Утверждаю
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКА
23 января 2012 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Правовое управление (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.

1.3. Деятельность Управления осуществляется с учетом возложенных задач и предоставленных полномочий на основе перспективных и текущих планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов и планов Управления в тесном взаимодействии с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иными органами государственной власти, государственными органами, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества.

1.4. Управление в соответствии с требованиями Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации действует по предметному и зональному принципам с соблюдением специализации его отделов в пределах компетенции и предметов ведения.

1.5. Управление регулярно обменивается с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалами о состоянии правотворческой работы, правоприменительной практике, а также иными аналитическими сведениями и документами.

1.6. Управление не подменяет другие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По их запросам предоставляет имеющуюся информацию, необходимую для разрешения поступивших обращений.

1.7. Управление в пределах своей компетенции принимает участие в проведении комплексных и целевых проверок деятельности нижестоящих органов прокуратуры в соответствии с планами работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, планами работы Управления и решениями руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2. Структура Управления

2.1. Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.

2.2. В состав Управления входят:

два заместителя начальника Управления - полномочных представителя Генерального прокурора Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения безопасности и уголовного судопроизводства, возглавляемый заместителем начальника Управления - начальником отдела;

отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере государственного строительства, гражданских и социальных правоотношений, возглавляемый заместителем начальника Управления - начальником отдела;

отдел по организации взаимодействия с органами государственной власти, институтами гражданского общества, правового обеспечения и просвещения, возглавляемый заместителем начальника Управления - начальником отдела;

отдел документационного обеспечения, возглавляемый начальником отдела.

2.3. В штате Управления состоят старшие прокуроры, прокуроры, а также федеральные государственные гражданские служащие. Должностные обязанности между работниками Управления распределяются начальником Управления.

3. Основные задачи Управления

3.1. Обеспечение участия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных ей органов и учреждений в правотворческой деятельности, координация правотворческой деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3.2. Обеспечение взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с субъектами права законодательной инициативы.

3.3. Организация мониторинга законодательства и правоприменительной практики с целью дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования и практики применения законодательства.

3.4. Разработка и осуществление мер по систематизации законодательства в целях эффективной реализации полномочий органов прокуратуры.

3.5. Организация и координация работы органов прокуратуры по взаимодействию с общественностью.

3.6. Организация и координация работы органов прокуратуры по вопросам правового просвещения граждан.

4. Функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов и участие в их разработке совместно с органами государственной власти и управления;

подготовка заключений на законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы, из Администрации Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации;

организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в сфере законопроектной деятельности;

организация взаимодействия с прокуратурами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными и иными специализированными прокуратурами, структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по подготовке проектов плана мониторинга правоприменения и доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения;

сбор и анализ информации о тенденциях и перспективах развития законодательства и правоприменительной практики в связи с изменениями в законодательстве;

информирование органов государственной власти, уполномоченных осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, о выявленных на основании мониторинга правотворческой деятельности и практики прокурорского надзора проблемах правового регулирования и внесение предложений о совершенствовании законодательства;

определение основных направлений и организация планирования законопроектной деятельности в системе прокуратуры Российской Федерации;

участие в подготовке ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

учет принятых и вступивших в законную силу федеральных законов и других нормативных правовых актов, правовое обеспечение подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных прокуратур;

методическое руководство и оказание помощи прокуратурам субъектов Российской Федерации в организации правотворческой работы и взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

участие совместно со структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке программ, методических пособий и иных материалов по проблемам правотворчества, правового просвещения, взаимодействия с институтами гражданского общества, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Управления;

организация и координация работы по взаимодействию с институтами гражданского общества, разъяснению законодательства и правовому просвещению граждан;

взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями и общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по правовому просвещению граждан;

осуществление иных функций в соответствии с компетенцией и по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Управление осуществляет свои задачи и функции
через структурные подразделения

5.1. Отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения безопасности и уголовного судопроизводства и отдел координации правотворческой деятельности прокуратуры и мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере государственного строительства, гражданских и социальных правоотношений в пределах указанных сфер деятельности:

разрабатывают по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо по собственной инициативе на основании анализа законодательства и правоприменительной практики проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, требующим дополнительного правового регулирования, а также при необходимости устранения противоречий в действующем законодательстве;

участвуют в работе межведомственных рабочих групп по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

подготавливают заключения на поступающие из Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов;

подготавливают по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключения на проекты законов и других нормативных правовых актов, поступающие из федеральных органов исполнительной власти, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

участвуют в обсуждении законопроектов, подготовленных при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, организуемых ими парламентских слушаниях и "круглых столах";

готовят предложения для руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации об участии других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в обобщении правоприменительной практики и подготовке аналитических материалов в связи с проработкой законодательных инициатив;

на основе создаваемой базы данных и систематической аналитической работы осуществляют мониторинг законодательства и правоприменения, включающий совокупность знаний о состоянии, тенденциях и направлениях совершенствования федерального законодательства, в пределах компетенции прокуратуры Российской Федерации;

проводят по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации правовую экспертизу федеральных законов с целью выявления коррупциогенных факторов;

в координации с другими правоохранительными органами разрабатывают предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

анализируют и обобщают предложения прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур по вопросам совершенствования законодательства;

рассматривают обращения граждан по вопросам совершенствования законодательства.

