Статья 376 от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Регистрация ипотеки судна или строящегося судна
1. Ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно.
2. Ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в Российской Федерации.
3. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.
Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ. При регистрации права собственности на строящееся судно выдается соответствующее свидетельство.
4. Реестр строящихся судов, которые после постройки считаются морскими судами, ведется в морских портах.
Правила регистрации прав на строящиеся суда в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Комментарий к статье 376 от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Положения комментируемой статьи существенно отличаются от норм, закрепленных в Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Так, статья предусматривает, что ипотека морского судна подлежит регистрации в том же реестре, в котором зарегистрировано само судно; при этом ипотека строящегося судна подлежит регистрации только в реестре строящихся судов. В то же время Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" предусматривает, что ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения имущества, являющегося предметом ипотеки.
Кроме того, статья 131 ГК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) предусматривают, что права на недвижимое имущество подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. В свою очередь, статья 33 КТМ РФ предусматривает регистрацию права собственности и иных вещных прав на судно, однако так же, как и суда, права на них регистрируются в судовых реестрах. Регистрирующим органом здесь выступает специальный орган исполнительной власти, а согласно КТМ РФ регистрацию судов и прав на них осуществляет капитан морского порта.
КТМ РФ предусматривает существование нескольких реестров, в частности Государственного судового реестра, Международного реестра судов, бербоут-чартерного реестра. Отдельно предусмотрено существование реестра строящихся судов, который, однако, не назван среди реестров, в которых могут быть зарегистрированы права на судно. При этом судно, зарегистрированное в Международном реестре, при определенных условиях может быть перерегистрировано в Государственном судовом реестре, и наоборот. Следует согласиться с мнением, что наличие лишь одного реестра, в котором регистрируются права на недвижимое имущество, в полной мере соответствует требованиям оборота, а множественность реестров теоретически может повлечь за собой наличие нескольких доказательств регистрации прав на одно и то же судно и другие проблемы <115>. То же относится и к регистрации ипотеки: может возникнуть ситуация, когда одна ипотека будет зарегистрирована капитаном морского порта в Реестре, а другая - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество учреждением юстиции.
--------------------------------
<115> Жаркова О.А., Кротов М.В. Некоторые вопросы обеспечения безопасности мореплавания // Морское право. Научные записки. 2003. С. 34.
КТМ РФ и Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87, не предусматривают порядка передачи информации о зарегистрированных правах между реестрами. В связи с этим могут возникнуть трудности как для залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству, так и для залогодателя. Правообладатель и кредитор вынуждены отслеживать ситуацию, когда судно перерегистрируется из одного реестра в другой, и в отсутствие положений о передаче информации между реестрами, вероятно, подавать новое заявление о регистрации и регистрационные документы капитану морского порта всякий раз, когда судно переходит из Реестра строящихся судов в Государственный судовой реестр или в Международный реестр.
Риски залогодержателя:
- регистрация ипотеки в одном из реестров может быть обжалована как противоречащая законодательству;
- при регистрации ипотеки строящегося судна после того, как судно будет построено, запись об ипотеке может быть не перенесена в реестр, где будет зарегистрировано построенное судно.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает недопустимость регистрации ипотеки судна, строящегося для иностранного получателя.
С другой стороны, согласно статье 425 КТМ РФ установление ипотеки судна регулируется законом государства регистрации ипотеки. На практике это означает, что ипотека иностранного судна ни при каких условиях (даже если судну временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации) не может быть осуществлена на территории России в соответствии с российским законодательством. Таким образом, по вопросу принятия в залог иностранных судов российский закон отсылает нас к законодательству государства, на территории которого может быть зарегистрирована ипотека соответствующего иностранного судна.
А.М. Симоненко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
2008 год