3. Рассмотрение заявлений, жалоб, запросов (обращений)
3.1. Ответственность за своевременное и качественное рассмотрение и разрешение обращений возлагается на руководителей управлений и отделов Главной военной прокуратуры, военных прокуратур окружного и гарнизонного звеньев.
При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут ответственность в соответствии со ст. 48 п. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
3.2. По каждому заявлению, жалобе, обращению в Главной военной прокуратуре, военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев может быть выполнено одно из следующих действий:
принятие к производству;
передача на разрешение в подчиненные военные прокуратуры;
направление в другие органы.
3.3. Предварительное рассмотрение заявлений, жалоб, обращений в Главной военной прокуратуре осуществляет приемная Главной военной прокуратуры, в которой ведется самостоятельное делопроизводство.
В прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев все поступающие заявления, жалобы, обращения после регистрации передаются на рассмотрение военному прокурору или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей.
Делопроизводство по заявлениям, жалобам, обращениям ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на конкретного работника (работников) канцелярии военной прокуратуры гарнизонного звена, структурного подразделения военной прокуратуры окружного звена и Главной военной прокуратуры, о чем объявляется в приказе соответствующего военного прокурора (распоряжении начальника структурного подразделения Главной военной прокуратуры).
3.4. Все письменные запросы (обращения), полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу или иным путем, учитываются в книге регистрации предложений, заявлений и жалоб (приложение N 1).
В Главной военной прокуратуре поступающие обращения и относящиеся к ним документы регистрируются в алфавитной картотеке, автоматизированной программе по учету обращений, а в структурных подразделениях Главной военной прокуратуры после поступления их из приемной - в книге регистрации предложений, заявлений и жалоб.
В структурных подразделениях Главной военной прокуратуры, военных прокуратурах окружного звена учет поступающих депутатских запросов, обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ведется раздельно.
В структурном подразделении Главной военной прокуратуры, проводящем проверку по обращению о совершенном или готовящемся преступлении, а также в военной прокуратуре окружного звена регистрация в книге N 1 осуществляется в течение суток после принятия руководителем решения о проверке обращения в аппарате.
Личные устные обращения военнослужащих, членов их семей, иных граждан регистрируются в книге личного приема (приложение N 2), где отражается содержание данных в устной форме ответов. По требованию гражданина ему направляется письменный ответ.
Обращения, принятые по "телефону доверия", фиксируются в протоколах принятия телефонного сообщения и в книге регистрации предложений, заявлений и жалоб.
В структурных подразделениях Главной военной прокуратуры, военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев учет обращений может вестись при помощи регистрационно-контрольных карточек (приложение N 3).
3.5. При поступлении дубликата в книге регистрации предложений, заявлений и жалоб и регистрационно-контрольной карточке делается соответствующая отметка. Дубликаты приобщаются к ранее поступившим обращениям и учитываются как одно разрешенное в пределах установленного срока разрешения первичного обращения.
На дубликаты обращений одного и того же лица, поступившие после разрешения первичного обращения, дается ответ на каждый дубликат с кратким изложением существа принятого решения и ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ранее ответа.
3.6. Надзорные производства заводятся по обращениям, принятым к разрешению военной прокуратурой и требующим проведения проверок, а также направленным с контролем в подчиненные прокуратуры или другие органы.
Во всех случаях при направлении обращения в подчиненные прокуратуры или другие органы с контролем с него снимается ксерокопия, которая приобщается к надзорному производству или подшивается в наряд с копией препроводительного письма.
При поступлении обращения особого контроля надзорные производства заводятся незамедлительно.
Материалы надзорных производств по обращениям не подлежат разглашению. С ними могут знакомиться только работники военной прокуратуры, имеющие к ним непосредственное отношение, а также военные прокуроры приемной Главной военной прокуратуры при организации личного приема заявителей руководством Главной военной прокуратуры.
Ознакомление с надзорным производством других лиц, выдача им справок или сведений служебного характера, копий документов, а также публикация сведений, содержащихся в надзорном производстве, в печати, оглашение по радио, телевидению, использование в докладах, лекциях и выступлениях допускается только с письменного разрешения руководителя военной прокуратуры, а в Главной военной прокуратуре - начальника структурного подразделения.
