ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 августа 2015 г. N 407

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕ ПО НАДЗОРУ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
ПРОКУРАТУРЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования деятельности подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, обеспечения единообразного подхода к выполнению возложенных задач, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об отделе по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры субъекта Российской Федерации (далее - Типовое положение).

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур использовать Типовое положение при разработке положений о подразделениях по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах, а также при установлении должностных обязанностей старших помощников (помощников) прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

3. Опубликовать настоящий приказ в журнале "Законность".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждено
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 3 августа 2015 г. N 407

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее - отдел) является самостоятельным структурным подразделением прокуратуры субъекта Российской Федерации.

1.2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора субъекта Российской Федерации, а также настоящим Типовым положением.

1.3. Отдел организует работу по предметно-зональному принципу с учетом возложенных на него задач и предоставленных полномочий на основе текущих и перспективных планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации и отдела в соответствии с регламентом прокуратуры субъекта Российской Федерации, решениями коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации и постановлениями координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации.

1.4. В целях решения поставленных задач и в соответствии с компетенцией отдел в установленном порядке взаимодействует со структурными подразделениями прокуратуры субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными и специализированными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, общественными и иными организациями, должностными лицами, средствами массовой информации.

1.5. Организационное и методическое руководство деятельностью отдела осуществляется управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Оперативное руководство отделом осуществляется прокурором субъекта Российской Федерации.

2. Основные цели, задачи и функции отдела

2.1. Деятельность отдела направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер по противодействию коррупции и ее проявлениям.

2.2. В этих целях отдел выполняет задачи по обеспечению:

организации и осуществления эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению;

организации эффективного прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) по уголовным делам и материалам о преступлениях коррупционной направленности;

привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;

защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском и арбитражном процессах в пределах полномочий, предоставленных законодательством; возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

2.3. В соответствии с поставленными задачами отдел осуществляет следующие функции:

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными и специализированными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и их должностными лицами; за законностью издаваемых ими правовых актов в области противодействия коррупции;

надзор за исполнением законодательства о государственной службе территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, территориальными и специализированными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, запретов и ограничений, связанных с поступлением на государственную службу, и требований о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

мониторинг законодательства субъекта Российской Федерации и правоприменительной практики в области противодействия коррупции;

проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также надзор за исполнением требований прокурора в этой сфере; мониторинг и координация деятельности по проведению органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами и организациями антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

осуществление прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел о таких преступлениях, а также при приеме и рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и готовящихся преступлениях указанной категории, соответствием закону принятых процессуальных решений;

осуществление прокурорского надзора за расследованием уголовных дел, связанных с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок, за производством оперативно-розыскной деятельности при сопровождении таких дел (за исключением органов федеральной службы безопасности), а также за обеспечением принятия мер по привлечению к ответственности юридических лиц, виновных в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;

обеспечение поддержания государственного обвинения в суде, обжалование незаконных, необоснованных и несправедливых судебных решений по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие прокуроров в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной инстанции, обеспечение участия прокуроров в кассационной инстанции, разрешение жалоб и обращений на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам указанной категории;

обеспечение реализации полномочий прокурора в арбитражном и гражданском процессе в пределах имеющейся компетенции;

сбор, накопление и анализ информации о состоянии исполнения законодательства о противодействии коррупции, деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и практике прокурорского надзора в этой области, об эффективности использования законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами прокуратуры субъекта Российской Федерации предоставленных законом полномочий по предупреждению и пресечению проявлений коррупции;

анализ состояния законности в области противодействия коррупции, подготовка информационно-аналитических материалов о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, о результатах работы правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора субъекта Российской Федерации;

проведение проверок исполнения федерального законодательства по размещенным в средствах массовой информации публикациям о коррупционных правонарушениях, представляющих повышенную общественную опасность;

участие в координации деятельности уполномоченных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, в подготовке материалов к заседаниям координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации;

участие в работе межведомственных антикоррупционных органов (включая временные рабочие группы);

контроль организации и результатов работы прокуратур городов и районов по вопросам, отнесенным к ведению отдела;

оказание в пределах своей компетенции прокуратурам городов и районов, другим территориальным и иным специализированным прокуратурам методической и практической помощи в организации соответствующего надзора; изучение положительного опыта работы на местах и принятие мер по его распространению;

подготовка предложений в перспективные и текущие планы работы, коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры, координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, а также предложений о комплексных профилактических мерах по противодействию коррупции и обеспечение в установленном порядке их реализации;

разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности прокурорского надзора; участие в подготовке соответствующих методических рекомендаций и пособий, разъяснений по вопросам организации надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

рассмотрение и разрешение обращений граждан, юридических и должностных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства, приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации;

участие в правотворческой деятельности во взаимодействии с другими подразделениями прокуратуры субъекта Российской Федерации; подготовка в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства;

обеспечение совместно с другими подразделениями прокуратуры субъекта Российской Федерации сотрудничества с общественными организациями, средствами массовой информации по вопросам противодействия коррупции; информирование общественности о деятельности органов прокуратуры в области противодействия коррупции;

выполнение в соответствии с компетенцией и по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации иных функций, предусмотренных федеральным законодательством, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора субъекта Российской Федерации.

