15. "Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов" (разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013)
15. Примечания к статьям
Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
КОММЕНТАРИЙ
Статьи некоторых законодательных актов содержат примечания. Юридическая сила примечаний и статьи законодательного акта, к которой они относятся, одинакова.
Обозначение примечания печатается с прописной буквы полужирным шрифтом и располагается после текста статьи законодательного акта с абзацного отступа. После слова "Примечание" ставится точка. Текст примечания печатается в строку с обозначением примечания.
Слово "примечание" употребляется во множественном числе, если примечаний несколько. Обозначение примечаний печатается с прописной буквы полужирным шрифтом и располагается после текста статьи законодательного акта с абзацного отступа. После слова "Примечания " ставится двоеточие. Текст каждого примечания располагается после обозначения примечаний с абзацного отступа и обозначается арабской цифрой с точкой, означающей в данном случае порядковый номер примечания.
Примеры:
Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным и нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта.
или
Примечания:
1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается от уголовной ответственности.
2. Крупным размером в настоящей статье признается количество наркотического средства, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять раз.
В случае если в статье имелось одно примечание, а возникла необходимость дополнить статью вторым примечанием (или вторым и третьим), то примечания следует переизложить в новой редакции, для того чтобы были соблюдены правила их оформления.
При ссылках на примечания к статьям законодательного акта рекомендуется использовать следующую форму:
1. Под должностными лицами в настоящей статье понимаются лица, указанные в примечаниях 1 - 3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в настоящей статье понимается лицо, указанное в примечании 1 к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При внесении изменений в примечания к статьям законодательного акта рекомендуется использовать следующие формы:
1) в статье 228:
а) .........;
б) примечания 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. ....... .
2. ........ .";
2) статью 229 дополнить примечанием 3 следующего содержания:
"3. ....... .";
3) статью 230 дополнить примечанием 1.1 следующего содержания:
"1.1. ...... .";
4) статью 234 дополнить примечаниями следующего содержания:
"Примечания:
1. ........ .
2. ........ .
3. ........ .";
5) в примечании 2 к статье 236 слова "......" исключить;
6) в статье 240:
а) в примечании 1 слова "......" заменить словами ".......";
б) в примечании 2 слова "......" заменить словами ".......";
7) примечание 3 к статье 242 признать утратившим силу.
При внесении изменений в уже имеющиеся примечания к статьям законодательного акта следует придерживаться тех вариантов оформления, которые были применены в данном законодательная акте ранее.