Статья 22 от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Суда, подлежащие классификации и освидетельствованию. Организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов
Статья 22. Суда, подлежащие классификации и освидетельствованию. Организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов
1. Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации, а также суда, зарегистрированные в одном из реестров судов Российской Федерации.
2. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов, а также маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, могут создаваться в форме федеральных автономных учреждений.
Комментарий к статье 22 от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Классификацию судов и морских стационарных платформ осуществляет федеральное государственное учреждение "Российский морской регистр судоходства". Целью классификационной деятельности Регистра является обеспечение безопасности мореплавания судов, охраны человеческой жизни на море, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности.
Объектами классификационной деятельности Регистра являются самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 т, все пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, прогулочные суда пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости. По заявкам организаций Регистр может осуществлять классификационную деятельность применительно к иным объектам.
Регистр рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление и ремонт изделий и изготовление материалов для установки на судах, а также согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов.
Техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение до начала постройки (изготовления) объекта. Документы представляются Регистру в виде подлинников, дубликатов или копий. Документы должны содержать все необходимые данные для проверки выполнения требований правил.
В случае применения принципиально новых решений Регистру могут быть представлены на рассмотрение техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, а также опытно-конструкторские и научно-исследовательские проработки. Такие документы согласованию не подлежат. По результатам их рассмотрения составляется письмо-заключение (отзыв) Регистра.
Изменения, вносимые в ранее согласованную техническую документацию и затрагивающие требования, регламентируемые правилами, должны быть согласованы с Регистром. Регистр не проверяет правильность выполнения вычислительных операций при расчетах, в том числе по согласованным Регистром программам, а рассматривает конечные результаты расчетов. Расчеты должны выполняться в соответствии с указаниями правил или по методикам, согласованным с Регистром.
В отдельных случаях Регистр может провести дополнительную экспертизу достоверности конечных результатов расчетов.
При наличии в технической документации решений, отличающихся от регламентируемых правилами (отступлений), проектная организация представляет перечень таких решений с изложением их существа и технических обоснований. В своем заключении по проекту Регистр сообщает о принятых решениях по представленному перечню. Отступления, не внесенные в перечень, согласованными не считаются, и Регистр может потребовать их устранения на любой последующей стадии проектирования, постройки или изготовления объектов.
Вся документация, представляемая в Регистр на рассмотрение, является конфиденциальной и может передаваться третьей стороне только с письменного согласия ее владельца.
Частью классификационной деятельности является освидетельствование, которое включает в себя поэтапные проверки выполнения правил в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах.
Организация, выполняющая работы по постройке, переоборудованию или ремонту судов, должна обеспечить необходимые условия для проведения Регистром освидетельствований, а именно:
1) предоставлять необходимую для работы техническую документацию, в том числе документы контроля качества продукции;
2) подготавливать объекты к проведению проверок в необходимом объеме;
3) обеспечивать безопасность проведения освидетельствований;
4) обеспечивать присутствие персонала, ответственного за предъявление объектов к освидетельствованиям.
При несоблюдении организацией перечисленных выше условий Регистр вправе отказаться от проведения освидетельствования, письменно мотивировав свой отказ.
Регистр может поручить техническому персоналу организации проведение контрольных испытаний или части их с целью проверки соответствия материалов и изделий правилам.
В этом случае права и обязанности организации и Регистра устанавливаются соглашением сторон.
Освидетельствование судов является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна и включает в себя как минимум:
1) проверку наличия согласованной технической документации, документов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов предыдущих освидетельствований;
2) наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;
3) оформление и выдачу документов Регистра.
Каждое судно ставится на классификационный учет в Главном управлении Регистра после постройки судна, при переходе в класс Регистра из класса другой классификационной организации, если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете Регистра. Снятие судна с классификационного учета Регистра производится при списании, при переходе в класс другой классификационной организации, в том случае, когда судно не предъявлялось к освидетельствованию более 6 месяцев.
Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых Регистром.
Все работы, связанные с подготовкой к освидетельствованию и испытаниям элементов судна, производимые перед предъявлением судна к освидетельствованию, а также работы, необходимые для определения технического состояния элементов судна, выполняются силами и/или за счет судовладельца.
При всех видах освидетельствований судовладелец и/или командный состав судна сообщают Регистру обо всех замеченных дефектах, случаях отказов элементов судна в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями, а также об изменениях в составе оборудования и снабжения, о ремонтах, проведенных в этот же период, предъявляют необходимые документы, акты предыдущих освидетельствований, техническую документацию и предписанные правилами акты проверок и испытаний объектов судна.
При осуществлении классификационной деятельности Регистр выдает документы, предписанные законодательством Российской Федерации. Документы Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта. При оформлении документов, выдаваемых Регистром, допускается использование только установленных Главным управлением Регистра образцов бланков, штампов и печатей.
