Подраздел 2 ФЗ от 10.04.2000 N 51-ФЗ. Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных и специальных)
Подраздел 2. Обеспечение реализации и развития
образовательных программ (основных, дополнительных
и специальных)
1. Дошкольное образование
Основными направлениями развития дошкольного образования являются:
обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;
поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;
разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования;
содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений;
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования;
совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;
обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений;
введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.
2. Общее образование
Основными направлениями развития общего образования являются:
сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири;
совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
разработка преемственных типовых программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;
совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;
развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;
совершенствование системы профессиональной ориентации;
развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;
обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
вступление в силу федерального закона об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования и введение в действие полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе специальных;
качественное обновление содержания общего образования;
реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования, сокращение количества указанных образовательных учреждений, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;
увеличение количества образовательных учреждений общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.
3. Дополнительное образование детей
Основными направлениями развития дополнительного образования детей являются:
обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;
изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;
организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграция дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
обеспечение целевого финансирования учреждений дополнительного образования детей согласно нормативам из бюджетов всех уровней;
развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;
подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей.
4. Начальное профессиональное образование
Основными направлениями развития начального профессионального образования являются:
обеспечение сохранения начального профессионального образования и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций;
осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;
разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;
сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности;
разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования;
обновление содержания начального профессионального образования, педагогических технологий в указанной области образования и профессиональной подготовки обучающихся;
научно-методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах с одновременным повышением их образовательного уровня, включение молодежи в полноценный производительный труд;
удовлетворение потребностей общества в воспроизводстве работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности;
введение в действие нового перечня профессий, преемственных государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и базисных учебных программ, в том числе специальных перечня, стандартов, планов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования на рынке труда;
реструктуризация системы образовательных учреждений начального профессионального образования;
создание на базе образовательных учреждений начального профессионального образования межрайонных консультационных пунктов для фермеров, других специалистов сельского хозяйства для подготовки по профессиям, необходимым в субъектах Российской Федерации;
расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования, и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождаемых работников;
создание благоприятных условий для осуществления подготовки рабочих кадров в процессе производительного труда;
оснащение образовательных учреждений начального профессионального образования средствами обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для начального профессионального образования и всех уровней общего образования;
расширение перечня профессий, предлагаемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
улучшение условий для качественного обучения, приобретения обучающимися практических умений и навыков, развития творческих и профессиональных способностей обучающихся;
усиление взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования с производством и сферой услуг по подготовке высококвалифицированных кадров.
5. Среднее профессиональное образование
Основными направлениями развития среднего профессионального образования являются:
обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;
совершенствование системы образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;
совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;
развитие нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;
формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональный и отраслевой, межрегиональный и межотраслевой принципы;
развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности среднего профессионального образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;
обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
улучшение удовлетворения потребностей граждан в получении среднего профессионального образования, общества в высококвалифицированных специалистах, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение динамичного и оптимального соотношения численности специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, в экономике и социальной сфере;
оптимизация размещения средних специальных учебных заведений в субъектах Российской Федерации;
расширение образовательных услуг, оказываемых средними специальными учебными заведениями;
обеспечение содержания среднего профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства;
повышение конкурентоспособности выпускников средних специальных учебных заведений на рынке труда;
развитие инновационных образовательных программ и технологий;
формирование нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
динамичная многоуровневая система управления средним профессиональным образованием;
развитие автономии средних специальных учебных заведений;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования педагогическими и руководящими кадрами;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
совершенствование материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
улучшение научного и научно-методического обеспечения среднего профессионального образования;
развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области среднего профессионального образования.
6. Высшее и послевузовское профессиональное образование
Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования являются:
разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;
сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профессионального образования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;
формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;
осуществление государственных мер, обеспечивающих восприимчивость производственной и социальной среды к расширению применения на практике наукоемких, технологичных, экологически безопасных, экономичных и прогрессивных научных и конструкторских разработок, выполненных в организациях системы образования;
развитие высших учебных заведений и других организаций системы как учебно-научно-производственных комплексов;
формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений, ассоциаций высших учебных заведений и других организаций системы образования;
совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы высшего и послевузовского профессионального образования;
создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;
формирование государственных заданий по кадровому обеспечению федеральных и региональных научно-технических и социальных программ развития;
проведение структурных и содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры;
обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники и необходимой для указанного развития инфраструктуры;
разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспечения приоритетных направлений научно-технического прогресса;
разработка и введение в действие механизма промежуточной аттестации негосударственных высших учебных заведений государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
гуманизация образования, разработка современной структуры учебных дисциплин общественного и социально-гуманитарного цикла и их содержания, подготовка соответствующей научной, учебной и методической литературы;
разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе;
развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей и другие организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;
совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельности;
развитие участия высших учебных заведений и других организаций системы образования в международной деятельности Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования на принципах эквивалентности и экономической целесообразности;
создание системы государственной поддержки обучения в иностранных государствах русскому языку как официальному рабочему языку Организации Объединенных Наций, других международных организациях - языку культуры мирового уровня.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;
повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;
повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда;
интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современных информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;
развитие системы дистанционного обучения;
активное участие субъектов Российской Федерации в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования;
совершенствование деятельности научно-педагогических работников;
создание и поддержка мониторинга высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;
сохранение и укрепление передовых педагогических, научных и проектно-конструкторских школ в высших учебных заведениях и других организациях системы образования;
совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования, развитие технополисов и технопарков, малых предприятий инновационного типа;
вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
экономически и геополитически целесообразная система обучения иностранных граждан;
расширение участия российских ученых, работников высших учебных заведений в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;
реализация и совершенствование современных технологий изучения иностранных языков;
улучшение оснащенности образовательных программ учебной, научной и методической литературой, средствами обучения, пособиями и оборудованием в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс;
участие высших учебных заведений и других организаций системы образования в решении задач социального, научно-технического и экономического развития субъектов Российской Федерации;
создание системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в различных высших учебных заведениях и регионах.