ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 июня 2019 г. N 384

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПО САНКЦИОНИРОВАНИЮ РЕШЕНИЙ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ОБ АРЕСТЕ ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВЗЫСКАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым на органы прокуратуры возложены полномочия по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Установить, что в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения таможенных органов об аресте имущества, принятые для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей, имеют право:

по решениям руководителя (заместителя руководителя) Федеральной таможенной службы при наличии достаточных оснований, предусмотренных статьей 78 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

по решениям начальников (заместителей начальников) региональных таможенных управлений - транспортные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, и их заместители;

по решениям начальников (заместителей начальников) таможен и таможенных постов - транспортные прокуроры (на правах районных) и их заместители.

2. Решение о санкционировании ареста имущества либо об отказе в даче санкции принимать соответствующему прокурору или его заместителю не позднее рабочего дня, следующего за днем получения решения об аресте имущества, и направлять по почте заказным письмом либо вручать под расписку должностному лицу таможенного органа.

При принятии решения о санкционировании ареста имущества проверять законность вынесенного таможенным органом решения, в том числе правомерность и обоснованность начисления платежей, порядок исчисления срока их уплаты, определения плательщика и находящихся в его собственности объектов, достаточных для погашения задолженности. При необходимости истребовать дополнительные документы.

3. Санкцию о наложении ареста проставлять на первом листе решения таможенного органа, заверять ее подписью и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.

В случае отказа в даче санкции направлять инициатору в письменной форме информацию с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения об аресте имущества.

4. Обеспечить соблюдение законности при аресте имущества. В этих целях запрашивать в таможенных органах протокол о наложении ареста на имущество; проверять соответствие его формы и содержания требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе наличие в протоколе реквизитов и подписей должностных лиц таможенного органа, понятых, собственника (или его представителя), лица, принявшего под охрану (или на хранение) имущество, его описи с указанием наименования, количества, индивидуальных признаков и стоимости, а также отметок о вручении или направлении копии протокола лицу, на имущество которого наложен арест. При наличии к тому оснований принимать меры прокурорского реагирования.

5. При поступлении решения таможенного органа об отмене ареста имущества либо замене ареста имущества на денежный залог проверять его законность и обоснованность. При наличии к тому оснований принимать меры прокурорского реагирования.

6. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации, транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортным прокурорам (на правах районных):

6.1. Обеспечить эффективный надзор за исполнением таможенными органами требований статьи 78 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении ареста имущества должника.

6.2. Осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию органами прокуратуры указанных полномочий, в том числе издать соответствующие организационно-распорядительные документы; определить должностных лиц, исполняющих данные обязанности; провести межведомственные совещания (рабочие встречи) с руководителями таможенных органов соответствующего уровня с целью выработки механизма взаимодействия; обеспечить уведомление таможенных органов о разграничении компетенции органов прокуратуры при санкционировании решений таможенных органов об аресте имущества.

6.3. Организовать учет принятых таможенными органами решений по указанному направлению деятельности и проведение сверок данных с таможенными органами по итогам работы за каждое полугодие.

6.4. Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав участников внешнеэкономической деятельности при проведении ареста имущества, включая сведения, поступившие от граждан, государственных и общественных организаций, размещенные в средствах массовой информации. По каждому факту нарушения прав участников внешнеэкономической деятельности при проведении ареста имущества принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики. Проблемные вопросы в организации прокурорского надзора рассматривать на заседаниях коллегий и (или) координационных совещаниях.

6.5. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры, активный обмен информацией с участниками внешнеэкономической деятельности, государственными и общественными организациями в целях оперативного выявления нарушений закона.

7. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере обеспечить координацию работы на данном направлении деятельности.

8. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, о проделанной работе, состоянии законности и проблемных вопросах информировать управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере один раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.10.2009 N 344 "Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества должника в качестве способа обеспечения взыскания таможенных пошлин, налогов" признать утратившим силу.

10. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА