Статья 203 от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Мореходное состояние судна
1. Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна.
2. Судовладелец не несет ответственность, если докажет, что немореходное состояние судна вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).
3. Судовладелец обязан также в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна.
Комментарий к статье 203 от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Под мореходностью законодателем понимается в совокупности:
- техническая годность судна к плаванию;
- надлежащее его снаряжение;
- укомплектованность экипажа;
- снабжение экипажа всем необходимым;
- приведение трюмов и других помещений судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.
Словарь морских терминов определяет мореходность судна как комплексное свойство, характеризующее способность судна выполнять свое назначение в заданных гидрометеорологических условиях. Судно может быть допущено к плаванию, если оно отвечает требованиям безопасности мореплавания. Судно признается немореходным: если к началу рейса не укомплектовано экипажем; его помещения и трюмы не находятся в состоянии, обеспечивающем надлежащий прием, перевозку и сохранность пассажиров и груза; при возникновении аварии (вышли из строя двигатель, руль, появилась течь и т.д.); когда кончились продовольствие, топливо, пресная вода; если началась опасная эпидемия. Способность судна при плавании на морском волнении сохранять основные мореходные качества и возможность эффективного использования всех систем и устройств в соответствии с назначением. Понятие "М. судна" имеет более узкий смысл, чем термин "мореходные качества", и объединяет только те свойства судна, которые оказываются существенными в условиях плавания при ветре и волнении. К ним относятся: качка на волнении и обусловленные ею инерционные перегрузки корпуса, устройств и механизмов; заливание и забрызгивание палубы и надстроек; оголение носовой части днища и подверженность корпуса слемингу; потеря скорости вследствие возрастания сопротивления и ухудшения условий работы гребного винта при качке; снижение остойчивости и склонность к рысканию при качке на волнении, а также приспособленность к пребыванию в морских условиях. Последнее свойство определяется герметичностью помещений, возможностью беспрепятственного сообщения между надстройками и отсеками в штормовую погоду, степенью защищенности экипажа на открытых постах и мостиках от ветра, дождя и брызг. Благоприятный характер этих свойств, например плавность качки, малость ее амплитуд, умеренность заливания и т.д., позволяют говорить об удовлетворительной М. судна <82>.
--------------------------------
<82> www.korabel.ru/dictionary/detail/927.html
Комментируемая статья, упоминая мореходное состояние судна, выделяет такие факторы, как:
- конструктивные (конструкция корпуса, главного двигателя, других механизмов, оборудования и т.д.);
- эксплуатационные (годность грузовых помещений, загрузка, балластировка, снабжение, снаряжение и т.д.);
- человеческий (укомплектованность экипажа, его квалификация, состояние здоровья членов экипажа, натренированность и т.д.).
Для целей комментируемой статьи мореходным может быть признано такое состояние судна, при котором оно является пригодным для реализации целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, и способно противостоять морским опасностям и одновременно обеспечивать сохранность перевозки соответствующего груза.
А.М. Симоненко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
2008 год