5.2. Отдел по организации взаимодействия с органами государственной власти, институтами гражданского общества, правового обеспечения и просвещения:

осуществляет координацию работы прокуратур субъектов Российской Федерации по вопросам правотворческой деятельности и взаимодействия с законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

готовит методические рекомендации и информационные письма по вопросам организации и осуществления взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

готовит для прокуратур субъектов Российской Федерации проекты модельных законов (предложений), которые могут быть внесены в порядке законодательной инициативы в законодательные органы субъектов Российской Федерации в целях единообразного правового регулирования актуальных вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

ведет учет вступивших в силу федеральных нормативных правовых актов, систематизирует их, в том числе в электронном виде, формирует картотеку судебной практики, поддерживает в контрольном состоянии фонд федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, проводит информационно-справочную работу по федеральному законодательству и судебной практике по запросам работников центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных прокуратур;

обеспечивает структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации информационными материалами по законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации;

готовит тематические подборки информационно-аналитических материалов по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и вопросам совершенствования законодательства по приоритетным направлениям деятельности прокуратуры; обеспечивает нормативными материалами руководство и подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

осуществляет координацию работы органов прокуратуры по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению граждан;

осуществляет взаимодействие с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по вопросам правового просвещения граждан;

готовит предложения для руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации о встречах с представителями общественных объединений и иных институтов гражданского общества с перечнем вопросов для обсуждения;

оказывает помощь в подготовке материалов о работе Управления для публикации в средствах массовой информации;

в пределах компетенции взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам проводимой органами прокуратуры работы по правовому просвещению граждан;

совместно с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвует в разработке программ, методических пособий и иных материалов по вопросам правового обеспечения деятельности прокуратуры, проблемам правового просвещения различных групп населения и взаимодействия с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества;

рассматривает обращения граждан по вопросам разъяснения законодательства;

координирует работу прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью по вопросам правового просвещения граждан, оказывает помощь в организации этой работы и распространяет положительный опыт;

проводит в соответствии с компетенцией отдела стажировку работников прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

6. Полномочия работников Управления

6.1. Начальник Управления:

осуществляет руководство Управлением, организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

распределяет обязанности между заместителями начальника Управления - начальниками отделов и начальником отдела;

вносит руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложения об изменении структуры и штатной численности Управления, о назначении и освобождении от должности работников Управления, о присвоении им классных чинов, об установлении и изменении должностных окладов и доплат, поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности работников Управления;

организует планирование работы Управления, учет и анализ ее результатов;

проводит оперативные совещания по наиболее важным вопросам работы Управления;

издает распоряжения по вопросам организации деятельности Управления;

обеспечивает исполнение приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегии, постановлений Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов и планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

дает поручения своим заместителям, начальнику отдела, другим подчиненным работникам о выполнении заданий, устанавливает сроки их исполнения;

организует взаимодействие между подразделениями Управления, а также с другими подразделениями, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями по вопросам правотворчества, мониторинга законодательства, правоприменительной практики и правового просвещения граждан;

подписывает служебную документацию в пределах компетенции Управления;

принимает меры по повышению квалификации работников Управления, созданию им надлежащих условий труда, обеспечению их современными средствами оргтехники и связи;

организует совместно со своими заместителями и начальником отдела освещение работы Управления в средствах массовой информации;

выполняет другие обязанности по поручению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

6.2. Заместители начальника Управления - полномочные представители Генерального прокурора Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации:

поддерживают постоянную связь с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетами, депутатскими объединениями с целью согласования законопроектной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

обеспечивают правовое сопровождение и поддержку в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетах и комиссиях проектов законодательных актов, поправок и дополнений к рассматриваемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроектам, одобренных или предложенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации;

участвуют в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских объединений, где представляют позицию Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обсуждаемым законопроектам, поддерживают обращения и заключения Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

во взаимодействии с аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации оказывают необходимую организационную и иную помощь Генеральному прокурору Российской Федерации, его заместителям при их участии в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также лицам, уполномоченным Генеральным прокурором Российской Федерации;

организуют работу по участию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и уполномоченных лиц в работе палат, комитетов, комиссий, рабочих групп, парламентских слушаниях;

при осуществлении своих обязанностей вправе во взаимодействии с начальниками отделов давать поручения работникам Управления о предоставлении справочной информации и ставить перед начальником Управления вопрос о необходимости обращения в другие структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

систематически информируют начальника Управления и курирующего заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о взаимодействии с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, плане законотворческой работы и ходе его выполнения, результатах обсуждения палатами законопроектов.

