Статья 194 от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Заявление об утрате или о повреждении багажа
1. Пассажир должен направить заявление в письменной форме перевозчику или его агенту в следующих случаях:
явное повреждение каютного багажа - до или в момент высадки пассажира, явное повреждение иного багажа - до или в момент его выдачи;
утрата или повреждение багажа, которые не являются явными, - в течение пятнадцати дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа либо с момента, когда он должен быть выдан.
2. В случае, если пассажир не выполнил требование, предусмотренное настоящей статьей, предполагается, если не доказано иное, что пассажир получил свой багаж неповрежденным.
3. Заявление пассажира в письменной форме не требуется, если багаж осмотрен или состояние его проверено перевозчиком совместно с пассажиром в момент получения багажа.
Комментарий к статье 194 от 30.04.1999 N 81-ФЗ
В целях обеспечения сохранности каютного и иного багажа пассажира он наделен правом направлять заявление в письменной форме перевозчику или его агенту в случаях, если обнаружит явное повреждение багажа (до или в момент высадки пассажира, до или в момент выдачи багажа). При этом, если установлены утрата или повреждение багажа, которые не являются явными, право пассажира на подачу заявления сохраняется в течение пятнадцати дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа либо с момента, когда он должен быть выдан.
При невыполнении указанных условий и в отсутствие доказательств обратного считается, что пассажир получил свой багаж неповрежденным.
Если багаж при его выдаче осматривается или состояние его проверяется пассажиром совместно с представителем перевозчика, никаких письменных заявлений от пассажира не требуется. В случае обнаружения в ходе осмотра или проверки дефектного состояния багажа (повреждение и пр.) должен быть составлен двусторонний акт, который впоследствии может быть использован в качестве доказательства при разрешении в суде возможного спора.
Комментируемая статья перераспределяет бремя доказывания путем наделения пассажира правом на подачу соответствующего заявления. Нормы, предусматривающие обязательный претензионный порядок удовлетворения требований, связанных с перевозкой пассажира и багажа, противоречат пункту 1 ст. 797 ГК РФ. Не вполне обоснованным представляется и перераспределение бремени доказывания в зависимости от наличия или отсутствия претензии (заявления).
По мнению Ю.П. Свит <78>, само наличие норм о порядке предъявления претензий, в том числе и для случаев перевозки пассажира и багажа, помогает защитить потребителя от необоснованных отказов перевозчика в рассмотрении предъявляемых к нему требований. Однако указанные нормы должны носить диспозитивный для потребителя характер, а право на предъявление претензии должно действовать в течение срока исковой давности. Непредъявление претензии гражданином-потребителем не должно препятствовать обращению в суд.
--------------------------------
<78> Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.
Помимо правил о претензионном порядке предъявления требований, вытекающих из договора перевозки груза, законодательством установлен также сокращенный срок исковой давности предъявления требований к перевозчику - в течение одного года. Момент начала течения срока исковой давности определяется транспортным законодательством различно.
Комментируемая статья воспроизводит положения статьи 15 Афинской конвенции, которая помимо прочего устанавливает, что письменное уведомление не требуется, если состояние багажа было совместно установлено или проверено в момент его получения.
А.М. Симоненко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
2008 год