Составление диспаши должно сопровождаться обязанностью страхователя по охране интересов страховщика. Особенность составления диспаши заключается в расчете убытков по общей аварии, и их распределение между участниками морского мероприятия соразмерно стоимости груза и фрахта, судна. При составлении диспаши необходимо руководствоваться законодательством, общепризнанными обычаями морского мореплавания, и если в коносаменте или договорах морского страхования имеется соответствующая ссылка, то диспаша составляется с учетом требований Йорк-Антверпенских правил.
Указанные Правила представляют собой своего рода кодекс принятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих вопросы убытков по общей аварии. Требования данных Правил не являются обязательными, но, как правило, учитываются при заключении большинства договоров морской перевозки с целью нахождения компромисса между отличными друг от друга по содержанию нормами законодательства различных государств. Кодекс содержит определение общей аварии и обстоятельств, которые позволяют признать убытки, ущерб или расходы таковыми по общей аварии, а также содержит положения, относящиеся к отдельным случаям общей аварии (распределение убытков от выбрасывания имущества за борт в целях спасания судна, от тушения пожара на судне, вознаграждения за спасание и др.).
Комментарий к статье 274 от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Составление диспаши должно сопровождаться обязанностью страхователя по охране интересов страховщика. Особенность составления диспаши заключается в расчете убытков по общей аварии, и их распределение между участниками морского мероприятия соразмерно стоимости груза и фрахта, судна. При составлении диспаши необходимо руководствоваться законодательством, общепризнанными обычаями морского мореплавания, и если в коносаменте или договорах морского страхования имеется соответствующая ссылка, то диспаша составляется с учетом требований Йорк-Антверпенских правил.
Указанные Правила представляют собой своего рода кодекс принятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих вопросы убытков по общей аварии. Требования данных Правил не являются обязательными, но, как правило, учитываются при заключении большинства договоров морской перевозки с целью нахождения компромисса между отличными друг от друга по содержанию нормами законодательства различных государств. Кодекс содержит определение общей аварии и обстоятельств, которые позволяют признать убытки, ущерб или расходы таковыми по общей аварии, а также содержит положения, относящиеся к отдельным случаям общей аварии (распределение убытков от выбрасывания имущества за борт в целях спасания судна, от тушения пожара на судне, вознаграждения за спасание и др.).
А.М. Симоненко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
2008 год