9. Статья как структурная единица законопроекта, устанавливающего новое правовое регулирование

9. Статья как структурная единица законопроекта, устанавливающего новое правовое регулирование

Статья законопроекта:

является его основной структурной единицей;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.

Примеры:

Статья 33. Сертификация

    1. ........ .     (часть 1)
    2. ........ .     (часть 2)

или

Статья 33

    1. ........ .     (часть 1)
    2. ........ .     (часть 2)

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Примеры:

Статья 33. Сертификация

    1. ...... .    (часть 1)
    2. ......:     (абзац первый части 2)
    1) ......;     (пункт 1 части 2)
    2) ......:     (пункт 2 части 2)
    а) ......;     (подпункт "а" пункта 2 части 2)
    б) ...... .    (подпункт "б" пункта 2 части 2)

или

Статья 33

    1. ...... .    (часть 1)
    2. ......:     (абзац первый части 2)
    1) ......;     (пункт 1 части 2)
    2) ......:     (пункт 2 части 2)
    а) ......;     (подпункт "а" пункта 2 части 2)
    б) ...... .    (подпункт "б" пункта 2 части 2)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Пример:

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

    1.   При   наличии   возражений   относительно   требований  кредиторов
арбитражный суд проверяет обоснованность требований.              (часть 1)
    2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда.
По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе
во включении указанных требований в реестр требований кредитора.  (часть 2)
    3. Федеральный арбитражный суд действует в составе:
                                                     (абзац первый части 3)
    1) президиума;                                        (пункт 1 части 3)
    2) судебной коллегии:                   (абзац первый пункта 2 части 3)
    а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений;
                                            (подпункт "а" пункта 2 части 3)
    б) по   рассмотрению    споров,    возникающих    из   административных
правоотношений.                             (подпункт "б" пункта 2 части 3)

КОММЕНТАРИЙ

В случае если статья имеет длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование статьи оформляются следующим образом:

Статья 2. Основные требования к организации железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом

При проведении юридико-технической экспертизы законопроектов, устанавливающих новое правовое регулирование, основное внимание уделяется структурированию статей.

Прежде всего объем статьи законопроекта не должен затруднять восприятие ее содержания.

Каждая структурная единица статьи должна иметь только ей свойственное обозначение. Необходимость в закреплении такого обозначения возникла из-за того, что в российском законодательстве одновременно существует множество вариантов структурного построения статей, то есть наблюдается так называемый структурный разнобой. Например, в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" статьи подразделяются на части, которые не имеют обозначений и подразделяются, в свою очередь, на пункты, обозначенные арабскими цифрами со скобкой, и подпункты, обозначенные строчными буквами русского алфавита со скобкой. В Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" статьи также подразделяются на части, не имеющие обозначений, но в статье 13 этого федерального закона первоначально, до внесения в него изменений структурные единицы части статьи обозначались строчными буквами русского алфавита ("а", "б" и т.д.) и определялись как пункты.

В Федеральном законе от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" статьи подразделяются на пункты, обозначенные арабскими цифрами с точкой, а пункты статьи подразделяются на подпункты, обозначенные арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

В ряде законодательных актов в статьях, разделенных на пункты, имеются подпункты, обозначенные цифрами со скобкой, и "подпункты подпунктов", обозначенные буквами со скобкой. Так, в статье 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" дается следующая ссылка: "... в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2...".

Существуют законодательные акты, в которых одновременно содержатся статьи, разделенные на части, и статьи, разделенные на пункты, как, например, в Федеральном законе от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Федеральном законе от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". В Федеральном законе от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" некоторые статьи делятся на части, не имеющие обозначений, которые, в свою очередь, делятся на пункты, обозначенные арабскими цифрами со скобкой, а другие статьи делятся на пункты, обозначенные арабскими цифрами с точкой, имеющие подпункты, обозначенные арабскими цифрами со скобкой.

При внесении изменений в недостаточно четко структурированные законодательные акты, а также при ссылках на такие законодательные акты неоднородность структурных единиц увеличивается, поскольку изменения вносятся то в часть, то в пункт статьи и ссылки даются то на часть, то на пункт статьи, при этом не всегда возможно с уверенностью определить, о какой конкретно структурной единице идет речь.

В настоящее время к структуре статей законопроектов, устанавливающих новое правовое регулирование, в обязательном порядке предъявляются следующие требования:

статьи законопроекта подразделяются на части, обозначаемые арабской цифрой с точкой;

части статьи подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с точкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется "абзацем первым части...");

пункты части статьи подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется "абзацем первым пункта...").

