РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
29 июня 2023 года

Одобрен
Советом Федерации
5 июля 2023 года

Статья 1

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833) дополнить статьей 13.1 следующего содержания:

"Статья 13.1. Плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах, в территориальном море

1. Понятие "автономное судно" используется в настоящей статье в значении, определенном Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

2. Плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается, за исключением случаев плавания таких автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов с разрешения федерального органа исполнительной власти в области обороны в сопровождении и в соответствии с указаниями командира военного корабля Российской Федерации.".

Статья 2

Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2005, N 52, ст. 5581; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2011, N 25, ст. 3534; N 45, ст. 6335; 2012, N 18, ст. 2128; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 48, ст. 6659; 2015, N 29, ст. 4339; 2016, N 27, ст. 4215; 2018, N 32, ст. 5089; 2019, N 48, ст. 6739; 2021, N 24, ст. 4199; 2023, N 10, ст. 1574) следующие изменения:

1) статью 7 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Под автономным судном в настоящем Кодексе понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.

Под полуавтономным судном в настоящем Кодексе понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем.

Под полностью автономным судном в настоящем Кодексе понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.";

2) статью 8 после слова "судовладельцем" дополнить словами "(владельцем судна)";

3) статью 10 после слов "Для целей статей" дополнить цифрами "106.5,";

4) параграф 3 главы II дополнить статьей 21.1 следующего содержания:

"Статья 21.1. Идентификация автономного судна

Автономному судну наряду с названием, предусмотренным статьей 20 настоящего Кодекса, присваивается уникальный идентификатор автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность автономного судна и его владельца. Формат уникального идентификатора автономного судна, порядок его присвоения и требования к его нанесению на корпус автономного судна устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

5) в пункте 2 статьи 24:

а) абзац первый после слова "издают" дополнить словами "(в том числе в отношении автономных судов и судов, осуществляющих перевозки специального персонала)";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают требования к техническим средствам по управлению автономными судами и выдают подтверждения соответствия технических средств по управлению автономными судами указанным требованиям.

Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, выдают свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие судна правилам в отношении судов, осуществляющих перевозки специального персонала.";

6) статью 27 дополнить пунктами 3 - 6 следующего содержания:

"3. Судовой билет маломерного полностью автономного судна может не находиться на борту судна и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявляется судовладельцем в электронном виде.

4. Маломерное полностью автономное судно не должно иметь судовую роль, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.

5. Предусмотренные пунктом 1 статьи 25 настоящего Кодекса судовой журнал, машинный журнал, радиожурнал и санитарный журнал полностью автономного судна ведутся владельцем полностью автономного судна в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Предусмотренные настоящим Кодексом судовые документы могут не находиться на борту полностью автономного судна и предъявляются судовладельцем в электронном виде при осуществлении государственного портового контроля, предусмотренного статьей 79 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.";

7) пункт 7 статьи 33 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) автономные суда, которые используются для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением перевозок пассажиров полностью автономными судами).";

8) в главе IV:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Глава IV. ЭКИПАЖ СУДНА. ВНЕШНИЙ ЭКИПАЖ АВТОНОМНОГО СУДНА. КАПИТАН СУДНА. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ";

б) в статье 52:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего Кодекса.";

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Экипаж маломерного судна, за исключением экипажа маломерного полностью автономного судна, может состоять из одного лица, являющегося судоводителем маломерного судна. Экипаж маломерного полностью автономного судна может состоять из одного лица, являющегося внешним судоводителем маломерного судна.";

дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Внешний капитан полуавтономного судна организует работу членов внешнего экипажа полуавтономного судна. Капитан полуавтономного судна в вопросах управления полуавтономным судном руководствуется рекомендациями внешнего капитана полуавтономного судна или члена внешнего экипажа полуавтономного судна, при этом окончательные решения по управлению полуавтономным судном принимает капитан полуавтономного судна.";

в) в статье 53:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 53. Минимальный состав экипажа судна, минимальный состав внешнего экипажа автономного судна";

абзац первый пункта 1 после слов "Каждое судно" дополнить словами ", за исключением полностью автономного судна,";

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж, члены которого имеют соответствующую квалификацию и численный состав которого достаточен для обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения, выполнения требований к соблюдению рабочего времени, недопущения перегрузки членов внешнего экипажа работой.

