ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ФЕДЕРАТИВНОМУ УСТРОЙСТВУ И ВОПРОСАМ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПИСЬМО
от 20 марта 2015 г. N 3.20-23/192/33509

Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) в пункт 3 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) была внесена норма, согласно которой полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются. Эта норма является обязательной для главы муниципального образования, избранного из состава депутатов представительного органа муниципального образования.

Отвечая на вопрос о применении пункта 3 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 8-ФЗ) в отношении глав муниципальных образований, избранных из состава представительных органов муниципальных образований, до вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом N 8-ФЗ, следует обратиться к общей теории права, в частности такому понятию, как "обратная сила закона". Как отмечает доктор юридических наук, профессор М.Н. Марченко, обратная сила закона - это распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае, например, имущественного спора или правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя бы на данный момент он был отменен или изменен.

Принцип права "закон обратной силы не имеет" относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики.

Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности его свобод и прав, укреплению законности и правопорядка. Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые смягчают ответственность за определенные деяния или же вообще устраняют ее. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямо указано в законе.

Кроме этого Комитет обращает внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал на необходимость соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающего правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года N 415-О и др.).

Такой подход использован в нормах избирательного законодательства, касающихся изменения (продления или сокращения) срока полномочий органов местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований (применяются новые нормы только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы). Такой же подход использован и в законодательстве о местном самоуправлении. Так, согласно части 4 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения. Утрата главой муниципального образования статуса депутата является, по сути, изменением перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, поэтому норма части 4 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ применяется к данному случаю в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного, норма пункта 3 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ (п. 3 в ред. Федерального закона от 03.02.2015 N 8-ФЗ) на действующих в настоящий момент глав муниципальных образований распространяться не будет.

В связи с тем, что при избрании главы муниципального образования из состава представительного органа данного муниципального образования освобождается один депутатский мандат, необходимо будет провести дополнительные выборы по тому избирательному округу, депутат от которого избран главой муниципального образования и чьи полномочия депутата прекращены.

Что касается многомандатных избирательных округов, то в пункте 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) установлены особенности назначения дополнительных выборов в многомандатном избирательном округе - дополнительных выборов депутата взамен выбывшего: дополнительные выборы назначаются и проводятся в случае, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законодателю субъекта Российской Федерации предоставлена возможность установления своим законом и иных оснований для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

Если же депутат представительного органа муниципального образования, избранный главой муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования, был в составе списка кандидатов политической партии, то выборы проводить не нужно, а следующий по этому списку кандидат замещает вакантный депутатский мандат.

Председатель Комитета
В.Б.КИДЯЕВ