ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 декабря 1998 г. N НФ/8835

ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ
СТ. 17 И 18 ЗАКОНА "О КОНКУРЕНЦИИ ..."

В связи с вопросами, поступающими в ГАК России, и в соответствии с правом давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, предоставленным Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), ГАК России дает разъяснения по применению ст. 17 и 18 Закона в порядке оказания методической помощи.

1. О применении п. 4 ст. 17 Закона

Под образованием хозяйственного общества понимается первичное его учреждение. Учредители коммерческой организации уведомляют антимонопольный орган в 15-дневный срок со дня ее государственной регистрации. Указанная норма Закона распространяется и на случаи создания коммерческой организации одним учредителем, если балансовая стоимость его активов удовлетворяет требованиям п. 4 ст. 17 Закона.

2. О ходатайствах группы лиц по ст. 18 Закона

Для того, чтобы лица (юридические, физические), относящиеся к группе лиц в соответствии с требованиями ст. 4 Закона и получившие согласие антимонопольного органа на приобретение более 20% акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, могли передавать (продавать) акции (доли) этого хозяйственного общества в пределах имеющегося пакета без дополнительного согласования с антимонопольным органом, в заключении антимонопольного органа должна содержаться следующая запись:

"ГАК России (территориальное управление) принимает решение об удовлетворении настоящего ходатайства, при котором (указываются конкретные юридические, физические лица) получат право совместно и каждый в отдельности осуществлять права голоса (указывается лицо, акции (доли) которого приобретаются) в пределах пакета, равного (указывается совокупный размер пакета акций (долей), заявленный в ходатайстве) процентов от общего числа голосующих акций".

Ходатайство группы лиц должно быть сформулировано аналогичным образом.

3. О рассмотрении сделок, совершенных без предварительного согласия антимонопольных органов

В случае, если антимонопольный орган выявляет факт нарушения п. 1 ст. 18 Закона в части неполучения предварительного согласия на совершение сделок (действий), поименованных в этой статье, либо лицо, допустившее подобное нарушение, добровольно обратится в антимонопольный орган с соответствующим уведомлением (заявлением), антимонопольный орган должен возбудить дело по признакам нарушения п. 1 ст. 18 Закона. Результатом рассмотрения дела должны быть:

- вывод о том, приводит ли данная сделка (действие) к антиконкурентным последствиям;

- в случаях, если сделка (действие) привела к антиконкурентным последствиям, необходимо выставить участникам сделки (действия) требования по восстановлению необходимых условий конкуренции;

- наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа за нарушение процедуры, установленной п. 1 ст. 18 Закона.

В таких случаях отношение антимонопольного органа к этой сделке (действию) оформляется в порядке, установленном Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом ГКАП России от 25.07.96 N 91:

- определением - в случае, если рассмотренная сделка (действие) не приводит к антиконкурентным последствиям;

- предписанием - в случае, если рассмотренная сделка (действие) приводит к антиконкурентным последствиям и антимонопольный орган выставляет лицу, нарушившему п. 1 ст. 18 Закона, требования по восстановлению необходимых условий конкуренции.

Антимонопольный орган должен рассматривать все случаи нарушения п. 1 ст. 18 Закона с учетом требований п. 9 этой статьи.

При этом во избежание пропуска сроков привлечения к ответственности, установленных ст. 23 и ст. 24 Закона, административное производство по делу о нарушении процедуры, установленной п. 1 ст. 18 Закона, должно начаться незамедлительно с момента установления признаков такого нарушения.

Председатель
ликвидационной комиссии
Н.Е.ФОНАРЕВА