Свидетельство о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

г) статью 61 изложить в следующей редакции:

"Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна

1. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности мореплавания, защите морской среды от загрязнения, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

2. Управление автономным судном, в том числе судовождение, осуществляется в соответствии с положениями главы VI.1 настоящего Кодекса.

3. Капитан судна, осуществляющего перевозку специального персонала, после получения от судовладельца информации о судне и сведений о лицах, относящихся к специальному персоналу (фамилии, имена, отчества (при наличии), гражданство, должности, даты и места рождения, виды и номера документов, удостоверяющих личность), составляет список, содержащий следующие информацию и сведения:

1) о судне:

название судна;

сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;

наименование судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (при наличии) судовладельца (для граждан Российской Федерации);

название государства, под флагом которого судну предоставлено право плавания;

позывной сигнал судна;

2) о лицах, относящихся к специальному персоналу в соответствии со статьей 73.1 настоящего Кодекса:

фамилии, имена, отчества (при наличии);

гражданство;

должности;

даты и места рождения;

виды и номера документов, удостоверяющих личность.

4. Информация и список, указанные в пункте 3 настоящей статьи, оформляются с использованием технических средств или от руки разборчивым почерком и заверяются подписью капитана судна и судовой печатью (при наличии).

5. Капитаном судна или уполномоченным им лицом не допускается к перевозке лицо, относящееся к специальному персоналу, не предъявившее документ, удостоверяющий личность, или предъявившее документ, не соответствующий сведениям, указанным в списке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, а также лицо, относящееся к специальному персоналу, находящееся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения.

6. Капитан судна вправе отказаться от перевозки лиц, относящихся к специальному персоналу, в случае, если число лиц, относящихся к специальному персоналу и требующих перевозки, превышает количество свободных мест, предусмотренных для размещения на судне таких лиц, а также в случае, если на судне недостаточно индивидуальных и (или) коллективных спасательных средств, необходимых для обеспечения безопасности таких лиц.";

д) в статье 62:

пункт 1 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";

в пункте 2 слова "капитан судна несет" заменить словами "капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна несут";

е) статью 63 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Внешний капитан полностью автономного судна после столкновения полностью автономного судна с другим судном обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа. Внешний капитан полностью автономного судна обязан, если это возможно, сообщить капитану другого судна название своего судна, порт его регистрации, а также порт отправления и порт назначения своего судна.";

ж) статью 73 изложить в следующей редакции:

"Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна или члена экипажа судна

1. В случае смерти, болезни капитана судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

2. В случае смерти, болезни капитана полуавтономного судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном полуавтономного судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана полуавтономного судна по решению владельца полуавтономного судна возлагаются на члена экипажа полуавтономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.

3. В случае смерти, болезни внешнего капитана автономного судна или иной причины, препятствующей выполнению внешним капитаном автономного судна своих служебных обязанностей, обязанности внешнего капитана автономного судна по решению владельца автономного судна возлагаются на члена внешнего экипажа автономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.";

з) дополнить параграфом 3 следующего содержания:

"§ 3. Специальный персонал

Статья 73.1. Специальный персонал

Под специальным персоналом в настоящем Кодексе понимаются лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами или членами экипажа судна. К специальному персоналу относятся:

1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;

2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, обслуживанию искусственных островов, установок и сооружений, на которых не требуется постоянное присутствие персонала, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;

3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов или выполнения работ на этих судах, а также лица, перевозимые на автономные суда для выполнения работ на автономных судах, в том числе по обслуживанию автономных судов, и управления автономными судами.

Статья 73.2. Перевозка специального персонала

Перевозка специального персонала допускается на судне, имеющем свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие этого судна правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, в части требований к судам, осуществляющим перевозки специального персонала, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом в пределах полномочий, установленных пунктом 2 статьи 22 настоящего Кодекса, либо на судне, имеющем пассажирское свидетельство, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса.";

9) в пункте 1 статьи 90:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. В районах обязательной лоцманской проводки судов не допускается плавание судна без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

б) в абзаце втором слова "Капитан судна, нарушивший" заменить словами "Капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна, нарушившие", слово "несет" заменить словом "несут";

10) в статье 91:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна может воспользоваться услугами лоцмана, если сочтет это необходимым.";