Присвоение судну класса Регистра означает соответствие конструкции судна применимым требованиям правил, а его технического состояния - условиям эксплуатации. Присваиваемый Регистром судну класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна.
Основной символ класса Регистра состоит из знаков:
КМ*, КМ*, (КМ)* - для самоходных судов;
КЕ*, КЕ*, (КЕ)* - для несамоходных судов с суммарной мощностью первичных двигателей 100 кВт и более;
К*, К*, (К)* - для прочих несамоходных судов.
В зависимости от того, по каким правилам и каким классификационным органом освидетельствовано судно при постройке, основной символ класса устанавливается следующим образом:
1) судам, построенным по правилам Регистра и освидетельствованным Регистром при постройке, присваивается класс с основным символом КМ*, или КЕ*, или К*;
2) судам, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, механизмы, оборудование) построены и/или изготовлены по правилам другой признанной Регистром классификационной организации и освидетельствованы этой организацией при их постройке и изготовлении, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом КМ*, или КЕ*, или К*;
3) судам, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, или механизмы, или оборудование) построены и/или изготовлены без освидетельствования их признанной Регистром классификационной организацией или вообще без освидетельствования классификационной организации, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом (КМ)*, или (КЕ)*, или (К)*;
4) судам, которым в силу особенностей их конструкции при их классификации невозможно присвоить основной символ класса из числа вышеуказанных, может быть присвоен класс с основным символом в виде КМ*, или КЕ*, или К*.
Указанное относится к случаям перехода судов в класс Регистра из класса классификационной организации - члена Международной ассоциации классификационных обществ. Возможность такой классификации является в каждом случае предметом специального рассмотрения Главным управлением Регистра.
Регистр может исключить или изменить в символе класса соответствующий знак при изменении или нарушении условий, послуживших основанием для введения данного знака в символ класса. Регистр может присвоить класс судну по результатам освидетельствования при постройке, а также присвоить или возобновить класс судну, находящемуся в эксплуатации.
Класс присваивается судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждается, возобновляется или восстанавливается при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяется выдаваемым на судно классификационным свидетельством.
Возобновление класса судна означает соответствие конструкции судна и его технического состояния условиям, на которых был ранее присвоен класс, и продление действия документов Регистра на установленный правилами период.
Класс судну присваивается или возобновляется Регистром, как правило, на пятилетний период, однако в обоснованных случаях Регистр может присвоить или возобновить класс на меньший срок.
Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что техническое состояние судна полностью или в степени, признанной Регистром за достаточную, удовлетворяет тем требованиям правил, которые на них распространяются в соответствии с назначением, условиями эксплуатации и символом класса судна.
Наличие у судна действующего класса Регистра удостоверяется наличием на судне действующего классификационного свидетельства. Классификационное свидетельство теряет силу и действие класса судна приостанавливается в случаях:
1) непредъявления судна в целом или отдельных его объектов к назначенному периодическому или внеочередному освидетельствованию в предписанный срок;
2) после аварийного случая;
3) введения не согласованных Регистром конструктивных изменений и/или изменений в снабжении судна в сторону уменьшения от предписанных правилами;
4) выполнения ремонта элементов судна без согласования и/или без освидетельствования Регистром;
5) эксплуатации судна с осадкой, превышающей регламентированную Регистром для конкретных условий, а также эксплуатации судна в условиях, не соответствующих присвоенному классу судна или установленным при этом Регистром ограничениям;
6) несвоевременного выполнения предписанных конкретных требований, являющихся при предыдущем освидетельствовании судна условием присвоения или сохранения класса Регистра;
7) приостановления по инициативе или по вине судовладельца процесса проводимого Регистром освидетельствования судна.
Приостановленный класс судна восстанавливается при удовлетворительных результатах соответствующего периодического или внеочередного освидетельствования, выполненного Регистром при предъявлении судна.
На период от приостановления действия класса до его восстановления судна считаются утратившими класс Регистра. Класс может быть приостановлен на срок не более шести месяцев.
Класс судна снимается Регистром в следующих случаях:
1) по окончании максимально установленного срока приостановления класса;
2) когда восстановление класса представляется Регистру и/или судовладельцу невозможным;
3) когда судовладелец переводит судно в класс другой классификационной организации;
4) по желанию судовладельца.
Снятие класса судна означает прекращение действия классификационного свидетельства. Класс судна аннулируется в связи с гибелью судна или его списанием. С присвоением класса Регистр включает в Регистровую книгу судов морские самоходные суда валовой вместимостью 100 и более и исключает их при снятии или аннулировании класса. В случаях приостановления действия класса в Регистровой книге судов записывается, что действие класса приостановлено с указанного срока.
Регистр по заявке судовладельца производит переклассификацию судов в случае:
1) перевода судна в класс Регистра из класса другой классификационной организации;
2) изменения у судов, имеющих класс Регистра, основного символа класса или изменения дополнительных знаков и/или словесной характеристики в символе класса.
А.М. Симоненко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
2008 год