ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ПИСЬМО
от 7 сентября 2015 г. N 2.2-1/52

В связи с просьбой высказать позицию Правового управления Аппарата Государственной Думы относительно порядка определения аффилированных членов саморегулируемой организации в целях реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), связанных с контролем Национального объединения саморегулируемых организаций за деятельностью его членов, сообщаем следующее.

В числе требований к саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации) для приобретения ими права выдачи свидетельств о допуске к соответствующим работам, которые оказывают на безопасность объектов капитального строительства, частью 1 статьи 55.4 Кодекса предусмотрено требование об объединении в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. При этом частью 3 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при определении числа членов саморегулируемой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.

В соответствии с частью 5 статьи 55.2 Кодекса одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций является неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4 Кодекса.

Таким образом, требование части 1 статьи 55.4 Кодекса об объединении в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц должно исполняться саморегулируемой организацией не только на момент приобретения ею права выдачи свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но и в течение всего срока осуществления саморегулируемой организацией соответствующей деятельности. Иное не соответствовало бы логике установленных Кодексом требований к саморегулируемым организациям и контролю за их деятельностью.

Что же касается применения положений части 3 статьи 55.4 Кодекса в процессе осуществления указанного контроля Национальным объединением саморегулируемых организаций, то полагаем, что при определении соответствия количества членов саморегулируемой организации требованиям части 1 указанной статьи Кодекса аффилированные лица, являющиеся членами соответствующей саморегулируемой организации, должны учитываться как одно лицо.

В противном случае в части 3 статьи 55.4 Кодекса либо в иных его положениях должно было бы содержаться указание на то, что положения указанной части распространяются только на правоотношения, связанные с приобретением саморегулируемой организацией права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают на безопасность объектов капитального строительства, и не применяются при осуществлении контроля за деятельностью соответствующей саморегулируемой организации.

Обращаем внимание, что изложенная в настоящем письме позиция не может рассматриваться в качестве официального (т.е. общеобязательного) толкования и (или) разъяснения действующего законодательства, а является лишь мнением Правового управления по поставленному вопросу.

Начальник управления
М.В.ДЕМЕНКОВ