б) пункт 3 после слов "капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";

11) пункт 2 статьи 93 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";

12) пункт 1 статьи 94 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";

13) в статье 95:

а) наименование после слов "капитаном судна" дополнить словами "или внешним капитаном полностью автономного судна";

б) в пункте 1:

абзац первый дополнить предложением следующего содержания: "Внешний капитан полностью автономного судна заблаговременно обеспечивает предоставление лоцману точных данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию.";

абзац второй после слов "капитана судна" дополнить словами "либо от внешнего капитана полностью автономного судна";

в) в пункте 2 слова "капитан судна несет" заменить словами "капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна несут";

14) в статье 96 слова "капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается" заменить словами "капитан судна и внешний капитан полностью автономного судна следуют разумным рекомендациям лоцмана и не вмешиваются";

15) дополнить главой VI.1 следующего содержания:

"Глава VI.1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОНОМНЫХ СУДОВ

Статья 106.1. Управление автономным судном

1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными судовладельцем экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.

2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.

4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.

5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен включать мероприятия по взаимодействию с береговыми службами, поисковыми и аварийно-спасательными службами и должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.

6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять плавание от места отправления до места назначения без непрерывного наблюдения внешним экипажем полностью автономного судна и обеспечить безопасность мореплавания и защиту морской среды от загрязнения, владелец такого полностью автономного судна освобождается от выполнения требований пункта 3 настоящей статьи.

7. Владелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна и его мореходное состояние в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц.

Статья 106.2. Обязанность владельца автономного судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности

В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения автономного судна либо в районе, через который автономное судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности внешний капитан полностью автономного судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата автономного судна, находящихся на нем людей, документов, грузов и другого имущества, в том числе по поддержанию судна в мореходном состоянии.

Статья 106.3. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца

Интересы владельца автономного судна и грузовладельца представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.

Статья 106.4. Лоцманская проводка автономного судна

1. Владелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления автономным судном. Если длительность лоцманской проводки автономного судна составляет более четырех часов, на автономном судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя владельца полностью автономного судна, имеющего соответствующую квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна представителя владельца полностью автономного судна. Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю владельца полностью автономного судна.

2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.

3. Лоцман не вправе без согласия внешнего капитана полностью автономного судна оставить полностью автономное судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.

4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность внешнего капитана полностью автономного судна за управление полностью автономным судном. Ответственность за вред, причиненный полностью автономному судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки полностью автономного судна, определяется в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.

5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана внешний капитан полностью автономного судна в целях обеспечения безопасности мореплавания вправе отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.

Статья 106.5. Внешний экипаж автономного судна

Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи капитанами морских портов квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов.

Статья 106.6. Компетентная в области автономного судоходства организация

1. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для осуществления управления автономными судами, соответствующие требованиям к техническим средствам по управлению автономными судами, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 106.5 настоящего Кодекса, и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.

2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.

3. Компетентная в области автономного судоходства организация несет ответственность за вред, причиненный автономному судну или третьим лицам в результате ненадлежащего управления автономным судном.

Статья 106.7. Ответственность за причинение вреда автономным судном

Владелец автономного судна, собственник автономного судна, компетентная в области автономного судоходства организация, осуществляющая управление автономным судном, производитель оборудования и разработчик программного обеспечения, предназначенных для обеспечения автономного судовождения, несут солидарную ответственность за причинение вреда третьим лицам, а также за причинение вреда морской среде вследствие эксплуатации автономного судна или в связи с эксплуатацией автономного судна.

Статья 106.8. Правовой статус внешнего капитана автономного судна, члена внешнего экипажа автономного судна

1. Внешний капитан полуавтономного судна, член внешнего экипажа полуавтономного судна дают рекомендации капитану полуавтономного судна в части режимов работы судовых двигателей и рулевого устройства, маршрута движения полуавтономного судна или осуществляют дистанционное управление полуавтономным судном.

2. Внешний капитан полностью автономного судна при управлении полностью автономным судном является лицом, ответственным за управление полностью автономным судном, и выполняет все функции и обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на капитана судна по управлению судном, обеспечению безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения.

3. Член внешнего экипажа автономного судна подчиняется внешнему капитану автономного судна и несет ответственность за выполнение функций по управлению автономным судном, возложенных на него внешним капитаном автономного судна.