3.7. При увольнении или временном отсутствии (отпуск, командировка и т.д.) все находящиеся на разрешении у прокурорского работника обращения передаются по указанию руководителя военной прокуратуры, начальника структурного подразделения Главной военной прокуратуры другому исполнителю только через канцелярию с обязательной отметкой в книге регистрации предложений, заявлений и жалоб.
3.8. Заявления, жалобы, запросы (обращения), не подлежащие разрешению в органах военной прокуратуры, а также разрешение которых не входит в компетенцию данной военной прокуратуры, в 5-дневный срок с момента поступления направляются за подписью должностных лиц, их рассматривавших, по принадлежности (подведомственности) или соответствующему прокурору (по поднадзорности или подчиненности) с одновременным извещением об этом заявителей.
Обращения и запросы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора или лица, его замещающего, а в военных прокуратурах окружного звена - по указанию военного прокурора округа или лица, его замещающего, в тот же срок направляются соответствующим должностным лицом по принадлежности.
Уведомление подписывается начальником структурного подразделения Главной военной прокуратуры, в военных прокуратурах окружного звена - старшим помощником военного прокурора округа, в военной прокуратуре гарнизонного звена - военным прокурором или его заместителем.
При пересылке обращения вышестоящему прокурору к нему прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его разрешения.
3.9. Обращения рассматривают:
в военных прокуратурах гарнизонного и окружного звеньев - военные прокуроры, их заместители в соответствии с распределением обязанностей;
в Главной военной прокуратуре, после предварительного рассмотрения в приемной Главной военной прокуратуры, в случаях, если обращения подлежат разрешению в Главной военной прокуратуре или направлению по поднадзорности или подчиненности с последующим контролем, они докладываются заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору, его заместителям или передаются начальникам структурных подразделений Главной военной прокуратуры и их заместителям. В остальных случаях решение принимается приемной Главной военной прокуратуры.
3.10. Руководитель прокуратуры (его заместители, начальники структурных подразделений Главной военной прокуратуры и их заместители) обязан рассмотреть обращение в кратчайший срок, но не более 3 суток. Оперативное поступление обращения к исполнителю обеспечивается канцелярией.
Резолюция должна содержать конкретные указания о порядке, характере и сроке исполнения обращения, обеспечивающих наиболее полное, оперативное и квалифицированное разрешение поставленных вопросов.
Резолюция налагается на самом обращении за пределами его текста разборчивым почерком либо на отдельном листе, подписывается и датируется.
3.11. После предварительного рассмотрения для доклада передаются:
а) заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору либо лицу, его замещающему:
обращения Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета Безопасности, их заместителей, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, членов Государственного Совета, Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, обращения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;
поручения Генерального прокурора Российской Федерации по парламентским запросам, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, а также поступившие с его или первого заместителя резолюцией (поручением);
жалобы военнослужащих, членов их семей, иных граждан на решения, принятые заместителями Главного военного прокурора;
обращения по наиболее значимым вопросам приоритетной деятельности Главной военной прокуратуры, а также о нарушениях законности прокурорско-следственным составом органов военной прокуратуры;
б) заместителям Главного военного прокурора:
поручения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора по депутатским запросам;
депутатские обращения, непосредственно направленные им;
жалобы военнослужащих, членов их семей, иных граждан на решения, принятые начальниками курируемых ими структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военными прокурорами окружного и гарнизонного звеньев, либо содержащие вопросы, входящие в компетенцию заместителей Главного военного прокурора;
в) начальникам структурных подразделений ГВП:
обращения по вопросам, не требующим вмешательства заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора и его заместителей.
3.12. Военным прокурорам окружного звена передаются:
обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
задания по проверке парламентских запросов, а также запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные поручения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации и Главным военным прокурором;
запросы и обращения депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации;
обращения высших должностных лиц представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
обращения руководителей судебных, правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов военного управления;
обращения руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, созданных в соответствующем федеральном округе;
заявления, запросы (обращения), в которых обжалуются решения заместителей, начальников отделов, старших помощников военных прокуроров окружного звена, военных прокуроров гарнизонов и их заместителей, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод военнослужащих, членов их семей и иных граждан <*>.