6.3. Заместители начальника Управления - начальники отделов:

осуществляют руководство возглавляемыми ими отделами, непосредственно организуют и контролируют работу старших прокуроров и прокуроров отделов, несут персональную ответственность за выполнение отделами возложенных на них задач;

организуют подготовку предложений в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления, в соответствии со своей компетенцией обеспечивают качественное и своевременное выполнение запланированных мероприятий, а также исполнение приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, постановлений Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника Управления;

организуют в установленном порядке подготовку предложений по совершенствованию законодательства, заключений по соответствующим законопроектам;

организуют взаимодействие с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по вопросам деятельности Управления;

вносят предложения о подборе и расстановке кадров, установлении должностных окладов и доплат, о представлении к присвоению классных чинов, о поощрении и наказании подчиненных работников, представляют материалы для их аттестации;

выполняют иные обязанности по поручению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и начальника Управления.

6.4. Старшие прокуроры и прокуроры:

готовят заключения по поступающим в Управление проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

в связи с рассмотрением законопроектов организуют в установленном порядке сбор и анализ статистических данных и иных сведений о правоприменительной практике, по результатам анализа вносят предложения по совершенствованию законодательства;

рассматривают поступающие из прокуратур субъектов Российской Федерации обзоры, обобщения, информации, запросы и другие материалы, дают по ним заключения и готовят проекты ответов;

при подготовке заключений на законопроекты и предложений о совершенствовании законодательства взаимодействуют в установленном порядке с отделами Управления, структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти;

готовят по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления совместно с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации законопроекты по основным направлениям прокурорской деятельности на основании анализа результатов практики прокурорского надзора, оценки статистической и иной общедоступной информации, мониторинга потребностей правового регулирования;

готовят предложения в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, научно-консультативного совета и коллегии по вопросам своей деятельности;

оказывают методическую помощь работникам органов прокуратуры Российской Федерации при разработке ими проектов федеральных законов по основным направлениям прокурорской деятельности;

осуществляют в установленном порядке правовую экспертизу проектов организационно-распорядительных документов, издаваемых Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями;

проводят с участием подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления правовую экспертизу поступающих проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов с целью выявления коррупциогенных факторов;

по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления участвуют в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимых ими парламентских слушаниях, конференциях и "круглых столах";

рассматривают по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией запросы, обращения, иные документы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

рассматривают обращения граждан, организаций, государственных органов и их должностных лиц по вопросам совершенствования законодательства, относящимся к компетенции органов прокуратуры;

рассматривают обращения структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных прокуратур по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

в соответствии с распределением обязанностей проводят работу по систематизации законодательства;

участвуют в повышении квалификации работников подчиненных прокуратур, оказании им практической помощи, проведении их стажировки в Генеральной прокуратуре Российской Федерации;

взаимодействуют с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления, научно-образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества по вопросам правового просвещения граждан;

участвуют в организации рабочих встреч руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации с представителями общественных объединений и иных институтов гражданского общества, оказывают помощь в подготовке выступлений по вопросам правового просвещения и разъяснения законодательства в средствах массовой информации;

выполняют иные обязанности по поручению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, начальника Управления и заместителей начальника Управления - начальников отделов.

6.5. Должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих определяются соответствующими должностными регламентами.

7. Делопроизводство

7.1. Общее и секретное делопроизводство в Управлении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны и Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях.

Работники Управления несут персональную ответственность за исполнение положений названного законодательства при осуществлении возложенных на них служебных обязанностей.

Номенклатура несекретных дел утверждается начальником Управления, а номенклатура секретных дел утверждается в Первом отделе Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7.2. Начальник отдела документационного обеспечения:

организует общее и особое делопроизводство, обеспечивает учет и сохранность документов;

контролирует деятельность подчиненных, осуществляемую в соответствии с должностными регламентами.

7.3. Работники отдела осуществляют документационное обеспечение деятельности руководителей и работников Управления, ведут учет документов, в том числе взятых на особый контроль руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Управления, на бумажных носителях и с использованием единой автоматизированной системы ведомственного документооборота, выполняют иные функции в соответствии с должностными регламентами.

Положение о правовом управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации 28.02.2007, считать утратившим силу.