Статья 106.9. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном

1. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Владелец автономного судна, если иное не предусмотрено договором морской перевозки или настоящим Кодексом, несет ответственность за мореходное состояние автономного судна, безопасную перевозку груза и (или) пассажиров в соответствии с договором морской перевозки.

2. Перевозка пассажиров полностью автономными судами не допускается.";

16) в статье 117:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Договор морской перевозки груза заключается в письменной форме, в том числе в форме электронного документа (далее - электронный договор морской перевозки груза).";

б) пункт 2 после слов "коносаментом или" дополнить словами "коносаментом, сформированным в форме электронного документа (далее - электронный коносамент), либо";

в) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

"3. Форматы и формы электронного договора морской перевозки груза и электронного коносамента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Электронный договор морской перевозки груза и электронный коносамент подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

4. Электронный договор морской перевозки груза и электронный коносамент подлежат направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов).

Порядок обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок направления электронных договоров морской перевозки груза и электронных коносаментов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов устанавливается Правительством Российской Федерации.";

17) пункт 1 статьи 124 после слов "укомплектовать его экипажем" дополнить словами "(за исключением полностью автономного судна)", дополнить предложением следующего содержания: "При перевозке груза на автономном судне перевозчик обязан укомплектовать внешний экипаж автономного судна для безопасного управления автономным судном.";

18) в статье 153:

а) в пункте 2 слова "капитан судна вправе выгрузить груз" заменить словами "перевозчик вправе выгрузить груз", слова "по мнению капитана судна" заменить словами "по мнению перевозчика";

б) в пункте 3 слова "капитан судна" заменить словом "перевозчик", слова "Капитан судна" заменить словом "Перевозчик";

19) в статье 203:

а) пункт 1 после слов "по укомплектованию судна экипажем" дополнить словами "(для автономного судна внешним экипажем)";

б) пункт 3 дополнить словами "(при наличии)";

20) статью 206 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Члены внешнего экипажа автономного судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению и распорядку работы. Для членов внешнего экипажа автономного судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.";

21) в статье 338 слова "Капитан судна имеет" заменить словами "Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна имеет";

22) пункт 1 статьи 394 после слов "капитан судна" дополнить словами "или владелец полностью автономного судна";

23) пункт 1 статьи 399 после слов "капитан судна" дополнить словами "или владелец полностью автономного судна";

24) статью 400 изложить в следующей редакции:

"Статья 400. Составление акта о морском протесте

Морской протест подается капитаном судна либо на основании заявления капитана судна или внешнего капитана автономного судна судовладельцем при заходе судна в первый порт после инцидента или ряда происшествий одного и того же происхождения. Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, внешнего капитана полностью автономного судна или владельца автономного судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна либо на основании иных представленных владельцем автономного судна доказательств составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.".

Статья 3

Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30; 2011, N 15, ст. 2020; N 29, ст. 4294; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320; 2015, N 1, ст. 55; N 29, ст. 4356; 2016, N 27, ст. 4300; 2018, N 1, ст. 34; 2019, N 31, ст. 4453) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:

"автономное судно - самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме;

полуавтономное судно - судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем;

полностью автономное судно - судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту судна.";

2) статью 13 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Автономному судну наряду с названием или номером, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, присваивается уникальный идентификатор автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность автономного судна и его владельца. Формат уникального идентификатора автономного судна, порядок его присвоения и требования к его нанесению на корпус автономного судна устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

3) статью 14 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9. Предусмотренный подпунктом 8 пункта 1 настоящей статьи судовой журнал ведется владельцем полностью автономного судна в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Судовой журнал и иные предусмотренные настоящим Кодексом судовые документы могут не находиться на борту автономного судна и предъявляются владельцем полностью автономного судна в электронном виде при осуществлении государственного портового контроля, предусмотренного статьей 38.1 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.";

4) в статье 26:

а) в наименовании слово "судна" заменить словами "судна. Внешний экипаж автономного судна";

б) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего Кодекса.

