разработки эффективных мероприятий по их устранению.
Освещение в средствах массовой информации итогов деятельности мобильных и временных приемных рассматривается как одно из важнейших направлений этой работы. Проекты сообщений по наиболее резонансным случаям с примерами реальной помощи в восстановлении нарушенных прав заявителей своевременно направляются в управление взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ответственным лицам прокуратур, осуществляющим взаимодействие со средствами массовой информации, для предания гласности.
10. Контроль за организацией деятельности мобильных и временных приемных возлагается на одного из руководителей прокуратуры.