2.4. При реализации названных функций отдел обеспечивает защиту сведений, содержащих государственную, следственную либо иную охраняемую законом тайну, а также персональных данных и информации, содержащихся в учетно-регистрационных документах.

3. Полномочия отдела

3.1. Отдел в соответствии с его компетенцией наделен полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

3.2. По вопросам, относящимся к его компетенции, отдел обеспечивает:

организацию и проведение проверок исполнения федерального законодательства (при необходимости во взаимодействии с соответствующими подразделениями прокуратуры субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе проверок исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации антимонопольного и бюджетного законодательства, законодательства о недропользовании, внешнеэкономической деятельности, об использовании государственного имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об осуществлении лицензионных, регистрационных и других разрешительных процедур и иного федерального законодательства;

контроль исполнения нижестоящими прокуратурами приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора субъекта Российской Федерации, изданных по вопросам организации надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

проведение по поручению прокурора субъекта Российской Федерации с выездом на место проверок организации работы прокуратур городов и районов, других территориальных и иных специализированных прокуратур по вопросам надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок законности принятия органами предварительного следствия процессуальных решений по уголовным делам и материалам доследственных проверок о преступлениях коррупционной направленности (за исключением уголовных дел и материалов доследственных проверок, находящихся в производстве органов федеральной службы безопасности);

подготовку по результатам проверок проектов актов прокурорского реагирования, а по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов - проектов требований об изменении нормативных правовых актов с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо проектов заявлений в суд об оспаривании нормативных правовых актов;

обеспечение участия прокурора в рассмотрении судами дел, производство по которым возбуждено по подготовленным отделом искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, дел, связанных с возмещением ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями, и других; обжалование незаконных и необоснованных судебных решений по таким делам;

подготовку предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии нормативных правовых актов; участие в разработке законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации проектов законов и иных нормативных правовых актов; участие в работе комитетов, комиссий и рабочих групп; проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовку по ним заключений и других документов;

изучение дел оперативного учета, истребование материалов доследственных проверок и уголовных дел, статистических и других необходимых сведений из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (за исключением органов федеральной службы безопасности) и от прокуроров городов и районов в целях проверки законности и обоснованности принятых процессуальных и иных решений, анализа состояния уголовно-процессуальной деятельности и надзора за исполнением законов при ее осуществлении;

в пределах своей компетенции в установленном порядке направление поручений прокурорам городов и районов о проведении проверок, представлении информации и мотивированных заключений по итогам разрешения жалоб и иных обращений, по материалам проверок и уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, а также о состоянии преступности в области борьбы с коррупцией;

в пределах своей компетенции участие в рассмотрении судами общей юрисдикции жалоб по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;

при поддержании государственного обвинения по уголовным делам о коррупционных преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, принятие мер по созданию групп государственных обвинителей с привлечением при необходимости работников других подразделений прокуратуры субъекта Российской Федерации или нижестоящих прокуратур;

участие в рассмотрении и проверке жалоб граждан и других обращений, прием граждан, обобщение практики рассмотрения и разрешения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятие мер по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями;

осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

4. Структура отдела

4.1. Руководство деятельностью отдела осуществляет начальник отдела.

4.2. В штате отдела устанавливаются должности старших прокуроров отдела и прокуроров отдела, а также должности федеральной государственной гражданской службы.

4.3. Начальник устанавливает должностные обязанности прокурорских работников отдела и определяет их взаимозаменяемость.

4.4. Должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих отдела устанавливаются их должностными регламентами.