Внешний капитан полуавтономного судна организует работу членов внешнего экипажа полуавтономного судна. Капитан полуавтономного судна в вопросах управления полуавтономным судном руководствуется рекомендациями внешнего капитана полуавтономного судна или члена внешнего экипажа полуавтономного судна, при этом окончательные решения по управлению полуавтономным судном принимает капитан полуавтономного судна.";

в) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

"Минимальный состав внешнего экипажа автономного судна устанавливается в соответствии с положением о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

г) пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: "Для полностью автономного судна судовая роль не составляется.";

д) пункт 6 дополнить предложением следующего содержания: "Маломерное полностью автономное судно имеет только внешний экипаж, который может состоять только из одного лица, являющегося специалистом по управлению автономными судами.";

5) в абзаце втором пункта 2 статьи 34 после слов "укомплектование экипажа судна" дополнить словами "(за исключением внешнего экипажа для полностью автономного судна)", слова "Судно не допускается" заменить словами "Судно (за исключением полностью автономного судна) не допускается", дополнить предложением следующего содержания: "Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж автономного судна в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.";

6) абзац четвертый пункта 2 статьи 35 после слов "плавучих объектов" дополнить словами ", правила классификации автономных судов, правила освидетельствования технических средств, предназначенных для обеспечения управления автономными судами,";

7) в статье 41:

а) абзац первый пункта 2 после слов "капитану судна" дополнить словами "или представителю владельца полностью автономного судна", после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";

б) пункт 5 после слов "капитана судна" дополнить словами "или внешнего капитана полностью автономного судна", после слов "капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";

8) дополнить главой VI.1 следующего содержания:

"Глава VI.1. Особенности эксплуатации автономных судов

Статья 41.1. Управление автономным судном

1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности плавания и защиты водной среды, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными владельцем автономного судна экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.

2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.

4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.

5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.

6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять плавание от места отправления до места назначения без непрерывных наблюдения и управления внешним экипажем полностью автономного судна и обеспечить безопасность плавания и защиту водной среды, владелец такого полностью автономного судна освобождается от выполнения требований пункта 3 настоящей статьи.

7. Владелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц.

Статья 41.2. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца

Интересы владельца автономного судна и грузовладельца представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.

Статья 41.3. Лоцманская проводка автономного судна

1. Владелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления автономным судном. Если длительность лоцманской проводки автономного судна составляет более четырех часов, на автономном судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя владельца полностью автономного судна, имеющего соответствующую квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна представителя владельца полностью автономного судна. Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю владельца полностью автономного судна.

2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями статьи 41 настоящего Кодекса.

3. Лоцман не вправе без согласия внешнего капитана полностью автономного судна оставить полностью автономное судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет из района лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность внешнего капитана полностью автономного судна за управление полностью автономным судном. Ответственность за вред, причиненный полностью автономному судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки полностью автономного судна, определяется в соответствии с пунктом 6 статьи 41 настоящего Кодекса.

5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана внешний капитан полностью автономного судна в целях обеспечения безопасности плавания вправе отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.

Статья 41.4. Внешний экипаж автономного судна

Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана судна с главными двигателями мощностью более 330 киловатт и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи администрациями бассейнов внутренних водных путей квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных судов внутреннего водного плавания.

Статья 41.5. Компетентная в области автономного судоходства организация

1. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для управления автономными судами, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 41.4 настоящего Кодекса, в количестве, достаточном для непрерывного осуществления управления автономными судами с учетом соблюдения требований режима труда и отдыха, и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.

2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.

3. Компетентная в области автономного судоходства организация несет ответственность за вред, причиненный автономному судну или третьим лицам в результате ненадлежащего управления автономным судном.

Статья 41.6. Ответственность за причинение вреда автономным судном

Владелец автономного судна, собственник автономного судна, компетентная в области судоходства организация, осуществляющая управление автономным судном, производитель оборудования и разработчик программного обеспечения, предназначенных для обеспечения автономного судовождения, несут солидарную ответственность за причинение вреда третьим лицам, а также за причинение вреда водной среде вследствие эксплуатации автономного судна или в связи с эксплуатацией автономного судна.

Статья 41.7. Правовой статус внешнего капитана автономного судна, члена внешнего экипажа автономного судна

1. Внешний капитан полуавтономного судна, член внешнего экипажа полуавтономного судна дают рекомендации капитану полуавтономного судна в части режимов работы судовых двигателей и рулевого устройства, маршрута движения полуавтономного судна или осуществляют дистанционное управление полуавтономным судном.

