11. Оформление законопроектов о внесении изменений в законодательные акты

11. Оформление законопроектов о внесении изменений в законодательные акты

Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:

не имеют наименований статей;

делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Примеры:

Статья 1

Внести в Федеральный закон от ......... N ... "О ......." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:

    1) ......;       (пункт 1)
    2) ......;       (пункт 2)
    3) ......:       (абзац первый пункта 3)
    а) ......;       (подпункт "а" пункта 3)
    б) ......:       (абзац первый подпункта "б" пункта 3)
    ......;          (абзац второй подпункта "б" пункта 3)
    ......;          (абзац третий подпункта "б" пункта 3)
    ......;          (абзац четвертый подпункта "б" пункта 3)
    ......;          (абзац пятый подпункта "б" пункта 3)
    4) ...... .      (пункт 4)

или

Статья 1

Внести в Федеральный закон от ......... N ... "О ........" (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:

    ........;        (абзац второй)
    ........;        (абзац третий)
    ........;        (абзац четвертый)
    ........ .       (абзац пятый)

или

Статья 1

Признать утратившими силу:

    1) ........;     (пункт 1)
    2) ........;     (пункт 2)
    3) ........;     (пункт 3)
    4) ........;     (пункт 4)
    5) ........;     (пункт 5)
    6) ........ .    (пункт 6)

или

Статья 1

Признать утратившими силу:

    ........;        (абзац второй)
    ........;        (абзац третий)
    ........ .       (абзац четвертый)

КОММЕНТАРИЙ

Приведенные примеры показывают, что использование таких структурных единиц, как абзацы, в статьях законодательных актов о внесении изменений или статьях, содержащих перечни законодательных актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, вполне допустимо, и зачастую без них обойтись невозможно. Это не приводит к неразрешимым проблемам потому, что внесение изменений в указанные акты, как правило, не допускается. Кроме того, статьи таких актов сами по себе ничего не регулируют, а лишь корректируют базовые законодательные акты, которые и осуществляют правовое регулирование того или иного вида правоотношений и в статьях которых важна нумерация либо иное обозначение структурных единиц. Тем не менее в статьях законодательных актов о внесении изменений или статьях, содержащих перечни законодательных актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, было бы более корректным нумеровать или обозначать их структурные единицы.