11. "Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов" (разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013)
11. Оформление законопроектов о внесении изменений в законодательные акты
Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 1
Внести в Федеральный закон от ......... N ... "О ......." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:
1) ......; (пункт 1)
2) ......; (пункт 2)
3) ......: (абзац первый пункта 3)
а) ......; (подпункт "а" пункта 3)
б) ......: (абзац первый подпункта "б" пункта 3)
......; (абзац второй подпункта "б" пункта 3)
......; (абзац третий подпункта "б" пункта 3)
......; (абзац четвертый подпункта "б" пункта 3)
......; (абзац пятый подпункта "б" пункта 3)
4) ...... . (пункт 4)
или
Статья 1
Внести в Федеральный закон от ......... N ... "О ........" (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:
........; (абзац второй)
........; (абзац третий)
........; (абзац четвертый)
........ . (абзац пятый)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
1) ........; (пункт 1)
2) ........; (пункт 2)
3) ........; (пункт 3)
4) ........; (пункт 4)
5) ........; (пункт 5)
6) ........ . (пункт 6)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
........; (абзац второй)
........; (абзац третий)
........ . (абзац четвертый)
КОММЕНТАРИЙ
Приведенные примеры показывают, что использование таких структурных единиц, как абзацы, в статьях законодательных актов о внесении изменений или статьях, содержащих перечни законодательных актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, вполне допустимо, и зачастую без них обойтись невозможно. Это не приводит к неразрешимым проблемам потому, что внесение изменений в указанные акты, как правило, не допускается. Кроме того, статьи таких актов сами по себе ничего не регулируют, а лишь корректируют базовые законодательные акты, которые и осуществляют правовое регулирование того или иного вида правоотношений и в статьях которых важна нумерация либо иное обозначение структурных единиц. Тем не менее в статьях законодательных актов о внесении изменений или статьях, содержащих перечни законодательных актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, было бы более корректным нумеровать или обозначать их структурные единицы.