2. Внешний капитан полностью автономного судна при управлении полностью автономным судном является лицом, ответственным за управление полностью автономным судном, и выполняет все функции и обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на капитана судна по управлению судном, обеспечению безопасности плавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.

3. Член внешнего экипажа автономного судна подчиняется внешнему капитану автономного судна и несет ответственность за выполнение функций по управлению автономным судном, возложенных на него внешним капитаном автономного судна.

Статья 41.8. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном

1. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Владелец автономного судна, если иное не предусмотрено договором перевозки или настоящим Кодексом, несет ответственность за состояние, пригодное для безопасного плавания автономного судна, безопасную перевозку груза и (или) пассажиров в соответствии с договором перевозки.

2. Перевозка пассажиров полностью автономными судами не допускается.";

9) статью 67 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Договор перевозки груза, транспортная накладная, дорожная ведомость, квитанция о приеме груза для перевозки, предусмотренные настоящей статьей, могут быть сформированы в форме электронных документов (далее соответственно - электронный договор перевозки груза, электронная транспортная накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о приеме груза для перевозки).

Форматы и формы электронного договора перевозки груза, электронной транспортной накладной, электронной дорожной ведомости, электронной квитанции о приеме груза для перевозки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Электронный договор перевозки груза, электронная транспортная накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о приеме груза для перевозки подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

Электронный договор перевозки груза, электронная транспортная накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о приеме груза для перевозки подлежат направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов).

Порядок обмена электронными договорами перевозки груза, электронными транспортными накладными, электронными дорожными ведомостями, электронными квитанциями о приеме груза для перевозки, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок направления электронных договоров перевозки груза, электронных транспортных накладных, электронных дорожных ведомостей, электронных квитанций о приеме груза для перевозки и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов устанавливается Правительством Российской Федерации.".

Статья 4

Статью 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2014, N 6, ст. 566; 2018, N 32, ст. 5135; 2019, N 31, ст. 4429; 2023, N 14, ст. 2384) дополнить частью 1.2 следующего содержания:

"1.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности в отношении автономных судов должны учитывать особенности управления автономными судами, установленные законодательством Российской Федерации.".

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4594; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4058; 2016, N 27, ст. 4282; 2017, N 27, ст. 3945; N 30, ст. 4457; 2018, N 53, ст. 8451) следующие изменения:

1) пункт 16 статьи 4 дополнить словами ", а также участки морских путей установленной ширины, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, для которых установлены особенности плавания автономных судов или на территории которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов";

2) в статье 13:

а) пункт 2 дополнить словами ", а также особенности плавания автономных судов в акваториях морских портов и на подходах к ним";

б) пункт 3 дополнить словами ", а также особенности регулирования захода автономных судов в морские порты и выхода автономных судов из морских портов";

3) в части 4 статьи 14:

а) пункт 2 дополнить словами ", а также особенности регулирования захода автономных судов в морской порт и выхода автономных судов из морского порта";

б) пункт 3 дополнить словами "с учетом особенностей плавания автономных судов в акватории морского порта";

в) пункт 4 дополнить словами ", правила взаимодействия радиолокационных систем управления движением судов с автономными судами";

4) в статье 15:

а) часть 1 дополнить словами ", системам обеспечения управления движением автономных судов в морском порту и на подходах к нему";

б) дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. При осуществлении плавания автономного судна в морском порту и на подходах к нему экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж автономного судна выполняют рекомендации и указания капитана морского порта, пограничного органа, службы контроля судоходства и управления судоходством в морском порту.";

5) главу 3 дополнить статьей 16.2 следующего содержания:

"Статья 16.2. Заход автономных судов под флагами иностранных государств в морские порты Российской Федерации

1. При заходе автономного судна под флагом иностранного государства в морской порт Российской Федерации признаются судовые документы такого автономного судна, в том числе документы в отношении экипажа автономного судна и внешнего экипажа автономного судна и (или) иных специалистов по управлению автономными судами, а также документы, подтверждающие технические свойства автономного судна, выданные государством, в котором зарегистрировано автономное судно, или признанной таким государством организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.

2. Плавание автономных судов под флагами иностранных государств в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона.".

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
10 июля 2023 года
N 294-ФЗ