Часть статьи должна строиться таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Это необходимо для максимального унифицирования структуры статей законодательного акта, сокращения количества таких структурных единиц статьи, как абзацы. Однако части статей некоторых законодательных актов в обязательном порядке разбиваются на два абзаца. Например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Деление частей статьи на два абзаца существует и в Уголовном кодексе Российской Федерации:

Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта

1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

2. Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Нумерация правовых позиций арабскими цифрами с точкой в рамках одной статьи, объединенной общим наименованием, никак не разрывает их. Законодатель таким образом акцентирует на них внимание, дает возможность корректно признавать правовые положения утратившими силу, вносить изменения и дополнения, корректно ссылаться на них, исключая возможность неверного их подсчета.

Абзацы не имеют обозначений, поэтому дополнение новыми абзацами или признание каких-то из них утратившими силу связано со значительными затруднениями юридико-технического характера, а также с затруднениями при составлении текущих редакций законодательного акта и при его применении.

Примером может послужить Федеральный закон от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ, в котором предлагалось внести следующие изменения в пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ: абзац пятый исключить, а абзац девятый изложить в новой редакции. Как оказалось впоследствии, желание законодателя было следующим: абзац пятый должен был утратить силу, а в новой редакции надлежало изложить абзац десятый. Но при подготовке текста законопроекта было принято ошибочное решение о том, что если абзац пятый исключается, то абзац десятый автоматически становится абзацем девятым и, следовательно, именно абзац девятый (а не абзац десятый, что было бы единственно правильным) следует изложить в новой редакции. Результатом подобных юридически некорректных действий стало то, что исчез нужный абзац и появились два взаимодублирующих абзаца.

В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Если же подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следует нумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами. Такие статьи рекомендуется оформлять следующим образом:

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) ......;

2) ......;

3) ......;

4) ...... .

Статья, содержащая основные понятия или основные термины, используемые в законодательном акте, должна строиться следующим образом:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) ......;       (пункт 1 статьи 2)
    2) ......;       (пункт 2 статьи 2)
    3) ......;       (пункт 3 статьи 2)
    4) ......;       (пункт 4 статьи 2)
    5) ...... .      (пункт 5 статьи 2)

Наиболее приемлемым вариантом использования абзацев в тексте статьи считаем такой, когда часть делится на пункты, пункт делится на подпункты, а подпункт (при необходимости дальнейшего расширения) может делиться на абзацы, например:

Статья 33

    1. ...... .     (часть 1)
    2. ......:      (абзац первый части 2)
    1) ......;      (пункт 1 части 2)
    2) ......:      (абзац первый пункта 2 части 2)
    а) ......:      (абзац первый подпункта "а" пункта 2 части 2)
    ......;         (абзац второй подпункта "а" пункта 2 части 2)
    ......;         (абзац третий подпункта "а" пункта 2 части 2)
    ......;         (абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 части 2)
    б) ....... .    (подпункт "б" пункта 2 части 2)

Недопустимо деление последнего в статье пункта (или подпункта) на абзацы, начинающиеся с прописной буквы, например:

Статья 33

    1. ...... .     (часть 1)
    2. ......:      (абзац первый части 2)
    1) ......;      (пункт 1 части 2)
    2) ...... .     (пункт 2 части 2)

А-б-з-а-ц. Введение такого абзаца не допускается, так как будет неясно, к какой структурной единице он будет относиться (то ли абзац второй пункта 2 части 2, то ли абзац четвертый части 2 данной статьи).

или

Статья 33

    1. ......:      (абзац первый части 1)
    1) ......;      (пункт 1 части 1)
    2) ......:      (абзац первый пункта 2 части 1)
    а) ......:      (абзац первый подпункта "а" пункта 2 части 1)
    ......;         (абзац второй подпункта "а" пункта 2 части 1)
    ......;         (абзац третий подпункта "а" пункта 2 части 1)
    б) .......      (подпункт "б" пункта 2 части 1)

А-б-з-а-ц. Введение такого абзаца не допускается, так как будет неясно, к какой структурной единице он будет относиться (то ли абзац второй подпункта "б" пункта 2 части 1, то ли абзац шестой пункта 2 части 1 данной статьи, то ли абзац восьмой части 1 данной статьи).

    2. ...... .    (часть 2)

Структура законодательных актов, оформленных не по правилам настоящих Методических рекомендаций, может иметь иные особенности, что следует учитывать как при оформлении ссылок на структурные единицы таких законодательных актов, так и при внесении изменений в структурные единицы указанных законодательных актов (см. пункты 105 - 107 настоящих Методических рекомендаций).