Статья 3 от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом
1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;
суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:
военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.
Комментарий к статье 3 от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Статья устанавливает своего рода иерархию применения норм международного и национального законодательства. Так, применение КТМ РФ во время плавания морских судов как по морским путям, так и по внутренним водным путям становится возможным, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом. Кроме того, правила КТМ РФ подлежат применению и в отношении судов внутреннего плавания, а также судов смешанного плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям (в соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под внутренними водными путями понимаются естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства) при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
В соответствии со статьей 29 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (принята 10 декабря 1982 г. в Мотего - Бее (Ямайка)) под военным кораблем понимается судно, принадлежащее вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Это определение относится и к российским военным кораблям. К другим судам, находящимся в собственности государства и эксплуатирующимся им только для правительственной некоммерческой службы, относятся, например, таможенные суда, пограничные корабли, суда, осуществляющие охрану водных биологических ресурсов, карантинной службы и т.п. Военные и вспомогательные суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые только для правительственной некоммерческой службы, а также некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства, обладают так называемым суверенным иммунитетом, т.е. иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (уголовной, гражданской, административной); к ним не могут быть применены арест или задержание, другие принудительные меры (например, принудительная продажа).
Россия традиционно, как ранее и Советский Союз, придерживалась до последнего времени абсолютного государственного иммунитета, что нашло свое проявление во многих судебных делах в других государствах по искам к СССР и к России. Однако, в силу экономической заинтересованности, особенно с конца XX в., Россия, выступая как государство, во многих внешнеэкономических сделках, кредитных, инвестиционных и т.п., соглашалась на включение в контракты оговорок об отказе от использования своих иммунитетов. Само по себе это еще не означает отхода от концепции абсолютного иммунитета. Однако принципиальный сдвиг произошел с принятием в 1999 г. КТМ РФ. В отличие от ранее действовавшего КТМ СССР, иммунитеты не распространяются на государственные морские суда, используемые для коммерческих целей. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ 2002 г. (ст. 251) судебный иммунитет предоставляется только в отношении государства, "выступающего в качестве носителя власти".
Речь идет здесь не обо всей полноте государственного иммунитета, но лишь об одной из его составляющих - о судебном, т.е. процессуальном иммунитете, и можно говорить о том, что это, к примеру, не означает отказа от иммунитета государственной собственности <3>.
--------------------------------
<3> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.
А.М. Симоненко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
2008 год