--------------------------------
<*> Приказом соответствующего военного прокурора окружного звена перечень обращений и порядок их обязательного доклада, в том числе в военных прокуратурах гарнизонного звена, может быть расширен.
3.13. Решения по заявлениям, жалобам, запросам (обращениям), в которых обжалуются действия прокурорских работников, принимаются вышестоящими по отношению к ним должностными лицами.
3.14. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверка по обращениям проводится собственными силами либо по требованию - другими органами или по поручению нижестоящими военными прокурорами.
Если обращение, принятое к производству, содержит отдельные вопросы, которые должны разрешаться иными органами, им в 5-дневный срок направляется копия обращения или выписка из него.
3.15. При наличии в заявлении, жалобе, запросе (обращении) вопросов, относящихся к компетенции нескольких структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военной прокуратуры окружного звена, решение о поручении проверки обращений принимают руководители Главной военной прокуратуры и, соответственно, руководители военной прокуратуры окружного звена.
Организация проверки в полном объеме возлагается на руководителя подразделения, указанного среди исполнителей первым. Он обеспечивает снятие необходимых копий, передачу их в соответствующие управления и отделы, подготовку единого поручения о проверке, при необходимости - ходатайства о продлении срока ее проведения и ответа по существу заявления, жалобы, запроса (обращения).
Проект ответа заявителю должен представляться ответственному исполнителю с визами начальников структурных подразделений, участвующих в проверке. Ответственность за качественное и своевременное разрешение обращений в целом в равной мере несут все работники, указанные в резолюции руководителя.
3.16. В случае неправильной разметки заявление, жалоба, запрос (обращение) не позднее 3 дней с момента поступления в структурное подразделение ГВП на основании мотивированной резолюции руководителя и по согласованию с начальником приемной Главной военной прокуратуры или его заместителем возвращается в приемную для последующей передачи в другое подразделение, к компетенции которого относится его разрешение.
При возникновении разногласий о принадлежности обращения по вопросам компетенции структурного подразделения Главной военной прокуратуры решение принимает один из заместителей Главного военного прокурора, а при наличии противоречий - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор.
В военной прокуратуре окружного звена решения по аналогичным обстоятельствам принимает военный прокурор или один из его заместителей.
При постановке такого обращения на контроль резолюция о его передаче в другое подразделение доводится до сведения лица, на которое возложен непосредственный контроль за исполнением документа.
3.17. На поручения Генерального прокурора Российской Федерации по парламентским запросам, депутатские запросы и обращения членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, другие виды контрольных обращений, а также взятые на контроль обращения военнослужащих, членов их семей, должностных лиц и иных граждан в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, контрольные карточки оформляются приемной ГВП или общим отделом.
В дальнейшем прохождение этих карточек обеспечивается в соответствии с приложением N 4 "Об организации прохождения и заполнения контрольных карточек на поручения Генерального прокурора Российской Федерации по парламентским запросам Государственной Думы и Совета Федерации, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Главной военной прокуратуре".
Аналогичные контрольные карточки могут заводиться в военных прокуратурах окружного звена.
В военных прокуратурах окружного звена контрольная карточка оформляется работником канцелярии структурного подразделения военной прокуратуры, определенным приказом военного прокурора. Первый экземпляр карточки передается исполнителю, а второй для контроля - в организационно-аналитический отдел (отделение).
Контроль осуществляется лицом, рассмотревшим обращение, либо по его указанию - подчиненным ему прокурорским работником.
3.18. При поступлении нескольких депутатских запросов или обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одному и тому же вопросу, либо нескольких обращений в интересах одного и того же лица регистрируется первое обращение, а все последующие регистрируются как дубликаты. В подразделениях такие дубликаты приобщаются к надзорному производству с уведомлением каждого автора о результатах их разрешения.
Если дубликат поступил после разрешения основного обращения (запроса), то не позднее 10-дневного срока ответ на него направляется с кратким изложением существа принятого решения и ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ранее ответа.
3.19. В структурных подразделениях Главной военной прокуратуры, военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев ведется раздельный учет заданий и поручений, взятых на контроль соответственно Генеральным прокурором Российской Федерации, Главным военным прокурором, военным прокурором округа, по разрешению парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Аналогичным образом учитываются обращения (запросы) депутатов органов законодательной (представительной) власти и местного самоуправления.