5. Полномочия работников отдела

5.1. Начальник отдела:

осуществляет руководство отделом, организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач;

обеспечивает реализацию предоставленных законом полномочий при осуществлении отделом возложенных на него функций;

организует работу по исполнению приказов, указаний, распоряжений и поручений Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, решений коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации, постановлений координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, выполнению планов работы прокуратуры субъекта Российской Федерации;

дает поручения подчиненным работникам об исполнении заданий и поручений, назначает сроки их исполнения;

осуществляет контроль за надлежащим исполнением работниками отдела служебных обязанностей, проводит мероприятия по повышению их квалификации;

организует аналитическую работу отдела, подготовку информационно-аналитических и организационно-распорядительных документов;

издает распоряжения по вопросам организации деятельности отдела;

организует и проводит прием граждан;

докладывает прокурору субъекта Российской Федерации о результатах проверок, проведенных в соответствии с планом работы или в порядке исполнения поручений; при наличии оснований представляет проекты актов прокурорского реагирования и иных документов по вопросам организации надзора, материалы для рассмотрения на заседаниях коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации и координационном совещании руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации;

вносит предложения руководству прокуратуры субъекта Российской Федерации по совершенствованию прокурорского надзора, распространению положительного опыта, о необходимости выезда работников отдела в прокуратуры городов и районов с целью проведения проверок, оказания помощи в организации их работы или разрешения обращений о нарушениях закона;

организует взаимодействие с другими подразделениями прокуратуры субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными и специализированными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, общественными и иными организациями, должностными лицами, средствами массовой информации; обеспечивает участие отдела в координации деятельности соответствующих органов исполнительной власти по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями коррупционной направленности;

вносит предложения о назначении на должность, об увольнении из органов прокуратуры работников отдела, установлении им должностных окладов и присвоении классных чинов;

обеспечивает для подчиненных работников надлежащие условия труда, контролирует соблюдение ими графика отпусков, трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка; вносит предложения об их поощрении или о привлечении к дисциплинарной ответственности;

по поручению прокурора субъекта Российской Федерации выполняет другие обязанности.

5.2. Старшие прокуроры и прокуроры осуществляют свои полномочия по предметно-зональному принципу:

5.2.1. В работе по предметному принципу:

осуществляют в соответствии с предметной компетенцией надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции на соответствующих направлениях деятельности;

проводят на основании планов работы прокуратуры субъекта Российской Федерации и отдела, поручений руководства прокуратуры субъекта Российской Федерации проверки исполнения законов, подготавливают проекты актов прокурорского реагирования;

организуют в установленном порядке сбор и анализ статистических данных и иных сведений о нарушениях законодательства о противодействии коррупции и состоянии прокурорского надзора в этой области; по результатам анализа вносят предложения о совершенствовании практики прокурорского надзора, о включении в планы работы прокуратуры субъекта Российской Федерации, коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации, координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации и отдела соответствующих мероприятий;

осуществляют подготовку предложений о внесении изменений в законодательство, участвуют в разработке законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, осуществляют правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, готовят по ним заключения и другие документы;

взаимодействуют, исходя из установленных должностных обязанностей и предоставленных полномочий, с другими подразделениями прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующими подразделениями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных и специализированных подразделений Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, общественными и иными организациями, должностными лицами, средствами массовой информации.

5.2.2. В работе по зональному принципу:

осуществляют контроль за деятельностью прокуратур городов и районов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

систематически анализируют и обобщают статистические данные, характеризующие состояние законности в соответствующем регионе; изучают планы работы, докладные записки прокуроров городов и районов; готовят предложения для начальника отдела по актуальным вопросам совершенствования практики прокурорского надзора;

рассматривают поступающие в отдел обзоры, обобщения, информации, запросы и другие материалы, дают по ним заключения и готовят проекты ответов;

участвуют в проверках прокуратур городов и районов, других территориальных и иных специализированных прокуратур, оказывают практическую и методическую помощь, контролируют исполнение принятых решений;

участвуют в работе по повышению квалификации работников соответствующих подразделений нижестоящих прокуратур, организуют их стажировку в прокуратуре субъекта Российской Федерации.

5.2.3. Исходя из предметно-зонального принципа:

рассматривают и разрешают обращения юридических, должностных лиц и граждан, осуществляют в установленном порядке подготовку ответов адресатам;

по поручению прокурора субъекта Российской Федерации и начальника отдела принимают участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел в соответствии с компетенцией, установленной организационно-распорядительными документами прокуратуры субъекта Российской Федерации;

участвуют в освещении работы отдела в средствах массовой информации; по поручению начальника отдела проводят прием граждан и выполняют другие обязанности.

Старшие прокуроры также оказывают методическую помощь прокурорам отделов, выполняют наиболее сложные и ответственные поручения руководства прокуратуры субъекта Российской Федерации и начальника отдела.

6. Требования к прокурорским работникам отдела

На должности начальника и заместителя начальника отдела принимаются граждане Российской Федерации, имеющие стаж работы в органах прокуратуры Российской Федерации не менее пяти лет, на должности старших прокуроров и прокуроров отдела - не менее трех лет.

Абзацы второй - третий исключены. - Приказ Генпрокуратуры России от 22.12.2020 N 717.

Прием на службу, увольнение, а также привлечение к дисциплинарной ответственности работников подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществляются в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.